- Преподавателю
- Математика
- Исследовательская работа на тему Тригонометрические уравнения в заданиях ЕГЭ
Исследовательская работа на тему Тригонометрические уравнения в заданиях ЕГЭ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кадышкина Н.В. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ « Мордовско-Паёвская СОШ» Инсарского района РМ
Выполнила: Пантилейкина Надежда,
ученица 11 класса
Руководитель: Кадышкина Н.В.,
учитель математики
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….
Глава I. О тригонометрических уравнениях…………………………………..…5
1) Основные типы тригонометрических уравнениях и методы их решения:
1. Уравнения, сводящиеся к простейшим. …………………………………..5
2. Уравнения, сводящиеся к квадратным…………………………………….5
3. Однородные уравнения acosx + b sin x = 0………………………………...6
4.Уравнения вида acosx + b sin x = c, с≠ 0…………………………………7
5. Уравнения, решаемые разложением на множители…………………...….7
6. Нестандартные уравнения………………………………………………….8
Глава II. Основные понятия и формулы тригонометрии…………………….8-10
Глава III. Уравнения предлагавшиеся на ЕГЭ прошлых лет…………...……10-14
Заключение………………………………………………………………………….14
Приложение……………………………………………..……………………….15-17
Литература…………………………………………………………………………..18
Введение
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...»
Бернард Шоу
Актуальность работы.
Через несколько месяцев я заканчиваю школу.
Чтобы не было проблем с дальнейшим выбором жизненного пути, необходимо получить школьный аттестат, а для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ - и один из них математика. Что уж там говорить, выпускные экзамены - ответственный период в жизни любого школьника, от которого зависит не только итоговая оценка в аттестате, но и его профессиональное будущее, доход и карьера.
Единый Государственный Экзамен - это важный тест перед переходом в новую жизнь и поступлением в университет или колледж. Особенно важно сдать его на хорошие баллы. ЕГЭ по математике - серьезное испытание и без хорошей базы ученик не сможет претендовать на приличный результат.
Как не допустить провала на экзамене и получить хорошие баллы? Для этого необходимо хорошо решить задания. Я не претендую на максимальный балл, тем не менее старательно готовлюсь. И заметила, что даже на первом задании части С, а, именно, на решении тригонометрических уравнениях и их системах допускаю ошибки. На первый взгляд, задача С1 - это относительно несложное уравнение или система уравнений, которое может содержать тригонометрические функции, одним из основных подходов к решению которых состоит в их последовательном упрощении с целью сведения к одному или нескольким простейшим. Так почему я ошибаюсь?
Актуальность темы определяется тем, что учащиеся должны разбираться в тех или иных способах решения тригонометрических уравнений.
Поэтому, перед собой я поставила следующую цель:
Систематизировать, расширить знания и умения, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений.
Объектом исследования является изучение тригонометрических уравнений в заданиях ЕГЭ.
Предмет исследования - является решение тригонометрических уравнений
Таким образом, основной целью написания данной курсовой работы является изучение тригонометрических уравнений и их систем, способы их решения.
В соответствии с целями, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1). Изучить все задания, связанные с решением тригонометрических уравнений, предлагавшиеся на ЕГЭ работ предыдущих лет и при выполнении диагностических работ;
2) Изучить методы решения тригонометрических уравнений.
3). Выявить основные возможные ошибки при решении таких уравнений;
4). Выяснить причину допущения таких ошибок.
5)Рассмотреть рекомендации по решению тригонометрических уравнений;
6). Сделать выводы.
В своей работе я решу несколько тригонометрических уравнений, покажу возможные ошибки при их решении и постараюсь ответить на следующие вопросы:
1). Можно ли избежать ошибок при выполнении заданий типаС1
2) Если я буду тренироваться в решении уравнений такого типа, то я смогу
ли безошибочно выполнять такие задания?
Для этой цели я изучила все демонстрационные и тренировочные задания, проводимые с нами, материалы ЕГЭ предыдущих лет;
изучила справочные источники;
самостоятельно решала задания из Интернета;
консультировалась со своим учителем в случае затруднения;
училась анализировать и правильно оформлять результаты.
Глава I. О тригонометрических уравнениях.
