- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа дополнительного образования кружок бизнеса
Программа дополнительного образования кружок бизнеса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сосновских И.Г. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательная программа дополнительного образования детей
С экономикой - на «ты»!
программа кружка по экономике и бизнесу
для младших школьников
Пояснительная записка
В связи с возникновением в нашей стране особой социально - экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание младших школьников - это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Создание программы «С экономикой на «ты»! (начальный курс обучения) является конструктивным вариантом программы по социально-экономическому образованию учащихся.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в начальной школе видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики на первых ступенях образовательной системы. Изучение данного курса актуально еще и тем, что знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. Чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее. Изучение экономики в школьном возрасте помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.
Данная программа является модифицированной, составленной по методическим пособиям и рабочим тетрадям «Начала экономики» авт. И.Ермакова и Т.Протасевич, из-ва «ВИТА пресс» с грифом Минобразования РФ.
Главная цель программы - формирование образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества.
Исходя из этого, программой предусмотрено постепенное решение задач:
-
выявление возможностей, желаний детей, что они хотят знать, уметь, иметь, что для этого нужно сделать;
-
расширение знаний ребенка о Российской Федерации, об отраслях народного хозяйства;
-
усвоение начальных экономических понятий через игру, занимательные задачи, кроссворды;
-
знакомство с историей экономических учений;
-
формирование определенных установок грамотного поведения учащихся в различных рыночных ситуациях;
-
подготовить учеников к возможности осуществления простейшей предпринимательской деятельности.
Основу программы составляет непрерывность постоянного движения от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаний других наук, культурой делового общения и поведения. Программа в значительной степени является интегративной с историей, географией, обществознанием, экологией и другими предметами, охватывая только их экономическую составляющую. Программой предусмотрено разъяснение значений основных экономических понятий и терминов, а также ознакомление с различными экономическими системами и теориями, также особое внимание уделяется часам, посвященным деловой этике, культуре экономического общения. Вместе с тем содержание программы предусматривает создание целостной системы представлений о личной, семейной, государственной экономике, многообразии форм организации труда, ознакомлении основ социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: лекция-беседа, сюжетно-ролевая игра, решение задач, кроссвордов, работа с дидактическим материалом, использование наглядных пособий, игра в настольные экономические игры, выполнение творческих заданий, составление собственных задач, чтение художественной литературы с экономическим содержанием, инсценировка сказок с экономическим содержанием, экскурсии, игры «Поле чудес», «Как стать миллионером», «О, счастливчик!», различные КВН и экономбои.
Учебный процесс рассчитан на 2 года обучения. Начальный, общеразвивающий - 1 год обучения и основной. Курс способствует развитию стойких интересов к участию ребенка в экономике семьи, потребительским знаниям, возможности их применения и расширению знаний о предмете экономика.
Занятия как и первого, так и второго образовательного уровня проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 15 минут.
Содержание начального обучения основам экономики в 2-3 классе предусматривает:
-
ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;
-
формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;
-
развитие позитивного отношения к образованию;
-
понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;
-
ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
(первый год обучения)
№
ТЕМА ЗАНЯТИЙ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
теория
практика
всего
Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп.
2
4
6
1.
Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье.
4
4
8
2.
Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности.
6
6
12
3.
Источники удовлетворения потребностей.
6
6
12
4.
История развития торговли. Что такое товар. Услуги.
6
6
12
5.
Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта.
6
4
10
6.
Наши доходы и расходы.
2
4
6
7.
Что такое банк.
2
2
4
8.
Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики.
4
4
8
9.
Чтение и инсценировка сказок, связанных с экономикой.
6
10
16
10.
Реклама.
4
8
12
11.
Как можно торговать.
2
8
10
12.
Что такое собственность. Виды собственности.
4
4
8
13.
Налоги. Зачем они нам нужны.
4
2
6
14.
Экология. Знакомство с феей Экологией.
4
2
6
15.
Знакомство с отраслями народного хозяйства Украины.
6
2
8
Подведение итогов года.
4
4
Всего часов
68
80
148
Содержание программы первого года обучения:
Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп. Анкетирование родителей с целью выявления сознательного отношения к проблеме социально-экономического образования младших школьников.
-
Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье. Экономика - хозяйство. Знакомство с Аристотелем. Экономика бывает личная, семейная, и т.д. … мировая. Главные вопросы экономики. Понятия и категории: экономика, экономия, бережливость, наука, хозяйство. Сюжетно-ролевая игра «Я - глава семьи». Изготовление аппликации «Моя семья».
