Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

"Описание материала: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса и направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний учащихся. Тема «Иррациональные уравнения» актуальна и значима в школьном курсе математики. Однако, в связи с ограничением времени на рассмотрение нестандартных методов решения иррациональных уравнений, учащиеся при выполнении заданий части «С» теряются в выборе способов решений. При прохождении данного курса ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические разработки к элективному курсу

«Методы решений иррациональных уравнений»»

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательной школы и является предметно-ориентированным, направлен на расширение теоретических и практических знаний учащихся. Элективный курс построен с опорой на знания и умения, получаемые учащимися при изучении математики в средней школе.

Специфика данного курса заключается в том, что он предназначен в первую очередь для учащихся, желающих расширить, углубить, систематизировать, обобщить свои математические знания, изучить единые методы и приемы решения иррациональных уравнений. В программу включены вопросы, частично выходящие за рамки ныне действующих программ по математике и нестандартные методы, которые позволяют более эффективно решать разные задачи.

Большинство заданий ЕГЭ требуют от выпускников владения различными методами решения разного рода уравнений и их систем. Материал, связанный с уравнениями и системами уравнений, составляет значительную часть школьного курса математики. Актуальность выбора темы элективного курса определяется значимостью темы «Иррациональные уравнения» в школьном курсе математики и, вместе с тем, нехваткой времени на рассмотрение нестандартных методов и подходов к решению иррациональных уравнений, которые встречаются в заданиях группы «С» ЕГЭ.

Наряду с основой задачей обучения математике -обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений - данный элективный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических способностей, повышение уровня математической культуры учащихся, создает базу для успешной сдачи ЕГЭ и продолжения обучения в ВУЗах.

Цель курса:

- повысить уровень понимания и практической подготовки при решении иррациональных уравнений;

- изучить приёмы и методы решения иррациональных уравнений;

- формировать умение анализировать, выделять главное, формировать элементы творческого поиска на основе приёмов обобщения;

- расширить знания учащихся по данной теме, совершенствовать умения и навыки решения различных задач для успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи курса:

- расширение знаний о методах и способах решения алгебраических уравнений;

- обобщение и систематизация знаний при обучении в 10-11 классах и подготовке к ЕГЭ;

- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- приобщение учащихся к работе с математической литературой;

- развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции;

- повышение математической культуры ученика.

Программа элективного курса предполагает изучение различных методов и подходов при решении иррациональных уравнений, отработку практических навыков по рассматриваемым вопросам. Курс рассчитан на 17 часов.

Программа усложнена, превосходит обычный курс обучения, способствует развитию абстрактного мышления, расширяет область познания учащегося. Вместе с тем она сохраняет преемственность с действующими программами, являясь их логическим продолжением.

Учебно-тематический план

№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

Решение уравнений с учетом области допустимых значений

Решение иррациональных уравнений путем возведения в натуральную степень

Решение уравнений методом введения вспомогательных переменных (метод замены)

Решение уравнения с радикалом третьей степени.

Тождественные преобразования при решении иррациональных уравнений

Нетрадиционные задачи. Задачи группы «С» ЕГЭ

2

3

3

2

3

4

Формы контроля: домашние контрольные, самостоятельные работы, рефераты и исследовательские работы.

В результате обучения данного элективного курса учащиеся должны уметь решать различные иррациональные уравнения, используя стандартные и нестандартные методы и приемы;

  • усвоить алгоритм решения стандартных иррациональных уравнений;

  • уметь использовать свойства уравнений для решения нестандартных заданий;

  • уметь выполнять тождественные преобразования при решении уравнений;

  • иметь четкое представление о темах единого государственного экзамена, об основных методах их решений;

  • приобрести опыт в выборе методов для решения нестандартных задач.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Уравнения, в которых неизвестная величина находится под знаком радикала, называются иррациональными.

К простейшим иррациональным уравнениям относятся уравнения вида:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Основная идея решения иррационального уравнения состоит в сведении его к рациональному алгебраическому уравнению, которое либо равносильно исходному иррациональному уравнению, либо является его следствием. При решении иррациональных уравнений речь всегда идет об отыскании действительных корней.

Рассмотрим некоторые способы решения иррациональных уравнений.

1.Решение иррациональных уравнений с учетом области допустимых значений (ОДЗ).

