Классный час «Животные Арктики»

Цель: Расширить знания учащихся о некоторых представителях животного мира Арктики, показать черты приспособленности к суровому образу жизни. Задачи: 1.Образовательная: Формировать представление об особенностях климатических условий и животного мира Арктики, а также о последствиях влияния деятельности человека на животный мир Арктики. 2.Воспитательная: Воспитание чувства любви к природным богатсвам северного края и чувсва ответственности за его будущее. 3.Развивающая: развивать познавательный ин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка мероприятия:

Классный час «Животные Арктики».( Время: 25, 5 мин.)

Цель: Расширить знания учащихся о некоторых представителях животного мира Арктики, показать черты приспособленности к суровому образу жизни.

Задачи:

1.Образовательная: Формировать представление об особенностях климатических условий и животного мира Арктики, а также о последствиях влияния деятельности человека на животный мир Арктики.

2.Воспитательная: Воспитание чувства любви к природным богатсвам северного края и чувсва ответственности за его будущее.

3.Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к природе, её богатствам через работу с дополнительной литературой интернет - ресурсами.

Оборудование: мультимедиа, презентация, физическая карта мира, карта природных зон, атласы для 6 кл.

Ведущие: учитель и учащиеся 11 класса (подготовили сообщения и презентацию о животных Арктики)

План мероприятия:

I.Организационный момент. Введение в тему. 4 мин.

Учитель: Чтение отрывка из сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» (По дорогам сказки: Сказки писателей разных стран/ Пересказ Т. Габбе и А. Любарской. - М.: Дет. лит., 1986. - 400 с., стр.72)

«Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Хоть бы раз составилась здесь за ледяным столом партия в лото, где игроки горячо спорят, ссорятся, а иной раз даже и дерутся. Хоть бы когда - нибудь здесь сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки - лисички, - нет, никогда, ничего! Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!»

- Ребята, из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на классном часе мы отправимся в царство Снежной королевы.

- Что непременно должно быть в её королевстве? (снег и лед)

- Откройте атласы (физическая карта мира) и найдите на карте место, где могла бы жить Снежная королева. Как называется это место? (Арктика)

А́рктика (греч. arktikos - северный, от arctos - медведь) - единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. (слайд №1)

Арктика - это северная полярная область земли, в ней часто бушует пурга и дуют холодные ветры, мороз в Арктике зимой достигает 60 градусов. Несмотря на такую температуру, в Арктике есть жизнь. Животные Арктики являются уникальными, потому что некоторые из них не встречаются нигде, кроме как в этом регионе.

- Итак, мы отправляемся с вами в царство снега и льда - Арктику. Тема нашего классного часа «Животные Арктики» (Слайд №2)

- Найдите в атласах карту природных зон. Какие природные зоны можно выделить на территории Арктики?

II. Сообщения учащихся. 15,5 мин.

1).Особенности природных условий и приспособленность.

1 ученик. (Времена года, лето) 1 мин.

Север Евразии и Северной Америки, острова Северного Ледовитого океана занимают безлесные пространства Арктики (зоны арктических пустынь) и Субарктики (тундровой зоны). Летом здесь подолгу солнце не заходит за горизонт. Оно непрерывно странствует невысоко над оттаявшей тундрой, над гладью морских вод, над ледяными полями. Ночью здесь, как и днем, с цветка на цветок перепархивают бабочки, летают, кормятся и поют птицы. С приходом лета и полярного дня многие животные начинают вести деятельную жизнь в течение большей части суток, а иногда даже круглые сутки. Например, мелкие зерноядные птицы спят в середине летней ночи подчас всего лишь 1-2 ч. Удлиняя на несколько часов свой «рабочий день», птицы здесь нередко откладывают большее число яиц и выращивают больше птенцов, чем их сородичи, обитающие южнее; птенцы часто растут быстрее и раньше оставляют гнезда.

2 ученик. (Времена года, зима) 0,5 мин.

