Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны

Мы– тайшетцы. Мы родилась или живем в городе Тайшете, а значит, знатьбольше об истории и достопримечательностяхнашего города – это дело каждого из нас, это дело культурного и воспитанного человека. История…Творцом истории являются люди, которые живут, работают, радуются жизни, борются за лучшую долю, за кусок хлеба, за свободу… Люди ратуют за свои интересы, при этом они не думают, что вершат историю, что их поступки вызовут ряд серьезных изменений в жизни общества.   Бережно хранить память об ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»













Исследовательская работа



Железнодорожные предприятия

станции Тайшет

в годы Великой Отечественной войны











Коллективная работа

ДТО «Зелёный свет»

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Руководитель

методист, педагог

дополнительного образования

Мышкина И.Д.









г.Тайшет, 2015г




Содержание


  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цели и задачи исследования

1.3. План работы


  1. Основная часть

    1. История возникновения города Тайшет

    2. Современный город Тайшет

2.3. Сибирская железная дорога

2.4. Про вокзалы


3. Анкетирование

3.1. Результаты анкетирования

3.2. Результаты исследования


4.Заключение


5. Настольная учебно-познавательная игра «Мы из Тайшета»

5.1. Цель и задачи игры

5.2. Изготовление игры

5.3. Вопросы к настольной учебно-познавательной игре «Мы из Тайшета»

5.4. Инструкция к дидактической учебно-познавательной игре «Мы из Тайшета»


6. Список литературы
























  1. Введение


  1. Актуальность


Мы- тайшетцы. Мы родилась или живем в городе Тайшете, а значит, знатьбольше об истории и достопримечательностяхнашего города - это дело каждого из нас, это дело культурного и воспитанного человека.

История…Творцом истории являются люди, которые живут, работают, радуются жизни, борются за лучшую долю, за кусок хлеба, за свободу… Люди ратуют за свои интересы, при этом они не думают, что вершат историю, что их поступки вызовут ряд серьезных изменений в жизни общества.

Бережно хранить память об ушедшем и ушедших, жизнь которых и составляет ту великую историю нашего города, нашей страны, о которой мы так много говорим, которой гордимся, - это задача потомков.


  1. Цели:

  • исследовать историю города Тайшета и, в частности железнодорожные предприятия станции Тайшет, в годы Великой Отечественной войны;

  • создать настольную игру для учебно-познавательнойи исследовательской деятельности обучающихся.


Задачи:

  • Провести анкетирование учащихся детского творческого объединения «Зелёный свет» по данной теме;

  • Найти в литературе и других источниках информацию о данном историческом периоде;

  • Проанализировать и систематизировать данные о железнодорожных предприятиях станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны;

  • Создать настольную игру для учебно-познавательной деятельности обучающихся.


Объект исследования:

железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны.


Предмет исследования:

литература и другие источники информации о данном историческом периоде (исследования наших писателей - земляков: брошюры Селезневых Е.С. и Т.А., книги старейшего железнодорожника А.М. Радионова и др.)


Гипотеза:

предположим, что изучение архивных материалов по исследовательским брошюрам наших земляков-писателей Селезневых Е.С. и Т.А., книг А.М. Радионова, касающихся темы 1941- 1945 годов, дополнят знания ожелезнодорожных предприятияхгорода Тайшета, о Великой Отечественной войне.

Данные эти могут представлять познавательный, исследовательский интерес и способствовать привитию любви к малой родине у обучающихся и их родителей.


Основной метод исследования - анализ и синтез.


  1. План работы:


1. Подготовка краткой исторической справки о рождении города Тайшета и о жизни его жителей в годы Великой Отечественной войне.

2. Определение актуальности, цели и задач исследования.

3. Определение этапов исследовательской работы:

a) этап социологического исследования - сбор и систематизация информациио Великой Отечественной войне;

б) этап изучения материалов,

в) встречи и беседы с библиотекарями, с кандидатом исторических наук Селезнёвым Евгением Сергеевичем;

г) этап теоретический - чтение литературы о железнодорожных предприятиях в годы Великой Отечественной войне, просмотр фильмов, видеороликов о Тайшете, изучение материалов о Великой Отечественной войне в музее Локомотивного депо.

д) экскурсия по городу с посещением наиболее известных военных памятников;

e) этап изучения, обобщения и обработки информации посредством использования Интернет-ресурсов, энциклопедии, справочников;

ж) этап написания, оформления работы, подбора фотодокументов.




  1. Основная часть


2.1. История возникновения города Тайшет


Своим появлением Тайшет обязан Транссибирской магистрали. При ее строительстве весной

1897 г. было основано неболь­шое поселение, где осенью того же года, с началом железнодорожного движения, открыли станцию, а в 1904 г. построили паровозное депо.

При станции действовали одноклассное училище, врачебный и питательный пункты Переселенческого управления. Прибывавшие сюда крестьяне-переселенцы успешно осваивали близлежащие земли, и вскоре со станции стали отправляться сельскохозяйственные и лесные грузы.

Удобное положение - в долине реки Бирюсы (судоходной в то время), а также близость железной дороги способствовали быстрому развитию нового поселения.

В 1906 г. его преобразовали в село, кото­рое в 1910 г. стало административным центром Тайшетской волости.

В период коллективизации Тайшет выбрали местом кулацкой ссылки. В его окрестностях создали спецпоселки для раскулаченных и сосланных крестьян. Поток ссыльных начал расти после решения Политбюро ВКП(б) о строительстве БАМа в 1932 г.

В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий поселок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области.

В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два круп­ных лесопильных предприя­тия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноре­монтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни.

С 1938 г. в Тайшете раз­местили ряд подразделений ГУЛАГа, и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Ир­кутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа. Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг..

