- Преподавателю
- Математика
- Рабочая тетрадь по математике для отделения сестринское дело 2 курс
Рабочая тетрадь по математике для отделения сестринское дело 2 курс
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Башлиева А.Ю. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Рабочая тетрадь
для практических занятий
по математике
СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 060501 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
Краснодар 2015
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка…………………………………………………...…..4
-
Практическое занятие № 1 «Обобщение понятия дроби.
Пропорция. Процент»……………..………………..………………….............5
-
Практическое занятие № 2
«Решение задач на нахождение пределов функций»…………………..…… 8
-
Практическое занятие № 3
«Производная, дифференциал функции»…………………..…..…………....11
-
Практическое занятие № 4
«Неопределенный интеграл»……………………………..…………………. 16
-
Практическое занятие № 5
«Определенный интеграл»…….......................................................................18
-
Практическое занятие № 6
«Комбинаторика, теория вероятности »……………………………………..23
-
Практическое занятие № 7
«Применение математических методов
в профессиональной деятельности»………………………………………...26
-
Практическое занятие № 8 «Контрольная работа»………………..………..30
-
Список литературы…………………………………………….……………...32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 «сестринское дело».
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Математика». В результате освоения дисциплины студент должен:
уметь:
-
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
знать:
-
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
-
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
-
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
-
основы интегрального и дифференциального исчисления.
Цель рабочей тетради - обобщение и повторение пройденного материала, закрепление знаний, совершенствование умений и навыков.
Рабочая тетрадь имеет профессиональную направленность. С этой целью в пособие предлагаются основные задания современной математики, необходимые для профессионального обучения будущих медицинских работников среднего звена. В темах прикладного характера прослеживается профильная направленность изучаемой дисциплины.
В тетради предложены вопросы для самопроверки и размышления, работа над которыми поможет студентам лучше понять и усвоить теоретический материал, задачи, решение которых позволит сформировать умения и навыки анализа по изучаемым темам. Приступая к работе с тетрадью, следует изучить вопросы учебного материала, используя литературу, указанную в библиографическом списке, ознакомиться с условиями выполнения конкретного вида заданий: решение ситуаций, формулирование выводов, ответы на вопросы.
Практическое занятие № 1
Тема: «Обобщение понятия дроби. Пропорция. Процент»
1. Дробь
1. Для каждого предложенного случая подберите подходящую формулировку смысла дробного выражения (из описанных выше трех случаев):
- после полдника осталась половина арбуза;
- из шести метров ткани сшили 8 одинаковых юбок, т.е. на каждую пошло ¾ метра ткани;
- три участка разделили поровну на четырех огородников.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На семейном празднике были 2 бабушки, 2 дедушки, папа, мама, дочка и 2 именинника - братья-близнецы. Мама разрезала торт на нужное число кусков. Какая доля торта досталась детям?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 . В зале было7 юношей и 9 девушек. К началу дискотеки подошли еще 12 юношей и 14 девушек, а 5 парней и 4 девушки опоздали на полчаса. Через час ушла половина парней, а через 2 часа - треть девушек. Каким было соотношение юношей и девушек к концу дискотеки?
юноши
девушки
4 . Записать самостоятельно в тетради основное свойство дроби - … (описывающее возможность деления числителя и знаменателя на одно и то же число).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Записать самостоятельно в тетради, какие приемы основаны на этом свойстве?
а) … б) ______________
6. Запишите числа и выражения в виде обыкновенных дробей, при возможности сокращая дроби: 0,5; 0,25; 0,75; 0,2; 3 : 4; 4 : 3; 16 : 48; 0,16 : 0,48; 7 относится к 8; 5 относится к 6, как 15 относится к 18; 12 относится к 36, как 1 относится к 3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пропорция
Записать в тетради определение пропорции:
Пропорция - __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Записать основное свойство пропорции:______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Найти неизвестный член пропорции:
-
х / 32 = 3 / 4
_________________________________________________________________________________________________________________________________
-
30 / х =5 / 6
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
7 / 8 = х / 64
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
4 / 7 = 36 / х
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Процент
Записать в тетради определение процента:
Процент - это __________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Заполнить таблицу. Знать ее наизусть.
Число процентов
Число сотых
Обыкновенная дробь
1%
5%
10%
20%
25%
50%
75%
100%
-
Определить подоходный налог (13%) и чистый доход:
Заработная плата
Налог
На руки
5 000 р.
8 000 р.
10 000 р.
-
000 000 р.