-
Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности. Чтение сказок (на выбор): «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Катаев «Цветик-семицветик», «Три поросенка». Понятия и категории: потребность, нужда, выбор, физиологические потребности, безопасность, здоровье, образование, знания, общение, уважение, интерес, самовыражение, хобби. Дидактическое задание «ХОЧУ» и «НАДО». Загадки про потребности. Игра-аппликация «Варю борщ». Беседа о стихийных бедствиях и службе спасения. Рассказ о системе образования в России. Стихотворение С.Маршака «Мастер-ломастер». Обыгрывание ситуаций по общению и культуре поведения ребенка. Использование пословиц и поговорок об уважении, дружбе. Зачетная работа по картинкам на тему «Потребности».
-
Источники удовлетворения потребностей. Понятия и категории: ресурсы, природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, профессии. Предложить родителям побеседовать с детьми о рациональном использовании ресурсов. Изготовление поделок из природного материала (природные ресурсы) из бумаги и картона (экономические ресурсы). Решение задач с экономическим содержанием. Сказка «Каша из топора». Игра «Сигнальщики». Сценки - изображение людей различных профессий. Дидактическая игра «Город мастеров».
-
История развития торговли. Что такое товар. Услуги. Понятия и категории: товар, производство, торговля, бартер, производитель, потребитель, услуги коммунальные, бытовые, транспортные, образовательные, медицинские, связи и т.д.. Рассказ о Кристофоре Колумбе и Афанасии Никитине. Использование глобуса. Игра-лото «Производство и производители». Профессии людей, оказывающие услуги. Экскурсия в Дом Быта. Работа с дидактическим материалом. Игра «Что из чего получают». Игра на внимание «Товар - услуга». Сюжетно-ролевая игра «Круиз».
-
Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта. Понятия и категории: деньги, цена, средство обмена, средство накопления, валюта. Рассказ с показом наглядных пособий о происхождении денег. Творческое задание «Закончи рисунок» (о древних деньгах). Беседа о необычных видах денег у разных народов. Решение задач, кроссвордов. Рассказать о функциях денег. Практическая работа - исследование купюр. Иностранные деньги. Экоигра «Покупки гнома Эконома».
-
Наши доходы и расходы. Понятия и категории: зарплата, пенсия, пособие, доходы от подсобного хозяйства, потребительские расходы. Предложить родителям побеседовать с детьми о доходах и расходах в их семье. Решение задач. Рассказ-сочинение «Если бы я был миллионером».
-
Что такое банк. Понятия и категории: банк, вкладчик, заем, сейф, банкир. Рассказ о работе банка по книге А.Максимова Л.Усова «Чудеса в кошельке». Беседа об истории появления банков. Сюжетно-ролевая игра «Банк». Экскурсия в банк (отдел, где принимают и выдают деньги).
-
Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики. Понятия и категории: бизнес, экономист, менеджер, банкир, бухгалтер. Короткий рассказ о каждой из перечисленных профессий. Работа с обучающими карточками для детей «Город мастеров». Игра «Угадай профессию». Работа с дидактическим материалом «У кого какие потребности». Экоигра «Менеджер»
-
Чтение и инсценировка сказок, связанных с экономикой. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т.Попова и И.Меньшикова, «Миша - бизнесмен» О.Меньшикова. Рисование царицы Экономики, злодейки Инфляции, бизнесмена Миши. Инсценировка (по желанию).
-
Реклама. Понятия и категории: что рекламируют, кому адресуется реклама, с какой целью производится, где должна размещаться. Создание реклам на отдельные виды товаров в стихах. Конкурс на лучшее рекламное агентство. Рисование рекламных плакатов с использованием заготовок. Веселая звуковая реклама (переделывание известных песен). Игра-задание «Придумай, что может рекламировать этот сказочный герой»
-
Как можно торговать. Понятия и категории: ярмарка, аукцион, распродажа, супермаркет. Экскурсия в супермаркет. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». Работа с обучающими карточками для детей «Сделай покупку». Творческое задание «Магазин».
-
Что такое собственность. Виды собственности. Понятия и категории: собственность, личная собственность, семейная собственность, собственность трудового коллектива, государственная собственность. Дидактическая игра с мячом «Назови правильно» (на закрепление понятий).
