Статья по математике Деформированные упражнения на уроках математике

Использование деформированных равенств, неравенств, выражений, в которых элементы, подлежащие восстановлению, заменены пустыми клетками («окошками»), Восстановление числа основано на весьма ценных для ребенка логических операциях – переборе возможных решений, сравнение числа, прикидке и контроле ответа. Решение выражений, в которых надо определить знак действия и неизвестный компонент. В этих выражениях ученик сначала подбирает знак на основе сравнения, а затем находит отсутствующий компонент. ...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеСтатья по математике Деформированные упражнения на уроках математикеДеформированные упражнения на уроках математики.

Каким оптимальным набором упражнений, возможно, достичь целостного и прочного усвоения знаний?

Структура одних упражнений такова, что при их выполнении развиваются навыки лишь в прямолинейном применении правил; выполнение других неизбежно связано с осуществлением постоянного контроля, проверки ответа, причём последнее нередко ставится навыком и осуществляется неосознанно.

Например: учащимся приходится решать на уроке один за другим множество примеров вида (3a-2b)(3a+2b) с постепенным усложнением многочленов левой части.

Характер мыслительных процессов резко изменится, если вместо данного примера предложить деформированный пример вида:

(-2b)(+2b)=9a2-

Решение второго примера основывается на поисках недостающих звеньев замкнутого круга умозаключений путём анализа всей записи, что превращает мыслительный процесс в более сложный, содержательный и потому лучше развивающий способности ученика.

Такие задания естественным образом развивают навыки самоконтроля, совершающегося здесь непроизвольно и даже подсознательно. При обычных упражнениях самоконтроль очень долго не становится «привычкой», навыком, осуществляемым без напоминания. Причину этого можно усмотреть в том, что выполнение задания прямой структуры завершается получением ответа как бы на полуцикле и этап контроля, проверки выполняется лишь при специальном требовании учителя («решить и проверить») совсем иное положение при выполнении деформированных упражнений: здесь контроль неизбежен как часть циклического процесса.

Такие задания являются информативно более ёмкими, чем прямые. Выполнение таких заданий в большей мере развивает у школьника умение выполнять и прямые преобразования, при том самым экономным образом: записан один пример, а в процессе решения его испробовано несколько вариантов, выполнено в уме не менее 3 - 4 заданий.

У учащихся появляется активность при выполнении таких заданий.

Одним из важнейших средств активизации мышления школьника являются деформированные тождества.

Весьма эффективны упражнения на восстановление пропущенных элементов.

1.

0,01:0,2 :0,3 :4 :5 :10

2. *100=235,4 8*6-27=

:100=2,354 *6-10=44

*0,1=23,54 (20+)*8=720

:0,1=23,54 (-200):=90.

*1000=53,7

3. Добавить в середине две цифры так, чтобы число 356 делилось без остатка на 9.

Ход мыслей ученика примерно таков:

Найду сумму имеющихся цифр 3+5+6=14. Ближайшее к 14 число, делящееся на 9, это 18, следующее 27, следующее 36 - рассматривать не надо, так как наибольшая сумма двух однозначных чисел 9+9=18, а 36-14=22. До 18 не хватает 4. Две цифры надо подобрать так, чтобы их сумма была равна 4. Возможны варианты: 4 и 0; 3 и 1; 2 и 2.

Во втором случае сумма недостающих цифр должна составить 27-14=13, возможны варианты: 4 и 9; 5 и 8; 6 и 7.

«Сколько же разных решений можно найти?» - спрашивает учитель.

Возможные варианты для первого случая: 35406, 35046, 35316, 35136, 35226, для второго случая: 35496, 35946, 35586, 35856, 35676, 35766.

Всего искомых чисел существует 11.

4. Запиши пары значений  и , при которых значение выражения 12*+45*.

  • Делится на 2

  • Не делится на 5

  • Делится на 2 и на 5

  • Не делится ни на 2, ни на 5

5. Наташа забыла первую цифру в коде замка: 85327, но помнила, что всё шестизначное число было кратно 3. Сколько вариантов кода в самом худшем случае надо набрать Наташе, чтобы попасть к себе домой?

6. Вместо  запишите такой член, чтобы получившийся многочлен стандартного вида не содержал буквы в.

а)8в+13-15в-37-11в+35+; б)8в2х2-5х3+3х-17х2в2+5-10х+

7. Запишите вместо  такой одночлен, чтобы выполнялось равенство

(a+b)=ap+bp

(m-n)=-km+kn

(x2-xy)=x2y2-xy3

(x-1)=x2y2-xy2

При систематизации упражнений учитываю не столь количественное усложнение упражнения, сколько качественное изменение его структуры.

Например.

  • Сравнить логарифмы чисел 5 и 6 при общем основании, равном 0,6, т.е. определить знак в записи.

log0,66 и log0,65

  • Сравнить a и b

log0,6a>log0,6b

  • Какое число больше 1 или a

loga5>loga6

  • Сравнить x и y, если

2x>2y; (2/3)x>(2/3)y; (7/6)x<(7/6)y; (0,05)x<(0,05)y

При решении деформированных заданий резко возрастает интерес детей. Хронометраж времени показывает: если на решение примера тратится одна единица времени, то на решение соответствующего деформированного тратится полторы единицы времени, хотя решение последнего означает перебор в уме до 10 различных вариантов. Значит, решение деформированных заданий означает многократное увеличение количества информации, перерабатываемой мозгом в единицу времени.

В системе обучения методом укрупнения работа над деформированными упражнениями становится одним из главнейших методических стержней. Где выполняется деформированное упражнение, там срабатывает механизм обратной связи, а там где есть непрерывная подсознательная коррекция ошибок, там и достигается глубина и прочность знаний.


© 2010-2022