Планирование кружка социального направления Мир, который построим Мы

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Myниципальное общеобразовательное учреждение -

сpедняя общеобразовательная школа с. Подлесное

Mapксовского района Саратовской области им. Ю. В. Фисенко

«Рассмотрено»

Руководитель МО



_____________ /О.С. Литвиненко /


Протокол № ____ от


«____» _______________ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ - СОШ с. Подлесное


___________ /Е.В. Ковалёва/




«____» _______________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ - СОШ с. Подлесное


___________ /Ю.П. Мельничёнок/


Приказ № ________________ от


«____» _______________ 2014 г.







Рабочая программа кружка

«Мир, который построим мы»

по внеурочной деятельности

(в рамках реализации программы ФГОС НОО)

Направление: социальное

Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 6 - 10 лет

Руководитель кружка

учитель начальных классов

Максимова Оксана Борисовна







2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В. Хухлаевой, Москва, 2011 и программы внеурочной деятельности социального направления «Мой мир» Хоровининой Н. И., Блудовой Л. И., Новокузнецк, 2010.

Данная программа отвечает социальным требованиям к школе, которые сформулированы в Концепции модернизации российского образования, а именно: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».

Настоящая программа является программой социального развития младших школьников. Она рассчитана на 4 года и предполагает участие детей с 1 по 4 класс общеобразовательной школы.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Основные задачи курса:

  • Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения. Под передачей опыта взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Это и экскурсии в музеи, на действующие предприятия;

  • Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;

  • Воспитание готовности к созидательной деятельности;

  • Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;

  • Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;

  • Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;

  • Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало, которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления личности. Задача учителя - не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и любовью;

  • Формирование интереса и любви к труду.

В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии;

  • Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.

Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;

  • Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об окружающих, о школе, о природе. Одной из наиболее важных характеристик общественно полезной деятельности является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности.

Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.

Правильно организованная общественно-полезная деятельность помогает:

  1. улучшить отношение в коллективе;

  2. разнообразить общение детей;

  3. скомпенсировать самооценку младших школьников;

  4. учит их лучше понимать друг друга и самих себя;

  5. удовольствие и радость от совместной работы положительно сказывается на развитии всех психических функций, что повышает учебный потенциал, способствует личностному росту каждого ребенка.

Программа включает 5 направлений:


  1. Тропинка к своему Я

  2. Человек и природа

  3. Человек и общество

  4. Человек и его здоровье

  5. Я учусь дружить и находить друзей.

Основные содержательные линии курса.

І. Тропинка к своему Я

В данном разделе представлены темы, которые помогают младшим школьникам познакомиться с ценностями «Я»( личности): собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Они предполагают осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте; предполагают овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими; обеспечивают появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении; побуждают к последующей самореализации.

ІІ. Человек и природа.

В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома - планета Земля.

ІІІ. Человек и общество.

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность - особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

ІV. Человек и его здоровье.

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности.

V. Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

  • Методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    1. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться контролировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

  • делать выводы в результате совместной работы в группе

  • учиться графически оформлять изучаемый материал

  • моделировать различные ситуации

  • усваивать разные способы запоминания информации

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться договариваться и приходить к общему решению

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.




Примерное поурочное тематическое планирование

кружка «Мир, который построим мы» (1-4 классы)

1 класс

№ урока

Тема урока

І. Тропинка к своему Я (7 ч.)

1

Кто Я? Какой Я?

2

Мой автопортрет

3

Моё настроение

4

Мой внутренний мир.

5

Мой любимый герой. Кто он?

6

Я учусь быть самостоятельным.

7

Подведение итогов «Что ты сделал хорошего…»

ІІ. Человек и природа (5 ч.)

1

Вводное занятие «Что и кто нас окружают»

Давайте познакомимся!

