Работа с родителями как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с родителями как одно из направлений деятельности мастера производственного обучения.


О.Б. Сусликова

мастер производственного обучения

высшей квалификационной категории



А.Н.Острогорский писал: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живем».

В течении нескольких десятков лет я работаю мастером производственного обучения и за эти годы накопила определённый опыт работы с родителями.

Хочу поделиться этой методикой. Семьи, с которыми приходится сталкиваться мастеру производственного обучения в силу своей профессиональной деятельности, различны по своим социальным установкам, интересам, стилю жизни, поведению, поэтому при организации взаимодействия с родитеями своих обучающихся необходимо быть тактичным, гибким, психологически грамотным и компетентным в вопросах воспитания.

Как и обучающиеся, которых вы «берете под своё крыло», так и их родители во взаимодействии с вами проходят несколько периодов адаптации:

Первый период - ознакомительный, когда родители не знают, какой вы педагог, на что вы ориентированы, ваши ценносные установки, которые вы собираетесь транслировать их детям. Поэтому с первой же встречи сделайте небольшую самопрезентацию, обсудите вместе с родителями то, каким вы видите образ группы, обговорите те формы совместного взаимодействия, в которых родители, обучающиеся и вы могли бы проявить сотворчество. Данный период непродолжителен во времени, но сложен для вас. У родителей имеется опыт взаимодействия с классным руководителем школы, и вас, особенно в первый год обучения, будут сравнивать с ним. Постарайтесь на этом не зацикливаться, не расстраиваться, не подстраиваться под этот возможно «идеализированный» образ. Родители со временем это поймут и перестанут проводить между вами параллель.

Второй период -приспособительный, когда родители устанавливают границы взаимодействия с вами. Именно в этот период они могут апробировать во взаимодействии с вами те способы поведения, которые использовали ранее с классным руководителем школы. Здесь важно озвучить свою позицию, но в дипломатической форме. Если вас игнорируют, то постарайтесь сами проявить инициативу, позвоните или выясните причину, по которой родители не пришли на собрание, посетите семью, но заранее предупредив о своем визите.

Третий этап - привыкание, когда родители воспринимают ваши требования, перестают вас сравнивать с классным руководителем школы, обращаются к вам за советом и помощью.

В работе с родителями на первых этапах построения взаимодействия используйте диагностические средства: опросники, тематичекие анкеты, тесты по изучению детско-родительских отношений. Например,

анкета «Знакомство с родителями». На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения о колледже и педагогическом коллективе в котором будет учиться ваш ребенок?

  2. Каким вы видите мастера производственного обучения?

  3. Какой бы вы хотели видеть группу, в которой предстоит учиться вашему ребенку?

  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе обучающихся?

  5. Чем вы могли бы помочь мастеру производственного обучения в создании коллектива группы?

  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Ваш ребенок». С целью изучения характера обучающихся, взаимоотношений в семьях можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях в колледже, жизни группы?

Методика «Незаконченные предложения». Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и обучающихся. Родители и обучающиеся дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

Предложения для обучающихся:

- Колледж для меня - это…

- Группа, в которой я учусь, - это…

- Преподаватели для меня - это люди, которые…

- Мои одногруппники - это…

- Уроки для меня - это…

- Дисциплины, которые мне нравятся, - это…

- Дисциплины, которые мне не нравятся, - это…

Предложения для родителей:

- Колледж, в котором учится мой ребенок, - это…

- Группа, в которой учится мой ребенок, - это…

- Одногруппники моего ребенка - это…

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это…

- Учебные дисциплины, нравящиеся моему ребенку, - это…

- Дисциплины, которые не нравятся моему ребенку, - это…

Для изучения традиций, обычаев, нравственных ценностей в семье можно использовать такие незаконченные предложения.