-
Каковы доходы бизнесмена, если он выплачивает подоходный налог, составляющий 3 250 р.? (Составить пропорцию).
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Рост мальчика составлял 100 см. Через год его рост увеличился на 7%. Каким стал рост мальчика?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Практическое занятие № 2
Тема: «Решение задач на нахождение пределов функций»
-
Закончите предложения и заполните пропуски.
-
Число b называется пределом функции f(x) в точке и обозначается _______________ , если для любого числа существует число , такое, что для всех х , удовлетворяющих условию , где , выполняется неравенство _________________________________________________________
-
Если существуют пределы функций , то существует также и предел их суммы, равный ______________________________________
________________________________________________________________
т.е. _________________________________________________
-
Если существуют пределы функций , то существует также и предел их произведения, равный ________________________________
________________________________________________________________
т.е. _________________________________________________
-
Если существуют пределы функций , причём предел функции отличен от нуля, то существует также предел отношения , равный _________________________________________________________
_____________________________________________________________т.е. ____________________________________________________________
5. Постоянный множитель можно вынести за знак предела:
______________________________________________________
6. Если - натуральное число, то справедливы соотношения:
-
Ответьте на вопросы.
1. Что представляет собой число ____________________________________
_________________________________________________________________
2. Как раскрыть неопределённость вида ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как раскрыть неопределённость вида ____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Решите самостоятельно.
Задание: найти пределы функций.
1. ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
8*. ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9*.________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3
Тема: «Производная, дифференциал функции»
1.Табличные производные
1. Дайте определение производной функции.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найти значения табличных производных
1.1 y = 5 x3 - 3 x2 + 7 x - 4; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 y = 2 x4 + 5 x3 - x2 + 3х - 8; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3 y = 3 sin x + 9 cos x - x2 ; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4 y = 2 tg x + 4 x3 ; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 y = 3 log x + ln x; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6 y = 2 x + 5 ex ; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7 y = 8 arcsin x - arctg x; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Производные высших порядков
Поясните, что такое производные высших порядков. Опишите нахождение таких производных.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.1 y = 2 x5 - 3 x4 + 7 x3 - 4 х2 + 0,5 х. y(v)=
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 y = 6 x3 - 5x2 + 4 x + 10 y′′′=
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Поясните, сколько ненулевых производных может иметь степенная функция y = x п .
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3 у = 2 sin х y′′′=
Поясните, сколько ненулевых производных может иметь данная функция.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4 у = 2х; y(n)=
Опишите, как выглядит производная такой функции при увеличении ее порядка.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Производная сложной функции
Поясните, что такое сложная функция в данном случае.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите нахождение производной сложной функции.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3.1 у = ( 2 х3 + 5 ) 2 . Найти y′.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 у = ( х2 - 7 ) 3 . Найти y′.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 у = 2cos 3 (х/3). Найти y′.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2x + 1
-
у = ln ( tg ------). Найти y′.
4
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Еще раз перечислите этапы нахождения производной в данных примерах.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Производные частного и произведения
Дайте определение производной частного от деления двух функций.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение производной произведения двух функций.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите эти формулы в тетради.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4.1 y = x √x (3 ln x - 2) ; Найти y′ .
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
arcsin x
4.2 у = -------- ; Найти y′
х
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
sin x - cos x
4.3 у = ---------- ; Найти y′
sin x + cos x
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4.4 у = х sin х ; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
х3
4.5 у = ----- ; Найти y′
sin x
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4.6 у = х3cos x; Найти y′
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Дифференциал функции
5.1 Записать определение дифференциалов аргумента и функции.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Найти дифференциалы функций:
5.2 y = 3 x4 - 8 x2 + 5 x - 4 dy =
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3 y = 2arctg x dy =
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4 y = e 3t dy =
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
-
Приближенные вычисления с помощью
дифференциала
Пусть дана функция y = f (x). Известны ее значения в определенных точках. Надо найти (оценить) значения f (x) в точках, которые немного (на малую величину Δх) отличаются от известных, т.е. вычислить приближенное значение функции. Для этого прибавляют к известному значению функции дифференциал:
-
Yприбл ~y0+y/0*(x1-x0)
6.1 Вычислить приближенное значение функции y = 3x2 - 5 в точке х = 3,02.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Вычислить приближенное значение функции y = 2x2 - x + 7 в точке х = 5,004.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3 Вычислить приближенное значение площади круга, радиус которого равен 3,02 м.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Правило Лопиталя.