2

Дыхание осени (творческая мастерская)

3

Виртуальная экскурсия «Зимний лес полон чудес»

4

Выращивание витаминов на окне в классе

5

Практическая работа «Уборка мусора на школьной площадке»

ІІІ. Человек и общество (9 ч.)

1

«Зеленый огонек» Моя дорога в школу

2

Моя помощь родным и близким

3

Все работы хороши.

4

Отношение к старшим.

5

Я и мой класс. Творческая мастерская

6

Школа вежливых наук

7

Экскурсия в школьную библиотеку

8

Добро и зло в сказках

9

Творческая мастерская «Когда мама рядом»

ІV. Человек и его здоровье (6 ч.)

1

Что такое здоровье

2

Бухгалтерия моего времени

3

Экскурсия в медицинский кабинет

4

Веселые прыгалки

5

Привычки человека

6

«Здоровым будешь - все добудешь»

Я учусь дружить и находить друзей (6 ч.)

1

Учимся общаться

2

Я и мои друзья.

3

Отзывчивость и доброта.

4

Я познаю себя и других

5

Плохо одному.

6

Правда и ложь.

2 класс

№ урока

Тема урока

І. Тропинка к своему Я (6 ч.)

1

Расскажу о себе

2

Что я умею и чем горжусь?

3

Как справиться со страхом.

4

Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии.

5

Моё поведение

6

Каким я буду, когда вырасту?

ІІ. Человек и природа (6 ч.)

1

На балу у красавицы Флоры.

2

В гостях у госпожи Фауны.

3

Воздух и Вода

4

Проект «Покормите птиц зимой»

5

Уход за домашними животным

6

Бездомные животные

ІІІ. Человек и общество (8 ч.)

1

Твои поступки и твои родители

2

Почему родители наказывают детей?

3

К миру с добром - мир добрее станет.

4

Отношение к учителю.

5

Операция «Сувенир» к Дню учителя.

6

Культура поведения и такт. Азбука этики.

7

Наши руки не знают скуки. Изготовление ёлочных украшений.

8

Обязанности ученика в школе и дома


ІV. Человек и его здоровье (6 ч.)

1

Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?

2

Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр

3

В гостях у Гигиены

4

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки

5

Овощи, ягоды и фрукты - самые полезные продукты.

6

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Я учусь дружить и находить друзей (8 ч.)

1

Я среди людей.

2

Другой человек.

3

Настроение другого человека

4

Что значит понимать другого и как можно этому научиться?

5

Конфликт. Как он возникает?

6

Я умею просить прощения

7

Каким должен быть настоящий друг.

8

Мы договариваемся.

3 класс

№ урока

Тема урока

І. Тропинка к своему Я (7 ч.)

1

Мои способности.

2

Я расту, я изменяюсь

3

Мой внутренний мир.

4

Как можно выразить свои чувства?

5

Мои силы, мои возможности

6

Верность слову.

7

Что такое хорошо и что такое плохо?


ІІ. Человек и природа (6 ч.)

1

Правила поведения в природе.

2

Откуда пришли комнатные растения. Уход за комнатными растениями в классе

3

Существуют ли вредные организмы?

4

Опасные животные нашей местности

5

Опасные растения нашей местности

6

Люди и паразиты

ІІІ. Человек и общество (7 ч.)

1

Нравственные отношения в коллективе.

2

Зачем быть вежливым

3

Речевой этикет

4

Этикет в общественных местах.

5

Права и обязанности школьника.

6

Мой класс самый чистый .

Генеральная уборка в классе.

7

Я отвечаю за свои поступки.

ІV. Человек и его здоровье (7 ч.)

1

Человек в природе и его здоровье.

2

Организм человека. Органы и системы

3

Правда о табаке.

4

Правда об алкоголе.

5

Нужные и ненужные лекарства.

6

Первая помощь при отравлении

7

Сон и его значение для здоровья человека

V. Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.)

1

Настоящий друг

2

Трудности в отношениях с друзьями

3

Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?