1) Определение 1. Тригонометрическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрических функций.
Простейшие тригонометрические уравнения - это уравнения вида sin x = a,
cos x=a, tg x=a, ctg x = a.
В таких уравнениях переменная находится под знаком тригонометрической функции, а - данное число.
Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов: преобразование уравнения для получения его простейшего вида и решение полученного простейшего тригонометрического уравнения.
2)Основные типы тригонометрических уравнений.
-
Уравнения, сводящиеся к простейшим.
Решить уравнение
Решение:
Ответ:
-
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
1) Решить уравнение 2 sin 2 x - cosx -1 = 0.
Ответ:
-
Однородные уравнения: asinx + bcosx = 0
a sin 2 x + b sinxcosx + c cos 2 x = 0.
Решить уравнение 2sinx - 3cosx = 0
Решение: Пусть cosx = 0, тогда 2sinx = 0 и sinx = 0 - противоречие с тем,
что sin 2 x + cos 2 x = 1. Значит cosx ≠ 0 и можно поделить уравнение на cosx.
Получим
Ответ:
-
Уравнения вида a sinx + b cosx = с, с ≠ 0.
Пример: Решить уравнение
Решение:
Ответ:
-
Уравнения, решаемые разложением на множители.
Припер: Решить уравнение sin2x - sinx = 0.
Решение: Используя формулу sin2x = 2sinxcosx, получим
2sinxcosx - sinx = 0,
sinx (2cosx - 1) = 0.
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю.
Ответ:
-
Нестандартные уравнения.
Решить уравнение cosx = х 2 + 1.
Решение:
Рассмотрим функции
Глава II. Основные понятия и формулы тригонометрии.
Тригонометрические уравнения - обязательная тема любого экзамена по математике.
Ох, сколько мучений доставляет ученикам изучение тригонометрии.
Определенные сложности возникают даже в том случае, если рядом учитель по математике и объясняет каждую мелочь. Это и понятно, одних только базовых формул существует более двадцати. А уж если считать их производные … Ученик путается в вычислениях и никак не может запомнить механизмы, при помощи которых эти формулы позволяют найти, например, .
Вы знаете формулы - вам легко решать. Не знаете - не поймете, даже если дадут формулу.
Формулу нужно не просто тупо знать, а знать куда ее можно применить, как раскрыть и в чем суть формулы, а для этого вам нужно решать примеры именно для тех задач, которые даются с трудом.
Мне поначалу казалось, тригонометрия - это скучный набор формул и графиков. Однако, знакомясь с новыми понятиями тригонометрии и методами решения тригонометрических уравнений, каждый раз убеждалась, насколько интересен и увлекателен мир тригонометрии.
Во- первых, для успешного решения тригонометрических уравнений нужно хорошо знать тригонометрические формулы, причем не только основные, но и дополнительные (преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму, формулы понижения степени и другие), так как использование на ЕГЭ шпаргалок и мобильных телефонов запрещается
(Приложение1)
Во- вторых, мы должны четко знать стандартные формулы корней простейших тригонометрических уравнений (полезно помнить или уметь получать с помощью тригонометрической окружности упрощенные формулы для корней уравнений)
Каждое из таких уравнений решается по формулам, которые следует знать. Вот эти формулы:
а) Функция y=sin x. Функция ограниченная: находится в пределах [-1; 1]. Это значит, что при решении уравнений типа sinx=2 или sinx=-5 в ответе получается: нет корней. Формулы для функции у= sinx
1) sinx =a, x= (-1)narcsin a +n,nZ
2) sinx = - a, x= (-1)n+1arcsin a +n,nZ
Также, нужно знать частные случаи: 1) sinx =- 1,
2) sinx =0,
3) sinx =a,
Также нужно уметь решение в виде двух серий корней
.
2. Функция y= cos x. Функция ограниченная: находится в пределах [-1; 1]. Это значит, что при решении уравнений типа cos x=2 или cos x=-5 в ответе получается: нет корней. Формулы для функции у= cos x:
1. cosx =a, X=± arccos a+2n,nZ
2. cos x=-a, X=±( - arccos a)+2n,nZ
Частные случаи: 1. cosx =-1, X= +2n,nZ
2. cosx =0,
3. cosx =1, X= 2n,nZ
3. Функция y= tg x.