Итак, Тайшет возник как станционный посёлок в связи со строительством Сибирской железной дороги - Транссиб. В мае 1897 года железная дорога подошла к нашим местам.

Свое название Тайшет получил потому, что был расположен на реке Тайшетка (правый приток реки Бирюса).

Слово Тайшет - гидроним от кетского "та" - "холодный" и "шет" - "река".

Статус города Тайшет получил 20 марта 1938 года.

Дорога строилась отдельными участками, на которых производились подготовительные работы для укладки рельсового полотна. Работы велись различными подрядными конторами. Одна из таких контор, возглавляемая инженером Манугаровым в 1893 году расположилась чуть восточнее речки Тайшетки. На строительстве использовался труд людей, прибывших по контракту, ссыльных, но самую значительную рабочую силу составляли крестьяне окрестных сел: Байроновки, Нового Акульшета, Бирюсы, Конторки. Крестьяне расчищали участки для возведения земляного полотна, строили само полотно, станционные здания, доставляли строительные материалы на своих лошадях. Красноярский, Канский, Нижнеудинский, Иркутский округа выделили в 1984 году для строительства дороги до 19 тысяч человек и 26 тысяч лошадей.

Постепенно вблизи строительной площадки и будущей станции Тайшет стали возникать постоянные жилища строителей. До их появления были лишь заимки крестьян Байроновского (правильное - Баероновского, по имени первого жителя Баера) крестьянского общества, да тянулся Московский тракт. Первым поставил свою избу Конюков Василий Трофимович, положив начало будущей улицы - 1-я Зелёная (ныне улица Ленина), затем параллельно ей были улицы 2-я Зелёная, 3-я Зелёная, 4-я Зелёная.

По мере развития Тайшета менялся и его статус.

В 1906 году была построена церковь, затем в ней находился кинотеатр «Победа» (нынешнее здание «Малышандии»). Тайшет стал селом Алзамайской волости. В 1910 году возникла самостоятельная Тайшетская волость Каннского округа Красноярского уезда Енисейской губернии. В 1925 году было проведено районирование территории Сибири, возник Тайшетский район Восточно-Сибирского края. В этом же году возникает Иркутская область и Тайшет в её составе, но уже как рабочий посёлок, а не село.

Статус села Тайшету присвоили 1 октября 1935 года.

2 (20) марта 1938 года Тайшет стал городом районного подчинения, а с 60-х годов областного.

В феврале 1960 года был упразднён Шиткинский район, его территория вошла в состав Тайшетского района.


2.2. Современный город Тайшет


Удобное расположение на железной дороге определило роль Тайшета как административного и торгового центра. В отношении транспортных коммуникаций город Тайшет расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали с Абаканской и Братской железнодорожными ветками, а также на трансмагистральной автомобильной дороге М-53, которую чаще называют "Московский тракт".

При железнодорожной станции имеется вагонное депо, локомотивное депо.

Тайшетский шпалопропиточный завод совсем недавно поставлял обработанные шпалы для многих железнодорожных организаций Сибири.

Вот что писала о Тайшете Зинаида Ласманова, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы в школе №14 г. Тайшет.


Спокойно спит мой город до рассвета, Мне дорог росчерк

Тугие ветры спеленали лес. вдаль бегущих рельс,

Мой город спит. И снится ему лето, И день, разбуженный гудком

Вокзальный скверик, перестук колес. электровоза.

Фонтан струится- Люблю я парк за тихий свет берез,

Брызги рикошетом, Таежным духом пахнущий экспресс.

Такая свежесть!

Тишина кругом. Пусть не живут у нас могучие

Черемуховый запах над Тайшетом атланты,

У двух берез-коляска с малышом. И не гремит оркестров мощных

Быть может с материнским молоком медь.

Вберет малыш счастливое уменье, Но скромно вызревают в нем

Склонится восхищенно над цветком, таланты.

У двух березок встанет на колени… Чтоб надо всей Россиею звенеть.


Мой город весь пока ещё в пути,

Мой город неказист, уже не нов. Четыре трассы вспарывают даль.

В нем бедно многое, порой-убого, И у него-все песни впереди!

Но ни-ка-ки-е блага городов Сквозь гул ветров поет их

Его забыть навечно не помогут магистраль.

Ведь это он в часы моей печали, И мощным став, когда-нибудь потом

Метет ли снег, ложится ли роса, В твой голос, магистраль.

Все песни, что над юностью звучали, вольётся «Алюком».

Моих друзей доносит голоса.




2.3. Сибирская железная дорога


В структуре экономики Тайшетского района наибольший удельный вес занимает структурное подразделение АО «Российская железная дорога».

В феврале 1893 года был создан комитет по строительству Сибирской железной дороги, которая имела экономическое и военно - патриотическое значение - связь между Европой и азиатским востоком.

Строительство железной дороги и будущей станции разворачивалось быстро.

В 1897 году на станцию Тайшет пришёл первый поезд, и этот год вошел в историю датой образования поселения.


Из самых Питерских глубин

Тянулся самый - самый первый

Тот паровоз 0-3-1.

Мелькают станции, вокзалы,

Поля, леса, как долог свет.

Гудок раздался запоздалый

И вот, какой - то там Тайшет.

Вокзальчик - маленький сарайчик,

Начальник станции столбом,

Разинул рот, крестится мальчик

И бабки вниз, о землю лбом.

И важно, словно гранд - персона:

Механик молоточком бьёт.

И машут из окна вагонов

Скорей поехали вперёд.

И этим «ада» порожденьем

Гудками, рвущими рассвет,

Обязано своим рожденьем

Село с названьем Тайшет.


По документам дорогу величали Великой - Сибирской, а ссыльные поселенцы звали просто «чугунка».



2.4. Про вокзалы


  1. Первое здание.


К сожалению, сохранились только несколько фотографий первого здания вокзала станции Тайшет.



Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЗдание первого вокзала станции Тайшет. 1911 г.



Жалко, что такое красивое здание вокзала прослужило совсем недолго. Скорее всего в связи с гражданской войной здание вокзала было разрушено. Известны следующие факты.


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныВОДОНАПОРНАЯ башня, заложенная итальянскими рабочими, прибывшими на строительство станции, была пущена в эксплуатацию в 1910 году. Предназначалась башня для забора воды, используемой при заправке паровозов. Сейчас она законсервирована и поставлена под государственную охрану.

На крыше этого здания колчаковцы установили пулемет, обстреливающий площадь. Но, несмотря на это, бойцы староакульшетского отряда пробились к вокзалу, где завязался тяжелый кровопролитный бой.

В это время по обе стороны станции Тайшет были проведены крупные разрушения железной дороги. Движение эшелонов на колчаковский фронт застопорились на целую неделю. Эти диверсии партизан, названные колчаковцами «тайшетской пробкой», были не первыми и, конечно, не последними. В эти дни на Восточном фронте армия Фрунзе одерживала крупные победы, связь между ними и тайшетскими событиями самая прямая. Но в боях с вооруженными до зубов отрядами белогвардейцев и интервентов партизаны несли большие потери.


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныРазрушенное в 1919 г. здание первого вокзала ст.Тайшет




  1. Второе здание вокзала станции Тайшет.


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны


  1. Здание нового вокзала.


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны


Реконструкция нынешнего нового здания шла два года. Сейчас это одно из самых красивых зданий восточносибирской железной дороги с внутренней отделкой мрамором разного цвета. В здании вокзала всегда чисто, тепло и уютно, по стендам можно изучить историю и развитие Тайшетского филиала ВСЖД России.

Железнодорожники были и остались передовым, высокоорганизованным отрядом рабочего класса города. Железнодорожная ветка «Тайшет - Абакан» названа трассой мужества. Дальше - строительство БАМа, оно начато в середине 30-х годов. Со всей страны прибывали сюда материалы, машины, оборудование, съезжались рабочие и специалисты.

Но война прервала строительство. Война приостановила строительные работы на разъезде №6, на 75 км от Тайшета.

В войну наша станция жила одной судьбой со всей страною.

В честь павших тайшетцев стоит на привокзальной площади обелиск.


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны




3. Анкетирование


Мы решили провести анкетирование среди обучающихся детского творческого объединения «Зелёный свет». Интересно, что знают ученики об истории и развитии своего города.

В анкетировании участвовали 34 обучающихся детского творческого объединения «Зелёный свет».

Им было предложено ответить на следующие вопросы:


  1. Как расшифровывается слово «Тайшет»?

  2. В связи, с чем возник Тайшет?

  3. Сколько лет городу Тайшету?

  4. Что ты знаешь из истории своего города?

  5. Как ты думаешь, чем занимались тайшетцы в годы Великой Отечественной войны?

  6. Какие интересные места, достопримечательности города ты покажешь и, что расскажешь про них приезжим гостям?

  7. Что тебе хочется узнать о своем городе?

  8. Что бы ты сделал для улучшения жизни города?




3.1. Результаты анкетирования


Как расшифровывается слово «Тайшет»?


Не знаю - 17 чел.

Слово Тайшет - гидроним от кетского "та" - "холодный" и "шет" - "река" - 8 чел.

Родной город, большой город - 3 чел.

Россия, родина, отечество - 4 чел.

Дыра в болоте - 1чел.

Железная дорога - 1 чел.


В связи, с чем возник Тайшет?


Не знаю - 24 чел.

Тайшет возник как станционный посёлок в связи со строительством Сибирской железной дороги - Транссиб - 7 чел.

В связи с речкой Тайшеткой - 3 чел.


Сколько лет городу Тайшету?


75 лет - 17 чел.

76 лет - 5 чел.

В марте 1938 года Тайшет стал городом районного подчинения, а с 60-х годов областного.

Значит, 77 лет будет в марте 2015 году - 3 чел.

70 лет - 1чел.

56 лет - 2 чел.

Не знаю - 2 чел.

Много - 4 чел.


Что ты знаешь из истории своего города?


Ничего не знаю - 21 чел.

Была война - 5 чел.

Железная дорога, БАМ - 4 чел.

Лагерное прошлое, военнопленные из Японии - 3 чел.

В Тайшетском районе жили Зоя и Шура Космодемьянские - 1 чел.


Как ты думаешь, чем занимались тайшетцы в годы Великой Отечественной войны?


Воевали - 14 чел.

Не знаю - 11 чел.

Работали на фронт -2

Перевозили грузы, оружие и продовольствие - 3 чел.

Строили железную дорогу - 4 чел.


Какие интересные места, достопримечательности города ты покажешь и, что расскажешь про них приезжим гостям?


Не знаю - 14 чел.

Вокзал и памятник неизвестному солдату - 10 чел.

Танк на Юбилейной площади и саму площадь - 6 чел.

Паровоз на вокзале - 3 чел.

Фонтаны - 3 чел.

Памятники - 4 чел.

Музеи -2 чел.

«Радугу» - 2 чел.

Водонапорнуюбашню - 1 чел.


Что тебе хочется узнать о своем городе?


Больше исторических фактов- 13 чел.:

  • как расшифровывается название города,

  • как возник Тайшет,

  • кто его придумал, кто его построил,

  • кто раньше жил,

  • что случилось на войне,

  • интересные места.

Ничего - 11 чел.

Всё - 10 чел.


Что бы ты сделал для улучшения жизни города?


Не знаю - 11 чел.

Красивые дома построил и много школ - 7 чел.

Нормальные дороги - 6 чел.

Озеленение, чистоту и порядок - 6 чел.

Парк - 2 чел.

Что-то хорошее, чтобы мне сказали «Спасибо» - 2 чел.