Для обучающихся:

- Я радуюсь, когда…

- Я огорчаюсь, когда…

- Я плачу, когда…

- Я злюсь, когда…

- Мне нравится, когда…

- Мне не нравится, когда…

- Я верю, когда…

- Если у меня хорошие новости, то я…

- Если у меня, плохие новости, то я…

- Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребенок…

- Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

- Я плачу, когда мой ребенок…

- Я злюсь, когда ребенок…

- Мне нравится, когда мой ребенок…

- Мне не нравится, когда мой ребенок…

- Я не верю, когда мой ребенок…

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок…

- Если у моего ребенка хорошие новости, то…

- Если у моего ребенка плохие новости, то…

Тематическая анкета: «Что знают дети о детстве своих родителей?»

  1. Какие конфеты были любимыми у папы и мамы в детстве?

  2. Любимые песни папы и мамы в детстве?

  3. Какие увлечения были у папы и мамы в детстве?

  4. Какие школьные предметы были самыми нелюбимыми?

  5. Как звали любимых учителей папы и мамы?

  6. Какие клички были у папы и мамы? (если были).

  7. Какие курьезные случаи были у папы и мамы в детстве?

  8. Как звали лучшую подругу или друга папы и мамы?

  9. Какие любимые группы, певцы были у родителей в детстве?

Тематическая анкета: «Что знают родители о своем ребенке?»

Вопросы родителям задаются на родительском собрании:

  1. Любимая одежда вашего ребенка?

  2. Самое большое желание вашего ребенка?

  3. Любимая еда ребенка?

  4. Любимая подруга (друг) вашего ребенка?

  5. Самое страшное наказание для ребенка?

  6. Любимый предмет.

  7. Любимый учитель.

  8. Любимая песня.

  9. Любимое занятие.

В процессе работы с родителями вам необходимо изучить классификацию типов родителей, это поможет вам в работе с ними.

Классификации типов родителей

Позитивно ориентированные: стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчеты в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если они большие оптимисты, то не лишены чуства юмора, в том числе и по отношению собственной личности. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать; стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятно.

Союзники: своего рода организация помощи мастеру производственного обучения. Мнение мастера производственного обучения для них всегда авторитетно. Часто выступают в роли «посредника» между мастером производственного обучения и другими родителями, пытаются снизить уровень напряженности во время родительских встреч, готовы идти на компромисс, сами предлагают компромиссные решения. Легко вступают в дискуссию, сотрудничают. В случае возникновения противоречий они всегда принимают сторону мастера производственного обучения.

Манипуляторы: их большинство. Они стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуя на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, внесение смуты в родительский коллектив.

Равнодушные: скептики по натуре, они никого ни на что не настраивают. При этом во время встреч демонстрируют свою значимость и равнодушие, чем мешают конструктивному взаимодействию. Однако именно на них удается проверить прочность любого нововведения, идею, предложение или свою позицию. Для них значим признанный авторитет в том числе и ваш.

С приведенными выше типами родителей можно использовать различные формы организации взаимодействия:

  1. Индивидуальные встречи и беседы - это одна из эффективных форм помощи мастера производственного обучения родителям, совершенствования семейного воспитания. Они могут проводиться по инициативе мастера производственного обучения или родителей, как в колледже, так и при посещении обучающихся на дому. Это могут быть вопросы, связанные с успеваемостью обучающегося, его поведением в колледже, общением с одногруппниками, отношением к общественным поручениям, внеколледжным увлечением и др.

2. Педагогические консультации проводимые по инициативе самих родителей, испытывающих потребность получить необходимое разъяснение, квалифицированный совет мастера производственного обучения. Такие тематические и индивидуальные консультации требуют большой подготовки. Мастеру производственного обучения необходимо побеседовать с обучающимся, его ближайшим окружением, преподователями. В отдельных случаях необходимо обратиться за помощью к психологу, к компетентным людям и специалистам, которые помогут в решении трудной ситуации.