-
Налоги. Зачем они нам нужны. Понятия и категории: налог, подоходный налог, акциз. Рассказ о налогах по книге А.Максимова и Л.Усова «Чудеса в кошельке». Для чего нужны налоги. Решение кроссвордов. Беседа о курьезных случаях налогах в разных странах. Работа с дидактическим материалам по налогам. Экскурсия в налоговую инспекцию.
-
Экология. Знакомство с феей Экологией. Понятия и категории: экология, безотходное производство. Игровой момент: к детям приходит фея Экология и рассказывает о себе. Беседа о влиянии загрязнения окружающей среды на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы».
-
Знакомство с отраслями народного хозяйства Украины. Понятия и категории: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, связь, строительство, культура. Изготовление плаката-дерева с веточками - отраслями. Использование на занятии карты Украины. Игра «Какая это отрасль». Решение кроссвордов по теме. Творческое задание - загрузка вагонов товарами разных отраслей народного хозяйства (вагоны уже нарисованы).
Подведение итогов года. Игры по экономике «Поле чудес», «Зигзаг удачи».
По окончанию 1-го года обучения учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
-
решать простейшие экономические задачи;
-
делиться своими идеями и мнениями;
-
задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы;
-
контролировать выполнение коллективного задания и направлять работу в нужное русло;
-
подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;
-
обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;
-
выражать свое мнение о ходе совместной работы;
-
экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
По окончании первого года обучения ребенок (это уже 3-4 класс начальной школы) продолжает занятия в кружке второго образовательного уровня. Знания, полученные им в школе, позволяют в большем объеме читать, ознакамливаться с научно-популярной, справочной литературой, считать, используя таблицу умножения, выполнять упражнения на зависимость между такими экономическими величинами, как цена, количество, стоимость, что обеспечивает преемственную связь с курсом математики в 5-м классе. Исходя из учебного материала по окружающему миру кружковцы усваивают важнейшие задачи рыночной экономики: охрана природы, разумное её использование во благо человека, взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью людей.
№
Тема занятий
Количество часов
теория
практика
всего
Формирование групп. Вводное занятие.
6
6
1.
Что такое экономика. Ограниченность и экономические интересы.
4
2
6
2.
Натуральное и товарное хозяйство. Различные экономические системы. Свободный рынок.
4
2
6
3.
Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция.
4
2
6
4.
Реклама.
4
4
8
5.
Маркетинг.
2
2
4
6.
Теневая экономика. Налоги.
4
2
6
7.
Торговля. Розничная и оптовая торговля.
4
4
4
8.
Современные методы вычислений.
2
2
9.
Деньги. Инфляция. Эмиссия денег.
6
4
10
10.
Товарооборот. Товарные скидки.
2
2
11.
Собственность. Капитал. Кругооборот капитала.
4
2
6
12.
Себестоимость. Прибыль.
4
4
8
13.
Безработица. Фонды общественного потребления.
3
1
4
14.
Банки и кредиты. Экскурсия в банк.
4
2
6
15.
Мелкие собственники. Коммерческая тайна. Риск.
2
2
4
16.
Акция. Акционер. Акционерная компания.
2
2
4
17.
Экономические концепции утопического социализма. НЭП. Экономические учения.
8
8
18.
Труд. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум.
2
4
6
19.
Профсоюзы. Благотворительные общества.
2
2
4
20.
Национальное богатство.
2
2
21.
Страхование. Экскурсия в страховую компанию.
2
2
4
22.
Военно-промышленный комплекс. Конверсия.
2
2
23.
Экология. Безотходные технологии.
2
2
4
24.
Бюджет. Государственный бюджет.
2
2
4
25.
Международная торговля. Лицензии. Пошлина.
3
1
4
26.
Игровые занятия по экономике.
8
8
Итоговое занятие.
2
2
ВСЕГО ЧАСОВ
78
68
146УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
(второй год обучения)
Содержание программы второго года обучения
Формирование групп. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения на кружке. Тесты «Коммуникабелен ли ты?», «Что ты знаешь об экономике», «Хороший ли ты друг».
-
Что такое экономика. Ограниченность и экономические интересы. Экономика - все, что нас окружает. Основные потребности человека. Безграничность потребностей. Почему нельзя удовлетворить все свои потребности? Ограниченность экономических ресурсов. Неизбежность выбора. Как рационально использовать экономические ресурсы. Тесты на определение потребностей. Игра-аукцион «Кто больше знает природных ресурсов?»
