- Преподавателю
- Классному руководителю
- Мой взгляд на воспитание
Мой взгляд на воспитание
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Казакова Э.И. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мой взгляд на воспитание.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я работаю в школе двадцать третий год, и все годы я - классный руководитель.
Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем.
Самое нужное и самое трудное для родителей и классных руководителей - это воспитать человека, Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы от рождения уже люди. Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека ребёнок впитывает в себя до 5 лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях, любят наслаждения тела, а не души. «Я хочу!» - вот их лозунг. Душа, духовность для них - отжившие понятия. Но разве они сами в этом виноваты? Не мы ли, взрослые, делаем их такими? Бедные современные дети мечутся между двумя чувствами: «надо» и «хочу».
Взрослые, используя вековые заповеди «не убий, не укради», одной рукой дают их детям, а другой тут же отнимают их. Стоит включить телевизор, и увидишь, и услышишь: убивают, крадут. Создается впечатление: вся жизнь человека только из этого и состоит. А где же красивое, доброе, вечное? Детям так нужен позитив, они это чувствуют, они этого хотят.
К сожалению, наш сегодняшний мир несовершенен. Характерной особенностью моих сегодняшних учеников является обширная, бессистемная информированность по любым вопросам. Многие телевизионные фильмы и шоу, ресурсы Интернет как будто специально рассчитаны на утверждение бездуховности, равнодушия, жестокости. Они практически насильно «загружают» детей подчас совершенно ненужной информацией. Многие родители, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствием сострадания к ближнему, не стремятся понять тех, кто находится рядом.
Что я - учитель могу противопоставить всему вышесказанному? На мой взгляд, основной задачей учителя в этих условиях является следующее:
не унижая и не критикуя пристрастия и предпочтения учащихся, необходимо приобщать их к богатству мировой и национальной культуры, расширяя кругозор, воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, малой Родины, уважение к людям, умение своевременно прийти на помощь окружающим.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. А если нет? Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и "нелепости" воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая личность, классный руководитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность - изделие штучное. Задача классных руководителей состоит в том, чтобы таких "изделий" было как можно больше.
Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.
Пять китов, на которых я строю работу:
1. Профессионализм
2. Постоянное самосовершенствование
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку
4. Активное творческое начало в любом виде деятельности
5. Любовь к детям - это терпение, помощь,
уважение маленького человека и принятие его таким, какой он есть.
Первоклассники приходят ко мне неопытные, некоторые даже наивные, готовые, как губка, впитывать всё новое. Очень важно не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, которые заложены в них самой природой. И то, что мы - учителя, сумеем воспитать в ребенке сейчас, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В.Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
Стандарты нового поколения ставят основную цель - развитие личности ребенка. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли - умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение её.
Развитие чувств - этических, нравственных, интеллектуальных - составляет духовное богатство человека.
Наступивший XXI век предъявляет современной школе свои требования. Мы хотим видеть своих выпускников правдивыми, умными, благородными, справедливыми, честными, сильными, добрыми, любящими свою Родину, почитающими свою семью. И вот предстаёт перед нами - ученик XXI века. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы, и неудовлетворённый им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишен. Его творение уходит от него и живет своей независимой жизнью. Не только удачи учителя, классного руководителя, но и его ошибки остаются жить в вечности. Недооценивание, случайная реплика, повешенный ярлык, грубое слово - все оставляет свой след.
В.А. Сухомлинский писал: "Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев".
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать, увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.
И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать, помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!
(Ф.Тютчев)