- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение на тему Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми
Сообщение на тему Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Князева Е.П. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система деятельности
классного руководителя по работе
с трудновоспитуемыми детьми
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
«Трудные» дети? Кто они? На первый взгляд, ответ чрезвычайно прост. Это дети, с которыми всем и везде нелегко. В семье - родителям, в детском саду - воспитателям, в школе - учителям.
По отношению к ребёнку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда - проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, - сначала "трудные" дети и школьники, а затем - взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.
«Трудные» дети - это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию «трудных» попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердиться.
К «трудным» относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины.
Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает - он тоже «трудный». У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.
Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
-
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
-
незнание их интересов и потребностей;
-
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
-
усиление влияния псевдокультуры;
-
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
-
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
-
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
-
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
-
"эпидемия" разводов;
-
потеря эмоционального контакта с ребёнком.
Предлагаю вам пройти тест, который позволит каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе с «трудными» детьми.
Тест для классных руководителей.
Отвечать «да» или «нет».
-
Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
-
Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
-
Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
-
Совместно с учителями - предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
-
Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
-
Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
-
Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
-
Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
-
Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
-
Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
-
Обучаю детей методам самовоспитания.
-
Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
-
Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
-
Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.
-
В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
-
Действую только тактическим маневром и никогда - прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
-
Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
-
Не ставлю на ребенке крест.
-
Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
-
Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
-
Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
-
В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
-
Умею смотреть на вещи глазами ребёнка.
-
Общаясь с ребёнком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.
Итак, каждый из вас определил, насколько рассматриваемая сегодня проблема актуальна и важна. Необходимым условием эффективности воспитательно - профилактической работы является ее систематичность.
В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знаний возрастной педагогики.
«Трудный» младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".
«Трудный» средний школьный возраст.
В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.
Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание «ситуации успеха» в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.
«Трудный» старший школьный возраст.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Система деятельности классного руководителя по предупреждению отклонений в поведении и перевоспитании учащихся заключается в следующем:
1. Выявить учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.
2. Определить причины отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальные психологические особенности личности у выявленных школьников.
3. Наблюдать за трудновоспитуемыми детьми, фиксировать результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
3. Составить индивидуальный план педагогической коррекции личности.
4. Систематически отслеживать посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками. Своевременно оповещать родителей о пропусках занятий в тот же день.
5. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения, создавать для таких детей «ситуацию успеха».
6. Обучать правильному отношению к неудачам, умению исправлять свои ошибки.
7. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
8. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ПДН.
9. Проводить профилактические классные часы и коррекционно - развивающие занятия (тренинги, игры).