-
Натуральное и товарное хозяйство. Различные экономические системы. Свободный рынок. Деловая игра «На необитаемом острове». Что такое натуральное хозяйство. Что такое товар. Экономическая система с государственным регулированием экономики. Единый план. Рассказ о пятилетках. Хорошо это или плохо? Перепроизводство. Когда появился рынок. А.Смит - «отец» рыночной экономики.
-
Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция. Какие механизмы управляют рынком? Какие функции выполняет рынок. Спрос и предложение. Может ли цена товара расти бесконечно? Деловая игра «Рынок». Что такое дефицит. Искусственный дефицит. Как бороться с дефицитом? Полезна ли конкуренция для общества. Конкуренция между частными производителями и большими фирмами. Монополия. Деловая игра «Мясорубки и кухонные комбайны» (по Ричарду Хьюзу). «Плюсы» и «минусы» рыночной экономики. Основные вопросы экономики.
-
Реклама. Формы и виды рекламы. Различные стратегии рекламной политики (эффект стадности, лозунги, слоганы, призывы к благоразумию и другие). Конкурс рекламодателей. Конкурс рекламодателей. Конкурс пародий на телевизионные рекламы.
-
Маркетинг. Маркетинг - деятельность, помогающая встретится покупателям и продавцам. Исследование рыночных возможностей. Деловая игра «Я решил открыть …»
-
Теневая экономика. Налоги. Нарушение закона при организации деятельности. Уклонение от уплаты налогов государству. Спекуляция и коммерция. Товары фальсификаторы. Зачем государство собирает налоги? Налоги, которые платит твоя семья. Налоговая полиция. Налоговая декларация. Беседа о самых курьезных налогах. Решение кроссвордов о налогах.
-
Торговля. Розничная и оптовая торговля. С чего все начиналось. Рассказ об Афанасии Никитине. Бартер. Опт и розница. Какие бывают магазины. Экскурсия в продуктовый магазин с заданием купить продукты для семейного ужина. Виды торговли (ярмарка, аукцион, торговля по каталогам, торговые автоматы, супермаркеты, специализированные магазины). Деловая игра «Аукцион услуг».
-
Современные методы вычислений. Работа с калькуляторами. Заполнение таблицы вычислений.
-
Деньги. Инфляция. Эмиссия денег. История возникновения денег. Сценки-инсценировки по древнему обмену товарами. Почему золото удобно в качестве денег? Бумажные деньги. Монетный двор. Банкноты. Роль денег в экономике. Покупательная способность денег. Кто такие фальшивомонетчики? Защита денег от подделки. Валюта. Практическое занятие «Настоящие ли это деньги?» Что такое инфляция. Представление об эмиссии денег.
-
Товарооборот. Товарные скидки. Круговорот товаров и денег в экономике. Принципы работы товарных бирж. Сюжетно-ролевая игра «Биржа». Когда выгодно делать скидки.
-
Собственность. Капитал. Кругооборот капитала. Личная собственность. Частная собственность. В виде чего можно получить доход? Живые и мертвые деньги. Что такое капитал? Чем деньги отличаются от капитала? Ответы на тесты по изученному ранее материалу. Кроссворд на тему «Собственность».
-
Себестоимость. Прибыль. Чтение сказки о двух сыновьях и наследстве. Можно ли продавать товар по цене ниже себестоимости? Решение задач на вычисление себестоимости, прибыли и расчет продажной цены товара. Деловая игра - организация производства какого-либо товара.
-
Безработица. Фонды общественного потребления. Трудовые ресурсы. Что такое благосостояние общества. Банкротство предприятий. Безработные. Трудовое соглашение (контракт). Коллективный договор. Как образуются фонды общественного потребления? Деловая игра «Контракт».
-
Банки и кредиты. Экскурсия в банк. История возникновения банков. Как банки «зарабатывают» деньги? Что такое коммерческий банк, сберегательный банк? Банковский кредит и банковский процент. Расчетный счет. Наличные и безналичные деньги. Какие банки есть в нашем городе.
-
Мелкие собственники. Коммерческая тайна. Риск. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю? Промышленный шпионаж. Залог.
-
Акция. Акционер. Акционерная компания. Можно ли назвать акции товаром? Может ли меняться стоимость акции? От чего зависят дивиденды? Что такое акционерная компания. Деловая игра - создание акционерной компании.
