- Преподавателю
- Классному руководителю
- Cплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности
Cплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алимханова Д.Д. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КГУ «Средняя школа № 36», Акимата г. Усть-Каменогорск
Конкурс «САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ - 2015»
АЛИМХАНОВА ДИНА ДЖИЕНБЕКОВНА
СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ
Усть-Каменогорск, 2015
-
Пояснительная записка
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая старость;
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко
Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана свидетельствует о том, что наша Республика идет по правильному пути, в том числе и в сфере образования. В своем послании Президент отмечает, что у нас простая и ясная цель - жить лучше, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. Эти слова Президента нацеливают всех педагогов, учителей школ, преподавателей вузов больше думать о будущем нашего народа, о наших детях, которые учатся в школах и других учебных заведениях. Президент обращает большое внимание образованию, профессиональной подготовке кадров на уровне XXІ века. Он говорит: « Страна, неумеющая развивать знания, в XXІ веке обречена на провал. На сегодняшний день задача казахстанских вузов - предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире».
Развитие воспитания в системе образования Казахстана в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки Республики Казахстан. Целью государственной программы развития образования на 2011-2020 годы является воспитание человека образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу своей родины.
В Типовом комплексном плане по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования подчеркнуто, что воспитательная работа - процесс, требующий постоянного совершенствования. [1] Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях разработан с учетом возрастных особенностей и требований современных методов и форм воспитательной работы и определяет одним из приоритетных направлений - научно-исследовательское
и методическое обеспечение воспитательного процесса.
Каждый ребенок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
Развитие личности школьника проходит несколько этапов - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию, подготавливая её к послешкольной жизни и формируя социальную компетентность.
Рисунок №1 Развитие личности школьника
Наша главная воспитательная задача - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учебе - отличником или «серым» троечником - он, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
В этом учебном году я взяла классное руководство в 8 классе. И первыми вопросами с ними были для меня следующие: «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». И вот на меня смотрят широко раскрытые глаза учеников на первом классном часе. Для меня они были совершенно чужие дети.
Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
Но главным вопросом для меня оставался один: «Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?».
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
-
Формирование классного коллектива, дружного, сплоченного, творческого.
-
Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
-
Формирование нравственно-ценностных взглядов учащихся.
-
Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моем классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
В самом начале работы с детьми, когда они пришли ко мне из разных школ и городов, я узнавала о них по рассказам учителей других школ и по своим эпизодическим наблюдением. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.
Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
Для сплочения коллектива, после первой четверти, я организовала поездку в столицу нашей Родины - Астану, которая запомнилась ребятам надолго. Перечислять все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное заключается в том, чтобы ребенок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехами и победами своих товарищей и даже учителя.
У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что этот новый класс будет всегда дружным, добрым, отзывчивым, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы ее решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн.др.
В конечном счете, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни станут удивительные слова Булата Окуджавы:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты. Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб,
ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
Тем более, что жизнь короткая такая».
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работе.
Воспитательная работа с классом, должна иметь целенаправленный характер, иметь четко выстроенную структуру взаимодействия «учитель - ученик - родитель», а также должны быть определены перспективы выхода учащегося из внутренней социокультурной среды во внешнюю, помогая ему сохранить при этом свои характерные особенности и индивидуальность.
-
Педагогический опыт
Тема моей ОЭР: «Сплочение классного коллектива, организация его жизнедеятельности, создание комфортных условий пребывания учащихся в классе»
На первом этапе своего исследования и в соответствии с требованиями на ступени среднего общего образования в процессе работы мною были определены следующие цель и задачи:
Цель программы:
1) Преодолеть сложности периода адаптации восьмиклассников к новым условиям школьной жизни;
2) Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива;
3) Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;
4) воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
5) формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Разработала программу ОЭР; изучила и систематизировала теоретические данные по теме; выбрала методы и формы работы; определила формы обобщения результатов. В своей ОЭР я руководствуюсь: стандартами образования и как классный руководитель планом воспитательной работы.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
-
Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям)
-
Повышения уровня воспитанности
-
Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
-
Формирование высокой нравственности, эстетической и физической культуры
-
Воспитание чувства коллективизма: навыков взаимопомощи
-
Укрепление связи: семья - школа
В основу программы положены следующие нормативно-правовые документы:
-
Конституция РК
-
Закон РК «Об образовании»
-
Закон РК «О правах детей»
-
Закон РК «О браке и семье»
-
Кодекс РК «Об административных правонарушениях»
-
Закон РК «О профилактике бытового насилия»
-
Уголовный кодекс РК
-
Конвенция ООН «О правах ребенка»
-
Государственная программа развития образования на 2011 - 2020гг.