Тут всего одна формула, без частных случаев: tg x =±a .
х= ± arctg a+n,nZ
В-третьих, надо знать значения тригонометрических функций;
( Приложение 2)
В- четвёртых, Если в уравнении тригонометрическая функция находится под знаком радикала, то такое тригонометрическое уравнение будет иррациональным. В таких уравнениях следует соблюдать все правила, которыми пользуются при решении обычных иррациональных уравнений (учитывается область допустимых значений как самого уравнения, так и при освобождении от корня четной степени).
V. Уравнения, предлагавшиеся на ЕГЭ прошлых лет.
«Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и впоследствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели».
Лейбниц
1. Уравнения, сводящиеся к квадратному.
С1. Решить уравнение:
Решение: Воспользовавшись основным тригонометрическим тождеством, перепишем уравнение в виде
Заменой cos=t уравнение сводится к квадратному:2t2+ 9 t -5 =0, которое имеет корни t 1= ½ и t2 = -5. Возвращаясь к переменной х, получим ,
Второе уравнение корней не имеет так как |cosx|≥1, а из первого x=±+6k,kZ
Ответ: =±+6k,kZ
Вывод: вводя новую переменную, нужно учитывать, что значения sin x и cos x ограничены отрезком , а иначе появятся посторонние корни.
2. Уравнения, решаемые разложением на множители
Задание С1 ( 2011 г.)
а) Решить уравнение
б) Указать корни уравнения, принадлежащие отрезку
Решение: а) решаем разложением левой части на множители:
группируем и выносим общий множитель за скобки, получим
Уравнение 1) решений не имеет.
Второе уравнение однородное, решается делением почленно на cosx ≠0, получим , откуда
б)
Ответ: а) б)
Вывод:
1.При решении уравнения такого вида, во - первых, нужно знать, что |sinх|≤1 и |cosx|≤1, и уравнение sinx=-2 решений не имеет;
2.Во - вторых, обосновать деление на cosx≠о ( так как , если cosx=0,то sinх=0 , а это невозможно;
в- третьих, обоснованно произвести отбор корней, принадлежащие данному промежутку
3.Уравнение на применение формул приведения
С1 ( 2010 г.) Дано уравнение
а) решить уравнение;
б) Указать корни, принадлежащие отрезку
Решение: Используя формулы приведения, получим :
sin 2 x - cos x =0,
2 sinx cosx- cosx =0,
сosx (2 sinx -1 )=0, откуда cosx= 0 или sinx =½,
б) Найдем значения к, при которых корни будут принадлежать
указанному промежутку. Для того, чтобы выбрать корни. принадлежащие заданному промежутку, решение представим в виде :
б) Найдем значения к, при которых корни будут принадлежать указанному промежутку.
2)
Решая это неравенство, целого
значения к не получим.
3)
Ответ: а)
б)
Вывод:
При решении уравнения такого вида, необходимо знать формулы приведенного уравнения и правильно её применить; уметь представлять решениена две серии корней; правильно выбрать корни, принадлежащие заданному отрезку.
4. Системы тригонометрических уравнений
С1 (2010). Решить систему уравнений
Решение: О.Д.З
Дробь равна нулю, если числитель равен 0, а знаменатель не равен 0.
Из уравнения 2sin2x - 3 sinx +1 =0, решая методом введения новой переменной, находим
или sin x=1.
1)Пусть , тогда и у = cos x = ›0 ( используя основное тригонометрическое тождество)
либо и - нет решения.
2) Пусть sinx = 1, тогда у = cos x = 0 - нет решения.
Ответ: и у =
Вывод: 1) нужно учитывать ограниченность тригонометрических
функций
2) Записывать и учитывать О.Д.З.
5. С1 ( ЕГЭ 2011 г.) Решить уравнение:
О.Д.З. - cos x ≥ 0, sin х ≤ 0.