3.2. Результаты исследования


Ответы учеников помогли дальнейшему исследованию. После этого мы прочитали литературные источники - брошюры наших исследователей - земляков Е.С. и Т.А. Селезневых о Тайшете, книг А. М. Радионова «Для нас не было слова «не могу», «Рубеж /1936-2011/».

Во время чтения обращали внимание на объект исследования, выделили основные моменты, которые глубже раскрывают тему исследования.

Это роль железной дороги и железнодорожных предприятий в годы Великой Отечественной войны, это люди, которые трудились в тылу, помощь тайшетцев для фронта.

После этого мы можем сделать выводы по работе. А затем в виде вопросов к учебно-познавательной игре для школьников мы проанализируем и сделаем обобщения и выводы для дальнейшей исследовательской деятельности.




Результаты исследования можно изложить в таблице.


Литературно-исторические источники

Железная дорога в годы Великой Отечественной войны

Тайшетцы в годы войны

Всё для фронта, всё для Победы!

Стихотворение

Шли эшелоны без конца,

Молчали беженцы и ждали

У будки чайник кипятка,

Убитых часто поминали.

И наша станция жила

Одной бедой со всей страною,

Боролся, как и весь народ,

Тайшет с крылатою войною.

Вокзал, депо, локомотивы

Для фронта все были нужны,

И шли работать пацаны,

Чтобы отцы остались живы.


«Тайшет - город, рожденный Транссибом»,

«Лагерное прошлое Тайшета» Т. А. Селезнева, Е.С.Селезнев









Из серии книг «Город - рожденный Транссибом» Е.С. Селезнева (краеведа, кандидата исторических наук).


1) В конце 30-х г.г, на начало строительства БАМа, в Тайшете существовало два лагеря - Тайшетский ИТЛ УНКВД по Иркутской области и Южлаг ГУЛЖДС НКВД. В 1938 г. изыскания трассы на всем маршруте будущей ж/д еще продолжались. На участке Тайшет - Падун (350 км) рабочее движение поездов предполагалось открыть в 1940 году, а сдать дорогу в постоянную эксплуатацию в 1941 году...".


2) С началом Великой Отечественной войны строительство ж/д Тайшет-Братск было прекращено. Уложенное же­лезнодорожное полотно разобрали, а рельсы отправили в Европейскую часть страны для целей обороны.

Заключенные были переведены на лесозаготовки, завершение строительства вспомогательных сооружений.


3)Суть всех произошедших изменений одна - единство фронта и тыла. Если военная продукция тыла была низкого качества, то это вело к большим потерям. Если потери на фронте большие, то следовало больше производить качественной военной техники.

1)Помимо строительства самой ж/д, заключенные строили бараки, жилые дома для лагерного начальства, административные и производственные помещения. До недавнего времени в городе насчитывалось более 60-ти зданий различного назначения, построенных з/к в различные годы.









2)Основной контингент Южлага, вместе с авторемонтными мастерскими, перевели в прифронтовые районы и использовали для ремонта техники. Многих направили в штрафбаты, оставшихся в Тайшете заключенных перевели на лесозаготовки и сельхозработы.









3) «..шла перестройка всей работы тыла на военный лад…», на комплектование важнейших оборонных строительств и предприятий, на всемерное усиление производства боеприпасов, спецукупорки и другой оборонной продукции.

План оборонных заказов был выполнен на 111%.


Тайшетлаг. В целом ИТЛ производственный план 1944г. выполнил на 123%, по оборонной продукции на 227%.

По причине задержки пуска лыжного завода в Тайшете, производство лыж для фронта было поручено заключенным Тайшетского ИТЛ.

1)Тайшетские лагеря имели свои мастерские - швейные, сапожные, столярные мастерские, где производилась продукция не только для нужд лагеря, но для продажи местному населению,

а в годы войны для фронта - лыжи, лодки, разборные здания и мосты.











2) Часть заключенных была занята сельскохозяйственным трудом на так называемых сельхозколоннах - овощеводские и мясомолочные хозяйства, продукция которых шла на нужды лагеря, а затем и для фронта.

Отдельные участки р. Бирюсы отводились для лова рыбы, часть которой, видимо, шла на питание з/к, а часть сдавалась на местные рыбоприемные пункты для отправки на рыбзаводы.


3) В перечне выпускаемой продукции спецукупорка названа первой. Это указывает на особую значимость данной продукции. За три года войны изготовили и поставили 20 700000 комплектов спецукупорки для упаковки различных калибров снарядов, мин, авиабомб и других видов боеприпасов, выполнив задание ГКО на 107%.

На Бирюсинском лесозаводе в годы войны силами,заключенных производилась спецтара, авиабрусок, чистовая заготовка для вагоностроения, ПМД-6 (противотанковая мина деревянная)

Важной продукцией оборонного значения были изделия из кожи - это технические изделия из кожи и заменителей - атрворотники для орудий, манжеты для воздушных винтовок и шасси самолетов, для автотормозов, для заводского оборудования, железнодорожного, гужевого транспорта.

«Для нас не было слова «не могу». А.М. Радионов.

1) Грозный 1941-й год предприятие депо встречало сплоченным и готовым к выполнению государственного плана грузоперевозок, ремонту техники, участию в боевых действиях на различных фронтах войны коллективом.

Многочисленный отряд паровозников находился в прифронтовых и фронтовых зонах действий. Они обеспечивали фронт живой силой и техникой.


2) В тылу прилагались невероятные усилия для выполнения плана по ремонту паровозов, маневровой и грузовой работы, а также ремонту вагонов, оборудования различного назначения, трофейных паровозов.

1)Только за первый месяц военных событий 1941 года несколько паровозных бригад были отправлены в длительные командировки по доставке паровозов в зону военных действий.












