Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

« Школьный урок и его воздействие на здоровье учащихся »









Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий.

От учителя в наибольшей степени зависит ,какое влияние на здоровье учащихся оказывает их прибывание в школе ,процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются общеобразовательные технологии и вся внутришкольная среда. И на уроках и во внеурочной работе учитель решает 3 группы задач ,связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические ,коррекционные и формирующие ,фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий. В начале урока необходимо оценить гигиенические условия в классе : достаточна ли освещенность ,не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или соседних помещений ,хорошо ли проветрен класс ,не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура .Для таких оценок не требуется специальных приборов - вполне хватит органолептических возможностей учителя .Но пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся.и в дальнейшем скажется на их здоровье. Также школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям.

Главный объект учителя - его ученики. Если реализация традиционной технологии проведения урока фиксирует внимание учителя в основном на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий ,то для учителя придерживающегося принципов здоровьесберегающей педагогики, не менее важно психофизиологическое состояние школьников и все ,что так или иначе связано с влиянием на их здоровье.

Первичная оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе проводится проводится по следующим показателям:

  • Возбуждены (перевозбуждены),например после физкультуры;

  • Утомлены.выглядят уставшими;

  • Взволнованы, тревожны, чем то обеспокоены;

  • Сосредоточены, деловиты ,настроены на урок;

  • Насторожены, напряжены, враждебны;

  • Дурашливы ,расторможены, расслаблены.

И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких учеников - своеобразных индикаторов состояния всего класса. В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики ,которые:

*быстрее других утомляются ,отключаясь от учебного процесса;

* отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью ,возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;

* более склонны к нарушениям дисциплины;

* опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;

* вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.

Если ученики трех последних групп относятся к числу формальных или неформальных лидеров класса, то в тактике работы учителя на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися.

Объектом особо пристального наблюдения учителя на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков. Одна из самых сложных диагностических задач не только для учителя ,но и для врачей , психологов - выделить в актуальном состоянии то ,что обусловлено индивидуальными особенностями личности, и то, что является ситуативными проявлениями сегодняшнего дня ,часа, минуты. Так, у старшеклассников большую роль играют гормональные влияния (включая « критические» дни у девушек). У учителя нет возможности анализировать каждый случай, но учитывать многообразие причинных факторов необходимо всегда.

Решать коррекционные задачи учителю также в широком диапазоне действий , проветрить класс на перемене или набросить на батарею влажное полотенце при повышенной сухости воздуха ,скорректировать неправильную позу ученика , изменить темпо-ритм проведения урока ,вовремя провести физкультминутку , разрядить напряжение шуткой ,дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса.

Перед учителем, который работает в русле здоровьесберегающей педагогики, стоят следующие задачи :

включение в цели урока элементов оздоровительной направленности ,отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий бучения требованиям Сан-ПиНов ; обеспечение сильной , оперативной и надежной прямой и обратной связей в управлении учебным процессом ( психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся.поддерживать и развивать систему обратных связей ,чтобы ученик мог знать о своих достижениях , верить в свои силы, развивать адекватную самооценку);

обеспечение интереса к предмету и уроку;

обеспечение настройки на урок; учет естественных биоритмов и индивидуальных особенностей учащихся;

обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

обеспечение информационным объемом без перегрузки учащихся;

обеспечение оптимального темпо-ритма на уроке с учетом настроя учащихся; планирование обоснованных переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации и устойчивого снижения работоспособности учащихся;

проведение на каждом уроке физминуток;

постоянное внимание к охране зрения;

соблюдение гигиенических требований к посадке и осанке учащихся;

соблюдение норм объема домашних заданий;

реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний (выбор адекватной для детей сложности заданий ,умение показать успешность ученика, оставаясь объективным);

максимально возможное использование активных методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности;

использование многообразия приемов мотивации деятельности ученика;

формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия, сотрудничества;

обеспечение дифференцированного подхода к учащимся;

контроль за состоянием учеников(группа риска).