Зимой солнце в Заполярье подолгу вовсе не показывается над горизонтом. Заснеженную сушу и льды лишь временами освещает луна или разноцветные вспышки полярных сияний. Те из животных, которые отваживаются зимовать здесь, вынуждены использовать для добывания корма сумерки или приспосабливаться к поискам добычи в темноте.

3 ученик. (Приспособленность к недостатку тепла) 1 мин.

И птицы и звери даже летом ощущают на Крайнем Севере недостаток тепла. Они приспособились экономно его расходовать и защищаться от холода. О постоянной борьбе животных с холодом свидетельствует их внешний облик - наличие толстого слоя жира (тюлень), густого меха (песец, северный олень, белый медведь), рыхлого оперения (белая сова) и толстых лап. Еще одним приспособлением животных Арктических пустынь является белая окраска, которую они приобретают перед зимой ( у некоторых животных, например, белого медведя, белая окраска сохраняется круглый год), хищникам она помогает охотиться (быть менее заметными среди белоснежной Арктики), а их жертвам укрываться от опасности.

2). Животные Арктики.

4ученик. Белый медведь.(Слайд №3) 1,5 мин.

Белый медведь является символом Арктики. Латинское название этого зверя означает "морской медведь", и чаще всего его можно встретить там, где скованное льдом море встречается с сушей. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, благодаря чему он с легкостью находит убежище среди белизны окружающих его льдов. Белый медведь - самый крупный хищник в мире. Масса некоторых представителей превышает 700 килограммов.

Эти отменные пловцы и ныряльщики чувствуют себя в воде как дома - этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап. плавают со скоростью до 20 км/час и способны находиться под водой до 2 минут. Главной добычей белого медведя являются моржи, морские зайцы и кольчатая нерпа. При случае подбирает падаль, рыбу, яйца и птенцов, в обжитых местах питается на выгребных ямах. Известны случаи ограбления им складов продовольствия полярных экспедиций.

В конце осени самка белого медведя роет в снегу берлогу. В декабре - январе рождаются, как правило, два медвежонка, но только весной они впервые выйдут из берлоги. Детеныш белого медведя появляется на свет очень маленьким, слепым, глухим и совершенно беззащитным. Поэтому он в течение двух лет живет с матерью.

Белый медведь занесён в Красную книгу Росии. Медленное размножение и большая смертность молодняка делают этого зверя легко уязвимым.

1 ученик. Северный олень (слайд №4) 1,5 мин.

Это животное прекрасно приспособлено к суровым условиям Арктики. Шерсть на теле короткая, но тёплая, так как имеет густой подшёрсток. Волоски полые и, вдобавок к подшёрстку, создают надёжную воздушную теплоизоляционную подушку, оберегающую тело от холода. Рога растут и у самцов, и у самок. Самцы расстаются с рогами в начале зимы. Самки сбрасывают рога сразу после рождения малышей - это начало лета. В зимний период у самцов нет рогов, а у самок есть, что помогает последним, добывая корм из под снежной шубы, отгонять голодных самцов. Копыта у северного оленя широкие, нижней частью изогнуты внутрь. Это облегчает раскапывать снежный покров и добывать корм. Летом основной пищей серверного оленя являеются лишайники, различные травы, листья, грибы и ягоды, иногда это животное есть мелких грызунов, птенцов, птичьи яйца. Зимой северный олень обычно есть ягель. Чтобы добраться до него, оленю приходится раскапывать около 1 метра снега. Иногда в суровых условиях Арктики снег покрыт наледью, либо ягель находится под очень толстым слоем снега, в таких случаях многие олени погибают. Олени пьют морскую воду, причём в больших количествах, для поддержания солевого баланса в организме. Иногда олени грызут рога друг у друга именно из-за нехватки минеральных солей в рационе питания.

Северный олень был одомашен в Евразии ,он является источником питания и производсва материалов для многих полярных народов. Из шкуры оленя делают одежду, его мясо дает пишу, его жиром обогревались, а из рогов этого животного делали оружие, его также используют как транспортное средство.