Записать в тетради правило Лопиталя. Использовать его для нахождения пределов:
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
х2 - 1 + ln x
7.1 lim ------------
x → 1 ex - e
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
х - sin х
7.2 lim ---------
x → 0 х3
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 4
Тема: «Неопределённый интеграл»
1.Табличные интегралы
Выпишите в тетрадь основные табличные интегралы и найдите значения интегралов, приведенных ниже:
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.1 (2x3 - 5 x2 + 7х - 3)dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 (5x4 + 4 x3 - 3х + 8)dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3 (3x2 + 7 x3 + 2х - 1)dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.4 2x 3 2x 53xdx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5 хdx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.6
_________________________________________________________________________________________________________________________________
1.7 2 sin x dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Подведение функции под знак дифференциала
2.1 y = x3 + 2x2
Записать в тетради объяснение примера с данным методическим приемом.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Решить примеры, используя подведение функции под знак дифференциала.
2.2 (x2 - 3x + 1)10 (2x - 3) dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3 4(x3 - 5x2 + 4x)3 (3x2 - 10x + 4) dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4 (2x2 + 7x)2 (4x + 7) dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.5 (sin x + 2x2)3 (cos x + 4x) dx
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.6 (ln t)4 dt
t
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 5
Тема: «Определённый интеграл»
-
Закончите предложения и заполните пропуски.
1. Приращение F(b)-F(a) любой из первообразных функций F(x)+C при изменении аргумента от до называется ___________________________
_________________________________________________________________.
2. Формула Ньютона - Лейбница: =_____________________________
3. Свойства определённого интеграла:
а) при перестановке пределов интегрирования знак определённого интеграла изменяется на противоположный:=____________
b) постоянный множитель подынтегрального выражения можно выносить за знак определённого интеграла: =__________
с) определённый интеграл суммы функций равен сумме определённых интегралов этих функций: =________________ ____________________________________________________________________ 2. Ответьте на вопросы.
1. В чём заключается геометрический смысл определённого интеграла?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В чём заключается соответствие между пределом интегральной суммы и определённым интегралом?___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В чём заключается вычисление определенного интеграла методом подстановки?______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чём заключается вычисление определённого интеграла методом интегрирования по частям?___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решите самостоятельно.
Задание: вычислите определённые интегралы.
1.=______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
2. =____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. =____________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. =____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5. =_____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
6. =________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
7.=______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________
8*. =____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
9*.=_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Закончите предложения и заполните пропуски.
1. Площадь фигуры S, ограниченной кривой , осью О и прямыми и , выражается ______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Путь, пройденный точкой при неравномерном движении по прямой с переменной скоростью за промежуток времени от , вычисляется по формуле: s = _____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Работа, произведённая переменной силой при перемещении по оси Ох материальной точки от до , находится по формуле: А = ________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Сила давления на горизонтальную площадку вычисляется по формуле: Р = _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Решите самостоятельно.
-
Найдите площади фигур, ограниченных линиями:
а)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
b)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Решите задачи.
а) Скорость движения точки м/с. Найти путь, пройденный точкой от начала движения до её остановки.
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
b) Два тела начали двигаться одновременно из одной точки в одном направлении по прямой. Первое тело движется со скоростью м/с, второе - со скоростью м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 10 с?
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
с) Пружина растягивается на 0,02 м под действием силы 60 Н. Какую работу производит эта сила, растягивая пружину на 0,12 м? Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
d) Для сжатия пружины на 0,02 м необходимо совершить работу 16 Дж. На какую длину можно сжать пружину, совершив работу 100 Дж?
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
e) Цилиндрический резервуар с радиусом основания 2 м и высотой 3 м заполнен водой. Вычислите работу, которую необходимо произвести, чтобы выкачать воду из резервуара.
Решение:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
f) Вычислите силу давления воды на вертикальную стенку, имеющую форму равнобедренной трапеции. Верхнее основание трапеции, совпадающее с уровнем воды равно 4,5 м, а нижнее основание равно 3 м; высота стенки 2 м.
Решение:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 6
Тема: «Комбинаторика, теория вероятности»
-
Закончите предложения и заполните пропуски.
1. Вероятностью события А называется отношение числа _____________________________ m, благоприятствующих наступлению данного события А, к числу n _____________________________________
__________________, т.е. _________________________________________.
-
Невозможному событию соответствует вероятность Р(А)=______________.
-
Достоверному событию соответствует вероятность Р(А)=_________________.
