Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса Что такое выборы?

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса Что такое выборы?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №82 п.Степной Курган

347602 Ростовская область,Сальский район,

п. Степной Курган, ул. Победы,19

тел.(8-86372)47-3-25







Внеклассное мероприятие для учащихся 10 класса







Автор: Чубарова Светлана Лембитовна

п. Степной Курган, ул. Дружбы,14/1

тел.: 8 928 769 83 63



2011

Цели:

  1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.

  2. Содействовать формированию у учащихся знаний о выборах как демократическом способе формирования государственных органов власти и местного самоуправления.

  3. Формировать систему знаний по избирательному праву.

  4. Способствовать развитию правовой культуры учащихся, гражданственности и социальной активности.

  5. Создать условия для реализации учащимися знаний в области избирательного права в конкретных жизненных ситуациях.

  6. Формировать гражданское самосознание, дух состязательности, умение работать в коллективе.

  7. Привить интерес к политической жизни современного общества.

Техническое оснащение и сопровождение:

компьютер, проектор, компьютерная презентация

Ход мероприятия.

Учитель.

"В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, что такое выборы, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем мероприятии. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства.

Ученик 1 (слайд №2)

Вспомним о давних демократических традициях нашего государства
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось. Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.

Ученик 2 (слайд №3-4)

21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

Ученик 3 (слайд №5-6)

Следующий этап в развитии избирательной системы - это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
Ученик 4

От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
Избирательных прав также лишались лица:
а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы;
б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года;
в) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам;
г) осужденные за уклонение от воинской повинности.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Ученик 5 (слайд №7-8)

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
Ученик 6

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».

Ученик 7 (слайд №9)

Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так, например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.

12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума).

слайд №10

Выборы Президента России проводились в 1991, 1996, 2000, 2004 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года. Положение о прямых выборах Президента сохранилось и в Конституции Российской Федерации 1993года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет.

Учитель (слайд №11-12)

Смысл современной избирательной системы в том, что граждане РФ имеют право избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти. Право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности. Места жительства. Лишены этого права лица, не достигшие 18 лет, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, признанные недееспособными (дееспособность - способность лица нести ответственность за свои поступки).

Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.

(слайд №13-14)

Выборы - это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Выборы укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения; помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству; это эффективный способ политического просвещения народа; это есть барометр общественного мнения.

Демократические выборы это:

  1. Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати.

  2. Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой.

  3. Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.

(слайд №15)

Принципы участия граждан в выборах:

  1. Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.

  2. Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос.

  3. Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.

  4. Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.

В осуществляемой в РФ муниципальной реформе особое внимание уделяется формированию органов местного самоуправления. Периодически избирается глава муниципального образования и депутаты органов местного самоуправления. Можете ли вы осуществить своё избирательное право? (Нет). Но готовиться к этому нужно уже сегодня, поэтому вашему вниманию предлагается тест «Я - избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

(слайд №16-26)

  1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

  1. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

  1. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дачу (за город, в гости ) и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев из-за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

Если в ваших ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во-первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во - вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

Если в ваших ответах преобладает вариант «Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется - я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

Если в ваших ответах преобладает вариант «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Задумайтесь над результатами!

(слайд №27-28)

Следующее задание по рядам на составление синквейна .

  • 1 группа - "Выборы"

  • 2 группа - "Избиратель"

  • 3 группа - "Депутат"

Синквейн (возможные варианты)

«Выборы»

  • Демократические, свободные

  • Определяют, обязывают, направляют

  • Выборы - право человека.

  • Демократия.

«Избиратель»

  • Грамотный, ответственный.

  • Голосует, агитирует, выдвигает.

  • Он определяет будущее страны.

  • Народовластие.

«Депутат»

  • Ответственный, законопослушный.

  • Выполняет, представляет, управляет.

  • Депутат - это наш представитель в органах власти.

  • Народовластие.

Проверка вариантов синквейнов.

слайд №29

Через 2-3 года каждому из вас предстоит впервые пройти процедуру выборов. Выборы в демократическом государстве необходимая, но дорогая процедура. Неявка избирателей в очередной раз на выборы может привести к незапланированным тратам государственного бюджета. Желаю вам быть активными в политической жизни страны. Надеюсь, что знания, полученные сегодня будут полезны при осуществлении вашего избирательного права, начиная с 18 лет.

Используемые ресурсы:

images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&stype=image

kurgfirst.ru/prez/ist.htm

ru.wikipedia.org/wiki/%C2%FB%E1%EE%F0%FB

historichka.ru/journal/4.html

school39.slav.kubannet.ru/metod/?num=nesterova/urok1.php







Результаты проведения мероприятия.

Данное мероприятие было проведено 24.11.11г. для учащихся 10-11 классов.

Мероприятия подобного типа формируют гражданское самосознание и гражданскую ответственность. Как показывает тестирование учащихся, большая часть из них считает необходимым принять участие в выборах, понимает важность этого момента.

Учащиеся принимали активное участие в мероприятии. Внутри групп сложилась атмосфера дружелюбия.

Все выше изложенное свидетельствует о решении поставленных задач и формировании таких компетенций как: принимать ответственные решения, участвовать в принятии групповых решений.

Следовательно, можно сделать вывод, что мероприятие реализует цели образовательного процесса, является интересным и необходимым элементом гражданско-патриотического воспитания.







© 2010-2022