Час общения Родительский дом - начало начал (8-9 классы)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила:

заместитель директора по воспитательной работе

КГУ «Неполная средняя школа № 31»

города Петропавловска

Северо-Казахстанской области


РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - НАЧАЛО НАЧАЛ.

Цель: воспитание уважительного отношения к старшему поколению, семье;

формирование некоторых навыков добрых взаимоотношений с родителями

и другими взрослыми.

Вид мероприятия: классный час (час общения).

Аудитория: учащиеся 8-9 классов, родители.

Ожидаемые результаты:

  1. умение высказывать своё мнение о роли семьи в жизни человека, о взаимоотношениях между членами семьи;

  2. научиться определять, что могут (должны) знать родители, родственники;

  3. научить, какие формы взаимоотношений с родителями и другими взрослыми лучше всего устанавливать.

Оборудование: записи песен «Дорогие мои старики», «Родительский дом», плакаты оформления, ватманы с маркерами, костюмы для ситуационных сценок.

Ход мероприятия:

(звучит песня «Родительский дом»)

Чтец:

Радость или грусть нас ждёт потом…

Но всему начало - отчий дом.

Там у колыбели матери нам пели

Песню о любви

Вновь сейчас во мне звучит она.

Ждёт меня наш домик в три окна.

Близко ли, далёко - свет родимых окон

Вечно не померкнет он для нас.

Ведущий:

Не случайно сегодня мы начали нашу встречу с этого стихотворения, ведь тема нашего классного часа «Родительский дом - начало начал». Родительский дом - это, прежде всего, духовное единение всех членов семьи, «соприкосновение» с родной душой, духовная близость и всеобъемлющая любовь, без чего семья не может быть в полной мере быть счастлива.

Для современных детей идеальная семья - это пространство, заполненное любовью, где любят не за хорошие отметки, примерное поведение, добрые дела, а такого человека, какой он есть.

Семья - это близкие, любящие и любимые люди, надёжные и верные друзья, которым он не безразличен.

Что же означает понятие родительский дом для учащихся нашей школы?

(учащиеся предлагают свои варианты ответа, затем показывается, запись с видеоопросом учащихся школы разных возрастов)

Ведущий:

Обратите внимание, как тепло и с любовью говорят ребята о своём родительском доме. Дом действительно является сердцем, пристанью, очагом, надёжной крепостью для каждого человека. Но, наверное, это чувствуется ещё сильнее, когда ты находишься далеко от дома.

(зачитываются размышления взрослых людей о родительском доме, которые по каким-либо причинам рано его покинули)

  • «Родительский дом - это то место, где тебя всегда поймут, тебя примут, когда бы ты не пришёл, и тебе всегда будут рады. Это место навсегда останется в сердце каждого человека. Когда мы строим свой собственный домашний уют, мы стараемся сделать что-то похожее на наше родное гнездо».

  • «В памяти человека родительский дом будет всегда связан с самыми лучшими воспоминаниями. У каждого дома есть своя атмосфера, свои запахи, свои традиции и это самое важное в семье. Даже когда люди делают ремонт, кажется, что ты уничтожаешь частичку своей истории, своих воспоминаний и тебе всегда грустно».

  • «С одной стороны, наверное, оно к лучшему, что мне удалось испытать разлуку с домом намного раньше, чем большинству. У меня сложилось какое-то представление о самостоятельности, о том, что ждёт меня впереди, и к чему мы все неизбежно идём. Ведь, признайтесь, что в детстве все мы мечтаем стать взрослыми, а когда вырастаем, хотим стать снова детьми. И первое, что приходит на ум в такие моменты, это родительский дом».

(Звучит музыка «Дорогие мои старики»)

Ведущий:

Когда нам плохо, мы в первую очередь зовём на помощь близких людей, ребёнок зовёт на помощь мать. Александр Блок писал: «Только одна женщина не обманет, не предаст, не изменит - это мать». Самое святое на земле - это мать. Маленькие дети, когда их обидели, когда им плохо бегут за помощью, за защитой к маме.

(В форме мозгового штурма обсудить с родителями, что обязательно они должны знать о своём ребёнке).

