Cплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

КГУ «Средняя школа № 36», Акимата г. Усть-Каменогорск







Конкурс «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ - 2015»



АЛИМХАНОВА ДИНА ДЖИЕНБЕКОВНА



СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ


















Усть-Каменогорск, 2015

  1. Пояснительная записка

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость;

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слёзы, это наша вина

перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко

Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель - жить лучше, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. Эти слова Президента нацеливают всех педагогов, учителей школ, преподавателей вузов больше думать о будущем нашего народа, о наших детях, которые учатся в школах и других учебных заведениях. Президент обращает большое внимание образованию, профессиональной подготовке кадров на уровне XXІ века. Он говорит: « Страна, неумеющая развивать знания, в XXІ веке обречена на провал. На сегодняшний день задача казахстанских вузов - предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире».

Развитие воспитания в системе образования Казахстана в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан. Целью государственной программы развития образования на 2011-2020 годы является воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу своей родины.

В Типовом комплексном плане по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования подчеркнуто, что воспитательная работа - процесс, требующий постоянного совершенствования. [1] Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях разработан с учетом возрастных особенностей и требований современных методов и форм воспитательной работы и определяет одним из приоритетных направлений - научно-исследовательское
и методическое обеспечение воспитательного процесса.

Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

Развитие личности школьника проходит несколько этапов - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, подготавливая её к послешкольной жизни и формируя социальную компетентность.

Cплочение классного коллектива,организация его жизнедеятельности

Рисунок №1 Развитие личности школьника

Наша главная воспитательная задача - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учебе - отличником или «серым» троечником - он, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

В этом учебном году я взяла классное руководство в 8 классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие: «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза учеников на первом классном часе. Для меня они были совершенно чужие дети.

Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.

Но главным вопросом для меня оставался один: «Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?».

Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

  • Формирование классного коллектива, дружного, сплоченного, творческого.

  • Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

  • Формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся.

  • Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моем классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

В самом начале работы с детьми, когда они пришли ко мне из разных школ и городов, я узнавала о них по рассказам учителей других школ и по своим эпизодическим наблюдением. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.

Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.

Для сплочения коллектива, после первой четверти, я организовала поездку в столицу нашей Родины - Астану, которая запомнилась ребятам надолго. Перечислять все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное заключается в том, чтобы ребенок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехами и победами своих товарищей и даже учителя.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что этот новый класс будет всегда дружным, добрым, отзывчивым, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы ее решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн.др.

В конечном счете, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни станут удивительные слова Булата Окуджавы:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб,
ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая».

Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работе.

Воспитательная работа с классом, должна иметь целенаправленный характер, иметь четко выстроенную структуру взаимодействия «учитель - ученик - родитель», а также должны быть определены перспективы выхода учащегося из внутренней социокультурной среды во внешнюю, помогая ему сохранить при этом свои характерные особенности и индивидуальность.


  1. Педагогический опыт

Тема моей ОЭР: «Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности, создание комфортных условий пребывания учащихся в классе»

На первом этапе своего исследования и в соответствии с требованиями на ступени среднего общего образования в процессе работы мною были определены следующие цель и задачи:

Цель программы:

1) Преодолеть сложности периода адаптации восьмиклассников к новым условиям школьной жизни;

2) Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива;

3) Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;

4) воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;

5) формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Разработала программу ОЭР; изучила и систематизировала теоретические данные по теме; выбрала методы и формы работы; определила формы обобщения результатов. В своей ОЭР я руководствуюсь: стандартами образования и как классный руководитель планом воспитательной работы.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

  • Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям)

  • Повышения уровня воспитанности

  • Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность

  • Формирование высокой нравственности, эстетической и физической культуры

  • Воспитание чувства коллективизма: навыков взаимопомощи

  • Укрепление связи: семья - школа

В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:

  1. Конституция РК

  2. Закон РК «Об образовании»

  3. Закон РК «О правах детей»

  4. Закон РК «О браке и семье»

  5. Кодекс РК «Об административных правонарушениях»

  6. Закон РК «О профилактике бытового насилия»

  7. Уголовный кодекс РК

  8. Конвенция ООН «О правах ребенка»

  9. Государственная программа развития образования на 2011 - 2020гг.