-
Теорема сложения вероятностей несовместимых событий: вероятность одного из нескольких попарно несовместимых событий, безразлично какого, равна __________________________________________________________________________________, т.е. Р (А+В) =_______________
5. Теорема сложения вероятностей совместимых событий: вероятность появления хотя бы одного из двух совместимых событий равна ______________________________________________________________
_______________________________________________________, т.е.
Р (А+В)=_______________________________________________________
2. Ответьте на вопросы.
1. Какие события называются несовместимыми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие события называются совместимыми?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чему равна сумма вероятностей двух противоположных событий?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дайте определение условной вероятности.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие события называются независимыми в совокупности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решите самостоятельно.
1. В партии из 50 деталей содержится 5 бракованных. Какова вероятность того, что из выбранных наудачу деталей не более одного бракованного?
Решение:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На тактических занятиях зенитная батарея стреляет по двум беспилотным самолётам. Найти вероятность того, что самолёты не будут сбиты, если вероятность сбить один самолёт равна , а два самолёта - .
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В урне 10 белых, 15 чёрных, 20 синих и 25 красных шаров. Вынули 1 шар. Найти вероятность того, что вынутый шар: белый; чёрный; синий; красный; белый или чёрный; синий или красный; белый, чёрный или синий.
Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В ящике в случайном порядке положены 10 деталей, из которых 4 стандартные. Контролёр взял наудачу 3 детали. Найти вероятность того, что хотя бы одна из взятых деталей оказалась стандартной.
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число окажется кратным либо 4, либо 5, либо тому и другому одновременно.
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6*. Найти вероятность того, что наудачу взятое двузначное число окажется кратным либо 3, либо 5, либо тому и другому одновременно.
Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 7
Тема: «Применение математических методов в профессиональной деятельности»
1. Перевод единиц измерения величин
1.1 Переведите км/ч → м/с
18 км/ч = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
108 км/ч = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
126 км/ч = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2 Переведите м/с → км/ч
5 м/с = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
40 м/с = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3 Найдите и запишите соотношение единиц измерения скорости км/ч и м/с:
1м/с = ____________________________________________________________
1.4 Плотность вещества измеряется в системе СИ в кг/м3
или во внесистемных единицах - в г/см3.
Запишите плотность воды в разных единицах измерения, если известно, что в одном кубометре содержится тонна воды.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Переведите кг/м3 → г/см3:
20 кг/м3 = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11 кг/м3 = ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чтение формул
В соответствии с математическим смыслом выражения
К = М / Р принято говорить, что «величина К прямо пропорциональна величине М и обратно пропорциональна величине Р». Это означает, в частности, что, например, при увеличении величины М в 2 раза значение К также увеличится в 2 раза, т.к. обе величины в числителе. При увеличении Р в два раза значение К уменьшится в 2 раза, т.к. Р в знаменателе.
При чтении формул принято также пользоваться выражениями типа «удвоенное произведение», «полусумма», «четверть такой-то величины» и т.п. Когда известно значение k, можно говорить: «коэффициент пропорциональности k равен 0,5» и т.п.
Запишите словами следующие формулы.
-
А = k В/С, где k = 0,8
________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 Закон всемирного тяготения Fпритяж=
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3 Высота свободного падения
________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Приемы вычислений.
3.1 Образец 1: Дан раствор заданной концентрации, масса раствора известна, надо найти, сколько вещества растворено.
Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 1 мл 0,05% раствора строфанина, считая, что 1мл соответствует 1 г.
Решение.
Составляем пропорцию: 1 мл - 100% (весь объем всегда принимают за 100%)
Х - 0,05%
Х =
Ответ: 0,5 мг
-
Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 20 мл 40% раствора глюкозы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 1 мл 0,05% раствора строфанина.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.4 Образец 2: надо получить раствор нужной концентрации и объема, т.е. узнать, сколько вещества требуется растворить.
Определить количество хлорамина, необходимое для получения 3 литров 3% раствора хлорамина, считая, что 1мл соответствует 1 г.
Решение. Эта задача математически совпадает с первой. 3 л = 3000мл
Составляем пропорцию: 3000 мл - 100%
Х мл - 3%
Х = (мл) = 90 г хлорамина Ответ: 90 г
-
Определить количество хлорамина, необходимое для получения 2 литров 3% раствора.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6 Определить количество хлорамина, необходимое для получения 1 литра 1% раствора.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.7 Образец 3: Из раствора одной концентрации приготовить разбавленный раствор другой концентрации.