2 ученик. Песец (слайд №5) 1,5 мин.

Внешним видом это животное напоминает лисицу, поэтому его называют полярная лисица. У этого зверя подошвы лап надёжно укрыты волосяным покровом. Предусмотрительная природа сделала это для того, чтобы животное их не обморозило. Уши также укутаны густым мехом и совсем небольшие. Этот арктический зверь обитает в основном в тундре, где роет для себя норы. Песец всеяден, но преимущественно он питается леммингами, грызунами, птицами, черникой, морской капустой ,рыбой, выброшенной из моря, иногда даже падалью. Также песец часто поедает животных, попавших в капканы. С наступлением холодов в тундре становится голодно. Часть песцов устремляется на север в зону арктических льдов. Животные пристраиваются возле белых медведей и неотступно следуют за ними. Те являются отличными охотниками. Поедая шкуру и жир своих жертв, мясо оставляют песцу. Другая часть полярных лис движется на юг. Они доходят до таёжных мест. Там много еды, в отличии от голой тундры, но много и крупных хищников, представляющих реальную угрозу для маленького зверя. Волки, лисы, росомахи уничтожают песцов. Те, кому удаётся выжить, весной устремляются обратно в тундру. Но самый опасный враг - это человек. Тысячи этих животных уничтожаются ради роскошного меха. Продолжительность жизни пушистого хищника составляет 6-10 лет.

3 ученик. Морж (слайд №6) 1,5 мин.

Это млекопитающее с длинными клыками обитает в арктических морях, совершая короткие сезонные миграции. Морж-самец огромен: он может весить 1 500 килограммов, в то время как масса самки редко достигает 1000 килограммов. У моржа массивное морщинистое тело, покрытое редкой щетиной.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники.

Длинные клыки не заменимы в жизни моржа: он пользуется ими, защищаясь от врагов и буравя морское дно; с помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у более крупных представителей достигает одного метра!

Маленькие моржи вскармливаются матерью в течение двух лет, а в течение следующих двух лет они остаются под её защитой.

Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода. Продолжительность жизни моржей составляет около 45 лет. В России морж занесен в Красную книгу.

4 ученик. Кольчатая нерпа. (Слайд №7) 1мин.

Без снега и льда немыслима нормальная жизнедеятельность кольчатой нерпы. Этот широко распространенный и самый многочисленный в арктических морях тюлень на льду отдыхает и почти не покидает ледяных полей в период линьки, длящийся весной более месяца. Кольчатая нерпа отменный пловец и ныряльщик. Глубина в 50 метров для неё не предел, под водой она может спокойно находиться до 20 минут. Питается зверь в основном рыбой.

Кольчатая нерпа - единственная из всех тюленей, которая строит гнездо для своих детенышей. В марте или апреле, когда лед начинает ломаться, самка устраивает в сугробе нору с тоннелем, ведущим к воде. Самки рождают одного детеныша-белька. Характерной отличительной чертой этого вида является то, что во многих случаях детеныши, потерявшие мать, не погибают, а выживают, но рост их сильно замедляется, и в результате они остаются карликами.



4 ученик. Гренландский кит (слайд №8) 1,5 мин.

Наше описание мира Арктики было бы неполным без упоминания о подводных обитателях. Не нужно забывать, что под слоем арктического льда кипит жизнь. Итак, гренландский арктический кит. Внешность этого обитателя Арктики хорошо известна даже неспециалистам. Дело в том, что облик гренландского кита послужил прототипом для создания иллюстраций к многочисленным детским сказкам, в которых есть такой персонаж - чудо-юдо рыба-кит. Только в Арктике вы сможете в живую увидеть это существо. Огромная семиметровая куполообразной формы голова отделена от туловища длиной 14 метров хорошо заметным шейным перехватом. Спинного плавника нет. Всё тело у кита гладкое, тёмно-серого или чёрного цвета. У них огромная пасть дугообразной формы, в которой размещаются примерно 800 тонких пластин китого уса удивительных размеров: самые большие могут достигать 4.5 метров! Воды Арктики богаты планктоном, который оседает там. Охотится этот гигант так: кит ныряет неглубоко и ненадолго (10-15 минут), после чего, лёжа на воде, выпускает в воздух несколько четырёхметровых двухструйных фонтанов. Когда в Арктику приходит весна (с февраля по май) у полярных китов появляются детёныши, которых мать около года вскармливает молоком. Арктика полна удивительных животных, и гренландский кит является одним из самых больших её обитателей.