  10. Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования

  11. Устав школы

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 4 года (8-11 классы).

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2014-2015 уч.год.

2 этап -2015-2016 уч. год.

3 этап -2016-2017 уч. год.

4 этап -2017-2018 уч.год.

В своей работе использую разные формы проведения мероприятий:

Cплочение классного коллектива,организация его жизнедеятельности

Рисунок №2 Мероприятия


Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.

"Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками". (В. П. Созонов). На классных часах я чаще всего использую стратегии: синквеин, дневник двойной записи, презентации и т.д.

Мое применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательной работе очень высоко:

  • сопровождение классных часов и внеклассных мероприятий презентациями делают их более красочными и интересными

  • ребятам даются опережающие задания в виде презентаций или сообщений, что позволяет им самостоятельно добывать материал и отсеивать необходимую информацию.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

В работе с одаренными детьми я использую следующие приемы:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • применение компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы;

  • установление причинно-следственных связей.



Примерная тематика классных часов

Гражданско-патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Тема

Форма проведения

8 класс

1

"Символы государства".

классный час

2

"День защитников Отечества".

праздник

3

Казахстан- гордость моя!

классный час

4

«Поговорим об ответствен-ности».

правовая беседа с презентацией

5

"Я имею право на…"

дискуссия

6

«Конституция - закон жизни».

классный час с презентацией

7

Игра "Счастливый случай".

классный час, посвященный 7 мая

8

«Героями не рождаются, героями становятся»

дискуссия

9 класс

1

«О любви и войне».

литературно-музыкальная композиция

2

«Через века, через года помните…»

урок мужества

3

«Знай и люби свой край».

классный час с презентацией

4

"Человек и закон".

деловая игра

5

Я - гражданин Казахстана

дискуссия

6

Мой край

классный час с презентацией

7

«Моя столица, моя Астана»

классный час с презентацией

8

«Конституция - главный

закон страны»

Устный журнал



Нравственное воспитание

Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".

(Свадковский И.Ф.)

Тема

Форма проведения


8 класс

1

"По каким правилам мы живём?"

«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.

2

«Наш класс. Законы жизни».

беседа

3

«Отношение к школе и её имуществу».

беседа

4

"Праздник мам".

праздник

5

«Мои духовные ценности».

"Уроки нравственности". Диагностика духовных ценностей учащихся.

6

"Человек среди людей".

"Уроки нравственности".

7

«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»

беседа

8

«Мои права и обязанности».

классный час

9 класс

1

"Что такое культурный человек?"

"Уроки нравственности"

2

"Что такое интеллигентность?"

"Уроки нравственности"

3

"Сам себя воспитать должен".

"Уроки нравственности"

4

"Сладкая жизнь."

КВН, посвящённый 8 марта

5

«Как научиться управлять собой».

классный час

6

«Я и учитель».

диспут

7

«Мы составляем наш автопортрет».

беседа

8

"Человек и его судьба".

"Уроки нравственности"

9

"Как стать счастливым?"

дискуссия


Экологическое воспитание

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Тема

Форма проведения

8 класс

1

«Робинзонада с растениями».

классный час с презентацией

2

«Зелёная жемчужина».

беседа

3

«Птичьи разговоры».

КВН

4

«Тайна старого леса».

классный час

5

История возникновения и развития экологии.

беседа

6

"Оранжерея на окне».

классный час

7

"Жизнь под угрозой"

внеклассное мероприятие

8

"Колобок на новый лад"

игровая экологическая программа

9 класс

1

«Нет дерева сердцу милее»

классный час с презентацией

2

Экскурсия в природу.

классный час

3

«Что? Где? Когда?»