Ведущий:

Ничто не обходится нам так дорого, как ошибки в воспитании. Знакомый случай: вечером ребёнка не уложишь спать, а утром не поднимешь с постели. Мы все считаем себя неплохими воспитателями, но всё-таки хороший совет не помешает. Дорогие родители, сейчас дети будут инсценировать ситуации, а вы, посмотрев их, ответьте на вопросы.

Ситуация № 1.

Мама:

Талантливые дети надежды подают,

Участвуют в концертах, танцуют и поют.

У многих есть возможность объездить целый мир -

Проводят в разных странах, где конкурс, где турнир.

Лисичкина Наташа имеет пять наград,

А Гарик, твой приятель, уже лауреат.

И только недотёпам к успеху путь закрыт.

Сын:

Моя родная мама мне это говорит,

Но я не возражаю и губы сжав, молчу.

И я на эту тему с ней спорить не хочу.

Я знаю, кем я буду и кем я стать могу:

Когда-нибудь из дома уеду я в тайгу,

И с теми, с кем сегодня я во дворе дружу,

Железную дорогу в тайгу я проложу.

Меня сегодня мама стыдила с горяча,

Строитель тоже важен не меньше скрипача.

Вопросы:

Какие ошибки в воспитании детей допускает мама? Какой совет вы можете дать?

Ситуация № 2.

Папа вазу опрокинул, кто его накажет?

«Это к счастью, это к счастью!» - всё семейство скажет.

Ну, а если бы, к несчастью, это сделал я?

«Ты разиня, ты растяпа», - скажут про меня.

Вопросы:

Как вы реагируете в подобной ситуации? Что бы вы посоветовали родным мальчика?

Ознакомление с новой информацией:

Показать разницу между тем, что должны знать родители, и другие взрослые, родственники, родители друзей. Объяснить почему.

Отработка навыков.

Упражнения в парах.

  • Уговорить маму отпустить с другом на аттракционы.

  • Уговорить маму друга разрешить пойти с ним на аттракционы.

  • Объяснить взрослому, что табачный дым неприятен, попросить его не курить.

По мере выполнения упражнений подчеркнуть наиболее удачные аргументы.

Групповая игра.

Аудитория делится пополам, а доска на две части. К доске выходят два добровольца. Один из них составляет «Список претензий родителей к детям», другой - «Список претензий детей к родителям». Дети, сидя за партами, составляют соответствующие своей половине «Списки». В завершение игры «Списки» комментируются и дополняются устными выступлениями с мест.

Ведущий:

А как порой взрослые дети относятся к своей матери, родителям, родственникам?

(размышления учащихся, основанные на жизненных

наблюдениях или личном опыте, обсуждение ответов)

Ведущий:

Как порой страшно, когда у ребёнка нет семьи, нет родного дома, а ведь этот факт имеет место быть в нашей современной жизни.

(выступление ученика, которой имеет опыт пребывания в ЦАНе, затем, просмотр видеосюжета о том, в каких ужасных условиях могут проживать некоторые семьи).

Ведущий:

Давайте подумаем, кто виноват в этой ситуации? Могут ли дети из благополучных семей попасть в ЦАН?

(обсуждение с учащимися и родителями)

Ведущий:

А сейчас я хочу передать слово матери, которая вырастила пятерых детей.

(выступление)

Ведущий:

Из всего сказанного сегодня каждый из вас, надеюсь, сделал свои выводы. Поэтому я предлагаю подумать и решить, что должно составлять фундамент дома, который должен стать надёжным причалом, чтобы «чувство семьи» передавалось всем её членам из поколения в поколение.

(работа в группах, выступление от каждой группы

с презентацией своего «фундамента»)

Ведущий:

Нашу встречу мне бы хотелось завершить словами одной из популярных в своё время песни:

Родительский дом - начало начал,

Есть в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах яркий свет.

Спасибо всем, кто пришёл к нам и принял участие в нашем разговоре.




Список использованной литературы:


  1. Психология подросткового и юношеского возраста.- Издательство «Питер», 2000 г.

  2. Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. М.: Гуманит.-608 с.

  3. Высотская Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.: ВАКО, 2008 г.

  4. Гончарова Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися.- Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Журналы «Внеклассная работа в школе», 2006,2007 г.

5

© 2010-2022