2) Июнь 1941 года. Уже в первые дни войны по приказу руководства ВСЖД два паровоза вместе с машинистами были направлены в Москву. Паровозные бригады работали под Москвой и далее на западном направлении в подчинении Московского военного округа.

1)Сплотки паровозов сопровождали передовые машинисты и помощники машинистов, слесари. В депо постоянно происходила смена членов коллектива: более 190 человек были призваны в ряды Красной Армии, на предприятие пришла несовершеннолетняя молодежь и многочисленный отряд женщин, стариков.





2) Бомбежки, вывоз раненых с фронта, подвоз на передовую живой силы и военной техники. Работа ежедневная, тяжелая, необходимая для обороны и наступления.

«Рубеж /1936-2011/». А.М. Радионов.

Март 2005. Совет ветеранов, администрация, профсоюзный комитет локомотивного депо инициируют идею возведения памятника железнодорожникам, которые своим фронтовым героизмом и трудовым подвигам внесли вклад в Великую Победу 1941-45гг. над фашистской Германией.

На мраморной плите слова: «Стойкости, мужеству, верности воинской работникам локомотивного депо Тайшет, победившим смерть ради жизни».

История депо отражена в материалах исторического музея. Исторический музей локомотивного депо Тайшет открылся в 1988году. Музей расположен в приспособленном помещении административного здания в пяти больших залах. Посетители знакомятся с историей строительства, развития Транссибирской магистрали, Восточно - Сибирской железной дороги и города Тайшет.

На десяти черных гранитных плитах выгравированы фамилии и имена 172 погибших на фронтах Великой Отечественной войны членов коллектива паровозного депо, 250-ти участников трудового фронта депо, удостоенных правительственных наград СССР, 96-ти участников войны, работавших после войны в паровозном депо.

«На Бирюсинских просторах» книга о земле и людях Тайшетского района.

Огромные средства собрали в годы войны жители Тайшета и Тайшетского района на создание танковой колонны «Иркутский колхозник».

В ноябре 1942 года по всему Тайшету передавали новость: в деревне Енисейка нашего района жители собрали деньги на танки и обратились ко всем колхозникам Иркутской области последовать их примеру. К ним присоединились все жители Тайшета. Немалые средства внесли тайшетские железнодорожники, куда вошли личные сбережения, компенсации за неиспользованные отпуска, деньги, заработанные на воскресниках.

В фонд танковой колонны внесли деньги, вещи, мед, хлеб все. Особенно отличились учителя и учащиеся средней школы №2, собравшие 15 тысяч рублей за два дня.В апреле 1943 года в Тайшет пришли две телеграммы за подписью И.В.Сталина. Он благодарил колхозников сельхозартели имени 23-й годовщины Октября, учителей и учащихся средней школы №2 города Тайшета.


В прочитанных источниках железная дорога является связующим звеном между фронтом и тылом.

Подтверждается тот факт, что тайшетцы - патриоты своей страны. Во время Великой Отечественной войны коллектив депо вошел в сформированные Военно-эксплуатационные отряды железнодорожников и другие формирования.

Во всех источниках народ предстает перед нами с патриотической стороны.

Вместо воевавших на фронте мужей на железную дорогу пришли женщины, быстро освоившие считавшиеся ранее мужскими специальности машинистов, помощников машинистов, кочегаров. Женщины-домохозяйки принимали обращения и резолюции, в которых объявляли себя мобилизованными на трудовой фронт.

Отпускные, премии, деньги, заработанные на субботниках, ценности, личные сбережения железнодорожники направляли на строительство танков, самолетов, оказание помощи ленинградцам, жителям освобожденных от врага территорий. Танк, стоящий сегодня на площади «Юбилейная», - ровесник тех грозных машин, которые в могучей колонне «Иркутский колхозник» били фашистов по Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, освобождали города Орёл, Брянск и штурмовали Берлин.

В ходе исследования мы узнали, что железная дорога в годы Великой Отечественной войны превратилась в стратегически важный путь: шли эшелоны, готовился подвижной состав, производился ремонт военной техники. Необходимо было перестроиться на новые условия работы. К перевозкам мирных грузов добавилась отправка воинских эшелонов с военными и техникой, прием эвакуационных грузов с оборудованием, вывозимым из западных областей страны.


4.Заключение


В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы, сделали выводы о железнодорожной станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны, узнали значение новых слов:


  1. История - совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое.


  1. Транссиб - Транссибирская железнодорожная магистраль, Великий Сибирский Путь(историческое название) - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву и крупнейшие восточносибирские и дальневосточные промышленные города России.


Транссиб-это самая длинная железная дорога в мире. Её протяженность 9288,2 км.

Транссиб проходит по территориям 12 областей, пяти краёв, 2 республик 1 автономной области и одного округа в составе РФ, и на нем расположено 87 городов.

На своем пути Транссиб пересекает 16 крупных рек.

Из них Амур-наиболее широкая (около 2 километров).Наиболее опасная река на пути- Хорна на юге Хабаровского края: в паводок она поднимается на 9 метров!Наибольший ущерб магистрали принесла река-Хилок, в 1897 году она размыла большую часть западного участка Забайкальской дороги.


  1. Тайшет - гидроним от кетского "та" - "холодный" и "шет" - "река".


  1. Станция - пункт, место остановки ж.-д. поездов и др. видов транспорта, специально оборудованный для пассажиров, грузовых операций и для технического обслуживания поездов.


  1. Статус - правовое положение, состояние, существующее или существовавшее в какой-н. данный момент.

Статус села Тайшету присвоили 1 октября 1935 года.

Статус города-2 (20) марта 1938 года Тайшет стал городом районного подчинения, а с 60-х годов областного.


  1. Вокзал - здание железнодорожной станции, преимущ. Большой (по словарю Ушакова Д.Н.);

большая станция на путях сообщения (по словарю Ожегова С.И.)


