- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии. 9 класс. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др
Рабочая программа по геометрии. 9 класс. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абрамова Н.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по Директор МКОУ
УВР МКОУ «Протасовская «Протасовская ООШ»
ООШ» __________/Леонов А.Л./
___________/Соломатов В.С./
Приказ № ______ от
«____» _________ 2015 г. «____» _________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Абрамовой Надежды Васильевны (категория - высшая)
по геометрии в 9 классе
Срок реализации программы 5 лет.
Рассмотрено на заседании педагогического
совета
протокол № _________ от
«____» _____________ 2015 г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по геометрии Л.С.Атанасян, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
Значимость математической подготовки на ступени основного общего образования современного человека определила следующие цели обучения математике в школе:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений о математических идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и свойства геометрических фигур планиметрии, методы доказательства.
Содержание рабочей программы по геометрии для 9 класса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Научить учащихся выполнять действия над векторами, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
-
Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
-
Расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления;
-
Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений;
-
Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе;
-
Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
В ходе преподавания геометрии в классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладения приёмами аналитико-синтетической деятельности при проведении доказательных рассуждений, выдвижении гипотез и их обоснования;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и их отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков геометрии (словесного, символического, графического);
- использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Изучение геометрии в 9 классе направлено на решение следующих задач:
-
Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Рабочая программа выполняет функции: информационно-методическую, организационно-планирующую, контролирующую.Внесены изменения, исходя из содержания Примерной программы основного общего образования по математике. Для освоения программы используетя учебно-методический комплект к учебнику Л.С.Атанасяна и др.
Согласно действующему Базисному учебному плану в основной общеобразовательной школе предусмотрено на изучение геометрии в 9 классе 68 часов при двух часах в неделю.
Содержание курса
1.Векторы.Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
3. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Число л. Площадь круга. Сегмент.
4.Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Симметрия фигур. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
5.Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов. Примеры развёрток. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре.
6.Об аксиомах планиметрии
Беседа об аксиомах планиметрии.
Календарно - тематический план
№
n/n
Раздел программы,
количество часов
Номер урока данного раздела
Тема урока
Раздел 1.
Векторы.
(10 часов)
1
1
Повторение. Четырёхугольники и формулы вычисления площадей.
2
2
Повторение. Подобные треугольники, окружность, теорема Пифагора.
3
3
Понятие вектора. Равенство векторов.
4
4
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
5
5
Сумма нескольких векторов.
6
6
Вычитание векторов.
7
7
Практическое занятие по теме «Сложение и вычитание векторов».
8
8
Умножение вектора на число.
9
9
Применение векторов к решению задач.
10
10
Средняя линия трапеции.
Раздел 2.
Метод координат.
(8 часов)
11
1
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам». Координаты вектора.
12
2
Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.
13
3
Простейшие задачи в координатах. Вычисление длины вектора по его координатам.
14
4
Расстояние между двумя точками. Применение координат при решении задач.
15
5
Уравнения окружности и прямой. Уравнение линии на плоскости.
16
6
Уравнения окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. Решение задач.
17
7
Уравнения прямой. Решение задач.
18
8
Контрольная работа№ 1 "Векторы. Метод координат".
Раздел 3.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведениие векторов.
(13 часов)
19
1
Синус, косинус и тангенс угла.
20
2
Основное тригонометрическое тождество. Формулы для вычисления координат точки.
21
3
Решение задач. Синус, косинус и тангенс угла.
22
4
Теорема о площади треугольника. Формула площади треугольника через две стороны и угол между ними. Площадь четырёхугольника.
23
5
Теорема синусов.
24
6
Теорема косинусов.
24
7
Решение треугольников.
26
8
Измерительные работы.
27
9
Угол между векторами.
28
10
Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
29
11
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.
30
12
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».
31
13
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
Раздел 4.
Длина окружности и площадь круга.