-
Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования
-
Устав школы
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 4 года (8-11 классы).
Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2014-2015 уч.год.
2 этап -2015-2016 уч. год.
3 этап -2016-2017 уч. год.
4 этап -2017-2018 уч.год.
В своей работе использую разные формы проведения мероприятий:
Рисунок №2 Мероприятия
Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.
"Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками". (В. П. Созонов). На классных часах я чаще всего использую стратегии: синквеин, дневник двойной записи, презентации и т.д.
Мое применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательной работе очень высоко:
-
сопровождение классных часов и внеклассных мероприятий презентациями делают их более красочными и интересными
-
ребятам даются опережающие задания в виде презентаций или сообщений, что позволяет им самостоятельно добывать материал и отсеивать необходимую информацию.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
В работе с одаренными детьми я использую следующие приемы:
-
поиск и выделение необходимой информации;
-
применение методов информационного поиска;
-
применение компьютерных средств;
-
структурирование знаний;
-
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-
постановка и формулирование проблемы;
-
установление причинно-следственных связей.
Примерная тематика классных часов
Гражданско-патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
№
Тема
Форма проведения
8 класс
1
"Символы государства".
классный час
2
"День защитников Отечества".
праздник
3
Казахстан- гордость моя!
классный час
4
«Поговорим об ответствен-ности».
правовая беседа с презентацией
5
"Я имею право на…"
дискуссия
6
«Конституция - закон жизни».
классный час с презентацией
7
Игра "Счастливый случай".
классный час, посвященный 7 мая
8
«Героями не рождаются, героями становятся»
дискуссия
9 класс
1
«О любви и войне».
литературно-музыкальная композиция
2
«Через века, через года помните…»
урок мужества
3
«Знай и люби свой край».
классный час с презентацией
4
"Человек и закон".
деловая игра
5
Я - гражданин Казахстана
дискуссия
6
Мой край
классный час с презентацией
7
«Моя столица, моя Астана»
классный час с презентацией
8
«Конституция - главный
закон страны»
Устный журнал
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)
№
Тема
Форма проведения
8 класс
1
"По каким правилам мы живём?"
«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.
2
«Наш класс. Законы жизни».
беседа
3
«Отношение к школе и её имуществу».
беседа
4
"Праздник мам".
праздник
5
«Мои духовные ценности».
"Уроки нравственности". Диагностика духовных ценностей учащихся.
6
"Человек среди людей".
"Уроки нравственности".
7
«Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?»
беседа
8
«Мои права и обязанности».
классный час
9 класс
1
"Что такое культурный человек?"
"Уроки нравственности"
2
"Что такое интеллигентность?"
"Уроки нравственности"
3
"Сам себя воспитать должен".
"Уроки нравственности"
4
"Сладкая жизнь."
КВН, посвящённый 8 марта
5
«Как научиться управлять собой».
классный час
6
«Я и учитель».
диспут
7
«Мы составляем наш автопортрет».
беседа
8
"Человек и его судьба".
"Уроки нравственности"
9
"Как стать счастливым?"
дискуссия
Экологическое воспитание
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
№
Тема
Форма проведения
8 класс
1
«Робинзонада с растениями».
классный час с презентацией
2
«Зелёная жемчужина».
беседа
3
«Птичьи разговоры».
КВН
4
«Тайна старого леса».
классный час
5
История возникновения и развития экологии.
беседа
6
"Оранжерея на окне».