1 ученик. Белуха (слайд №9) 1,5 мин.

Всю свою жизнь эти звери проводят в холодной воде. Зимой, когда температура воздуха может опускаться до -60 градусов цельсия, дельфины выставляют наружу из воды только голову, но и этого достаточно, чтобы превратить вдох и выдох в пытку - вокруг дыхала животного моментально образуется корка льда.

Если полынья, через которую дышит этот арктический дельфин, замерзает, белуха оказывается в очень сложной ситуации. Ей нyжно либо постоянно пробивать лёд, либо срочно искать новую полынью. B этих поисках белухам помогает система эхолокации. Белухи постоянно удивляют исследователей Арктики и туристов разнообразием звуков, которые они могут издавать. Это и громкий визг, свист, щебетание, клекот, пронзительные вопли и даже рёв (отсюда и произошло известное сравнение «ревёт, как белуха››). Неудивительно, что за этими обитателями Арктики закрепилось прозвище - морские канарейки

Окраска тела белух с течением жизни очень сильно меняется. У новорождённых малышей она светло-серая или коричневая. Затем они начинают темнеть, становятся почти чёрными. Молодые особи, закончив питаться молоком, имеют серую или голубую окраску. Со временем эти арктические звери светлеют,становясь почти белыми. Размножаются белухи один раз в три года. Период спаривания приходится на середину или конец лета, а детеныши, длиной около полутора метров, появляются на свет примерно через год. К сожалению, численность белух, этих прекрасных обитателей Арктики, постоянно снижается.

2 ученик. Нарвал (слайд №10) 1,5 мин.

Нарвалы живут в самом сердце Арктики, на самом Севере, возле полюса. Они удивительны не только по образу жизни, но и по своему внешнему виду. У этих зубатых китов всего два зуба на верхней челюсти, да и те - только у самцов. У самок даже эти два зуба зачастую не прорезаются. Зато один из зубов у самца вырастает до невероятных размеров. Порой он достигает трехметровой длины и весит около 10 килограммов! Зуб представляет собой громадный "штык": он прямой, как стрела, со слабо расширенным основанием и заострен на конце. Поверхность этого фантастического зуба не гладкая, а подобна поверхности винта, то есть имеет «нарезку» с 25-26 витками. Каково назначение зуба - этого удивительного изобретения природы, - пока неизвестно. Некоторые ученые считают, что он служит «ломом» для пробивания лунок в толстом арктическом льду, другие - что это орудие защиты для турнирных боев, а, возможно, также орудие для добывания пропитания. Последние исследования механических свойств зуба показали, что скорее всего его предназначение - быть признаком мужской красоты и "шпагой" во время турниров между самцами за благосклонность дамы. Но, к сожалению, зуб, или, как его еще называют, рог стал причиной истребления колоссального количества этих арктических животных. Дело в том, что рог очень высоко ценился за его лечебные свойства. К сожалению, в отличие от белух нарвалы не смогли приспособиться к жизни в неволе, поэтому их трудно изучать и многое о них еще неизвестно.

3 ученик. Птицы Арктики, гага (слайд №11) 1 мин.

