Сценарий классного часа «Свято-Покровский храм»

Сценарий классного часа из цикла, посвященного истории Урала Цели: 1.     Патриотическое воспитание учащихся 2.     Знание истории родного края 3.     Размышления о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви Форма: классный час-размышление Участники: учащиеся 8-9 классов, классные руководителиДанный классный час позволяет задуматься о нравственных ценностях, подискутировать с ребятами о добре, уважении; лучше узнать свою «малую Родину».«Река памяти» не должна быть предана забвению. Маленькие ручейки, впадающие в эту реку, - это люди. Люди села Большой Куяш. Люди, прошедшие войну, им теперь за 70, но они молоды душой: всю свою жизнь они посвятили восстановлению своей малой Родины. А малая Родина – это и комплекс покрова Пресвятой Б...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №36
III-IV видов»













Свято-Покровский храм




Разработала:

учитель информатики

МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 36

Порошина Евгения Викторовна





Озерск

2014

Сценарий классного часа из цикла, посвященного истории Урала

Цели:

  1. Патриотическое воспитание учащихся

  2. Знание истории родного края

  3. Размышления о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, любви

Форма: классный час-размышление

Участники: учащиеся 8-9 классов, классные руководители

Подготовительный этап:

  1. Изучение истории Свято-Покровского храма в селе Большой Куяш Челябинской области

  2. Экскурсия в село Большой Куяш

  3. Изучение исторических материалов, архивов по теме

  4. Знакомство с жителями села, изучение материалов газет и журналов

  5. Интервью с участниками возрождения Храма

  6. Подготовка сообщений, написание сочинений, рецензий по теме классного часа

Ведущий:

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

С.А. Есенин


Наверное, каждому памятны эти есенинские строки, вынесенные в эпиграф. В течение многих лет руки, некогда крестившиеся на «известку колоколен», с остервенением крушили церковные стены или, в бессильной злобе, царапали роспись, сбивали штукатурку, сбрасывали колокола. Хоть и поредели в те годы устремленные к небу кресты храмов, но даже и сейчас множество церквей, церквушек и часовен можно встретить на русских просторах. Золото куполов на фоне небесной голубизны, ломающееся и дробящееся в струях реки отражение церковных глав, старенькая часовня под сенью берез в кладбищенской тишине или среди бескрайних полей - это и есть лик России. Церковь всегда строилась в живописном месте, на холме, на высоком берегу реки. Архитектурные формы храмов гармонично вписывались в его природное окружение.

1 ученик: «Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точеными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сел разобщенных, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где бы ты в поле, в лугах ни брел, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов наметанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки». Так писал о русских храмах в конце 1950-х годов наш выдающийся соотечественник Александр Солженицын.

2 ученик: Челябинская область очень богата образцами церковной архитектуры. Много храмов восстановлено или восстанавливается, много строится новых, а очень много пока лежит в развалинах, но даже эти развалины величественны и прекрасны! Старинные церкви стоят того, чтобы присмотреться к ним повнимательнее. Достаточно ненадолго оторваться от будничной суеты, обыденной спешки и подойти, посмотреть, прикоснуться - и сразу ощущаешь в душе нечто особенное. Церковные здания в органическом единстве с окружающей их природой - это своеобразные многозначные символы. Кроме собственно религиозного, христианского смысла храмы способны раскрыть внимательному и чуткому человеку ещё несколько смысловых пластов. Каждая церковь - уникальна, у каждой - свое лицо. Стены храмов выполнены монументально и мощно, в прямом смысле - на века. Добротная кирпичная кладка, ниши и своды, роспись стен, и кованые решетки окон - буквально все говорит о неспешном основательном труде строителей. Стоит только ощутить все это, и сразу чувствуешь прикосновение к какому-то иному темпу жизни, гораздо менее суетливому и лихорадочному. Как ценно и редко это чувство для современного горожанина, живущего на бегу, в мире одноразовых вещей и не менее одноразовых ценностей и смыслов массовой культуры! Любой храм - зримое напоминание о том, что есть нечто выше и сильнее чем власть выгоды и расчета. Ведь старинная церковь обычно построена на пожертвования людей, большая часть которых жила тяжелой беспросветной жизнью в борьбе с суровой природой и под властью не менее сурового государства. Как трудно поверить в наш прагматичный век, что можно построить такие впечатляющие здания, которые не являются ни банком, ни торговым центром, ни министерством, в конце концов! Такие мысли и чувства и еще много самых разных мыслей и чувств, способно пробудить прикосновение к этому феномену - русской церкви в русской природе. Но время быстротечно и неумолимо, оно стирает все, даже самое прочное, меняет лик даже самой земли. Поэтому хочется сохранить на фотографиях то, что дошло до нас из прошлого, ведь завтра оно может исчезнуть навсегда или измениться до неузнаваемости.