Современный урок уже не обходится без использования видеоэкранных средств обучения. При подготовке урока с использованием ИКТ следует задуматься над экологией мультимедийного урока. Соблюдение некоторых простых правил позволит значительно повысить эффективность урока, сведя к минимуму : - электронное оборудование в кабинете не должно превращаться в пылесборники; - суммарное время работы детей на уроке с экраном проектора или монитора не должно превышать 10-15 минут; - чередование видов учебных заданий позволит снизить утомляемость детей; - учитель должен побеспокоиться о проведении динамических пауз, о регулировании эмоционального настроя учащихся. Это довольно легко сделать с помощью мультимедиасредств: подключить ритмичный музыкальный фрагмент, снабдить его заранее продуманным видеорядом и провести несколько упражнений, снимающих усталость. Учитывая специфику проведения мультимедийных уроков, следует задуматься и о специальных упражнениях для глаз. В данном случае большую помощь оказывают офтальмотренажеры. И их мультимедийные аналоги.

Один из методов оптимизации психоэмоционального состояния школьников при умственном напряжении на уроках - музыкотерапия. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может способствовать укреплению иммунной системы, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активизирует восстановительные процессы.

Музыку можно использовать и как способ улучшения эмоционального фона на уроке - музыка внесет гармонию во взаимоотношения в коллективе. Учитель должен ставить перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребенка с учетом его настроения, возраста, пола, сезона и даже времени суток. Музыкотерапию как метод сохранения здоровья школьников целесообразно применять в старших классах. Подбирая музыку для урока, необходимо учитывать класс, предыдущий урок в этом классе, какой по счету урок, кабинет (если нет постоянного) и другие факторы, которые могут проявиться во время работы. При подборе музыки, чтобы не влиять на эмоциональную память учащихся, лучше использовать классику, так как молодые люди ее редко слушают. Ритм музыки может регулировать темп урока. После прослушивания музыки во время выполнения заданий урока напряженность уменьшается. Это позволяет активизировать деятельность учащихся, снизить уровень тревожности при умственном напряжении.

Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.

Особо значимыми с точки зрения воздействия на психологическое здоровье учащихся являются следующие характеристики учащихся.

Качества учителя ,оказывающие негативное влияние на учащихся:

1. Авторитарность (иногда достигающая степени диспотичности) ,категоричность, бескомпромиссность.

2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность.

3.Равнодушие.безразличие,эмоциональная холодность, дистанцированность.

4.Недоброжелательность,злость,враждебность как проявление черт личности реакции на неудовлетворенность жизнью, нерешенные проблемы.

Качества учителя ,оказывающие положительное влияние на учащихся.

1.Способность к сочувствию, сопереживанию .

2. Способность к рефлексии как умение и регулярно тренируемый навык .

3. Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизическое состояние.

4. Умение эффективно слушать ,включает качество слушания ,управление диалогом.

5.Проявление поисковой активности.

6.Толерантность.способность терпимо относится к различным проявлениям жизни , даже если это не очень нравится.

7.Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять как «слово наше отзовется» в будущей жизни ребенка.

Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке .А дисциплина на уроке в значительной степени зависит от:

разумности и обязательности педагогических требований учителя;

степени насыщенности урока;

правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического;

умения учителя переключать фазы урока;

его способности задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов;

умения держать педагогическую дистанцию;

степени напряженности урока;

степени готовности учителя к уроку;

умения использовать в педагогической практике активные методы обучения;

умения переключать с одного вида деятельности на другой;

глубокого знания интересов и особенностей учащихся;

индивидуального подхода к ним.

К недостаткам проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся, относятся:

монотонность речи учителя;

металлический , резкий, крикливый голос;

однообразие ораторских приёмов, отсутствие художественных оборотов в речи;

окрики и упрёки типа «сидеть, молчать, не вертеться» ;

отсутствие средств наглядности или формальное их использование;

безразличие к пассивной позиции учащихся;

неиспользование ТСО;

несвязанность нового материала с ранее изученным;

отсутствие незаинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) .

Педагогическая профессия включает умение учителя делать интересным для других то, что он считает интересным сам. Урок главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить любовь ребёнка и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть.

© 2010-2022