И птицы и звери даже летом ощущают на Крайнем Севере недостаток тепла. Они приспособились экономно его расходовать и защищаться от холода. Гуси и утки, защищая яйца от охлаждения, выстилают гнезда слоем пуха. Особой известностью из северных уток пользуется обыкновенная гага, гнездящаяся колониями (в России- по побережьям Белого, Балтийского и Баренцева морей). Пух, выщипанный этой уткой с груди и живота, по праву считается лучшим теплоизолирующим материалом. Его издавна собирают из гнезд, а затем используют в изделиях, которые должны быть очень легкими и теплыми. Упругий слой этого ценнейшего рыжевато-серого пуха лежит под яйцами. Сходя с гнезда, гага прикрывает яйца пухом также и сверху, чтобы они не охладились и их не растаскали хищники.

4 ученик. Кайра (слайд №12) 0,5 мин.

Кайры - самые распространенные обитатели птичьих базаров - шумных колоний морских птиц на обрывистых скалистых берегах северных морей. Они откладывают всего лишь одно крупное зеленое или голубое яйцо. И насиживают его почти беспрерывно. Перед тем как покинуть карниз скалы и улететь в море, птица передает яйцо «супругу» (или «супруге»), уже ожидающему своей очереди насиживать. Поэтому в верхней, обогреваемой кайрой части яйца поддерживается температура около 38-39°. Однако нижняя часть яйца, хотя и лежит на лапах птицы, сильно охлаждается, и температура ее может опускаться до 5 и даже 1°.

III. Рефлексия. Викторина. 5 мин.

Учитель. Кажется невероятным, что там, где температура не поднимается выше - 10° С, животные могут жить и размножаться. И, тем не менее, даже самые холодные и неприветливые части Земли обитаемы.

- А сейчас проверим, как вы внимательно слушали? Проведем викторину.

Викторина.

  1. Самое крупное сухопутное животное Арктики?( белый медведь - 700кг)

  2. Самое крупное морское животное Арктики?(гренландский кит - 21 м)

  3. Одомашненное животное Арктики?( северный олень)

  4. Небольшой хищник размером с лисицу, имеет ценный мех.( песец)

  5. За этими животными закрепилось прозвище «морские канарейки» (белухи)

  6. Малоизученное морское животное Арктики….У самцов 1 зуб вырастает до 3 м длиной. (нарвал -зубатые киты)

  7. Какое животное бороздит клыками по дну? ( морж)

  8. Пух какой птицы являетя самым лучшим теплоизолирующим материалом? ( гага)

  9. Самые распространенные обитатели птичьих базаров? (кайры)

  10. Какому морскому животному поставлен памятник в г.Архангельске… Они спасли от голода сотни людей во время Великой Отечественной войны? (тюлень - нерпа)

  11. На каком арктическом острове находятся ясли белого медведя? ( о. Врангеля)

  12. Какие животные Арктики занесены в Красную книгу? ( белый медведь, морж, малый лебедь - кликун, розовая чайка)

IV. Заключение.(Слайд №1) 1 мин.

Совсем недавно в г.Архангельске состоялся Арктический форум. Россия считает важным сохранить Арктику зоной мира и сотрудничества. 2012г. в России объявлен годом Арктики.

4 октября - всемирный день охраны животных. В рамках этих двух важных событий мы и провели сегодня наш классный час.

За последние годы площадь и объём Арктических льдов достигли своего исторического минимума. Всё активнее разрабатываются планы по освоению Арктики. От этого могут серьёзно пострадать хрупкие арктические экосистемы. Необходимо сделать так, чтобы сохранить нашим потомкам этот удивительный природный мир.

Ожидаемые результаты: Рассказы старшеклассников и фотографии животных Арктики привлекут внимание учащихся к более подробному изучению природного мира Арктики, заставят задуматься ребят об ответственности за судьбу нашего родного края.

Самоанализ: Классный час был проведён на параллелях 5 - 6 классов. Ребята внимательно слушали, с интересом рассматривая фотографии на слайдах. Смогли ответить на все вопросы викторины. Учащиеся - ведущие ответственно отнеслись к своему заданию. Подготовили и рассказали материал о животных Арктики.





© 2010-2022