Болгары и Свияжск - Сокровища Татарстана

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гарипова Венера Ибрагимовна учитель начальных классов МАОУ «БМСОШ»

Алькеевского района РТ

Тема: «Болгары и Свияжск - сокровища Татарстана»

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

-сформировать у первоклассников первичные представления об историко-культурном наследии народов Татарстана;

-познакомить с достопримечательностями, прославившими родной край;

- воспитывать уважение и почтение к истории и культуре родного края.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме урока, CD с национальными мелодиями; выставка книг, цветные карандаши, листы бумаги.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня необычный день. Вы впервые переступили порог школы как настоящие школьники - первоклассники. Открою вам маленький секрет. Вы попали не просто в школу, вы попали в Страну Знаний! Я научу вас читать, писать и считать. И каждый день, проведенный в этой чудесной стране, будет полон открытий и приключений. Поздравляю всех с этим радостным событием. Желаю терпения и удачи. Ребята, кто из сказочных героев сегодня на торжественной линейке шалил?

Дети. Незнайка!

Незнайка (вбегая в класс). Я тоже хочу быть учеником!

Учитель. Незнайка влетел на наш праздник, не поздоровавшись. Как вы думаете, это правильно? Он вежливый?

Дети. Нет.

Учитель. Ты можешь стать учеником, если обещаешь быть вежливым.

Учитель. А вы вежливые дети? Какие вежливые слова вы говорите маме, папе, друзьям? (Ответы детей)

Игра «Хорошо - плохо»

«Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.

  1. Здороваться при встрече.

  2. Толкнуть и не извиниться.

  3. Помочь поднять упавшую вещь.

  4. Не уступить место в транспорте.

  5. Сидеть в шапке за столом.

  6. Ломать ветки деревьев и кустов.

  7. После отдыха в лесу оставить после себя мусор.

  8. Поздравить родных с праздником.

Учитель. Каким же должен быть человек? (Добрым, вежливым, воспитанным)

Незнайка. А я думаю, что хороший человек должен быть богатым. Очень уж хочется найти сокровища. Вот тогда я буду богат.

Звучит музыка. В класс входит Барсик.

Барсик. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Вы меня узнали? Да, меня зовут Барсик, я изображен на гербе республики Татарстан. Сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие и показать исторические места нашей республики. Это город Болгары и остров-град Свияжск. Также помочь Незнайке найти сокровища. Незнайка, ты готов? А вы, ребята, хотите вместе с Незнайкой попутешествовать?

Дети. Да!

Барсик. Путь будет долгий. Нам придется идти по дорогам, плыть на теплоходе. Вы готовы?

Дети. Да!

Учитель. Ну, нет, друзья. Прежде, чем отправиться в далекое путешествие, надо сначала вспомнить правила дорожного движения. Например, вы знаете, как правильно переходить проезжую часть дороги?

Дети. По пешеходному переходу.

Просмотр картинок по ПДД на слайдах.

Учитель. На какой свет надо переходить дорогу?

Дети. На зеленый.

Учитель. Молодцы, ребята! Теперь можно и в путь отправляться.

Под музыку дети маршируют на месте.

Барсик. Продолжим свой путь на теплоходе.

Дети имитируют теплоход, двигаясь по классу.

Барсик. Вот мы и прибыли на остров сокровищ. А называется он - остров-град Свияжск.

Незнайка. Тут правда есть сокровища?!

Барсик. Конечно! И много! Расскажу тебе о них, если ответишь на мой вопрос и выполнишь задание.

Задание: собери правильно цветные полоски так, чтобы получился флаг Татарстана.

Незнайка. Ой, ребятки, помогите! Ой, ребятки, подскажите!

Дети помогают справиться Незнайке с заданиями. Каждая команда прикрепляет флаги на доску.

Барсик. Ох, и молодцы ребята, выручили друга из беды, помогли. Так и быть, покажу тебе сокровища Свияжска.

Показ слайдов из презентации. Звучит музыка.

Обдуваемый ветрами гордо взирает остров Свияжск на Волгу. Тут кругом вода, раздолье, покой, умиротворение. В Свияжске около Казани есть какое-то внутреннее обаяние, побывав там всего один раз, оказываешься под его влиянием. История Свияжска богата и удивительна, оттого и окутана она мифами и легендами.

В середине XVI столетия между Казанским ханством и Московским царством шла ужесточенная борьба. Борьба была очень долгой и утомительной для обеих сторон. После очередной неудачи Иван Грозный вынужден был расположиться на берегу Волги, на месте, где впадает река Свияга. Стратегически место было идеальным (в 25 км от Казани), и решил царь построить на этом месте город-крепость. Сооружена была Свияжская крепость всего за четыре недели (!) В этот же срок были поставлены Троицкая и Рождественская церкви.

