Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МБОУ «Нижнесортымская СОШ»

с.п.Нижнесортымский

Алиева Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока математики в 1 классе


Тема урока

Десяток и единицы

Цели деятельности учителя

создать условия для ознакомления с десятком как новой единицей счёта; показать, как образуются и записываются числа второго десятка; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний и УУД

Задачи урока

Отработать умение переходить от письменной нумерации к устной и наоборот.

Объяснить разрядный принцип письменной нумерации.

Учить читать и сравнивать двузначные числа, называть разрядные слагаемые двузначного числа.

Совершенствовать вычислительные навыки.

Формировать навыки самооценивания на уроке.

Развивать внимание и умение делать выводы.

Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к дому.

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений), совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Предметные: Знать нумерацию чисел от 10 до 19, разрядный принцип десятичной записи чисел на примере чисел второго десятка Уметь считать в пределах 20.

Метапредметные

Познавательные УУД: подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков. Владение общими приѐмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов, рисунков, схем.

Регулятивные УУД: умение выделять в речи существенные ориентиры действия и передавать их одноклассникам осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассником.

Коммуникативные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. понимать необходимость использования правил вежливости, строить понятные для партнёра высказывания, следить за действиями других участников учебной деятельности.

Основные

термины и понятия темы

Двузначные числа, десятки, единицы, круглое разрядное число.

Организация

пространства

Урок проходит в оборудованном в соответствии с СанПиН учебном кабинете Начальных классов. Ученики сидят парами, парты стоят рядами.

Используемые

виды оценивания

Словесное оценивание, самооценивание, взаимооценивание

Методы обучения

словесные, наглядные, частично-поисковые, проблемные, объяснительно-иллюстративные, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Формы обучения

парная, фронтальная и индивидуальная, групповая.

Использованные

ресурсы:

-литература;

-дидактические

материалы

(ссылки на ЭОР);

Чекин А.Л. Математика. 1 класс: учебник: в 2 ч. (16с., 17с.) - М.: Академкнига/ Учебник, 2011;

Тетрадь для самостоятельной работы №2. (128с.) -М.; Академкнига/Учебник, 2011 г.

Е.Е.Ипатова. А.В. Афонина. Поурочные разработки по математике -Москва ВАКО 2011

interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/undefined-

0/obrazovanie-chisel-vtorogo-desyatka-dvuznachnye-chisla-ot-10-do-20 school-collection.edu.ru



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимо-действия

Универсальные
учебные действия

Промежу-

точный контроль

I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Обеспечить осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Слайд

Рифмованное стихотворение.



Игра «Доскажи словечко».

Правила поведения на уроке

-Я, рада приветствовать вас на своем уроке …

Давайте, ребята, учиться считать,
Строить, чертить,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!

- Давайте улыбнёмся друг другу, нашей помощнице в классе, Мудрой Сове и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

Давайте сыграем в игру и повторим правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Настраиваются на учебную деятельность.


Участвуют в игре.

Отвечают на вопросы учителя.



Фронтальная

Личностные:

Осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).

Устный опрос

Слайд

Дискуссия



-Вы любите математику?

-Каким вы хотите увидеть наш урок?

-Какие цели сегодня поставите перед собой?

Дискуссируют

-Она интересна и очень полезна: именно с ней мы встречаемся каждый день в своей жизни ( время, дорога в школу и домой, покупки в магазине) Интересным, познавательным.

Ставят цель «Что я не знаю!», «Сам найду способ, как узнать!» Чтение слайда 2

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;

Устные ответы

II. Актуализация знаний.

Цель: Подготовить учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Закрепить

пройденный

материал по

темам «Число

10», «Число и

цифра 0»,

проверка

умения арифметическихвычислений.

Устные упражнения


Работа на доске.

ебята, Мудрая Сова просит помочь выполнить задание. -За выполненное задание Вы получите разгаданный предмет.

На какие 2 группы можно разделить эти примеры
-На доске зашифрованы слова. Расшифруйте их. решите примеры и вставьте буквы в соответствующую таблицу.

Мальчики: 5 - 2 = (к) 9 - 0 = (ю) 8 - 1 = (л) 4 + 0 = (ч)

3 - к 7 - л 9 - ю 4 - ч

Девочки: 0+1 = (у) 5+1 = (п)

1+7= (е) 1+4 = (с) 7+3= (х) 2 + 0 = (а)

1 - у, 5 - с, 6 -п, 8 - е, 10 - х, 2-а.

- Какое задание ещё можете предложить?

Индивидуальная работа у доски: мальчик и девочка решают на доске остальные проверяют сигнальными карточками.

к л ю ч у с п е х а

3,7,9,4, 1,5,6,8,10,2. Получают «Ключ успеха» Слайд 4


Предлагают свои задания.

1.«Сгруппируй на чётные и нечётные числа» 2.«Построить натуральный ряд чисел в порядке возрастания, убывания» 3.«Найди лишнее число».