Имеется 1 л 2% раствора перманганата калия. Нужно приготовить 3 л 0,5% раствора перманганата калия. Как это сделать?
Решение. План: надо узнать, сколько вещества нужно для нового раствора, сколько вещества имеется во всем исходном растворе, какой объем исходного раствора содержит нужное для нового раствора количество вещества, а остальной объем , недостающий до нужного, обеспечивается добавлением воды.
1) Найдем содержание калия перманганата в 3 л нового 0,5% раствора: 3 л = 3000 мл
3 000 мл - 100%
Х мл - 0,5% Х =
2) Найдем содержание калия перманганата в 1 л исходного 2% раствора: 1л = 1000 мл
1 000 мл - 100%
Х мл - 2 % Х =
3) Найдем, какой объем нужно взять из 2% раствора, чтобы там было 15 г в -ва:
1 000 мл - 20 г
Х мл - 15 г Х =
4) Сколько добавить воды: 3000 мл - 750 мл = 2250 мл воды.
Ответ: Для получения 3 л 0,5% р-ра калия перманганата нужно взять 750 мл 2% раствора калия перманганата и добавить 2 250 мл воды.
3.8. Имеется 2,5 л 3% раствора перманганата калия. Нужно приготовить 5 л 0,5% раствора перманганата калия. Как это сделать?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 8
Тема: «Контрольная работа»
Примерные образцы заданий контрольной работы
1. Найти
2. Найти
3. Найти производную функции y = 14 сos3 (2x)
4. Найти дифференциал функции y = 8x4 + 5 x3 + 6x2 - 12
5. Дана функция y = 3x 2 + 4 .
а) Подставить x0 = 3 и найти, чему тогда равен y0 = 3x02 + 4;
б) используя дифференциал, найти у приблдля x = 3,01 и выписать его в ответ.
6. Используя правило Лопиталя, найти .
7. Найти интеграл (x3 - 5x) 2 (3x2 - 5) dx, используя подведение функции под знак дифференциала.
8. Найти значение интеграла 8 cos x dx.
9. Прибавка в весе младенцев за 2-ой месяц жизни обычно составляет 800 граммов. На сколько процентов за 2-ой месяц увеличится вес конкретного младенца, составляющий 3950 граммов? Округлите ответ с точностью до 0,1%.
10. Для получения 5 л раствора потребовалось 2500 г соли. Какова процентная концентрация раствора?
-
В группе 26 человек. На физкультуре надо в любом порядке расставить в шеренгу 5 человек. Сколько есть способов это сделать?
-
На вешалках в шкафу были 4 черных рубашек и 5 белых. Вытащили одну вешалку. Какова вероятность того, что на ней висели брюки?
-
а) Записать формулу числа сочетаний. б) На столе было 4 синих карандашей и 10 красных. Девочка взяла наугад 3 карандаша. Какова вероятность того, что все они синие?
-
В ящике 11 белых, 9 красных, 8 черных и 10 синих кубиков. Какова вероятность того, что: а) вынутый наугад кубик - белый или синий; б) два вынутых одновременно наугад кубика - синие?
-
Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 10 л 30% раствора глюкозы.
-
Имеется 2,5 л 3% раствора перманганата калия. Нужно приготовить 5 л 0,5% раствора перманганата калия. Как это сделать?
-
25 м/с → км/ч. Переведите единицы измерения.
-
Переведите кг/м3 → г/см3:
590 кг/м3 =
-
Определить количество вещества, необходимое для получения 8 литров 5 % раствора.
Список литературы
-
Апанасов П.Т., Орлов М.И. «Сборник задач по математике». - М.: Высшая школа, 1987.
-
Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. «Высшая математика в упражнениях и задачах» (в двух частях). - М.: ОНИКС, 2006.
-
Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике». - М.: Высшая школа, 2004.
-
Богомолов Н.В., Самойленко П.И. «Математика». - М.: Дрофа, 2005.
-
Григорьев С.Г., Задулина С.В. «Математика». - М.: Академия, 2007.
-
Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. «Математика для техникумов». - М.: Наука, 1990.
-
Элементы высшей математики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Григорьев В. П., Дубинский Ю.А. - 4-е издание - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
-
"Теория вероятностей и математическая статистика". Гмурман В.Е. М., "Высшая школа", 2008.
-
"Высшая математика в упражнениях и задачах". Учебное пособие в 2-х частях. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. М., "Высшая школа", 2008.
-
Фихтенгольц Г. М. «Курс дифференциального и интегрального исчисления».М., «Физматгиз», 2008.