4sin2 x + 12 sinx + 5 = 0 или cos x =0
sinx = t
4 t2 + 12 t + 5=0, откуда t1=-½ , t2 = -
sinx = -½ sinx =- - не имеет решения
х =
х =
с учётом О.Д.З. х =
Ответ: х =
Вывод: Ответ записать с учётом О.Д.З.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проделанной мною работе были изучены решения тригонометрических уравнений, рассмотрены рекомендации по решению тригонометрических уравнений, методы решения тригонометрических уравнений и рассмотрены ошибки, которые возможны при их решении.
Я пришла к следующим выводам:
1. Задания типа С1 проверяют умение решать тригонометрические уравнения. Эти задания являются, действительно, несложными, что придаёт лишнюю самоуверенность и усыпляют внимательность. Единственной сложностью этих заданий является то, что, решив уравнение или систему уравнений, отбросить посторонние корни.
2. Задача С1 - это самая простая задача группы С. При ее решении не должны возникать громоздкие преобразования и сложные вычисления. Если же они появились - немедленно нужно остановиться, проверить решение и попробовать понять, что же здесь не так.
3. В конечном итоге, главное требование - решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений. Нужно постараться записать свое решение кратко и понятно, но главное - правильно!
4. И самое главное - чтобы научиться без ошибок решать уравнения , надо их решать! Ведь, как говорил Пойа, « Если хотите научиться плавать, то смело ныряйте в воду, а если хотите научиться решать задачи, надо их решать!»
Приложение 1 ( основные формулы тригонометрии)
1) основное тригонометрическое тождество sin2α +cos2 α= 1,
Деля это уравнение на квадрат косинуса и синуса соответственно имеем
2)формулы двойного аргумента sin2α =2 sinα cos α,
cos 2α = cos2 α - sin2α,
cos 2α = 1- 2sin2α,
3)формулы понижения степени:
4) формулы суммы и разности двух аргументов:
sin(α+β)=sinα cos β +cos α sin β
sin(α-β)=sinα cos β -cos α sin β
cos(α+β)=cosα cos β +sin α sin β
cos(α-β)=sinα cos β +sinα sin β
5)Формулы приведения
Формулами приведения называются формулы следующего вида:
Суммы суммы и разности тригонометрических уравнений
Чётность
Косинус- чётная, синус, тангенс и котангенс- нечётные, то есть:
Непрерывность
Синус и косинус - непрерывные функции. Тангенс и имеет точки разрыва
,котангенс 0; ±π; ±2π;…
Периодичность
Функции y = cos x, y = sin x - периодические с периодом 2π,
функции y = tg x и y = ctg x - c периодом π.
Знаки тригонометрических функций по четвертям
Приложение 2(Таблица значений тригонометрических функций некоторых углов)
Угол (a)
Тригонометрическая функция
Градусы
Радианы
sin a
cos a
tg a
ctg a
sec a
cosec a
0°
0
0
1
0
∞
1
∞
30°
2
45°
1
1
60°
2
90°
1
0
∞
0
∞
1
120°
-2
135°
-1
-1
150°
2
180°
0
-1
0
∞
-1
∞
210°
-2
225°
1
1
240°
-2
270°
-1
0
∞
0
∞
-1
300°
2
315°
-1
-1
330°
-2
360°
0
1
0
∞
1
∞
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилемханов Р.Г. О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу В //Математика в школе. 2001-№ 6 -с. 26-28.
2. Глазков Ю. А. Математика. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Ю. А. Глазков, И. К. Варшавский, М. Я. Гаиашвили. - М.: Издательство «Экзамен», 2008-2010
3. Крамор В.С. Тригонометрические функции. - М.: Просвещение, 1979.
4. Синакевич С.В. Тригонометрические уравнения - М.: Учпедгиз, 1959.
5. Цукарь А.Я. Упражнения практического характера по тригонометрии //Математика в школе. 1993-№3- с 12-15.
6. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М.: Наука, 1978.
7. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. Москва, «Просвещение», 1994.
8. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа 10-11. Учебник - М.: Просвещение, 2001.
9. ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. М: Просвещение, 2002-2011г.
10.ucheniki.hut2.ru/sprav/sprav_mathem/sprav_mathem_text/trigonom/sprav_mathem_znashen.php
11. webmath.ru/poleznoe/trig_formules.php
18