  1. Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы мастера производственного обучения с родителями. Это особенно важно при первом знакомстве, так как дает наиболее полное представление о семье. Мастеру производственного обучения следует определить цель посещения, наметить основные вопросы, которые предстоит выяснить. О предстоящем визите целесообразно заранее сообщить родителям, кратко проинформировав о его цели. Во время беседы в семье важно отметить положительные стороны обучающегося, указать на имеющие недостатки, совместно обсудить пути их устранения. Наблюдательность мастера производственного обучения, его тактичные вопросы помогут уяснить ситуацию в семье, сделать определенные выводы для последующей работы как с обучающимся, так и с его родителями. Посещение семьи как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, мастер производственного обучения лучше узнает условия, в которых живет обучающийся, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может усложнить взаимоотношение мастера производственного обучения с семьей. Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.

  2. Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в колледже, поздравления с праздниками, советы и пожелания воспитания детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость общения.

  3. Одной из главных ступенек в сотрудничестве мастера производственного обучения с родителями является групповое родительское собрание. На групповом родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости обучающихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

- организационными;

- текущими или тематическими;

- итоговые;

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей мастера производстенного обучения проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на мастера произвотственного обучения на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

В подготовке родительского собрания можно выдеилть следующие этапы.

Этап I. Организация родительского собрания.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.

- Анализ учебных достижений обучающихся группы.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоциального

климата в группе.

- Психолого-педагогическое просвещение.

- Обсуждение организационных вопросов.

- Личные беседы с родителями

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.

При подготовки к родительскому собранию нужно руководствоваться следующими правилами:

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение мастера производственного обучения и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

- перед началом собрания лучше оставить «за дверью» плохое настроение;

- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

- поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);

- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете как трудно детям учиться;

- в личной беседе оцениваейте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

- доведите до родителей мысль: «что плохой обучающийся» не означает «плохой человек»;

- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

- сравнивать успехи отдельных обучающихся и разных групп;

- давать негативную оценку всей группе;

- использовать в общении с родителями назидательный тон;

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

Предлагаю примерный сценарий родительского собрания на тему «Семейные проблемы».

Цель: изучение точек зрения родителей по решению проблемных ситуаций связанных с воспитанием детей в семье.

Задачи:

  1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях обучающихся.

  2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании обучающихся группы.

План родительского собрания

  1. Вступительное слово мастера производственного обучения. Объявление темы и задач родительского собрания.

  2. Высказывание родителями своего мнения и своего отношения к высказываниям великих педагогов.

  3. Ситуации для обсуждения «Что делать, если…».

  4. Тестирование «Детей воспитыают родители, а родителей?».

  5. Рубрика «Родителям на заметку».

  6. Рубрика «Обращение детей к родителям».

  7. Подведение итогов родительского собрания.

Ход родительского собрания

  1. Вступительное слово мастера производственного обучения. Объявление темы и задач родительского собрания.

  2. На доске написаны высказывания великих педагогов.

«Воспитание может все»

Гельвеций

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Л.Н.Толстой

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди».

В.Г.Белинсикй

Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Нобходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».

  1. Ситуации для обсуждения «Что делать, если…»

Мастер производственного обучения изучает проблемы родителей в воспитании своих детей. На основании этих проблем готовит ситуации для обсуждения в ходе родительского собрания, по которым у родителей может быть мнение положительное и отрицательное.

Ситуация первая. В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация вторая. Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому, в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.

Ситуация третья. Ребенок вырос, все чаще пытается ускользнуть из дома, и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить.

Родительское собрание - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании обучающихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуациях, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей.

  1. Тестирование: «Детей воспитывают родители, а родителей?»

Мастер производственного обучения обращается к родителям: «Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Вот почему так важно знать на сколько успешно умеете вы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности. Внимательно прослушайте предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей».

Вопросы

Ответы


Можете ли вы:

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю


Не могу

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?


А


Б


В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возрост?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?


А


Б


В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?


А


Б


В

6. Поставить себя на место ребенка?

А

Б

В

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?


А


Б


В

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?