игра-турнир по экологии

4

Цивилизация - начало борьбы с природой.

беседа

5

"Этот пестрый, волшебный, загадочный мир"

классный час, (Экологическая пьеса о лесе)

6

Внимание: бытовые отходы

классный час

7

"Энергетика: вчера, сегодня, завтра…"

деловая игра

8

"Берегите землю, берегите"

классный час с презентацией


Физическое воспитание и здоровый образ жизни

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.


Тема

Форма проведения


8 класс

1

«Здоровье - бесценное богатство».

анкетирование

2

«О вкусной и здоровой пище».

беседа

3

«В здоровом теле…».

с презентацией

4

«Папа, мама, я - спортивная семья».

спортивная игра

5

«Правила дорожные знать каждому положено».

цикл бесед

6

Соблюдение правил техники безопасности.

цикл бесед

7

«Урок здоровья».

классный час

8

«Умелые пожарные».

классный час

9 класс

1

"Спортивное казино".

игровая программа

2

"Берегите жизнь".

спектакль "

3

«Причины суицида среди подростков»

беседа

4

«Человек и наркотики».

классный час с презентацией

5

«Вместе мы сильнее наркомании».

диспут

6

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.

цикл бесед

7

«Как уберечься от гриппа?»

классный час с приглашением медработника

8

«Биологические добавки».

классный час с презентацией


«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную».

театрализованное представление.



Трудовое воспитание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Тема

Форма проведения

8 класс

1

«Мир профессий и твоё место в нём».

классный час

2

"Разделение труда.

Классификация профессий".

классный час

3

«День Земли».

участие в субботниках

4

"Путешествие в Город мастеров".

классный час с презентацией

5

"Сто дорог - одна твоя".

классный час

6

Трудовые десанты.


9 класс

1

«Влияние темперамента на выбор профессии»

классный час

2

«Профессии. Которые мы выбираем»

классный час

3

«Чем пахнут ремёсла»

классный час с презентацией

4

"Я в водители пошел..."

классный час

5

"Новое время - новые профессии"

классный час с презентацией

6

"Профессия моих родителей"

классный час

7

Трудовые десанты






Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Тема

Форма проведения

8 класс

1

«Красота и труд вместе идут»

классный час

2

Человек и творчество. Великие творения человечества.

классный час с презентацией

3

"Секреты Золушки".

конференция идей

4

классный час с презентацией

5

«Осенний бал»

вечер

6

"Светский этикет"

классный час

7

"Умею ли я слушать"

классный час

8

"Язык, мимика, жесты как средства общения"

беседа

9 класс

1

«Что такое духовное богатство человека»

дискуссия

2

"Музыка и мы"

дискуссия

3

"Сервировка праздничного стола"

классный час с презентацией, ролевая игра

4

"Этикет и мы"

брейн-ринг

5

Туристско-экскурсионные возможности края

классный час

6

«Наш друг - кино»

классный час

7

«Эстетическое воспитание и хорошие манеры»

классный час с презентацией

8

Что такое культура?

дискуссия

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

  • Уровень сформированности классного коллектива.

  • Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

  • Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Прогнозируемые результаты программы:

  • формирование навыков и привычек нравственного поведения;

  • обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

  • формирование у детей ответственности за свое здоровье;

  • вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

  • формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

  • развитие органов классного ученического самоуправления;

  • повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

  • педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;

  • тестирование.

Литература

1.Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента

процесса обучения во всех организациях образования (Утвержден поставле-
нием Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873).

2.Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. - 2002. - № 1. - С. 10-12

3. Н. И. Дереклеева "Справочник классного руководителя" М.: "Вако", 2003.

4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. - М.: Просвещение, 1988.

5. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. - Москва, 1998

6. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 1997

7. Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1996

docme.ru/doc/115917/doklad--splochenie-druzhnogo-klassnogo-kollektiva

rudocs.exdat.com/docs/index-86271.html

© 2010-2022