  1. Площадь - пространство, поверхность, естественно ограниченная или специально выделенная, отделенная для какой-н. цели.


  1. Привокзальная площадь - большое ровное место вблизи вокзала, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.


  1. Железная дорога - рельсовый путь для движения поездов.


  1. «Чугунка» - (просторечное) Сибирская железная дорога (по документам дорогу величали Великой - Сибирской, а ссыльные поселенцы звали просто «чугунка»).


  1. Магистраль - главное направление, основная линия в путях сообщения (спец.).

Сибирская железнодорожная магистраль.


  1. Депо - предприятие, помещение для стоянки и ремонта паровозов и вагонов на железных дорогах (Паровозное депо. Локомотивное депо).


  1. Вагон - крытая или открытая повозка на колесах, приспособленная для передвижения по рельсам. Товарный, трамвайный вагон.


  1. Поезд - железнодорожный состав, ряд сцепленных вагонов, приводимых в движение паровой или электрической тягой.


  1. Паровоз - паровой двигатель на колесах, везущий железнодорожный поезд.


  1. Электровоз - подвижной электрический двигатель, применяемый в транспорте (для ведения поездов на железных дорогах, для перевозки вагонеток в шахтах и т. д.).


  1. Локомотив- машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы.


  1. "Московский тракт" - трансмагистральная автомобильная дорога М-53.


  1. Трасса- направление линии дороги, канала, трубопровода (по словарю Ожегова С.И.).

Чертеж местности, на которой должны производиться какие-н. земляные работы (проведение дороги, канала и т.п.), с указанием всех выемок и насыпей (спец.) (по словарю Ушакова Д.Н.)


  1. ВСЖД России - Восточно - Сибирская железная дорога России

Тайшетский филиал ВСЖД России- отделение крупного учреждения или организации.


  1. Железнодорожники - работники железнодорожного транспорта.


  1. Железнодорожная ветка-ответвление от основного, главного, отходящая в сторону.


  1. Трасса мужества - железнодорожная ветка «Тайшет - Абакан».

БАМ - Байкало - Амурская магистраль.


  1. Война - вооруженная борьба между государствами или общественными классами; противоп. мир.


  1. Победа - успех в битве, войне, полное поражение противника.


  1. Обелиск - памятник, каменное сооружение в виде четырехгранного столба, сужающегося кверху.


  1. Достопримечательности - места или предметы, принадлежащие этому месту, заслуживающие особого внимания.


  1. Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.


  1. Тайшетлаг - Тайшетский лагерь для заключенных.


  1. Спецукупорка - специальная тара для упаковки различных калибров снарядов, мин, авиабомб и других видов боеприпасов.


  1. Боеприпасы - сокращение: боевые припасы - снаряды, боевые части ракет и торпед, авиационные бомбы, патроны, гранаты, мины и др.


  1. ПМД-6 - противотанковая мина деревянная.


Итак, наша гипотеза доказана. Мы пополнили знания о Великой Отечественной войне, узнали о вкладе тайшетцев в Победу, о жизни железнодорожников в годыВеликой Отечественной войны. Данные эти помогли создать учебно-познавательную настольную игру, развиваяисследовательский интерес у обучающихся и прививая любовь кмалой родине, к нашему маленькому городу Тайшету.


Творческая часть исследовательской работы: сделать настольную учебно-познавательную игру для обучающихся. Представляем её вашему вниманию.


НЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныастольная учебно-познавательная игра

«Мы из Тайшета»

по результатам исследовательской деятельности обучающихся

детского творческого объединения «Зелёный свет»

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга» г. Тайшета.


Проект представляет собой игру, целью которой является расширение знаний обучающихся о своей малой родине, о Великой Отечественной войне, о роли железной дороги в годы войны.


Участники игры, в количестве четырёх человек распределяют между собой паровозики по цвету:

  • красный,

  • жёлтый,

  • зелёный,

  • синий.

Затем игроки поочередно берут вагончики определённого цвета.

Участник выразительно зачитывает вопрос и отвечает на него.


В игре представлена тема исследовательской работы:

«Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны»


Игра задумывалась как раскрывающаяся книга, в которой каждая страница представляет собой отдельную тему. При открытии страницы рисунки приобретают объемную форму, и издается звуковое сопровождение. Выигрывает в игре тот, кто быстрее дойдет до финиша, правильно отвечая на вопросы игры.


5.1. Цель игры:

Подведение итогов исследовательской работы по изучению страниц истории железнодорожных предприятий станции Тайшет в период Великой Отечественной войны с использованием документальных источников в виде собранных архивных документов в брошюрах земляка, кандидата исторических наук Селезнева Е.С., материалов музея локомотивного депо г.Тайшета, книги старейшего железнодорожника станции Тайшет А. М. Радионова, Интернет - источников.


Задачи работы:

образовательная -

углубление собственных знаний и знаний обучающихся о своей малой родине, о железнодорожных предприятиях станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны.

Развивающая -

расширение представления о действиях тружеников тыла (в частности железнодорожников г.Тайшета и Тайшетского района) вовремя Великой Отечественной войны.

Воспитательная -

формирование патриотического самосознания.


Новизна исследования заключается в том, что для освещения темы о своей малой родине, о Великой Отечественной войне привлечены и соединены игровая и исследовательская форма изучения.


Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный материал, может быть, использован для работы по краеведческой деятельности, военно-патриотическому воспитанию.

Настольная игра привлечет внимание и поможет в увлекательной игровой форме ознакомиться с некоторыми страницами из истории города Тайшета и периодом жизни железнодорожных предприятий станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны.


  • В игре может участвовать от 1 до 4 человек.

  • Фишки - паровозики синего, красного, жёлтого, зелёного цвета - устанавливаются в начале железнодорожных путей.