-
Экономические концепции утопического социализма. НЭП. Экономические учения. Рассказы об Аристотеле, Томмазо Кампанелла, Томасе Море, социалистах -утопистах. Можно рассказать о военном коммунизме и далее НЭПе. Откуда появилась командно- административная система? «Капитал» Карла Маркса. Физиократы.
-
Труд. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Труд и трудовая деятельность. Виды трудовой деятельности. Профессии и специальности. Современные профессии. Труд подростков. Белые и синие воротнички. Рынок труда в нашем городе. Зарплата. Может ли зарплата повышаться бесконечно? Повременная и сдельная оплата труда. Решение и составление задач на оплату труда. Тарифы. Прожиточный минимум на Украине - из чего он состоит.
-
Профсоюзы. Благотворительные общества. Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Благотворительные общества - на какие деньги они создаются. Встреча с председателем профсоюзного комитета школы.
-
Национальное богатство. Из чего складывается богатство страны? Уровень благосостояния общества. Может ли страна стать процветающей, если не имеет полезных ископаемых? Национальное богатство Украины и Крыма.
-
Страхование. Экскурсия в страховую компанию. Виды страхования. Социальное страхование. От чего зависит сумма взноса при страховании. Страховой полис.
-
Военно-промышленный комплекс. Конверсия. Экономические предпосылки и последствия возникновения войн. Необходимость существования военно-промышленного комплекса в государстве. Источники финансирования военно-промышленного комплекса. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.
-
Экология. Безотходные технологии. Загрязнение окружающей среды и ее влияние на экономику. Производство и экология. Как государство контролирует производителя? Парниковый эффект и его последствия. Разрушение озонового слоя вокруг Земли. Экология и мы. Проблемы экологии нашего города и Крыма. Экскурсия на природу.
-
Бюджет. Государственный бюджет. Бюджет Доходы государственного бюджета. Расходы бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа. Внутреннее и внешнее финансирование.
-
Международная торговля. Лицензии. Пошлины. Понятия импорт и экспорт товаров. Международное разделение труда. Могут ли быть товаром изобретения? Торговые войны. От чего зависит размер пошлины в разных странах?.
-
Игровые занятия по экономике. Итоговое занятие.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
Учащиеся должны знать:
-
содержание основных экономических понятий;
-
основные характеристики рыночной экономики, понимать её «плюсы и минусы»;
-
источники формирования доходов потребителя и основы распределения доходов (на примере личности, семьи, школы и т.д.);
-
основы трудовой деятельности человека, включая трудовую деятельность подростка, предпринимателя и др., различные профессии;
-
самые важные социально-экономические проблемы России и Крыма;
-
основы Российского законодательства, регулирующие права потребителя в экономике.
Учащиеся должны уметь:
-
находить и анализировать информацию, обеспечивающую рациональное поведение потребителя в экономике;
-
анализировать и оценивать деятельность основных экономических субъектов: личности, семьи, школы и других в разных жизненных ситуациях;
-
определять, чем взгляды товарищей отличаются от их собственных;
-
интегрировать различные взгляды и добиваться согласия при решении спорных вопросов;
-
осуществлять анализ простых жизненных ситуаций и по возможности самостоятельно решать экономические проблемы повседневной жизни.
Литература
-
Детский экономический словарь. Просвещение. 2003.
-
Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. Вита-Пресс, 1997.
-
Меньшикова О.И. Как Миша стал бизнесменом. Вита-Пресс, 1996.
-
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Вита-Пресс, 2000.
-
Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. М. : Вита-Пресс, 2003.
-
Протасевич Т. А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. М. : Вита-Пресс, 2002.
-
Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебное пособие для школьников. М. : Вита-Пресс, 2001.
-
Меньшикова О.И. Экономика детям. Большим и маленьким. Вып.1-4. Просвещение, 1996.
-
Попова Т.А., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. Просвещение, 1998.
-
Романова Н.И. Экономическая игротека. Финансы и статистика, 1996.
-
А.Максимов, Л.Усова Чудеса в кошельке, 1997.
-
Энциклопедия «Я познаю мир». Экономика .АСТ, 2001
-
Экономика для младших школьников. Вита-Пресс, 2002.
-
И.В. Ермакова, Т.А.Протасевич Начала экономики. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс, 2001.
-
Б.А.Райзберг. Занимательная экономика для младших школьников.
-
Задачи с экономическим содержанием для начальной школы.
11