Консультация для педагогов «Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений»

Мяч – удивитель­ная, самая древ­няя и любимая игрушка всех детей. Разнообразные упражнения в бросании, ловле, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить пр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование навыков владения мячом у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр и упражнений».

Мяч - удивительная, самая древняя и любимая игрушка всех детей. Разнообразные упражнения в бросании, ловле, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений.

Однако в практике встречаются затруднения при организации работы с детьми, т. к. упражнения однообразны, скучны, а вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому в своей работе использовала такие формы работы, которые благотворно воздействуют на формирование навыков владения мячом, вызывают активный интерес детей и позволяют успешно решить поставленные задачи:

  1. Изучить особенности физического развития детей дошкольного возраста на основе теоретического анализа литературы.

  2. Провести анализ развития и формирования движений детей с мячом.

  3. Разработать комплекс упражнений и подвижных игр для формирования навыка владения мячом у старших дошкольников.

  4. Систематизировать игровые упражнения и подвижные игры направленные на формирования навыков владения мячом у детей дошкольного возраста.

  5. Провести цикл мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыков владения мячом посредством подвижных игр.

Таким образом, стояла задача продолжить формирование навыков владения мячом и перейти на следующие два этапа:

  • этап первоначального разучивания (научить ребенка выполнять движение и выделять, осознавать требования к одному какому-либо качеству движения)

  • этап углубленного разучивания (способствовать овладению детей опорным пунктам движения, синтезировать их, осознавать сначала грубые, а позднее и мелкие ошибки).

Для выполнения данной задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, был разработан перспективный план.

Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Действие с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях.

Для оптимального решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время особое значение приобретает использование во время прогулок спортивных упражнений и подвижных игр, в том числе и элементов игры в баскетбол и футбол.

Вначале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом.

Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй».

Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади - сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. После того как дети научаться правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Ребенка нужно научить следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

Рекомендуются игры «Поймай мяч», «Ловишка в кругу», «Мяч - водящему», «Успей поймать мяч».

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями.

Рекомендуются игры «Мотоциклисты», «Ловкие ребята», «Точно обведи» и др.

Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

С этой целью изготовлено ряд мобильных игровых пособий

«Попади в цель», «Старички-снеговички», «Совушка-сова» и др.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы. Для этого в группах созданы постоянные команды.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Обучение элементам футбола начинается в старшей группе детского сада. Ребята овладевали техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однако упражнения и игры, в которые включались изучаемые движения, были разнообразными, интересными и доступными для детей.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.

Эффективно использовать игры «Точно обведи», «Гол в ворота».

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников.

С целью привлечения внимания к различным видам спорта был разработан цикл бесед с детьми по данной теме.

Например:

«Откуда пришел баскетбол»,

«Футбол - одна из самых популярных и любимых игр в мире».

Проведя ряд занятий по формированию навыков владения мячом в разнообразных подвижных играх, используя соревновательные моменты, можно отметить, что дети охотно и с удовольствием участвовали в данных мероприятиях, овладели новыми приемами, элементами движений, что способствовало развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. На основании этого можно сделать вывод о том, что включение разнообразных подвижных игр и упражнений с элементами спорта в процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста способствует формированию навыков владения мячом.

Однако, работа не завершена на данном этапе, так как для формирования и более глубокого изучения рассмотренных навыков требуется достаточно длительный период времени.

В ходе целенаправленной работы дети научились:

- играть в спортивные игры по упрощенным правилам;

- чувствовать правильное положение тела;

- проявлять творчество при закреплении навыков движения;

- быть раскрепощенными в двигательной деятельности;

- сочетать разные по сложности движения, развивая при этом не только

физические качества, но и двигательную память;

- сознавать себя настоящим спортсменом;

- проявлять интерес к различным видам спорта.



© 2010-2022