Азбука нравственности. Классный час по теме Что такое справедливость?

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов МБОУ Тюменцевской СОШ

Прокопенко Татьяна Анатольевна

Тема разговора: Азбука нравственности

Что такое справедливость?

Цель:

1. Дать представление о содержании поступков детей, которые могут быть названы справедливыми или несправедливыми.

Ход беседы


  1. Чтение рассказа В. Осеевой «Перышко»

У Миши было новое перо, а у Феди старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:

- Зачем ты взял мое перышко?

- Подумаешь, невидаль - перышко! - закричал Федя. - Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

- Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! - рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

- Жалко перышка! Для своего же товарища! - кричал Федя. - Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

- Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…

Но Федя не давал ему говорить. Он кричал на весь класс:

- Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

- Да отдай ты ему это перышко, и дело с концом! - сказал кто-то из мальчиков.

- Конечно, отдай, раз он такой… - поддержали другие.

- Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного перышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.

Учитель: Почему плакал Миша? (От обиды и несправедливости)

Учитель: Оцените поступок Феди. (Он поступил нечестно и несправедливо - без разрешения взял чужую вещь и оговорил товарища, обвинил невиновного)

Учитель: А справедливы ли другие одноклассники по отношению к Мише? (Нет, они поверили неправде)

Учитель: Как вы думаете, какого человека называют справедливым? Положительное или отрицательное это качество человека? (Того, который поступает честно, по совести, по закону. Это положительное качество)

Учитель: В чем проявляется справедливость? (В поступках)

Учитель: Ознакомьтесь с определением понятия справедливый.


Толковый словарь

Справедливый:

  1. Действующий беспристрастно, соответствующий истине.

  2. Истинный, правильный.

  3. Осуществляемый на законных и честных основаниях.

С.И. Ожегов

Работа в парах.

Задание: обсудите, справедливо или несправедливо совершать такие поступки, выскажите свое мнение.


  • Делить все поровну.

  • Захватывать себе все лучшее.

  • Требовать к себе особого внимания.

  • Объективно оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.

  • Уважать чужие мнения и чужие привычки.

  • Оговаривать товарищей.

  • Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.

  • Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний, обязанностей.

  • Не соблюдать очередь.

  • Защищать товарища, если он прав.

Учитель: Вы учились оценивать поступки. Приведите примеры несправедливых поступков.

(Несправедлив тот, кто поступил плохо, но молчит, не признается в своей вине или обвиняет вместе со всеми невиновного)

Учитель: Что вызывает несправедливость?

(Обиду, протест)

Учитель: А что делать, если несправедливость все-таки допущена?

(Восстановить справедливость, исправить ошибку)

Учитель: Познакомьтесь с народной мудростью - русскими пословицами.


  • Доброе дело - правду говорить смело.

  • Деньги смогут много, а правда всё.

  • Сперва рассуди, а там осуди.

Учитель: Как учат поступать пословицы?

Учитель: Все любят сказки. А какие сказки вы знаете, в которых обсуждаются поступки героев с точки зрения справедливо или несправедливо? ( Индийская сказка «Хитрый шакал», кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха», русская народная сказка «Заюшкина избушка»).

Разыгрывание сценок.

Сценка 1 «Игра»

Дети играют за столом. Сестра забрала все игрушки, а брату оставила совсем мало. Они стали спорить. Сестра говорит:

- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.

Брат ей отвечает:

- А я тоже хочу играть. Поделись со мной.

Учитель: Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?

(Несправедливо поступила сестра - она забрала больше игрушек. Надо игрушки поделить поровну)

Сценка 2 «Дружок»

Мама пришла с работы и спросила у сына:

- Сынок, ты погулял с Дружком?

Сын ей отвечает:

- Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.

- Но ведь мы же договорились, что днем будешь с собакой гулять ты, а я - вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама.

Мальчик обиделся и сказал маме:

- Просто ты меня не любишь, поэтому и даешь мне поручения!

Учитель: оцените поступок мальчика.

(Мальчик поступил несправедливо, потому что он не выполнил свое обещание)

Обобщение. С каким понятием вы познакомились? (Справедливый, справедливость).

Какого человека считают справедливым? Как бы вам хотелось, чтобы окружающие относились к вам: Справедливо или несправедливо? А что для этого надо делать?



  • Делить все поровну.


  • Захватывать себе все лучшее.


  • Требовать к себе особого внимания.


  • Объективно оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.


  • Уважать чужие мнения и чужие привычки.


  • Оговаривать товарищей.


  • Бороться с недостатками, неправильным мнением или поведением.


  • Обижаться, когда от тебя требуют выполнения твоих обещаний, обязанностей.


  • Не соблюдать очередь.


  • Защищать товарища, если он прав.

© 2010-2022