Фронтальная

Регулятивные:

умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;

Познавательные: умение проводить сравнение, классификации,выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение.

Устные ответы


Контроль по эталону на экране.

Слайд 4



III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - т.е конкретные знания, умения или способности, которых недостает.

Слайд

Беседа. Построение логической цепи урока.


Работа с толковым словарём.

«Листы - проекты» - задания урока

Продолжи высказывание … (Раз есть ключ значить должен быть замок, а для замка дверь, а для двери стена, а стена у дома.)

- Сегодня вас Мудрая Сова приглашает в архитектурно - проектное бюро, в котором вы сможете открыть один важный математический секрет.

-Чем занимаются в архитектурно - проектном бюро?

-Мудрая Сова предлагает свой проект «Мой дом - моя крепость».

Наш класс тоже дом. «В доме и стены помогают» ... Мы должны соорудить в нашем доме крепкие и прочные знания - «стены». У вас на партах лежат «Листы - проекты», где вы попытаетесь показать « крепкие стены» - знания нашей крепости. Число закрашенных кружочков после каждого выполненного задания покажет, как вы отлично работали на уроке.



Крепость - это здания соединенные между собой и выполняющие одну функцию.- защиту.

-Знакомятся с планом будущих заданий.

Работа в паре.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала



Устные ответы

Графический диктант

Продолжаем работать над своим проектом. Возьмите красный карандаш обведите точку, положите карандаш, возьмите простой карандаш ,от точки 3 клетки вправо, возьмите синий карандаш поставьте точку , положите карандаш, возьмите простой карандаш , ещё раз от точки 3 клетки вправо, возьмите красный карандаш поставьте точку, положите красный карандаш возьмите простой карандаш 4 клетки вниз,6 клеток влево,4 клетки вверх. Теперь соедините красные точки. Что вы начертили?

Выполняют графический диктант и определяют, что они построили.

Чертят модель дома

«Листе -проекте» №3


- Дом.

Индивидуальная

Личностные УУД: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.


  1. Игра «Да-нетка»

Задаёт вопросы.

1.Знаете числа от 1 до 10? Да.

  1. 2.Умеете складывать эти числа? Да.

  2. 3.Умеете вычитать эти числа? Да.

  3. 4.Умеете сравнивать эти числа? Да

  4. 5.Можете найти на «Листе - проекте» замочную скважину для Вашего ключа Да.

  5. 6.Первый. Да.

  6. 7.Знаете, почему число 11 так называется? Нет.

Дайте характеристику чисел первого ряда(однозначные числа, так как для их записи используется один знак (цифра)

Дайте характеристику числа -10,

Что показывают цифры в записи двузначного числа?

Тема урока «Десятки и единицы»

Ученики записывают ряд знаков в «Листе -проекте» №1 +,+,+,+,+.+,-.

«Лист- проект» №2

Обмениваются «Листами -проектами»

проверяют записи

соседа, исправляют

неверные ответы простым карандашом, оценивают, возвращают.

Двузначное число, так как для их записи используется два знака (цифры)

Число разряда десятков и число разряда единиц

Познавательные УУД: умение выполнять действия по заданному алгоритму;



Взаимопроверка в парах

«Листа- проекта» затем показ образца док..камерой

Слайд 6

Решение примеров в пределах 10

-У вас в партах лежат предметы, что вы можете сказать о них? Решите примеры с проговариванием с соседом

1 + 0 =

1 + 1=

2 + 1=

2 + 2=

5 - 4=

2 - 1=

1 + 2=

3 + 1=

0 + 1=

9 + 0=

4 - 2=

4 - 1=

Объёмные геометрические фигуры- кирпичи

10 пар работают с «кирпичами». 3 пары по аналогичным плоским карточкам и отвечают с места, подтверждая ответ.

Работа в парах

КоммуникативныеУУД: строить понятные для партнёра высказывания.

Сравнивают с эталоном и оценивают

Самооценка «Лист -проект» №4


Слайд № Физминутка.

Проговаривание

Вот задача для ребяток: Как нам сосчитать десяток?

Один, два, три,

А за ними, посмотри -

Идут четыре, пять, шесть -

Их нам надо быстро счесть.

Дальше будет семь и восемь.

К ним и девять мы подбросим.

Единицу лишь прибавим -

И десяток вмиг составим.

Ребята помогают выстроить натуральный ряд чисел с помощью текста - физминутки. Кирпичи с чётными числами выносят девочки, с нечётными числами мальчики.


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Познакомить с образованием

чисел второго

десятка, использованием знаково - символьных средств.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Скажите, а все ли однозначные числа мы поставили в ряд? Надо ли ставить кирпич с числом 0? Какого числа не хватает?

- Как же нам получить числа второго десятка? Что для этого нужно?

-Выставляю в абак соответствующие цифры, но там место только для 1 цифры. -Как поступить?

