- Преподавателю
- Классному руководителю
- Азбука нравственности. Классный час по теме Что такое справедливость?
Азбука нравственности. Классный час по теме Что такое справедливость?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прокопенко Т.А. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель начальных классов МБОУ Тюменцевской СОШ
Прокопенко Татьяна Анатольевна
Тема разговора: Азбука нравственности
Что такое справедливость?
Цель:
1. Дать представление о содержании поступков детей, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми.
Ход беседы
-
Чтение рассказа В. Осеевой «Перышко»
У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:
- Зачем ты взял мое перышко?
- Подумаешь, невидаль - перышко! - закричал Федя. - Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!
- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.
Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
- Жалко перышка! Для своего же товарища! - кричал Федя. - Эх, ты!
Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:
- Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…
Но Федя не давал ему говорить. Он кричал на весь класс:
- Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
- Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.
- Конечно, отдай, раз он такой… - поддержали другие.
- Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного перышка!
Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.
Учитель: Почему плакал Миша? (От обиды и несправедливости)
Учитель: Оцените поступок Феди. (Он поступил нечестно и несправедливо - без разрешения взял чужую вещь и оговорил товарища, обвинил невиновного)
Учитель: А справедливы ли другие одноклассники по отношению к Мише? (Нет, они поверили неправде)
Учитель: Как вы думаете, какого человека называют справедливым? Положительное или отрицательное это качество человека? (Того, который поступает честно, по совести, по закону. Это положительное качество)
Учитель: В чем проявляется справедливость? (В поступках)
Учитель: Ознакомьтесь с определением понятия справедливый.
Толковый словарь
Справедливый:
-
Действующий беспристрастно, соответствующий истине.
-
Истинный, правильный.
-
Осуществляемый на законных и честных основаниях.
С.И. Ожегов
Работа в парах.
Задание: обсудите, справедливо или несправедливо совершать такие поступки, выскажите свое мнение.
-
Делить все поровну.
-
Захватывать себе все лучшее.
-
Требовать к себе особого внимания.
-
Объективно оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
-
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
-
Оговаривать товарищей.
-
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
-
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний, обязанностей.
-
Не соблюдать очередь.
-
Защищать товарища, если он прав.
Учитель: Вы учились оценивать поступки. Приведите примеры несправедливых поступков.
(Несправедлив тот, кто поступил плохо, но молчит, не признается в своей вине или обвиняет вместе со всеми невиновного)
Учитель: Что вызывает несправедливость?
(Обиду, протест)
Учитель: А что делать, если несправедливость все-таки допущена?
(Восстановить справедливость, исправить ошибку)
Учитель: Познакомьтесь с народной мудростью - русскими пословицами.
-
Доброе дело - правду говорить смело.
-
Деньги смогут много, а правда всё.
-
Сперва рассуди, а там осуди.
Учитель: Как учат поступать пословицы?
Учитель: Все любят сказки. А какие сказки вы знаете, в которых обсуждаются поступки героев с точки зрения справедливо или несправедливо? ( Индийская сказка «Хитрый шакал», кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха», русская народная сказка «Заюшкина избушка»).
Разыгрывание сценок.
Сценка 1 «Игра»
Дети играют за столом. Сестра забрала все игрушки, а брату оставила совсем мало. Они стали спорить. Сестра говорит:
- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает:
- А я тоже хочу играть. Поделись со мной.
Учитель: Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
(Несправедливо поступила сестра - она забрала больше игрушек. Надо игрушки поделить поровну)
Сценка 2 «Дружок»
Мама пришла с работы и спросила у сына:
- Сынок, ты погулял с Дружком?
Сын ей отвечает:
- Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.
- Но ведь мы же договорились, что днем будешь с собакой гулять ты, а я - вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.
Мальчик обиделся и сказал маме:
- Просто ты меня не любишь, поэтому и даешь мне поручения!
Учитель: оцените поступок мальчика.
(Мальчик поступил несправедливо, потому что он не выполнил свое обещание)
Обобщение. С каким понятием вы познакомились? (Справедливый, справедливость).
Какого человека считают справедливым? Как бы вам хотелось, чтобы окружающие относились к вам: Справедливо или несправедливо? А что для этого надо делать?
-
Делить все поровну.
-
Захватывать себе все лучшее.
-
Требовать к себе особого внимания.
-
Объективно оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
-
Уважать чужие мнения и чужие привычки.
-
Оговаривать товарищей.
-
Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.
-
Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний, обязанностей.
-
Не соблюдать очередь.
-
Защищать товарища, если он прав.