3 ученик: На карте Челябинской области имеются населенные пункты, и сегодня напоминающие о героической истории нашей страны. Например, об Отечественной войне 1812 года. В Нагайбакском районе есть село Париж, где установлена вышка для мобильной связи, в точности повторяющая знаменитую Эйфелеву башню, есть село Фершампенуаз. У Чесменского района свой населенный пункт Лейпциг, одноименный город есть в Германии. Центр Варненского района - село Варна, с таким же названием и город-порт - в Болгарии.

Все эти названия напоминают, что наши чудо-богатыри в войне с Наполеоном дошли до Европы и оставили свой след в истории не только в России, но и мира.

1 ученик: В селе Большой Куяш напоминанием о нашем прошлом служит комплекс Покрова Святой Богородицы, состоящий из малого и большого храмов. При поместье в Куяше у заводчика Турчанинова была своя небольшая церковь, однако в честь победы России над армией Наполеона повелел хозяин в 1812 году соорудить рядом большой храм, который достроили только в 1825 году.

В годы воинствующего атеизма, возведенного в ранг государственной политики, в 1936 году Куяшская церковь Покрова Святой Богородицы была разграблена. Однако крепкие стены двух храмов выдержали испытание времени. Церкви был придан статус памятника архитектуры федерального значения, ведь аналогов этому культовому сооружению нет.

2 ученик: В конце девяностых годов 20-го столетия предпринимались попытки реставрировать церковь, но никакой поддержки инициаторы ее восстановления не получили. Вроде бы министерство культуры и было заинтересовано в реставрации Куяшской церкви, но конкретно что-то сделать чиновники не смогли. Более активно этой проблемой занялась епархия Челябинской области. Она посоветовала избрать приходский Совет и начать готовить учредительные документы.

15 октября 2008 года был собран сельский сход, на котором выбрали 10 человек в состав Совета, а старостой стал Алимасов Владимир Александрович. Уже после этого была проделана работа по оформлению земельного участка, постановке на учет в налоговом органе и была изготовлена печать. Куяшцы даже добились выделения финансов по смете для начала реставрированных работ в церкви, но на этом дело как-то застопорилось.

Ведущий: А память возвращает нас в прошлое…

3 ученик: А в 37-м с Покровской церкви снимали кресты. Самый большой был установлен на колокольне. И долго никто не мог добраться до его высоты, пока за сто двадцать рублей не согласился снять крест Николай Тепляков. Обвязавший веревкой, он пролез-таки на чердак, но тогда оказалось, что крест установлен на толстом металлическом штыре. Пришлось посылать за пилой в мастерские. Падая вниз, тяжелый крест пробил деревянную крышу свечной мастерской, стоявшей у церкви. Но она не стала единственной жертвой падения. Запировав с «гонорара», Николай и сам скоро умер. Одни говорят: со стыда. А другие, что в наказание. Многие односельчане молились тогда, чтобы Бог поскорее предателя прибрал.

Ведущий: Так храм ломали. А ведь когда-то его строили всем селом в память о тех, кто сражался в войне с Наполеоном. Первая, зимняя церковь, похожая на небольшую часовню, появилась в Большом Куяше ещё в 1807 году. А окончательно Покровский комплекс на берегу большого озера отстроили лишь к 1825 году. Кстати, чтобы придать ему большую значимость, церковь подняли на искусственный холм.