(12 часов)
32
1
Правильные многоугольники. Периметр многоугольника.
33
2
Окружность, описанная около правильного многоугольника.
34
3
Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
35
4
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
36
5
Построение правильных многоугольников.
37
6
Практическое занятие по теме "Построение правильных многоугольников".
38
7
Длина окружности. Соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Число л.
39
8
Площадь круга. Площадь кругового сектора. Сегмент.
40
9
Решение задач. Длина окружности и площадь круга.
41
10
Формулы площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружности.
42
11
Решение задач по теме "Длина окружности и площадь круга"
43
12
Контрольная работа №3 по теме "Длина окружности и площадь круга"
Раздел 5.
Движения.
(6 часов)
44
1
Понятие движения. Отображение плоскости на себя.
45
2
Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Наложения и движения
46
3
Параллельный перенос.
47
4
Поворот.
48
5
Решение задач по теме "Понятие движения. Параллельный перенос и поворот".
49
6
Контрольная работа №4 по теме"Движения".
Раздел 6.
Начальные сведения из стереометрии.
(8 часов)
50
1
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности.
51
2
Многогранники. Призма. Параллелепипед. Сойства прямоугольного параллелепипеда.
52
3
Объём тела и его свойства. Пирамида.
53
4
Построение сечений. Решение задач.
54
5
Площадь поверхности фигур. Примеры развёрток. Наглядные представления о пространственных телах.
55
6
Цилиндр и конус. Сфера и шар. Формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
56
7
Решение задач по теме "Многогранники".
57
8
Решение задач по теме "Тела и поверхности вращения"
Раздел 7.
Повторение.
(11 часов)
58
1
Об аксиомах планиметрии.
59
2
Развитии геометрии. Применение аксиом планиметрии к решению задач.
60
3
Повторение по теме « Треугольники. Равенство, подобие, площадь».
61
4
Повторение по теме «Четырёхугольники и их свойства, площади»
62
5
Повторение по теме «Подобие фигур»
63
6
Повторение по теме «Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
64
7
Повторение по теме «Окружность»
65
8
Повторение по теме «Векторы. Метод координат»
66
9
Контрольная работа № 5. Итоговая работа.
67
10
Анализ контрольной работы. Решение тренировочных заданий (подготовка к ГИА)
68
11
Решение задач по материалам ГИА. Итоги года.
Требования к уровню подготовки учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения
1.АтанасянЛ.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9кл. Учебник. М.: Просвещение. 2013.
2.Атанасян Л.С.,В.Ф. Бутузов и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации. М.: Просвещение. 2005.
3.Атанасян Л.С. и др. Рабочая тетрадь. 9 класс. Геометрия. М.: Просвещение.2013.
4.Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9кл. М.: Просвещение. 2009.
5.Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии .9кл. М.: Просвещение. 2009.
6.Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия. 9кл. Тематические тесты. М.: Просвещение. 2008.
7.Ноутбук.
8.Проектор.
9.МФУ.
10.Колонки для ноутбука
11.Наборы «Геометрическая мозаика»
12.Таблицы по геометрии для 9 класса.
13.Набор геометрических тел для практических работ.
14. Набор демонстрационных фигур.
Список литературы
1.Безрукова О.Л. Олимпиадные задания по математике 5-11 классы. Волгоград: Учитель. 2010.
2.Брадис В.М. Четырёхзначные математические таблицы. М.: Дрофа. 2010.
3.Гаврилова Н.Ф.Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. М.: ВАКО. 2006.
4.Лепёхина Т.А. Геометрия 7-9 классы. Опорные конспекты. Ключевые задачи. Волгоград. Учитель. 2014.
5.Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика./М.:Педагогика,1989.
Приложение 1
Практические занятия по предмету
Плановых контрольных работ - 5
1.Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат"»;
2. Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»;
3. Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»;
4. Контрольная работа №4 по теме «Движения»
5.Контрольная работа №5.Итоговая работа.