• Преподавателю
  • Математика
  • Статья на тему Практико-ориентированные (ситуационные) задания как средство формирования компетенций студентов

Статья на тему Практико-ориентированные (ситуационные) задания как средство формирования компетенций студентов

  К моменту окончания  колледжа у будущего учителя начальных классов должен быть сформирован ряд общих и профессиональных компетенций. Компетенции формируются посредством содержания образования, применения педагогических технологий, характера взаимодействия между преподавателями и учащимися (и между самими учащимися) в учебном процессе. В профессиональном обучении студентов – будущих учителей нужно формировать гибкость мышления, умение диагностировать и прогнозировать развитие учащихся, предвиде...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практико-ориентированные (ситуационные) задания как средство формирования компетенций студентов.

Рудакова Д. В.

КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж», преподаватель, г.Хабаровск

К моменту окончания колледжа у будущего учителя начальных классов должен быть сформирован ряд общих и профессиональных компетенций. Компетенции формируются посредством содержания образования, применения педагогических технологий, характера взаимодействия между преподавателями и учащимися (и между самими учащимися) в учебном процессе. В профессиональном обучении студентов - будущих учителей нужно формировать гибкость мышления, умение диагностировать и прогнозировать развитие учащихся, предвидеть результаты своих действий, умение не только ставить педагогические цели, но и добиваться их оптимальным способом. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

Педагогический профессионализм, по моему мнению, связан, прежде всего, с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей студента и способностью к индивидуальному стилю деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. Важно обратить внимание на то, как пробудить педагогическое самосознание учителя и стимулировать его самообразование и самовоспитание, постоянное стремление к творческому профессиональному росту, к выработке оптимального стиля профессиональной деятельности. В процессе обучения мною создаются такие условия, которые мотивируют студента встать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Одним из применяемых мною методов является использование в обучении практико-ориентированных (ситуационных) заданий.

Практико-ориентированные задания - это такие задания, преимущественной целью которых является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения применяются на практике.

Практико - ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обучения. Такие задания служат инструментом измерения и оценивания компетентности студентов. Для оценивания интегрированных и практико-ориентированных заданий мною используются несколько критериев, оцениваемых в 0-2 балла (0 - признак не сформирован, 1 балл - чётко не выражен, 2 балла - выражен чётко):

•формулирование представленной информации в виде проблемы;

•предложение способа решения проблемы;

•обоснование способа решения проблемы;

•демонстрация способа решения проблемы.[2]

Причём оценивание выполняет педагог и группа студентов, а также сам учащийся. То есть развиваются умения контролировать свои действия в различных видах самостоятельной учебной деятельности, в том числе и при проведении рефлексивных действий, совершенствуются общие интеллектуальные умения учащихся, становится реальной работа студентов по предупреждению и обнаружению допущенных ошибок. При выполнении этих заданий самоконтроль студента включает рефлексивно-ориентировочные и действенно-практические механизмы, направленные на установление степени рассогласования между контролируемым результатом и эталоном. [1] Тем самым вскрывается главное назначение самоконтроля, которое заключается в предупреждении ошибок или самостоятельным обнаружением уже совершённых ошибок самими обучающимися. Важная роль самоконтроля обусловлена тем, что он способствует формированию компетенций будущих учителей.

Использование разноуровневых практико-ориентированных заданий является одним из элементов индивидуализации обучения, при котором выбор способов, приёмов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей. Ни одна учебная задача не может быть решена всеми учащимися одинаково. Возникает потребность в дифференцированном обучении. То есть в таком обучении, в рамках которого созданы условия для выработки и совершенствования индивидуального стиля самостоятельной деятельности студента. Студент выявляет и учитывает свои индивидуальные возможности и способности самостоятельно, но при этом использует опыт других обучающихся, опыт преподавателя.

Таким образом, применение на уроках практико-ориентированных (ситуационных) заданий способствует формированию компетенций будущих учителей начальных классов. Эти задания помогают студентам осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, учат организовывать собственную деятельность, осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения , развивают умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Литература

1. Манвелов, Н. С. Проектирование системы заданий по математике на развитие самоконтроля у учащихся V - VI классов / Н. Манвелов - Ростов-на-Дону, 2006.

2. Можаев, Г.М. Реализация компетентностного подхода в школьном естественно-математическом образовании / Г. Можаев - Тюмень: ТОГИРРО, 2010.


© 2010-2022