1 ученик: С двух сторон, северной и южной, располагались железные ворота, с западной - большое каменное крыльцо. Через ров переброшено два каменных моста с перилами. На колокольне было семь колоколов. Самый большой весил почти 70 пудов (1120 килограммов), самый маленький - 12 футов (4,8 килограмма). Храм украшали два больших позолоченных креста и очень богатый иконостас. В ХХ веке, в гражданскую войну в селе Большой Куяш шли ожесточённые бои, во время которых церковь и всё село серьёзно пострадали. В 1937 году по постановлению Челябинского облисполкома храм был закрыт. Колокола, кресты, церковная утварь, иконостас увезли в область.

2 ученик: С церковью связано много мифов и легенд. Например, о том, что от храмового комплекса под озером проложен подземный ход, который выходит в поле между деревнями Голубинка и Малый Куяш. Ещё говорят, что в годы гражданской войны в церкви были спрятаны драгоценности, и потом за ними из Франции приезжал внук священника, но якобы был схвачен чекистами на вокзале в Челябинске…

Сегодня мало кто представляет даже в селе, каким храм был. Время стерло цветные фрески с кирпичных стен и принялось за воспоминания. Но кое-что ещё можно поймать в утекающей в никуда реке памяти.

3 ученик: Мы решили, что «река памяти» не должна быть предана забвению. Маленькие ручейки, впадающие в эту реку, - это люди. Люди села Большой Куяш. Люди, прошедшие войну, им теперь за 70, но они молоды душой: всю свою жизнь они посвятили восстановлению своей малой Родины. А малая Родина - это и комплекс покрова Пресвятой Богородицы, который, как считают куяшцы, должен стать памятником в мировом искусстве. Низкий поклон этим людям.

В ходе краеведческой работы мы познакомились с Михаилом Сергеевичем Аникиным, Сергеем Дмитриевичем Прокопьевым и Михаилом Петровичем Бочковым. Они болеют душой, сердцем за великое дело - восстановление храма.

О них наш рассказ.

1 ученик: Семьдесят лет назад старожилу села фронтовику Михаилу Сергеевичу Аникину было одиннадцать. Уже тогда Закона Божьего в школе не преподавали. Но мальчишки любили на большой перемене забежать в Покровский храм, встать у входа и поглазеть на то, как батюшка ведёт службу. Огни свечей и песнопения завораживали и манили, звал к себе звон семи колоколов, плывущий над Большим Куяшом. Только староста церкви, бывало, нарушит мальчишечью сказку - прикрикнет на разговорившихся пацанят, но из храма не выгонит, и те, притихшие стоят дальше.

Помнит Михаил Сергеевич и другие дни, когда советская власть, наконец-то взялась за церкви. Было это в середине тридцатых. Сначала с Покровского храма снимали колокола.

Тогда народ собрался в церковной ограде, заполнив весь дворик, и зашумел, словно улей. Первым не выдержал и пошёл в отступление старик пономарь. Он стал призывать односельчан, чтобы колокола не давали в обиду. Приструнить его собирался председатель сельсовета и попросту старика оттолкнул. Тот в ответ снял с ноги валенок и два раза ударил председателя по голове. Исход схватки был предрешён. Дальше в дело вмешалась полиция: затолкала деда в свой «коробок» и увезла. С тех пор его больше никто не видел.

За колоколами из церкви начали выносить мебель и утварь. Всё, что имело хоть какую-то ценность - ту же серебряную и позолоченную посуду, - грузили на подводы и везли в Кунашак. А на ступени каменного крыльца одну за другой бросал книги из богатой церковной библиотеки. Два томика принёс тогда за пазухой домой и Миша.

2 ученик: Бочков Михаил Петрович родился 15 ноября 1914 года в селе Большой Куяш. После окончания семи классов местной школы в 1934 году поступил на курсы шоферов в Каслях. В 1937 году на три года призвали в армию. Вернулся домой в 1940 году и начал работать в Куяшской средней школе физруком. Но началась война, и его забрали на фронт. Воевал танкистом, был контужен и после этого долго болел. Домой вернулся в феврале 1945 года. Работал в совхозе слесарем. Присвоено звание «Ударник коммунистического труда». С 1976 года на заслуженном отдыхе. Награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За победу над Германией» и другими. Старейший уважаемый житель села.

