Мой взгляд на воспитание

Эссе "Мой взгляд на воспитание" поможет  молодым классным руководителям при подготовке к конкурсам. В размышлениях о воспитании затронуты принципы, на которых построена работа классного руководителя. Стандарты нового поколения ставят основную цель – развитие личности ребенка. Развитие личности рассматривается как с интеллектуальной  стороны, так и с духовно-нравственной. Наступивший XXIвек предъявляет современной школе свои требования. Мы хотим видеть своих выпускников правдивыми, умными, благор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой взгляд на воспитание.


В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я работаю в школе двадцать третий год, и все годы я - классный руководитель.

Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем.
Самое нужное и самое трудное для родителей и классных руководителей - это воспитать человека, Кажется, это звучит странно: воспитать в человеке человека. Мы от рождения уже люди. Всё начинается с семьи. Л.Н. Толстой говорил, что 50% знаний о жизни человека ребёнок впитывает в себя до 5 лет, остальные 50% собирает по крупицам всю жизнь.

Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях, любят наслаждения тела, а не души. «Я хочу!» - вот их лозунг. Душа, духовность для них - отжившие понятия. Но разве они сами в этом виноваты? Не мы ли, взрослые, делаем их такими? Бедные современные дети мечутся между двумя чувствами: «надо» и «хочу».

Взрослые, используя вековые заповеди «не убий, не укради», одной рукой дают их детям, а другой тут же отнимают их. Стоит включить телевизор, и увидишь, и услышишь: убивают, крадут. Создается впечатление: вся жизнь человека только из этого и состоит. А где же красивое, доброе, вечное? Детям так нужен позитив, они это чувствуют, они этого хотят.

К сожалению, наш сегодняшний мир несовершенен. Характерной особенностью моих сегодняшних учеников является обширная, бессистемная информированность по любым вопросам. Многие телевизионные фильмы и шоу, ресурсы Интернет как будто специально рассчитаны на утверждение бездуховности, равнодушия, жестокости. Они практически насильно «загружают» детей подчас совершенно ненужной информацией. Многие родители, устав от проблем, страдают социальным равнодушием, отсутствием сострадания к ближнему, не стремятся понять тех, кто находится рядом.

Что я - учитель могу противопоставить всему вышесказанному? На мой взгляд, основной задачей учителя в этих условиях является следующее:

не унижая и не критикуя пристрастия и предпочтения учащихся, необходимо приобщать их к богатству мировой и национальной культуры, расширяя кругозор, воспитывать уважительное отношение к истории своей страны, малой Родины, уважение к людям, умение своевременно прийти на помощь окружающим.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасается с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. А если нет? Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок воспитания родителей и "нелепости" воспитания окружающей жизни. Но, воспитывая личность, классный руководитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность - изделие штучное. Задача классных руководителей состоит в том, чтобы таких "изделий" было как можно больше.

Для младших школьников первый учитель является основным источником сведений об этих ценностях, через него дети познают окружающий мир и усваивают его ценности.

Пять китов, на которых я строю работу:

1. Профессионализм

2. Постоянное самосовершенствование

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку

4. Активное творческое начало в любом виде деятельности

5. Любовь к детям - это терпение, помощь,
уважение маленького человека и принятие его таким, какой он есть.

Первоклассники приходят ко мне неопытные, некоторые даже наивные, готовые, как губка, впитывать всё новое. Очень важно не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, которые заложены в них самой природой. И то, что мы - учителя, сумеем воспитать в ребенке сейчас, останется с ним на всю жизнь. Прекрасно сказал об этом В.Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

Стандарты нового поколения ставят основную цель - развитие личности ребенка. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности: логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли - умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение её.

Развитие чувств - этических, нравственных, интеллектуальных - составляет духовное богатство человека.

Наступивший XXI век предъявляет современной школе свои требования. Мы хотим видеть своих выпускников правдивыми, умными, благородными, справедливыми, честными, сильными, добрыми, любящими свою Родину, почитающими свою семью. И вот предстаёт перед нами - ученик XXI века. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы, и неудовлетворённый им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишен. Его творение уходит от него и живет своей независимой жизнью. Не только удачи учителя, классного руководителя, но и его ошибки остаются жить в вечности. Недооценивание, случайная реплика, повешенный ярлык, грубое слово - все оставляет свой след.

В.А. Сухомлинский писал: "Слово - самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев".

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать, увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать о дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать сумеет личность человека.

И мы обязаны творить, презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать, помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать, но мы обязаны стремиться!

(Ф.Тютчев)


© 2010-2022