классный час
7
"Жизнь под угрозой"
внеклассное мероприятие
8
"Колобок на новый лад"
игровая экологическая программа
9 класс
1
«Нет дерева сердцу милее»
классный час с презентацией
2
Экскурсия в природу.
классный час
3
«Что? Где? Когда?»
игра-турнир по экологии
4
Цивилизация - начало борьбы с природой.
беседа
5
"Этот пестрый, волшебный, загадочный мир"
классный час, (Экологическая пьеса о лесе)
6
Внимание: бытовые отходы
классный час
7
"Энергетика: вчера, сегодня, завтра…"
деловая игра
8
"Берегите землю, берегите"
классный час с презентацией
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.
Тема
Форма проведения
8 класс
1
«Здоровье - бесценное богатство».
анкетирование
2
«О вкусной и здоровой пище».
беседа
3
«В здоровом теле…».
с презентацией
4
«Папа, мама, я - спортивная семья».
спортивная игра
5
«Правила дорожные знать каждому положено».
цикл бесед
6
Соблюдение правил техники безопасности.
цикл бесед
7
«Урок здоровья».
классный час
8
«Умелые пожарные».
классный час
9 класс
1
"Спортивное казино".
игровая программа
2
"Берегите жизнь".
спектакль "
3
«Причины суицида среди подростков»
беседа
4
«Человек и наркотики».
классный час с презентацией
5
«Вместе мы сильнее наркомании».
диспут
6
Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения.
цикл бесед
7
«Как уберечься от гриппа?»
классный час с приглашением медработника
8
«Биологические добавки».
классный час с презентацией
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную».
театрализованное представление.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.
№
Тема
Форма проведения
8 класс
1
«Мир профессий и твоё место в нём».
классный час
2
"Разделение труда.
Классификация профессий".
классный час
3
«День Земли».
участие в субботниках
4
"Путешествие в Город мастеров".
классный час с презентацией
5
"Сто дорог - одна твоя".
классный час
6
Трудовые десанты.
9 класс
1
«Влияние темперамента на выбор профессии»
классный час
2
«Профессии. Которые мы выбираем»
классный час
3
«Чем пахнут ремёсла»
классный час с презентацией
4
"Я в водители пошел..."
классный час
5
"Новое время - новые профессии"
классный час с презентацией
6
"Профессия моих родителей"
классный час
7
Трудовые десанты
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.
№
Тема
Форма проведения
8 класс
1
«Красота и труд вместе идут»
классный час
2
Человек и творчество. Великие творения человечества.
классный час с презентацией
3
"Секреты Золушки".
конференция идей
4
классный час с презентацией
5
«Осенний бал»
вечер
6
"Светский этикет"
классный час
7
"Умею ли я слушать"
классный час
8
"Язык, мимика, жесты как средства общения"
беседа
9 класс
1
«Что такое духовное богатство человека»
дискуссия
2
"Музыка и мы"
дискуссия
3
"Сервировка праздничного стола"
классный час с презентацией, ролевая игра
4
"Этикет и мы"
брейн-ринг
5
Туристско-экскурсионные возможности края
классный час
6
«Наш друг - кино»
классный час
7
«Эстетическое воспитание и хорошие манеры»
классный час с презентацией
8
Что такое культура?
дискуссия
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
-
Уровень сформированности классного коллектива.
-
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
-
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Прогнозируемые результаты программы:
-
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
-
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
-
формирование у детей ответственности за свое здоровье;
-
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
-
формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
-
развитие органов классного ученического самоуправления;
-
повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
-
педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
-
тестирование.
Литература
1.Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента
процесса обучения во всех организациях образования (Утвержден поставле-
нием Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2012 года № 873).
2.Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. - 2002. - № 1. - С. 10-12
3. Н. И. Дереклеева "Справочник классного руководителя" М.: "Вако", 2003.
4. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Психологическая наука в школе. - М.: Просвещение, 1988.
5. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной педагогической психологии. - Москва, 1998
6. Караковский В.А. Как быть с воспитанием? - М.: Открытая школа, 1997
7. Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1996
docme.ru/doc/115917/doklad--splochenie-druzhnogo-klassnogo-kollektiva
rudocs.exdat.com/docs/index-86271.html