3 ученик: Прокопьев Сергей Дмитриевич родился 6 января 1936 года в селе Большой Куяш. Великая Отечественная война застала его совсем ребенком, он едва помнит своего отца, ушедшего на фронт. В 1954 году после окончания Куяшской средней школы поступил в Свердловский техникум физкультуры и спорта. Работал на Ирбитском моторном заводе инструктором по спорту. В 1957 году был призван в ряды Советской Армии. Отслужив, стал работать учителем физкультуры, а затем директором Урукульской средней школы. Ветеран педагогического труда. Заочно закончил Челябинский пединститут. За многолетний и добросовестный труд отмечен медалью «За трудовое отличие», значком «Победитель соцсоревнования», «Отличник народного просвещения». С 1971 года директор Куяшской средней школы. Увлекается спортом. Побывал в Болгарии, Северной Корее, Румынии. Любимый поэт - Сергей Есенин, увлечен творчеством Александра Солженицына. Неутомимый общественник, сейчас возглавляет общество «Память сердца». Сбылась самая заветная мечта Сергея Дмитриевича - в 2004 году он побывал на могиле своего отца Дмитрия Алексеевича Прокопьева - старшего лейтенанта, командира стрелковой роты, который погиб 7 мая 1943 года и похоронен в деревне Стариково Новгородской области в районе Старой Руссы.

Так что пока Сергей Дмитриевич решил ограничиваться охраной мелких реликвий. Буквально на днях директору донесли, что кто-то сдал в металлолом чугунную плиту со старого кладбища. Пришлось участковому навестить пункт приёма. Плита действительно оказалась видавшей виды . С 1880 года она укрывала могилу жены местного дьякона Екатерины Дягилевой. А последняя бог знает сколько лет лежала на печи у одного из селян. Теперь её место, уверяет Сергей Прокопьев, в школьном музее.

Ведущий: Пытаясь найти хоть кого-то, кто мог бы ответить за сегодняшнее состояние церкви, мы вышли на Государственный центр по охране исторического наследия Челябинской области.

1 ученик: С.Д. Прокопьев побывал в облисполкоме у управляющего делами религии, поговорил с владыкой Челябинской епархии. И вот в ноябре 1991 года Прокопьев открыл счет в Кунашакском отделении Комзембанка под номером 0007008848.

«В 1992 году была организована община, - рассказывает Сергей Дмитриевич, - деньги на расчетный счет поступали по почте, суммы были мизерные. Средства собирали под роспись, списками, после чего сдавали их на почте Куяша. Люди жили плохо, жертвовали всего по 5-10 рублей, редко - по 20-25, по 50 рублей и 100 внесли только двое. Это были деньги до 1993 года. Потом добавились нули: жертвовали от 100 рублей, редко - до 1000, лишь один человек - Николай Фролов - сдал 2000 рублей.

Ведущий: Пока же построенная без цемента, на яйцах и глине, церквушка ещё отражает напасти погоды и держится. Будем верить, чёрные вороны , что стаями кружатся над её колокольней , каркают не по ней.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

Список используемых источников

Литература:

  • Материалы публикаций в газете «Озерский вестник»

  • Полозов А. «Церковь в Большом Куяше»

  • Записи личных бесед с жителями села Большой Куяш

Интернет-источники:

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы sobory.ru/article/?object=07442

  • cheltv.ru/rnews.html?id=685001&cid=7

  • wikimapia.org/13109187/ru/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C

Источники иллюстраций:

  • Фотографии из личного архива

  • sobory.ru/article/?object=07442

  • google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&sa=X&tbo=d&biw=1366&bih=653&tbm=isch&tbnid=KCJEKSbaBd9ODM:&imgrefurl=sobory.ru/photo/%3Fphoto%3D125529&docid=9SrZDg8-mVK7SM&imgurl=sobory.ru//edu/data/img/pic-02311550/11569_20120323_103552.jpg&w=800&h=568&ei=IWHVULSUCKfE4gSQ4IDQCg&zoom=1


© 2010-2022