4

Мои друзья в классе.

5

Радость. Как её доставить другому человеку.

6

Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?

7

Можно ли поступать всегда так, как хочется?

4 класс

№ урока

Тема урока

І. Тропинка к своему Я (7 ч.)

1

Как правильно оценить себя?

2

Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?

3

Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании моего «Я»?

4

В каждом человеке есть «светлые» и «тёмные» качества

5

Принимать решение нелегко.

6

Учимся принимать самостоятельное решение.

7

Ограничения и самоограничение.

ІІ. Человек и природа (6 ч.)

1

Земля - наш общий дом

2

Природа. Значение природы для людей

3

Десять заповедей друзей леса

4

Приглядись и удивись. Язык животных

5

Удивительное рядом

6

Добрые мысли о спасении Земли

ІІІ. Человек и общество (7 ч.)

1

Профессии людей в моем селе.

2

Устав - основной закон школы.

3

Мода и школьная одежда.

4

Поведение в общественных местах.

5

Библиотека - хранительница знаний.

6

Праздники в жизни человека.

7

Нравственное отношение в семье.

ІV. Человек и его здоровье (7 ч.)

1

Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно

2

Почему мы болеем

3

Прививки от болезней

4

Забота об органах чувств

5

Я выбираю движение

6

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

7

Закаливание в домашних условиях

Я учусь дружить и находить друзей (7 ч.)

1

Умение общаться.

2

Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

3

Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

4

Чем люди отличаются друг от друга.

5

Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?

6

Как влиять на поведение другого человека.

7

Хороший ли я друг? Что я готов изменить в себе ради дружбы? Формы моральной оценки и самооценки.

В процессе реализации программы учащиеся научатся:

• Осознавать и ценить роль и значение семьи в их жизни;

• Осознавать и ценить роль школы в их жизни;

• Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителями, дорожить ими;

• Ориентироваться в наиболее распространенных сферах труда в современном обществе;

• Овладеют универсальными учебными действиями: поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей;

• Самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные отношения в группе, выполнять разные социальные роли;

• Уважать труд других людей, внимательно относиться к старшим, младшим и одноклассникам, появится стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал

  1. Барто, А. Л. Медвежонок-невежа / А. Барто. - Ленинград: Детская литература 1984 . - 5 с.

  2. Пушкин, А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин - Москва: Детская литература 1998 г. - 23 с.

  3. Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.

  4. Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/Сост.Э.И. Иванова. - М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.

  5. Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов - М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.

  6. Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева - М.: Детская литература, 1988. - 70 с.

  7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. -296 с.

  8. Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. - М.: Худож. лит, 2000.

  9. Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. - 431 с

  10. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. - 224 с.

  11. Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой - М.: Детская литература. 1988. - 143 с

Учебно-методическая литература для учителя.

  1. Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. - 192 с.

  2. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья./ В.В. Ветрова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.

  3. Звездина, Г.П.Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г.П. Звездина, Т.П. Щербакова. - М: ТЦ Сфера, 2004.

  4. Игры: обучение. Тренинг, досуг / под. ред. Петрусинского В.В. - М. : Новая школа, 1994.

  5. Кащенко, В.В. Педагогическая коррекция / В.В. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994.

  6. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. -Волгоград : Учитель, 2007. - 204 с.

  7. Кащенко, В.В. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с.

  8. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.

  9. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития,1997. - 240 с.

  10. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М.А.- М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.

  11. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 80 с.

  12. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2010. - 80 с.

  13. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь,2007. - 296с.

  14. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб.: 2007. - 224 с.

  15. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности. - М.:1994. 107 с.

  16. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 1998. - 130 с.

  17. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

  18. Р.В. Овчарова. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001

  19. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.

  20. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.

  21. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.

  22. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.

  23. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997 г

  24. Коломинский, Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение»,1986 г.

  25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. -М.: Просвещение, 2010


© 2010-2022