- Преподавателю
- Классному руководителю
- Открытый классный час по теме «Виртуальная реальность-польза или вред?»
Открытый классный час по теме «Виртуальная реальность-польза или вред?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шердакова В.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый классный час по теме « Виртуальная реальность-польза или вред?»
Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет- зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Форма проведения: дискуссия
Оформление: на доске тема, эпиграф, презентация.
План классного часа:
-
Мотивационная беседа. Анкетирование.
-
Круглый стол «Страдания от кибермании».
-
Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».
-
Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
-
Третий блок дискуссии. «Что делать?»
-
Заключительное слово.
-
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Мотивационная беседа.
Классный руководитель. - Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. СЛАЙД 1
-
Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?
-
Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?
-
Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?
-
Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?
-
Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?
-
Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подавленности?
-
Ругают ли вас родители за то, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет? ( поднимают руки если ответ ДА!)
- Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критически оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.
Перед тем, как начать наше обсуждение, немного фактов из истории возникновения Интернета. СЛАЙД 2 . 3 .4.5
1. Рассказ об истории Интернета Общие сведения: Интернет - это глобальная вычислительная сеть, объединяющая множество региональных, ведомственных, частных и других сетей каналами связи и едиными для всех ее участников правилами пользования. По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы заказать по Интернету любой товар с доставкой на дом, узнать погоду, познакомиться, пообщаться.
В 1957 году, после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, Министерство обороны США посчитало что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США предложило разработать для этого компьютерную сеть. Разработка такой сети была поручена Калифорнийскому университету вЛос-Анджелесе, Стэнфордскому исследовательскому центру, Университету Юты и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре. Компьютерная сеть была названа ARPANET , и в 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения. Все работы финансировались Министерством обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки.
Первый сервер ARPANET был установлен 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Компьютер имел 24 Кб оперативной памяти
29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи.
В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета.
Как мы узнали, изначально Интернет задумывался как система передачи информации, но за каких-то 45 лет он превратился в глобальную сеть, которая охватила весь мир, но не только охватила, но и захватила наши мысли, чувства и свободное время многих людей.
II. Круглый стол «Страдания от кибермании» СЛАЙД 6
Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром».
Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы» СЛАЙД 7 -12
- Представляю наших гостей. Точку зрения родителей озвучат (имена, фамилии).
Точку зрения врачей изложат (имена, фамилии).
Мнение компьютерных специалистов выскажут [имена, фамилии). Начинаем обсуждение. Первое слово - родителям.
Мама 1. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.
Мама 2. Еще один страшный факт: 12-летний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, по павшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах.
Мама 1. А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет- кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил соседских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями.
Мама 2. От компьютеров страдают не только дети, но и взрослые! В последнее время в мире появились компьютерные вдовы. Это женщины, чьи мужья кибералкоголики. Так называют людей, одержимых компьютероманией. Они до 18 часов в день проводят за компьютером, перестают следить за своей внешностью, неделями не бреются и не моются, ходят по дому в грязной одежде, а вылазки на улицу и вообще сводят к минимуму.
Классный руководитель. - Что вы можете сказать своим мамам в защиту компьютерных игр и соцсетей?
Итак, люди бьют тревогу, видя, как их близкие уходят в виртуальный мир. Что скажут врачи? СДАЙД 13
Врач 1. Западные медики однозначно утверждают, что компьютерная и Интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз: «кибермания» или «патологическое использование компьютера». Пока, правда, компьютеромания не является официальным диагнозом, но некоторые ученые предполагают, что со временем кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращается за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками.
Врач 2. В чем проявляется кибермания? Прежде всего, в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день! Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быстро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе вир туальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».
Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство,
причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.
Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.
Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.
Врач 2. Но самая страшная опасность в том, что компьютеромания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, нар котиков.
Классный руководитель.
-
Даю слово нашим участникам.
-
Согласны ли они с выводами врачей?
-
Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность?
-
Уменьшилось ли количество ваших друзей оттого, что вы увлеклись компьютерными играми?
-
Предпочитаете ли вы есть за компьютером?
-
Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год?
