Конспект внеклассного занятия С хлебом всегда счастье

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общероссийский конкурс «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Разработка внеклассного мероприятия

Артемьева Н.И., Кожевникова О.А. - учителя начальных классов ГБОУ СОШ им. П.В. Кравцова

с. Старопохвистнево м.р. Похвистневский Самарской области

КЛАССНЫЙ ЧАС "С ХЛЕБОМ ВСЕГДА СЧАСТЬЕ!"

Цель: принятие обучающимися уважительного отношения к хлебу и людям, производящим хлеб, правил здорового образа жизни;

Задачи:

  1. Способствовать овладению обучающимися начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

  2. Совершенствовать умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками;

  3. Совершенствовать умения контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников

Оборудование: медиапроектор, подборка песен о хлебе, выставка хлеба разных сортов, заготовки для бутербродов: филе сёмги, сливочное масло,....

Звучит песня о хлебе. Выходят 3 ученика в центр класса:

  1. Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

  1. Жива традиция, жива

От поколенья старшего,

Важны обряды и слова

Из прошлого и настоящего.

  1. И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

4 ученик у выставки с хлебными изделиями:

Вот, он - хлебушко душистый.

Вот он - тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол -

Он пожаловал - пришёл.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведущий 1. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Ведущий 2. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.

Ведущий 1. - А как хлеб на стол пришел?

Ведущий 2. Вот об этом-то как раз начинаем свой рассказ.

(Ученики поочерёдно озвучивают слайдовую презентацию).

(слайд 1.) - Что стучите, мастера - золотые руки?

- Чиним, чиним трактора, точим, точим плуги.

(слайд 2.) Агроном в халате белом, чем он занят?

- Важным делом! Проверяет семена.

(слайд 3.) На дворе весна у нас, агроном сказал:

- Пора! Заводите трактора!

Трактора выходят в поле,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем!

Гребнем частым, борона, расчеши земельку!

Приготовим для зерна мягкую постельку.

(слайд 4.) Сеял сеятель старинный, из лукошка - решета.

(слайд 5.) Нынче сеялка - машина этим делом занята.

Роет борозды проворно, в них закладывает зерна,

(слайд 6.) Самолет над полем кружит.

Летчик сверху сыплет всюду

Удобрений порошок -

Урожаю - хорошо!

(слайд 7.) Выплывают в степь комбайны,

Словно в море корабли.

Ох, и силища какая!

Ну, комбайнер, покажи,

Как срезают все колосья очень острые ножи.

(слайд 8.) Вот шофер услышал, мчится,

Он гудит: "Иду-у! … Иду-у!"

Лейся, теплая пшеница прямо в кузов, на ходу.

(С. Погореловский "Урожай")

(слайд 9.) И везут машины зерно в особые хранилища - элеваторы. Там хранят по нескольку месяцев. Зерно сохраняют от холода, от сырости, от вредных жучков. Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там, где зерно перетирают, мелят машины. Получается мука.

(слайд 10.) На хлебозаводы, на кондитерские и макаронные фабрики её доставляют в огромных грузовиках - муковозах. На баках написано "Мука". (слайд 11.) А подадут свежий воздух, мука вместе с воздухом потечет по трубам на склад. А мы муку домой приносим в пакетах из магазина.

(слайд 12.) На хлебозаводе все делает машина: и муку засыпает, и воду подает, и тесто замешивает.

(слайд 13.) Затем делительная машина отхватывает от теста ровные куски и они попадают в круглый желоб. Там он крутится, как на карусели, получается шарик из теста.

(слайд 14.) Дальше - печь. Выпекается чудесная булочка. А пекарь следит, чтобы все машины работали правильно.

(слайд 15.) Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб, с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Ведущий 1. Хлеб это не только вкусное слово, его по праву можно назвать святым. И таких слов в нашей речи очень мало: Мать, Родина, Хлеб… Дума народная о хлебе, о чудесном даре Божьем выразилась и сохранилась в народной мудрости: в пословицах, поговорках, загадках.

Ведущий 2. Мы объявляем конкурс знатоков пословиц о хлебе. Каждой группе из слов в конвертах предлагается собрать пословицы и склеить их вместе. Выигрывает группа, собравшая раньше все представленные пословицы.

  1. Хлеб - всему голова.

  2. Бог на стене, хлеб на столе.

  3. Хлеб - батюшка, водица - матушка.

  4. Худ обед, коли хлеба нет.

  5. Дай хлеба край - так и под елью будет рай.

  6. Хлеб - дар божий.

  7. Каков у хлеба, таков и у дела.

  8. Пот на спине - так и хлеб на столе.

  9. Доплясались, что без хлеба остались.