  • Игроки по очереди берут вагончик определённого с паровозом цвета и выразительно читают вслух вопрос.

  • Вагончик присоединяется к своему паровозику, если дан верный ответ.

  • За правильный ответ на вопрос игрок получает одно очко.

  • Если игрок не отвечает на вопрос, он пропускает ход.

  • Другим игрокам предоставляется шанс ответить на этот вопрос и получить дополнительные очки и присоединить вагончик другого цвета к своему паровозику.

  • Игра заканчивается, когда все вагончики с вопросами отгаданы и присоединены к составам.


5.2. Изготовление первой страницы по теме

«Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны».


Определившись с концепцией игры и выбрав тему, приступаем к изготовлению первой страницы.

  • Берем два белых листа картона и рисуем на них фоновый рисунок, в данном случае это железнодорожная станция Тайшет в годы Великой Отечественной войны. В центре располагаем вокзал. По задумке при раскрытии страницы он приобретает объем, при этом звучит вокзальный шум движущихся поездов.

  • На плотном листе рисуем верхнюю часть вокзала, раскрашиваем ее. В данном случае мы сделали фотографию проекта макета вокзала, который собирали обучающиеся ДТО «Калейдоскоп».

  • Железнодорожные пути размечаем по количеству игроков - их 4.

  • «Укладываем» шпалы и рельсы.

  • Собираем макеты вагончиков по количеству вопросов по данной теме. Их по семь каждого цвета. Всего 28 вагончиков.

  • Вопросы приклеиваем на одну сторону вагончика.

  • Каждый вопрос содержит ответ, который закрыт от читающего.

  • Правильность ответа игрока сверяется с ответом на внутренней стороне карточки.

  • Собираем все вместе.


Установка звукового модуля и нанесения игрового поля.


Для придания «голоса» можно использовать звуковой модуль из старой книги, открытки, музыкальной шкатулки.

  • Аккуратно разобрав музыкальные книги (открытки, шкатулки), извлекаем сам модуль и выключатели звука, которые при открытии страницы включают определенную звуковую дорожку.

  • Выключатели вставляем между листов картона с таким условием, чтобы при полном раскрытии страницы звучали бы определенные звуки.

  • Из цветной бумаги вырезаем игровые поля в форме вагончиков.

  • Наносим на страницы определенный орнамент.


5.3. Вопросы к настольной учебно-познавательной игре «Мы из Тайшета».


  1. Как расшифровывается слово «Тайшет»?

(Тайшет - гидроним от кетского "та" - "холодный" и "шет" - "река").


  1. В связи, с чем возник Тайшет?

А) постройка железной дороги

Б) речка Тайшетка

В) царь захотел


  1. Что значит слово «чугунка»?

(По документам дорогу величали Великой - Сибирской, а ссыльные поселенцы звали просто «чугунка»).

А) большая сковорода

Б) Великая - Сибирская железная дорога

В) великая печка


  1. Как ты думаешь, чем занимались тайшетцы в годы Великой Отечественной войны?

А) сельским хозяйством

Б) рыболовством

В) лесозаготовками

Г) производством боеприпасов, спецукупорки и другой оборонной продукции

Д) работой на железной дороге

Е) все ответы верные


  1. Как сохранили память о павших в годы войны на привокзальной площади?

(В честь павших тайшетцев стоит на привокзальной площади обелиск).


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны



  1. Сколько тайшетцев получили звание героя Великой Отечественной войны?

А) 8

Б) 7

В) 5


  1. Назови правила поведения на железной дороге.

Для перехода через пути использовать переходные мосты или тоннели. Переходить пути вблизи от идущего поезда запрещается. Проезд транспорта через полотно разрешается только на железнодорожных переездах.


  1. Как называется площадь, на которой стоит памятный танк Т - 34?

БЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныОЕВОЙ танк, знаменитая «тридцатьчетвёрка», установлен на высоком постаменте на площади «Юбилейная» в 1980 году. Внизу надпись: «Вам, людям, создавшим это грозное оружие и победившим в великой Отечественной войне, от благодарных потомков».







  1. Назови улицу, которая названа в честь воина - героя Великой Отечественной войны.

Микрорайон (улица):

  • Мясникова,

  • Пахотищева,

  • Андреева,

  • Капустина


  1. Как называется этот памятник и в честь чего его поставили?

Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны

Памятник - паровоз с надписью: «Тайшетцам - железнодорожникам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. от благодарных потомков»


  1. КЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныакое историческое сооружение находится на данной фотографии?


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны









ВОДОНАПОРНАЯ башня заложена итальянскими рабочими, прибывшими на строительство станции. Пущена в эксплуатацию в 1910 году. Предназначалась для забора воды, используемой при заправке паровозов. Сейчас она законсервирована. Поставлена под государственную охрану.

На крыше этого здания колчаковцы установили пулемет, обстреливающий площадь. Но, несмотря на это, бойцы староакульшетского отряда пробились к вокзалу, где завязался тяжелый кровопролитный бой. В это время по обе стороны станции Тайшет были проведены крупные разрушения железной дороги. Движение эшелонов на колчаковский фронт застопорились на целую неделю. Эти диверсии партизан, названные колчаковцами «тайшетской пробкой», были не первыми и, конечно, не последними.


  1. Почему станцию Тайшет называют магистралью четырех направлений?

А) С запада на восток проходит Транссибирская магистраль.

Б) С Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете),

В) В южном направлении отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и с Кузбассом.

Г) В непосредственной близости от города проходит автомобильная дорога федерального значения

М-53.

Д) Кроме того, Тайшет - начальная точка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий Океан» (ВСТО).

Е) Все ответы верные.


  1. Какие камни называются памятными и где они находятся?


Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны

Памятные камни на привокзальной площади установлены в честь 100-летия Восточно-Сибирской железной дороги. В 2001 году исполнилось 100 лет со дня открытия сквозного движения по Транссибу.