В 1960 г. остров Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России. Сейчас - остров Свияжск включен в предварительный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Памятники истории и нации сохранены и на сегодняшний день. Деревянная Троицкая церковь - единственное, что сохранилось от крепости Ивана Грозного. Тут от каждого бревнышка пахнет историей. Особенно примечателен этот собор тем, что там сохранилась фреска с неканоническим изображением св. Христофора с лошадиной головой. Троицкая церковь практически единственное место, где эта фреска сохранилась. Говорят также, что под островом есть потайной ход к Щучьему озеру.

Церковь Константина и Елены - единственная сохранившаяся в Свияжске посадская церковь. Возведена не позднее XVII века на месте деревянного храма. В главном приделе каменного храма находилась икона Владимирской Богоматери.

Это действительно волшебный заповедник! Он как будто остался в прошлом веке: идеально сохранившаяся природа, без промышленности, без современных машин и домов. Поразительные древние монастыри: Успенско-Богородицкий, построенный псковским мастером и известный великолепными фресками, и Иоанно-Предтеченский с древнейшей церковью.

Незнайка. А сокровища - то где?

Учитель. Не торопись, Незнайка! Ты же воспитанный! А наша экскурсия продолжается.

Барсик. Да, мы продолжаем свой путь. Следующая остановка в древнем городе Болгар.

Показ слайдов из презентации. Звучит музыка.

Посреди безбрежной приволжской степи, в двухстах километрах от Казани, взору путешественника открывается небывалое зрелище. Словно из восточной сказки вырастает город с живописными останками средневековых башен, дворцов, мавзолеев и минаретов. Это Болгары - бывшая столица Волжской Булгарии. Даже сейчас, когда город почти разрушен и присыпан землей, он поражает остатками своего величия, диковиной архитектурой, сотнями загадок и таинственных археологических находок. Небольшой городок Болгары - административный центр Спасского района Татарстана, расположен в 140 км от Казани на берегу Волги.

Сегодня это место называют самым полным заповедником золотоордынской архитектуры. Соборная мечеть, сохранившаяся на уровне фундамента и угловых башен. Рядом с мечетью - Большой минарет - тридцатидвухметровая постройка. Хорошо сохранившийся Северный мавзолей (XIV в.) хранит многочисленные надгробия с древних кладбищ - помеченные арабской вязью и даже тюркскими рунами - они еще полны тайн, которые ученым предстоит открыть.

Наверное, самым интересным и таинственным объектом на территории городища Болгары является кубовидное сооружение с полукруглым куполом - Черная палата. Есть в городище и Белая палата (предположительно - баня), вернее, ее фундамент.

На территории располагаются еще два уникальных объекта - Малый минарет и Ханская усыпальница.

Малый минарет был построен в XIV веке по образу и подобию Большого минарета, но в два раза меньше по высоте - будто уменьшенная его копия.

Нет сегодня величественного города, но место по-прежнему хранит следы предков поволжских татар, и потому почитается национальной святыней. Интерес к истории Болгар и Булгарскому городищу как к памятнику прошлого впервые был проявлен еще при царе Федоре Алексеевиче, в XVII веке. Тогда был дан приказ описать развалины древнего города. С тех пор внимание к Булгарам не ослабевает. Здесь проводятся исследования, сюда заезжают путешественники, архитекторы и художники, поэты и писатели наведываются сюда за вдохновением, иностранцы - из любопытства.

Незнайка. Ну, когда же мы будем искать клад, сокровища?

Барсик. Да вот же сокровища! Ведь их не купишь ни за какое золото.

Незнайка. Я понял! Я понял! Сокровища Татарстана - это богатые исторические города.

Барсик. Я рад Незнайка, что ты сам понял это. Свияжск и Болгар - это острова сокровищ! Любуйся ими, береги их, гордись своим родным краем!

Учитель. Ребята, понравилось вам путешествие? Давайте поблагодарим Барсика за столь увлекательное путешествие.

Дети (хором). Спасибо!

Учитель. Я предлагаю вам, ребята, сделать Барсику подарок. Нарисуйте то, что вам понравилось в этом путешествии. Попробуйте изобразить исторические места, богатства нашего края.

(Дети работают).

Учитель. Молодцы, ребята! Красивые получились рисунки. Подарите их Барсику. Нам пора отправляться в обратный путь. Что надо сказать Барсику?

Дети. Спасибо! До свидания!

Барсик. И вам, друзья спасибо! До новых встреч!

Учитель. Наше путешествие вам понравилось?

- Нарисуйте свое настроение.

Болгары и Свияжск - Сокровища Татарстана

- Возьмитесь за руки в своей паре, передайте тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравилась наша работа на уроке, то давайте похлопаем.

Рисунки с изображением настроения дети дарят друг другу.

6

© 2010-2022