Область допустимых значений иррационального уравнения состоит из тех значений неизвестных, при которых неотрицательными являются все выражения, стоящие под знаком радикала четной степени.

Иногда знание ОДЗ позволяет доказать, что уравнение не имеет решений, а иногда позволяет найти решения уравнения непосредственной подстановкой чисел из ОДЗ.

Пример1. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Решение. Найдя ОДЗ этого уравнения, приходим к выводу, что ОДЗ исходного уравнения - одноэлементное множествоЭлективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» . Подставив х=2 в данное уравнение, приходим к выводу, что х=2 - корень исходного уравнения.

Ответ: 2.

Пример2. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Уравнение не имеет решений, т.к. при каждом допустимом значении переменной сумма двух неотрицательных чисел не может быть отрицательна.

Пример 3. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» + 3 = Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

ОДЗ:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

ОДЗ уравнения пустое множество.

Ответ: уравнение корней не имеет.

Пример4. 3Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»−4Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=−(2+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»).

ОДЗ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

ОДЗ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Проверкой убеждаемся, что х=1 - корень уравнения.

Ответ: 1.

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Задания для самостоятельного решения.

Докажите, что уравнение не имеет

корней.

1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»= 0.

2. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=1.

3. 5Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

4.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»+ Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=2.

5.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Решите уравнение.

1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

2. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»= 0.

3. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»= 92.

4. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» = 0.

5. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»+(х+3)(2005−х)=0.

2. Возведение обеих частей уравнения в натуральную степень, то есть переход от уравнения

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» (1)

к уравнению

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». (2)

Справедливы следующие утверждения:

1) при любом Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» уравнение (2) является следствием уравнения (1);

2) если Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» (n - нечетное число), то уравнения (1) и (2) равносильны;

3) если Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» (n - четное число), то уравнение (2) равносильно уравнению

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», (3)

а уравнение (3) равносильно совокупности уравнений

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». (4)

В частности, уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» (5)

равносильно совокупности уравнений (4).

Пример 1. Решить уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Уравнение равносильно системе

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

откуда следует, что х=1, а корень Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» не удовлетворяет второму неравенству. При этом грамотное решение не требует проверки.

Ответ: х=1.

Пример 2. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Это уравнение равносильно системе

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Решая первое уравнение этой системы, равносильное уравнению Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», получим корни Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Однако при этих значениях x не выполняется неравенство Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», и потому данное уравнение не имеет корней.

Ответ: корней нет.

Пример 3. Решить уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Уединив первый радикал, получаем уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,

равносильное исходному.

Возводя обе части этого уравнения в квадрат, так как они обе положительны, получаем уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,

которое является следствием исходного уравнения. Возводя обе части этого уравнения в квадрат при условии, что Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», приходим к уравнению

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Это уравнение имеет корни Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Первый корень удовлетворяет исходному условию Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», а второй - не удовлетворяет.

Ответ: х=2.

Если уравнение содержит два и более радикалов, то их сначала уединяют, а потом возводят в квадрат.

Пример 1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Уединив первый радикал, получим уравнениеЭлективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» , равносильное данному. Возведем в квадрат обе части уравнения:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Выполнив необходимые преобразования, полученное уравнение возведем в квадратЭлективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Выполнив проверку, замечаем, что

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»не входит в область допустимых значений.

Ответ: 8.

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Ответ: 2

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Ответ: 3; 1,4 .

3. Многие иррациональные уравнения решаются методом введения вспомогательных переменных.

Удобным средством решения иррациональных уравнений иногда является метод введения новой переменной, или «метод замены». Метод обычно применяется в случае, если в уравнении неоднократно встречается некоторое выражение, зависящее от неизвестной величины. Тогда имеет смысл обозначить это выражение какой-нибудь новой буквой и попытаться решить уравнение сначала относительно введенной неизвестной, а потом уже найти исходную неизвестную.

Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной. Новая переменная иногда очевидна, иногда несколько завуалирована, но «ощущается», а иногда «проявляется» лишь в процессе преобразований.

Пример 1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Пусть Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» t>0, тогда

t =Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,

t2+5t-14=0,

t1=-7, t2=2. t=-7 не удовлетворяет условию t>0, тогда

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,

х2-2х-5=0,

х1=1-Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», х2=1+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Ответ: 1-Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»; 1+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Пример 2. Решить иррациональное уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Замена: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Обратная замена: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»/Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Пример 3. Решите уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Сделаем замены: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» . Исходное уравнение перепишется в виде Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» , откуда находим, что а = 4b и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» . Далее, возводя обе части уравнения Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» в квадрат, получаем: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Отсюда х = 15 . Осталось сделать проверку:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» - верно!