А



Б



В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?


А


Б


В

10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?


А


Б


В

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?



А



Б



В

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?



А



Б



В

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?


А


Б


В

Подсчитайте очки. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» в 1 очко.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 30 ДО 39 ОЧКОВ, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее пргрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

СУММА ОТ 16 ДО 30 ОЧКОВ: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

ЧИСЛО ОЧКОВ МЕНЕЕ 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

  1. Рубрика «Родителям на заметку». Каждое родительское собрание должно знакомить родителей с правилами и эталоном поведения.

Как любить своего ребенка

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражения каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

  1. Рубрика «Обращение детей к родителям». Родителям раздаются памятки: ПАПА И МАМА, ПОЖАЛУЙСТА

Не сравнивайте меня с другими: «Неужели не можешь быть таким, как другие дети?», - а говорите: «Ты имеешь право быть другим, непохожим!»

Не лишайте меня надежды: «Из тебя не получится ничего хорошего. Полный нуль!», - а станьте оптимистичны в отношении меня: «Хочется верить, что ты чего-то достигнешь в жизни!»

Не диктуйте, как мне себя чувствовть: «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось..», - а просто скажите: «Мы понимаем тебя…»

Не командуйте мной: «Убери! Быстро!», - а разрешайте покапризничать, разрешайте делать что-то вместе с вами.

Не подкупайте меня: «Если будешь слушаться, куплю конфетку!», - а подарите мне свою любовь просто так.

Перестаньте оценивать меня: «Что так ходишь, как урод!», - помогайте мне думать о себе хорошо.

Не обвиняйте меня: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач!», - а говорите: « ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни».

Не угрожайте мне и не пугайте меня: «Еще раз так сделаешь - тогда получишь», - а говорите: «Мы поможем тебе справиться с трудностями..».

  1. Подведение итогов родительского собрания. Мастер производственного обучения подводит итоги родительского собрания и предлагает родителям определить по пятибалльной шкале результат родительского собрания:

- полезность встречи;

- актуальность обсуждаемых ситуаций;

- атмосферу встречи.

Заключительное слово мастера производственного обучения:

« Каждому из нас нужно такое место, где можно не притворяться, где меня не обманут, где мне спокойно и хорошо, где можно отдохнуть всей душой. Такое место - наша семья, наш дом».

И в заключении, я хочу сказать, что семья и колледж играют главную роль в жизни обучающихся, и от того, как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности. Поэтому ни колледж без семьи, ни семья без колледжа не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами воспитания.

Эффективность всей этой воспитательной работы в большей степени зависит от искренней заинтересованности мастера производственного обучения, его личного примера, способности увидеть прежде всего положительное как в воспитаннике, так в его родителях, вселить в них веру в свои силы и возможности.









Источники информации



  1. Баранова Е., Володина Е., Степанов Е. «Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 5», Изд.: Сфера, 2014 г.

  2. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. «Справочник классного руководителя», М.: «ВАКО», 2010 г.

  3. Конобеева Т., Мошнина Р. «Работа с родителями обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Методические рекомендации», Изд.: Перспектива, 2015 г.

  4. Лазерев С. «Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 1», Изд.: Глобус, 2011 г.

  5. Лодкина Т. «Социальная педагогика. Защита семьи и детства», Изд.: Академия, 2012 г.

  6. Савинов Л., Камышова Е. «Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей», Изд.: Дашков и К0 , 2011 г.

  7. Степанов Е., Александрова М., Алексеева Н. «Родительские собрания в средней школе. Методические разработки», Изд.: Сфера, 2010 г.

  8. Степанов Е., Баранова Е. «Воспитательные дела в классе. Комплексные формы», Изд.: Сфера, 2014 г.

  9. Шитова Е. «Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей». Изд.: Учитель, 2014 г.

Интернет ресурсы:


  1. znanium.com

  2. in-exp.ru/faivorite-articles

  3. festival.1september.ru


© 2010-2022