-
Приходилось ли вам общаться в чатах? Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным?
-
Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными?
-
Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости? (Дети высказываются.)
- Пришло время высказаться компьютерным специалистам. Действительно ли так опасен компьютер? Может ли быть общение в чатах анонимным? Все ли игры построены на насилии? Даю слово программистам. СЛАЙД 14
Программист 1. Компьютер может быть опасен. Ведь это источник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. А это негативно воздействует на человека. Но если соблюдать санитарные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях правила работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, эти правила мало кто знает и выполняет. Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более10-20 минут, в зависимости от возраста. Компьютер обязательно нужно «заземлить», нельзя работать за компьютером беременным и кормящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго соблюдаются. А у нас предпочитают расплачиваться своим здоровьем.
Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Интернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.
Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не пришлось отвечать.
Программист 2. Например, в 2006 г. за антирусские высказывания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей. На суде он пытался уйти от ответственности, но провайдеры доказали, что существующие технические средства позволяют со стопроцентной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в Интернет и был на этом конкретном сайте. Кстати, эти же технические средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера.
Классный руководитель. Как видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость. Что могут добавить к этому наши участники?
-
Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютерных игр?
-
У кого есть свой сайт? На каких форумах и чатах вы бываете? Какую информацию ищете в сети?
-
Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером?
-
Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете?
-
Что интересного для себя вы открыли в Интернете?
К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей? [Да, есть.)
Второй блок дискуссии. «Кто виноват?» СЛАЙД 15 16
Классный руководитель. Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и по лучают диагноз «кибермания»? - - Сначала слушаем мнения гостей и специалистов.
Варианты мнений:
Мамы:- Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые наживаются на здоровье наших детей.
Врачи:
- Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят.
- Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развлечений, не желая трудиться.
Программисты:
- Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены постоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость.
- Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.
Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависимость?
Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависимость?
Примерные ответы:
- Виноваты сами дети.
- Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ругают, поучают. Вот дети и убегают в виртуальную реальность.
- Виновата школа. В ней такая серость и скука, а в виртуальной реальности ты герой, победитель, от тебя зависят судьбы ми ров и цивилизаций.
Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)
Третий блок дискуссии. «Что делать?» СЛАЙД 17
Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям
Примерные варианты мнений:
Мамы:
- Закрыть все игровые клубы.
- Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых.
- Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п.
- Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета.
- Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.
Врачи:
- Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр.
- Ввести наказание для родителей, чьи дети стали Интернет - зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день.
- Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.
- Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду насилия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.
Программисты:
- Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чайником.
- Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр.
Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромиссный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? {Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.)
И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные про граммы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)
Примерный результат дискуссии:
- Компьютерная зависимость существует.
- Это результат распущенности детей, безответственности родителей, беспечности властей, жадности представителей игорного бизнеса.
- Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответственность родителей и представителей бизнеса.
Заключительное слово. Рекомендации ученикам СЛАЙД 18
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов.
2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется.
3. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
4. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
5. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
6. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
7. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
8. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
А теперь попробуем сделать небольшой тест- Насколько вы виртуально зависимы? СЛАЙД 19
1.Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?
2.Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3.Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
4.Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?
5.Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе , так как Вы слишком много времени проводите в сети?
6.Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
7.Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
8.Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
9.Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
10.Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
11.Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, если не имеете возможности выйти в сеть?
12. У Вас больше виртуальных друзей, чем реальных?
На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет», за каждый ответ «да» ставится один балл, за ответ «нет» - ноль баллов. Подсчитайте баллы и напишите крупно на своем листе их количество.
Посмотрите на полученный результат. Если вы набрали от 0 до 4 баллов, вам пока ничего не угрожает, сеть один из способов времяпровождения. От 5 - до 8 баллов - у вас практически сформировалась зависимость от виртуального общения, но еще не поздно остановиться. Более 8 баллов - Виртуальное общение полностью заменило вам реальность . Я думаю, что у каждого из вас сегодня появился повод для размышления, тем не менее, выбор за вами.
СЛАЙД 20
Классный руководитель. - Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он обсуждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заключение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее, во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах.