Рабочая программа по учебной дисциплине Теория алгоритмов

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Арзамасский филиал


отделение среднего профессионального образования

(Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова)

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП.08 Теория алгоритмов

специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах



















Арзамас, 2015



Рассмотрен

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методической комиссии________________________

________________________________________________________________ Протокол №____

Директор

Арзамасского филиала ННГУ

«___» _________________ 20____г.

«___» _________________ 20____г.

Председатель методической комиссии__________/____________/

(ф.и.о.)

_________________/С.Н. Пяткин /



Разработчики: Копьёва С.В.





















СОДЕРЖАНИЕ



  1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов.

стр.

4


  1. Результаты усвоения программы.

5

  1. Структура и содержание программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов.

6-19


  1. Условия реализации программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов.

20-21


  1. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов.

22-27

































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория алгоритмов



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах - базовый уровень, укрупненная группа 230000 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

уметь:

  • разрабатывать алгоритмы для конкретных задач;

  • определять сложность работы алгоритмов;

знать:

  • основные модели алгоритмов;

  • методы построения алгоритмов;

  • методы вычисления сложности работы алгоритмов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

  • максимальной учебной нагрузки обучающегося -63 ;

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42, в том числе:

  • практические занятия - 14 час.;

  • самостоятельной работы обучающегося - 21 час.;

  • итоговая аттестация -дифференцированный зачёт.

















2. Результаты усвоения программы

оп.08 Теория алгоритмов

Результатом усвоения программы ОП.08 Теория алгоритмов являются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.









3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:


практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

21

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





























3.2. Тематический план учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов





Коды общих и профессиональ-ных компетенций







Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины


Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучаю-щегося

Всего,

часов

в т.ч. практические занятия,

часов

Всего,

часов

1

2

3

4

5

6


Раздел 1.

Основы алгоритмизации

33

22

8

11

ОК.7,ПК.1.1

Тема 1.1. Алгоритмы и величины

6

4

2

2

ОК.6,ПК.1.2

Тема 1.2. Линейные вычислительные алгоритмы

3

2

-

1

ОК.4,ПК.1.2

Тема 1.3. Ветвление в вычислительных алгоритмах

6

4

2

2

ОК.8,ПК.1.1

Тема 1.4. Циклы в вычислительных алгоритмах

9

6

4

3

ОК.7,ПК.1.1

Тема 1.5. Вспомогательные алгоритмы и процедуры

9

6

-

3

Раздел 2. Методы построения алгоритмов

30

20

6

10

ОК.7, ПК.1.2

Тема 2.1. Рекурсивные методы построения алгоритмов

6

4

2

2

ОК.8, ПК.1.1

Тема 2.2. Методы перебора в задачах поиска


6

4

-

2

ОК.4, ОК2, ПК.1.2


Тема 2.3. Сложность алгоритма

9

6

-

3

ОК.3, ПК.1.1

Тема 2.4. Методы сортировки данных

9

6

4

3


ИТОГО:

63

42

14

21

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.08 Теория алгоритмов

Наименование разделов и тем


Содержание обучения по дисциплине

Количест-во часов

Уровень усвоения

Знать, уметь

Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1

2

3

4

5

Раздел 1. Основы алгоритмизации


Тема 1.1.

. Алгоритмы и величины.

Студент должен:

знать:

  • понятие алгоритма;

  • виды алгоритмических структур;

  • методы построения алгоритмов;

  • последовательность построения алгоритма;

Введение. Понятие алгоритма. Свойства, способы записи алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры.

2

1

Практическое занятие 1. Разработка и «ручное» исполнение алгоритма.

Самостоятельная работа: Упражнения в построении алгоритмов.

2

2

3

3

Тема 1.2.

. Линейные вычислительные алгоритмы

Студент должен:

знать:

-понятие линейного алгоритма;

-примеры линейных алгоритмов;

-алгоритмические команды и их свойств

уметь:

анализировать линейные алгоритмы;

-составлять линейные алгоритмы.

Понятие линейного алгоритма. Примеры линейных алгоритмов. Алгоритмические команды присваивания, ввода, вывода данных. Свойства команды присваивания.

2

2

Самостоятельная работа: Упражнения в составлении линейных алгоритмов.

1

3

Тема 1.3.

. Ветвление в вычислительных алгоритмах.

Студент должен:

знать:

свойство универсальности алгоритма;

-общий вид команды ветвления;

-структурную команду ветвления;

-структуру вложенных ветвлений.

уметь:

-составлять алгоритмы,содержащие ветвление;

-составлять алгоритмы с вложенными ветвлениями.

Свойство универсальности алгоритма. Общий вид команды ветвления на алгоритмическом языке и в блок-схеме. Структурная команда ветвления. Структура вложенных ветвлений.

2

2

Практическое занятие 2. Разработка и «ручное» исполнение линейного и разветвлённого алгоритмов.

2

2

Самостоятельная работа: Упражнения в составлении алгоритмов,содержащих ветвление.

2

3

Тема 1.4. Циклы в вычислительных алгоритмах

Студент должен:

знать:

- средства изображения алгоритмов;

  • понятие блок-схемы;

  • основные блоки, используемые для представления алгоритма;

  • модель циклического алгоритма;

уметь:

  • строить блок-схемы.

Алгоритм циклической структуры.

Понятие итерации. Тело цикла. Шаг цикла. Команда цикла с предусловием. Использование цикла с предусловием в задачах. Команда цикла с постусловием. Использование цикла с постусловием в задачах.

2

2

Практическое занятие 3. Разработка и «ручное» исполнение циклического алгоритма.

4

2

Самостоятельная работа: Упражнения в составлении алгоритмов.

3

3

Тема 1.5. Вспомогательные алгоритмы и процедуры

Студент должен:

знать:

-понятие основного алгоритма;

-понятие вспомогательного алгоритма;

-понятие процедуры;

-понятие фактических параметров;

-понятие формальных параметров.

уметь:

-анализировать и составлять алгоритмы с вспопогательными алгоритмами;

-анализировать и составлять алгоритмы с процедурами.

Понятия основного и вспомогательного алгоритмов. Понятие процедуры. Обращение к вспомогательному алгоритму и процедуре из основного алгоритма. Фактические и формальные параметры. Правила соответствия между фактическими и формальными параметрами.

6

2

Самостоятельная работа: Упражнения в составлении алгоритмов.

3

3

Раздел 2. . Методы построения алгоритмов


Тема 2.1 Рекурсивные методы построения алгоритмов.

Студент должен:

знать:

-- понятие рекурсии;

- методику анализа рекурсии;

- рекурсивный алгоритм;

- рекурсивные структуры данных.

уметь:

- анализировать рекурсии.

Понятие рекурсии. Рекурсивные вспомогательные алгоритмы. Задача «Ханойская башня».

2

2

Практическое занятие 4. Разработка и «ручное» исполнение рекурсивных алгоритмов.

Самостоятельная работа: Упражнения в составлении алгоритмов.

2

2

3

3

Тема 2.2. . Методы перебора в задачах поиска.

Студент должен:

знать:

-понятие задачи поиска;

-критерии поиска;

-метод полного перебора;

-метод перебора с возвратом;

-метод перебора без повторений.

уметь:

-применять методы перебора в вычислительных задачах..

Проблема поиска информации. Критерий поиска. Методы полного перебора и перебора без повторений. Метод перебора с возвратом.

4

2

Самостоятельная работа: Упражнения в использовании метода перебора.

2

3

Тема 2.3. . Сложность алгоритма.

Студент должен:

знать:

-понятие временной сложности алгоритма;

-понятие объёмной сложности алгоритма;

-понятие оценки временной сложности алгоритма;

-понятие оценки объёмной сложности алгоритма.

уметь:

-определять сложность алгоритмов.

Понятия временной и объемной сложности алгоритма. Оценка временной сложности алгоритма. Оценка объёмной сложности алгоритма.

6

2

Самостоятельная работа: Определение сложности алгоритмов.

3

3

Тема 2.4

. Методы сортировки данных.

Студент должен:

знать:

  • понятие сортировки;

  • методы сортировки;

уметь:

  • применять методы сортировки при создании алгоритмов.

Понятие сортировки данных в массивах. Сортировка простым включением. Алгоритм быстрой сортировки. Оценка сложности алгоритмов сортировки.

2

Практическое занятие 5. Разработка и «ручное» исполнение алгоритма обработки массива.

4

2

Самостоятельная работа: Упражнения на расчёт сложности алгоритмов.

3

3

ИТОГО:

63

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ОП.08 ТЕОРИЯ

АЛГОРИТМОВ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов.

Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или частично практическими.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Основная литература

  1. Колдаев В.Д.. Основы алгоритмизации и программирования : учеб. Пособие для студентов СПО - М.: ИД «ФОРУМ» 2009.

  2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования : учеб. Пособие для студентов СПО, М.: Издательский центр «Академия», 2010.

Дополнительная литература

  1. Матрос Д. Ш., Поднебесова Г. Б. «Теория алгоритмов» учебник для ВУЗа - М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2008

  2. Рублев В.С., Соколов В.А. «Основы теории алгоритмов.» : Учебное пособие - М. Научный мир 2008.

Информационные ресурсы

1. ИНТУИТ. Национальный открытый университет. Проект Издательства "Открытые Системы". [Электронный ресурс] - режим доступа: intuit.ru

2. База знаний Allbest. [Электронный ресурс] - режим доступа: knowledge.allbest.ru

5. Контроль и оценка результатов усвоения учебноЙ дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины Теория алгоритмов, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.

Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).



Раздел (тема) программы учебной дисциплины ОП.08 Теория алгоритмов

Результаты

(освоенные общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и методы контроля

Раздел 1.

Основы алгоритмизации.

Тема 1.1

. Алгоритмы и величины.

ОК.7,ПК.1.1

-применение методов построения алгоритмов

устный опрос;

тестирование;

практическая работа.

Тема 1.2. . Линейные вычислительные алгоритмы.

ОК.6,ПК.1.2

-анализ линейных алгорит-мов;

-составление линейных алгоритмов.

тестирование;

устный опрос;

практическая работа.

Тема 1.3

Ветвление в вычислительных алгоритмах

ОК.4,ПК.1.2

-составление алгоритмов, содержащих ветвление;

-составление алгоритмов с вложенным ветвлением.

индивидуальные задания;

устный опрос;

практическая

работа;

тестирование.

Тема 1.4. Циклы в вычислительных алгоритмах

ОК.8,ПК.1.1

. -анализ и составление алгоритмов с использованием цикла с предусловием;

- анализ и составление алгоритмов с использованием цикла с постусловием.

индивидуальные задания;

устный опрос;

практическая

работа;

тестирование.

Тема 1.5

Вспомогательные алгоритмы и процедуры.

ОК.7,ПК.1.1

-анализ и составление алгоритмов с вспомогательными алгоритмами;

-анализ и составление алгоритмов с процедурами.

индивидуальные задания;

устный опрос;

тестирование.

Раздел 2

Методы построения алгоритмов

Тема 2.1.

Рекурсивные методы построения алгоритмов

ОК.7, ПК.1.2

- анализировать рекурсии.

устный опрос;

тестирование;

практическая

работа;

Тема 2.2.

. Методы перебора в задачах поиска.

ОК.8, ПК.1.1

.- использование метода полного перебора в вычислительных задачах; -использование метода перебора без повторений и перебора с возвратом в вычислительных задачах.

индивидуальные задания;

устный опрос;

тестирование.

Тема 2.3

. Сложность алгоритма.

ОК.4, ОК2, ПК.1.2

-расчет временной сложности алгоритма;

-расчет объемной сложности алгоритма.

индивидуальные задания;

устный опрос;

тестирование.

Тема 2.4. Методы сортировки данных.

ОК.3, ПК.1.1

-применение алгоритмов сортировки данных в вычислительных задачах; -расчет сложности алгоритмов сортировки.

индивидуальные задания;

устный опрос;

практическая

работа;

тестирование.



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.





© 2010-2022