  10. Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

  11. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

  12. Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.

  13. Без соли, без хлеба - половина обеда.

  14. Без хлеба куска везде тоска.

  15. Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

  16. Не трудиться - хлеба не добиться.

Собранные пословицы прочитываются, объясняется смысл некоторых пословиц. После каждого конкурса проводится подведения итогов.

Ведущий 1. Я объявляю следующий конкурс «Отгадай загадку». У каждой группы есть листы с загадками. У вас всего 4 минуты, чтобы отгадать как можно больше загадок.

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И вкусно, и всем людям мило (тесто).

В долг зерно возьмет -

Каравай вернет (поле).

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят (колос).

Сто один брат все в один ряд,

Вместе связаны, стоят (снопы).

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб).

Не море, а волнуется (поле).

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило (Хлеб).

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят (Хлеб).

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем (Хлеб).

Он идет волну сечет,

Из трубы зерно течет (комбайн).

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (Колос).

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье!

(Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят (Пирог) .
Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я,

Будет целая семья (Зерно).

На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба (элеватор).

Овсом не кормят

Кнутом не гонят

А как пашет пять, плугов тащит (трактор).

Мнут и катают, в печи закаляют,
Потом за столом режут ножом (Хлеб).

Ведущий 2. Русский человек всегда верил в святость хлеба, что, к сожалению, нельзя сказать о наших современниках. Несмотря на высокие цены хлеба, к нему продолжают относиться с неуважением.

Ведущий 1. - Вспомните, что делают с хлебом, который мы не съедаем в школе?

Ведущий 2. - Если каждый школьник в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30*200= 6000 г=6 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 12 булок хлеба.

Ведущий 1. Наши предки говорили, что выброшенный человеком кусок хлеба поднимает черт. И после смерти человека, если выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то тот черт заберет его душу. Еще, по старинному русскому обычаю хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать, а если его нечаянно уронишь, то подняв его надо не только бережно обтереть, но и поцеловать его и попросить прощения. Немалым грехом считалось растоптать хлеб.

Ведущий 2. Когда ты берешь в руки кусочек хлеба, помни, что совершается что-то великое: ты прикасаешься не просто к хлебу, а к труду многих людей: пахарей, сеятелей, пекарей и многих других. Все они создали это чудо своими руками. Их труд нелегок, его нужно уважать и беречь.
Хлеб - это бесценное богатство.

1 ученик читает стихотворение.

Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающий лет,

Помни, что были лихие года.

Хлеб - это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись, за хлеб умирали

Не для того, чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится.

Вот что в народе у нас говорится:

"Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал".

Ведущий 1. Сегодня точную дату появления хлеба в рационе человека не может назвать никто, однако большинство учёных считают, что первый хлеб получился у людей случайно, более 15 000 лет назад.

Ведущий 2. Однажды в поисках пропитания люди обратили внимание на зёрна злаков. Сначала они собирали их и ели, потом заметили, что зерно, случайно упавшее в землю, прорастает, и зёрен получается гораздо больше. Так люди начали выращивать злаковые культуры и употреблять их в пищу.

Ведущий 1. Постепенно люди научились измельчать зерно, готовить каши, зерновые болтушки и похлёбки, а потом лепёшки и хлеб. По мнению археологов, печёный хлеб появился около 7000 лет назад, когда часть злаковой болтушки случайно вылилась на камни очага и испеклась.

Ведущий 2. С тех пор прошли ещё тысячи лет, и сегодня выпечка хлеба - это настоящее искусство. Об истории хлеба можно написать не одну книгу, а сортов хлеба в мире стало столько, что легко заблудиться в их изобилии. Ведь только в России их несколько сотен, и всё время появляются новые: русские всегда считали хлеб своей главной пищей, и не просто пищей, а символом достатка и благополучия.

Выступают ученики, готовившие исследовательский проект про хлеб.

Ученик 1. С хлебом - всегда счастье. Но в последние годы стали много писать и говорить о том, что хлеб не так уж полезен, и даже советовать исключить хлеб из своего питания.

Ученик 2. Давайте попробуем разобраться, на чём основано это мнение? Зерно пшеницы - уникальный по своему составу продукт, собравший в себе почти всю таблицу Менделеева. В нём множество витаминов: А, Е, F, витамины группы В и другие; большое количество минералов: медь, селен, магний, кобальт, цинк, хлор, натрий, кремний, марганец, калий, йод - перечислять пришлось бы долго.

Ученик 3. Однако все эти полезные и необходимые человеку вещества содержатся только в оболочке зерна и его зародыше. К сожалению, в процессе современной обработки зерна именно эта, самая ценная его часть попадает в отходы, а остаётся в основном крахмал и калории, из которых и состоит белая мука высшего сорта, считающаяся элитной.