Ответ: 15.

Пример 4. Решить уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Положив Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», получим существенно более простое иррациональное уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Возведем обе части уравнения в квадрат: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Далее последовательно получаем:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»; Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»;

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»; Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»; Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Проверка найденных значений, их подстановка в уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» показывает, что Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» - корень уравнения, а Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» - посторонний корень.

Возвращаясь к исходной переменной x, получаем уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», то есть квадратное уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», решив которое находим два корня: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Оба корня удовлетворяют исходному уравнению.

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Замена особенно полезна, если в результате достигается новое качество, например, иррациональное уравнение превращается в рациональное.

Пример 6. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Перепишем уравнение так: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Видно, что если ввести новую переменную Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», то уравнение примет вид Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», откуда Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» - посторонний корень и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Из уравнения Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» получаем Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Пример 7. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Введем новую переменную Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

В результате исходное иррациональное уравнение принимает вид квадратного

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»,

откуда учитывая ограничение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», получаем Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Решая уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», получаем корень Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Ответ: 2,5.

Задания для самостоятельного решения.

1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

2. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»+Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»=Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

3.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

4.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

5. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

6.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

4.Метод введения двух вспомогательных переменных.

Уравнения вида Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» (здесь a, b, c, d - некоторые числа, m, n - натуральные числа) и ряд других уравнений часто удается решить при помощи введения двух вспомогательных неизвестных: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», где Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и последующего перехода к эквивалентной системе рациональных уравнений.

Пример 1. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Возведение обеих частей этого уравнения в четвертую степень не обещает ничего хорошего. Если же положить Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», то исходное уравнение переписывается так: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Поскольку мы ввели две новые неизвестные, надо найти еще одно уравнение, связывающее y и z. Для этого возведем равенства Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» в четвертую степень и заметим, что Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Итак, надо решить систему уравнений Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Возведением в квадрат получаем:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

После подстановки Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» имеем: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» или Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Тогда система Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» имеет два решения: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»; Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», а система Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» не имеет решений.

Остается решить систему двух уравнений с одним неизвестным

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и систему Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Первая из них дает Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», вторая дает Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Пример 2.Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Пусть Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»



Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

5. Уравнения с радикалом третьей степени.
При решении уравнений, содержащих радикалы 3-й степени, бывает полезно пользоваться сложением тождествами:
Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»
Пример 1. Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».
Возведём обе части этого уравнения в 3-ю степень и воспользуемся выше приведённым тождеством:
Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»
Заметим, что выражение стоящее в скобках равно 1, что следует из первоначального уравнения. Учитывая это и приводя подобные члены, получим: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»
Раскроем скобки, приведём подобные члены и решим квадратное уравнение. Его корни Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Если считать (по определению), что корень нечётной степени можно извлекать и из отрицательных чисел, то оба полученных числа являются решениями исходного уравнения.
Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

6.Умножение обеих частей уравнения на сопряженное одной из них выражение.

Иногда иррациональное уравнение удается решить довольно быстро, если обе его части умножить на удачно подобранную функцию. Конечно, при умножении обеих частей уравнения на некоторую функцию могут появиться посторонние решения, ими могут оказаться нули самой этой функции. Поэтому предлагаемый метод требует обязательного исследования получающихся значений.

Пример 1. Решите уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Решение: Выберем функцию Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Умножим обе части уравнения на выбранную функцию:

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Приведем подобные слагаемые и получим равносильное уравнение

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Сложим исходное уравнение и последнее, получим

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

7.Тождественные преобразования при решении иррациональных уравнений

При решении иррациональных уравнений часто приходится применять тождественные преобразования, связанные с использованием известных формул. К сожалению, эти действия иногда столь же небезопасны, так же как возведение в четную степень, - могут приобретаться или теряться решения.

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых эти проблемы наступают, и научимся их распознать и предотвращать.

I. Пример 1. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Решение. Здесь применима формула Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Только необходимо задуматься о безопасности ее применения. Нетрудно видеть, что ее левая и правая части имеют разные области определения и что это равенство верно лишь при условии Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Поэтому исходное уравнение равносильно системе

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Решая уравнение этой системы, получим корни Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Второй корень не удовлетворяет совокупности неравенств системы и, следовательно, является посторонним корнем исходного уравнения.