- Сколько стало кирпичей у нас? -Ребята, десять, составляют десяток.- Сколько кирпичей в ряду?

-Нет 0. Оно не обозначает число предметов. Это натуральный ряд чисел

-Чтобы получить числа

второго десятка, нам

нужен один десяток и

свободные единицы

Познавательные УУД: подведение под понятие (формулирование правила) на основе выделения существенных признаков.

Слайд

V. Слайд

Реализация построенного проекта. Обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбирать оптимальный вариант.

Цель:

научиться

читать, сравнивать писать,

образовывать

числа второго

десятка.

VI Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия.

Цель:

Вторичное осмысление уже известных знаний и навыков по их применению

VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

Выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Слайд

VIII Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

Автоматизация умственных действий по изученным нормам.


Слайд

IX/ Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: подвести

итог

проделанной

работе, дать

словесную

оценку и с помощью сигнальных карточек

учащимся.

Наблюдение. Знакомство с новой единицей счёта - десятком.

Работа по учебнику с теоретическим материалом. №1,№2 с.16.

Исследовательская работа



Репродуктивное задание (по образцу).

Письменная нумерация от11 до 20.



Интеллектуальнопреобразовательная деятельность




Технология дифференциации




«Синквейн»



Сигнальные карточки «кирпичики -самоцениваия»



- Где встречается в жизни это слово? - Сколько десятков в ряду?

-Чему учили нас эти задания ?

Образование чисел исторического характера.


-Ребята, обратите внимание, что общего в названии чисел от 11 до 19?

Показ записи чисел на доске от 11 до 20 . - Какой это ряд?

Запишите этот ряд чисел себе в «Лист -проект»



Нам предстоит трудная, но интересная работа. Мышки пробрались в нашу не достроенную крепость, и случилась беда. Там, где были числа, теперь дырки и пустота.




Задания лежат на партах, выполнив задание, пересаживаясь, ученики берут лишь свои «Листы - проекты»

Конспект урока по математике на тему Десяток и единицыКонспект урока по математике на тему Десяток и единицыКонспект урока по математике на тему Десяток и единицы


Числа

Однозначные, двузначные.

Говорим, решаем, пишем.

Мы становимся умней.

Счёт

-У вас теперь есть у каждого свой проект дома и ключ от нашей «Крепости Знаний». Осталось подсчитать зелёные кружочки и поднять свои карточки настроения.

Можно поискать подсказку в классе- числовая прямая над доской, часы, запись учеников в журнале.

10 кирпичей или 1 десяток . При расфасовки яиц, пуговиц. - Учились применять десяток в жизни.

Перед вами ряд чисел. Исследуйте их. Какая закономерность лежит в основе составления ряда чисел?

Первая часть слова обозначает число единиц, а вторая часть слова - это десять.

Достраивают стену из кирпичей (образуют и проговаривают числа 2 десятка в прямом и обратном порядке)

Записывают числа от 11 до19 в «Листах проектах» №5


Схематический рисунок преобразовывают в математическую запись «Лист- проект» №6




Образовывают передвижные группы по мере выполнения задания, у учащиеся на партах разноцветные ключи для выполнения дифференцированного задания.

Медный ключ -карточка с подсказкой.

Серебряный ключ -каточка помощница.

Золотой ключ - творческая .



Дети для которых урок прошёл интересно и остались довольны, смогут рассказать завтра ,чем занимался на уроке показывает - зелёный кирпичик,

Если прошёл интересно и остались довольны, но нужно ещё повторить- жёлтый кирпичик.

Было скучно на уроке и ничего нового не узнали - красный кирпичик.

Фронталь ная










Индивидуальная





Групповая









Фронтальная

Познаватель ныеУУД: владение общими приѐмами решения задач: выполнение заданий с использованием материальных объектов ( кирпичей), рисунков, схем.



Личностные УУД: формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений).






Регулятивные УУД:

Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.




Регулятивные УУД: воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассником

Устные ответы










Контроль учителя

Слайд

Сюрприз от Мудрой Совы


Рифмованное стихотворение

1д.3ед,,1д.9ед.,1д.5ед.,1д.1ед,, 1д,2ед.,1д.4ед.1д.6ед.,

Мы стали друзьями, мы стали умнее,

Богаче на целый архитектурный урок!

Нас знания делают выше, сильнее,

А дружба - добрей.

Ты согласен, дружок?

Угадывают числа и читают слово «Молодцы»

Слушают стихотворение.


КоммуникативныеУУД:

понимать необходимость использования правил вежливости,

Устные ответы

Лист- проект «Мой дом - моя крепость.» Проектировщик: ФИ учащегося







Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы




.


1.






























2.

«Найди замок.»












Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы





Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы



























































3.

«Проект Крепости.»






















Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы
















.

































































Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы





4.

Работа в парах.



























5.








Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы


















Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы





6.

Конспект урока по математике на тему Десяток и единицы




















© 2010-2022