Разработка урока по теме Биквадратные уравнения

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Уравнения, приводимые к квадратным. Биквадратные уравнения.

Цели урока:

  1. Образовательная: рассмотрение способов решения уравнений, приводимых к квадратным;

  2. Воспитательная: воспитание навыков групповой работы, сознательной деятельности учащихся;

  3. Развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся, навыков взаимодействия между учащимися, умение обобщать изучаемые факты.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Математика». Остановимся в городе «Уравнений» третьей и четвёртой степени, продолжим знакомство с биквадратными уравнениями, услышим сообщения об итальянских учёных - математиках.



  1. Путеществие по стране «Математика»

  1. Станция любителей кроссвордов


1

2







3




4


5

6







7




8






















9



10















11









По горизонтали:

4. Чем является выражение b2 - 4ac для квадратного уравнения с коэффициентами a,b,c ? (Дискриминант).

  1. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство (Корень).

  1. Как назыввааетя уравнение вида ax4 + bx2 + c = 0 (Биквадратное).

  2. Французский математик (Виет).

  1. Уравнение, в котором левая и правая части являются целыми выражениями (Целое).

  2. Уравнения, с одной переменной, имеющие одинаковое множество корней. (Равносильные).

По вертикали:

  1. Множество корней уравнения (Решение).

  2. Решение уравнения ax2 = 0 (Ноль).

  3. Равенство, содержащее переменную (Уравнение).

  1. Квадратное уравнени, в котором один из коэффициентов b или с равен 0. (Неполное).

  1. Квадратное уравнение, в котором первыцй коэффициент равен единице. (Приведённое).

2. Станция «Историческая»

(Проверка домашнего задания)

Учитель: Мы с вами находимся на станции «Историческая». Нам предстоит услышать сообщения учащихся о великих итальянских ученых - математиках. Слушайте внимательно, за интересное дополнение можно получить отметку.

Историческая справка

Ученик: В проблему решения уравнеий 3 и 4 степеней большой вклад внесли итальянские математики шестнадцатого века Н. Тарталья, А. Фиоре, Д.Кардано, Л.Феррари и другие. В 1535 году между А. Фиоре и Н. Тартальей состоялся научный поединок, на котором последний одержал блестящую победу. Он за 2 часа решил 30 задач, предложенных А. Фиоре, а сам А. Фиоре не смог решить ни одной, заданной Н. Тартальей.

Учитель: Какие есть дополнения? (Заслушиваются сообщения, подготовленные учащимися, каждое выступление сопровождается презентацией).

Учитель: Итак, Н. Тарталья за 2 часа решил 30 задач. Сколько уравнений сможете решить вы за наш урок? Какие способы решения выберете? А мы продолжаем наше путешествие. Мы прибыли в город Уравнений.

3. Станция: Город Уравнений (устная часть).

Это не просто город Уравнений, а город уравнений третьей и четвёртой степеней. Вам предстоит ответить на все вопросы. Только ответив на них, вы сможете отправиться дальше.

Задание 1. Каким способом вы решали бы уравнения каждой из групп?

  1. x3 - x =0, x3 + 9x = 0, x4 - 4x2 = 0, y4 - 16 = 0.

  2. 9y3 - 18y2 - y + 2= 0, x3 - 5x2 + 16x - 80 = 0, 6y4 - 3y3 + 12y2 - 6y = 0.

  3. (y2 - y +1)(y2 - y - 7)=65, (x2 + 2x)2 - 2(x2 + 2x) - 3 = 0.

Ответы:

- примеры первой группы лучше решать способом разложения на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки;

- примеры второй группы удобно решать способом группировки и разложения на множители;

- примеры третьей группы удобно решить введением новой переменной и переходом к квадратному уравнению.

Задание 2. Какой множитель вы вынесли бы за скобки в примерах первой группы задания 1?

Задание 3. Как вы сгруппировали бы слагаемые в примерах второй группы задания 1?

Задание 4. Что бы вы обозначили через новую переменную в примерах третьей группы задания 1?

Задание 5. Как можно разложить на множители многочлен y4 - 16?

  1. Станция: Город Уравнений (практическая часть).

Вы справились с устной работой в городе Уравнений, и мы отправляемся путешествовать дальше по этому интересному городу и продолжим знакомство с интересными уравнениями.

Задание 6. Решите уравнение.

(Задания у доски выполняют одновременно 2 ученика.)

а) (Первый ученик решает у доски с объяснением)

9x3 - 18x2 - x + 2= 0.

б) (Второй учащийся решает уравнение молча, затем объясняет решение, класс слушает и задаёт вопросы, если что - то непонятно).

х3 + х2 - 4(х + 1)2 = 0.

Задание 7. Решите уравнение. (Задание выполняется самостоятельно по вариантам. Предварительно вместе с учителем рассматривают вероятные замены для введения новой переменной. Проверяется устно).

Вариант 1.

(x2 + 2x)2 - 2(x2 + 2x) - 3 = 0.

Вариант 2.

(y2 - y +1)(y2 - y - 7)=0.

Задание 8. Решите уравнение. (Дополнительное задание для тех, кто раньше справится с предыдущими уравнениями).

(2х2 + х -1)(2х2 + х - 4) + 2=0.

Задание 9. Решите уравнение. (Тот, кто верно решит больше биквадратных уравнений за 10 минут, получит «5». Учащиеся работают самостоятельно с последующей взаимопроверкой.)

а) х4 - 5х2 - 36 = 0;

б) y4 - 6 y2 +8 = 0;

в) 4х4 - 5 х2 + 1 = 0;

г) х4 - 25х2 + 144 = 0;

д) 5y4 - 5y2 +2 = 0;

е) y4 - 2y2 - 3 = 0.

Задание 10. При каких значениях а уравнение t2 + at + 9 = 0 не имеет корней (Пример на повторение).

  1. Станция: «Домашняя».

Мы прибыли на станцию «Домашняя». Получите домашнее задание.

Задание 11. Решите уравнение итальянских математиков:

(3x2 + x - 4)2 + 3x2 + x = 4.

Задание 12. Найдите и решите 3-4 уравнения, предложенные А. Фиоре и Н. Тартальей.

Рефлексия.

Наше путешествие завершено. Итак, подсчитайте, сколько каждый из вас решил уравнений. За 2 урока весь класс решил… уравнений. Оценки за урок….



© 2010-2022