Ответ: -1.

II. Следующее опасное преобразование при решении иррациональных уравнений, определяется формулой Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Если пользоваться этой формулой слева направо, расширяется ОДЗ и можно приобрести посторонние решения. Действительно, в левой части обе функции Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» должны быть неотрицательны; а в правой неотрицательным должно быть их произведение.

Рассмотрим пример, где реализуется проблема с использованием формулы Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Пример 2. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Решение. Попробуем решить это уравнение разложением на множители

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Заметим, что при этом действии оказалось потерянным решение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», так как оно подходит к исходному уравнению и уже не подходит к полученному: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» не имеет смысла при Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Поэтому это уравнение лучше решать обычным возведением в квадрат

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

Решая уравнение этой системы, получим корни Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» и Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Оба корня удовлетворяют неравенству системы.

Ответ: Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

III. Существует еще более опасное действие - сокращение на общий множитель.

Пример 3. Решить уравнение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Неверное рассуждение: Сократим обе части уравнения на Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений», получим Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Нет ничего более опасного и неправильного, чем это действие. Во-первых, подходящее решение исходного уравнения Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» было потеряно; во-вторых, было приобретено два посторонних решения Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений». Получается, что новое уравнение не имеет ничего общего с исходным! Приведем правильное решение.

Решение. Перенесем все члены в левую часть уравнения и разложим ее на множители

Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений» Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Это уравнение равносильно системе Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений»

которая имеет единственное решение Элективный курс «Методы решений иррациональных уравнений».

Ответ: 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В рамках изучения элективного курса показаны нестандартные приемы решения сложных задач, которые успешно развивают логическое мышление, умение найти среди множества способов решения тот, который комфортен для ученика и рационален. Этот курс требует от учащихся большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению образования, повышения уровня математической культуры.

В работе были рассмотрены основные методы решения иррациональных уравнений, некоторые подходы к решению уравнений высших степеней, использование которых предполагается при решении заданий ЕГЭ, а также при поступлении в ВУЗы и продолжении математического образования. Также было раскрыто содержание основных понятий и утверждений, относящихся к теории решения иррациональных уравнений. Определив самый распространённый метод решения уравнений, выявили его применение в стандартных и не стандартных ситуациях. Кроме того, были рассмотрены типичные ошибки при выполнении тождественных преобразований и способы их преодоления.

При прохождении курса учащиеся получат возможность овладеть различными методами и приемами решения уравнений, при этом научатся систематизировать и обобщать теоретические сведения, самостоятельно заниматься поиском решения некоторых проблем и в связи с этим составлять ряд задач и упражнений по данным темам. Выбор сложного материала поможет школьникам проявить себя в исследовательской деятельности.

Положительной стороной курса является возможность дальнейшего применения учащимися изученного материала при сдаче ЕГЭ, поступлении в ВУЗы.

Отрицательной стороной является то, что не каждый учащийся в состоянии овладеть всеми приемами данного курса, даже имея на то желание, ввиду трудности большинства решаемых задач.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Шарыгин И.Ф. « Математика для поступающих в вузы».-3-е изд.,-М.:Дрофа, 2000.

  2. Уравнения и неравенства. Справочное пособие./ Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. -М.: Экзамен,1998.

  3. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену». - 8-е изд., испр. и доп. - М.:Айрис, 2003. - (Домашний репетитор)

  4. Балаян Э.Н. Комплексные упражнения и варианты тренировочных заданий к ЕГЭ по математике. Ростов на - Дону: Изд-во «Феникс», 2004.

  5. Сканави М.И. «Сборник задач по математике для поступающих в вузы». - М., «Высшая школа»,1998.

  6. Игусман О.С. «Математика на устном экзамене». - М.,Айрис,1999.

  7. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ - 2008 - 2012.

  8. В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина «ЕГЭ - 2010. Математика. Репетитор» Москва «Просвещение» 2010г.

  9. В.А.Гусев, А.Г.Мордкович «Математика. Справочные материалы» Москва «Просвещение» 1988г.

  10. Математика. Тематические тесты. Часть И. Подготовка к М 34 ЕГЭ-2010.10-11 классы / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. - Ростов-на-Дону: Легион, 2009. - 176 с. - (Готовимся к ЕГЭ).

© 2010-2022