Ученик 4. Из этой муки выпекают мягкий и пышный белый хлеб, а также булки и другие вкусные изделия. От всех содержащихся в необработанном зерне витаминов и минералов в такой муке остаётся едва ли 30%, да и они становятся практически неактивными через две недели. В результате в нашем рационе начинают преобладать пустые калории и крахмал, не обладающие никакой жизненной силой, однако способствующие накоплению в организме лишних жиров.

Ученик 5. У людей, постоянно употребляющих в пищу белый хлеб и изделия из муки высшего сорта, гораздо чаще развиваются и обостряются сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, эндокринные и онкологические заболевания.

Ведущий 1. Что же делать? Отказаться от хлеба?

Ученик 1. Не стоит этого делать. Главное - научиться выбирать хлеб правильно. Хлеб с добавлением ржаной муки - серый хлеб, усваивается медленнее, и содержит больше полезных веществ, чем белый хлеб. Поэтому он и не оказывает такого вредного влияния на наше здоровье.

Ученик 2. А ещё выбирайте цельнозерновой хлеб, выпекаемый по традиционным технологиям или бездрожжевой хлеб, хлебцы и хлеб из проращенного зерна. Белый хлеб заменяйте хлебом из муки грубого помола, с добавлением различных зёрнышек и отрубей. Цельнозерновую муку можно покупать в магазинах "здорового питания" и выпекать не только хлеб, но и пироги.

Ученик 3. Самый полезный хлеб - это хлеб с отрубями. Отруби обладают свойством поглощать токсины и аллергены, способствуют укреплению иммунитета, снабжают наш организм клетчаткой, ценными белками и витаминами. Люди, предпочитающие хлеб с отрубями, гораздо реже страдают желудочно-кишечными заболеваниями, лишним весом и атеросклерозом, так как в этом хлебе содержится много никотиновой кислоты, необходимой организму для профилактики данных заболеваний.

Ученик 4. А вы знаете о том, что хлеб может заболеть? Из-за чего это происходит?

Ученик 5. Хлеб болеет - плесневеет чаще всего не из-за плохого хранения, а из-за использования зараженной муки. Пораженный плесенью хлеб употреблять не стоит, даже если вы срежете плесневелые участки, хлеб всё равно останется поражён плесенью. Такого рода микроорганизмы имеют структуру нитей и способны проникать глубоко в продукт.

Ученик 1. Картофельная болезнь хлеба - это когда внутри булки на второй день хранения образуется белая липкая масса с неприятным запахом. Хлеб в таком случае становится опасным для здоровья и совершенно непригодным для пищи. Заразиться, конечно, от такого хлеба практически невозможно: картофельная палочка не является патогенной для человека. Да и любой здравомыслящий человек такой хлеб есть не станет.

Ученик 2. Чтобы хлеб не испортился, его нужно правильно хранить. Не стоит хранить хлеб в полиэтиленовых пакетах (за счет испарения воды из хлеба, создаются условия повышенной влажности, что и является причиной появления плесени). Лучше всего храните буханки хлеба в чистой деревянной или эмалированной посуде, летом - в холодильнике.

Ведущий 2. А сейчас подошло время для самого интересного. Открывается наша «Классная кулинария». Для каждой группы, на которые поделён наш класс одно задание: приготовить бутерброды с хлебом. Всё, что вам для этого нужно есть на ваших столах.

Демонстрация приготовленных бутербродов. Исполняются «Весёлые частушки:»

  1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Хлебные частушки.

  1. Меня дома берегут,

Блины овсяные пекут,

Рыбу жарят - окуньки,

Чтоб любили пареньки.

  1. Мальчик знает хорошо,

Жить без хлеба нелегко.

На него он налегает,

И здоровье укрепляет.

  1. Наши руки крендельки,

Щёки - словно пряники,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

  1. Вы не пейте газировки,

Не балуйте с чипсами.

Соки, фрукты, каша, хлеб -

Вот хороший вам обед.

  1. Мимо нашего буфета

Я спокойно не хожу.

Как услышу запах хлеба,

Сразу руки мыть бегу.

  1. Хлеб я ем с утра до ночи

Булки с ночи до утра.

Очень весело проходят

С вкусным хлебом вечера.

  1. Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.

  1. Много раз уже звучала

Для ребят такая речь:

Хлеб у нас - всему начало,

Мы должны его беречь!

Все: Уважение по праву

Заслужил он на земле.

Наша гордость, наша слава -

Хлеб румяный на столе.

ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!

Ученики угощают друг друга и гостей хлебными изделиями, бутербродами и ватрушками.

© 2010-2022