Статья Оценка проектно-исследовательской деятельности учащихся как эффективной технологии оценивания результатов образования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОЦЕНКА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В.С.Персикова

МКОУ «Поротниковская сош»


Изменения, происходящие в современном обществе, ведут за собой неизбежные изменения в сфере образования. Актуальным становится поиск новых эффективных способов обучения, педагогических технологий, направленных на всестороннее индивидуальное развитие личности школьника. Важнейшими критериями качественного образования сегодня называют уровень сформированности основных компетенций, позволяющих личности реализовывать в полном объеме присущие ей разнообразные социальные роли.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта становится актуальной проблема оценки и оценивания результатов образования. Очевидно, что общепринятая система не соответствует требованиям к системе оценивания, предъявляемой новым ФГОС. Как правило, оценка выставляется за урок, контрольную или самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимися результат деятельности. Кроме того, по-прежнему не оценивается динамика сформированности универсальных учебных действий. Реализация трехуровневого подхода к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах, требует от учителя применение в практике деятельностных технологий, в частности проектно-исследовательской технологии.

Применение технологий проектно-исследовательской деятельности в предметной области «математика», позволяет оценивать не только метапредметные и личностные результаты, а так же динамику сформированности УУД. Если говорить конкретно о 5-х классах, большинство которых в 2014 - 2015 учебном году перейдут на новый ФГОС ООО, то здесь возможна реализация следующей модели применения технологий проектно-исследовательской деятельности. На последних уроках изучения определенного тематического раздела учащимся предлагается список возможных тем для выполнения индивидуальных мини-проектов и мини-исследований. Учащийся так же сам может предложить свою тему. В дальнейшем учитель выполняет роль координатора и помогает ребенку определить форму представления работы (презентация, буклет, стендовый доклад и т.д.). В качестве примера можно привести следующие темы проектно-исследовательских работ учащихся 5-го класса: «Приемы запоминания свойств вычитания натуральных чисел», «Обыкновенные дроби вокруг нас - один день из жизни», «Процент - король статистики» и т.п. В течение учебного года учащиеся выполняют не менее четырех подобных работ, что позволяет учителю оценить метапредметные и личностные результаты конкретного ребенка, а так же динамику развития УУД.

В настоящее время каждый педагог разрабатывает рабочую программу по предмету в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами, отражающую требования Примерной образовательной программы ОУ и ориентированную на работу с конкретным учебником. Это позволяет педагогу включить в свою модифицированную программу описанную выше форму работы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Другой вопрос - по каким критериям оценивать данный вид работы учеников?

Инновационный характер развития образования последних лет, необходимость самостоятельной разработки каждым ОУ, начинающим реализацию Стандартов, основной образовательной программы, в которую включен раздел «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», должен стать толчком к разработке новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников, в том числе и проектной.

В профессиональном сообществе давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки. В рамках компетентностного подхода, может успешно применяться 10-бальная шкала оценивания. Оценивание результатов деятельности школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности при условиях применения такой шкалы будет иметь более объективный характер. Кроме того, десятибалльная шкала, оценивающая результаты школьника в рамках проекта или исследования, достаточно легко переводится в традиционную пятибалльную шкалу.

10-бальная

Результат

Критерии

5-ти бальная

10

Превос-ходно

Ученик применяет полученные знания на практике, демонстрирует высокий уровень переработки информации, способен предъявить новый результат, полученный самостоятельно

5

9

Отлично

Легко выполняет практические задания, свободно оперируя учебной информацией в практической деятельности

5

8

Очень хорошо

Демонстрирует полное понимание сути по работе с информацией, выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки. Способен сам их исправить

4

7

Хорошо

Четко и логично излагает материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен к частичному применению

4

6

Почти хорошо

Демонстрирует осознанность усвоенных приемов по работе с информацией, проявляя способность к самостоятельным выводам

4

5

Посредст-венно

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез

3

4

Почти посредст-венно

Демонстрирует полное воспроизведение изученного на репродуктивном уровне, затрудняется что-либо объяснить, применить на практике

3

3

Слабо

Запомнил большую часть информации, без применения на практике

3

2

Очень слабо

Отличает информацию только тогда, когда она предъявляется в «знакомом» виде

неуд.

1

Очень, очень слабо

Присутствовал, слушал, смотрел, записывал под диктовку, переписывал с доски

неуд.

В настоящее время разработчики нового ФГОС поставили всех педагогов в жесткие условия: требования к результатам образования предъявлены, критерии оценки данных результатов - нет. Тем не менее и в данной ситуации есть положительный момент: работая в новых условиях педагог, решая поставленные задачи, повышает свою профессиональную компетентность. А это, безусловно, одно из главных условий повышения качества образования.

Литература

  1. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. - СПб: КАРО, 2006. - 111 с.

  2. Гам В.И., Бузина Е.В. О некоторых проблемах оценивания результатов учебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4;

URL: science-education.ru/104-6640 (дата обращения: 1.10.2013).

© 2010-2022