В честь этого события в сквере, на привокзальной площади, 5 августа 1998 года установлены памятные камни.

На одном из камней указаны даты принадлежности станции Тайшет к участкам железной дороги в разные периоды времени.






  1. Какая школа носит звание героя Советского Союза? Назови имя героя.

Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны










МЕМОРИАЛЬНАЯ доска установлена на фасаде здания школы №85 в мае 1985 года.

В этой школе (бывшая №1) до войны учился Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Пахотищев.

Сегодня школа носит его имя.

ПАМЯТНИК установлен в 1967 году на территории школы №85 стройуправлением №21.

Он имеет вид четырехгранной стелы, выполненной из мрамора с основанием из железобетона. На ней надпись: «Воспитанникам нашей школы, отдавшим свои молодые жизни за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»


  1. Где находится музей боевой славы?


Исторический музей локомотивного депо Тайшет открылся в 1988году. Музей расположен в помещении административного здания в пяти больших залах. Посетители знакомятся с историей строительства, развития Транссибирской магистрали, Восточно - Сибирской железной дороги и города Тайшет.


  1. ЧЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныей подвиг тайшетцы увековечили в этих памятниках?

Открыл новую страницу в истории города Владимир Валентинович Черных. 7 ноября 2006 года состоялось открытие мемориала сотрудникам милиции, погибшим при исполнении служебного долга, участникам локальных войн и вооружённых конфликтов, милиционерам - участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Танк привезли из Нижнеудинска, пушку нашли в Тайшете. Всё было в ужасном состоянии, ободранное, помятое. И весь труд не пропал даром. Ведь увековечили память прекрасных людей.

Когда с мемориальной композиции упало покрывало, собравшиеся увидели имена тех, кто навеки остался в сердцах и памяти живущих.


  1. Отгадай загадку:

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней.

Отгадка: ДОРОГА


  1. Расшифруй слово БАМ. Какое отношение БАМ имеет к Тайшету?


БАМ - Байкало - Амурская магистраль. С Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете).


  1. Какие профессии связаны с железной дорогой?


Начальник станции, дежурный, мастер дорожный, экономист, электромеханик, электромонтёр, диктор, кассир, машинист локомотива, помощник машиниста, поездной диспетчер, составитель поездов, инженер пути, осмотрщик вагонов, мастер вагонного депо, проводник.


  1. Как ты понимаешь значение слова «спецукупорка»?

а) тара для упаковки в коробки

б) специальная тара для упаковки различных калибров снарядов, мин, авиабомб и других видов боеприпасов.

в) закрывашки для банок.


  1. Отгадай загадку.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Отгадка: Железная дорога.


  1. КЖелезнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войныак называются эти дорожные знаки и чем они отличаются?










1.1«Железнодорожный переезд со шлагбаумом».

1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

Железнодорожный переезд - место перехода (переезда) железнодорожных путей.

Шлагбаум - подвижная перекладина.


  1. Что такое железная дорога?

Железная дорога - рельсовый путь для движения поездов.


  1. Что такое станция?

Станция-пункт, место остановки ж.-д. поездов и др. видов транспорта, специально оборудованный для пассажиров, грузовых операций и для технического обслуживания поездов.


  1. Перечисли виды локомотивов.

Локомотив - машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами. Локомотивы делятся на паровозы, тепловозы и электровозы.




  1. Какие железнодорожные предприятия станции Тайшет ты знаешь?


Железнодорожные предприятия станции Тайшет: вагонное депо, локомотивное депо, дистанция путей сообщения, дистанция электроснабжения, путевая машинная станция и другие.


  1. Отгадай шараду:

Начало - нота,

Потом оленя украшение.

А вместе - место оживлённого движения.


(Начало - нота, - ДО -

Потом оленя украшение. - РОГА -

А вместе - место оживлённого движения.

ДО - РОГА


  1. Отгадай загадку:

Не живая - а идёт,

Неподвижна - а ведёт.

Отгадка: ДОРОГА




5.4. Инструкция к дидактической учебно-познавательной игре «Мы из Тайшета»


1. В игре может участвовать от 1 до 4 человек.

2. Паровозики синего, красного, жёлтого, зелёного цвета устанавливаются в начале железнодорожных путей.

3. Игроки по очереди берут вагончик определённого цвета

и выразительно читают вопрос.

4. Вагончик присоединяется к своему паровозику,

если дан верный ответ.

5. За правильный ответ на вопрос игрок получает одно очко.

6. Если игрок не отвечает на вопрос, он пропускает ход.

7. Другим игрокам предоставляется шанс:


  • ответить на этот вопрос,

  • получить дополнительные очки,

  • присоединить вагончик другого цвета к своему паровозику.

Удачи в игре!









6. Список литературы


  1. Из серии книг «Город - рожденный Транссибом» Е.С. Селезнев (краевед, кандидат исторических наук).

  2. Брошюра 4 «Лагерное прошлое Тайшета» Т. А. Селезнева, Е.С.Селезнев «Тайшет - город, рожденный Транссибом».

  3. «Для нас не было слова «не могу»». А. М. Радионов.

  4. «Рубеж /1936-2011/». А.М. Радионов.

  5. Толковый словарь. Ушаков Д.Н.

  6. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.

  7. «На Бирюсинских просторах» книга о земле и людях Тайшетского района. - Красноярск: Сибирские промыслы, 2010. -304с. Научный консультант Е.С.Селезнев.

  8. Толковый словарь юного железнодорожника. Составители Т.Н.Гордиенко, А.А.Долганов. - Иркутск: Изд-во НП ТПО «Сибирская поляна», 2008. 176с.Железнодорожные предприятия станции Тайшет в годы Великой Отечественной войны

24


© 2010-2022