Программа дополнительного образования кружок бизнеса

Программа кружка бизнеса "С экономикой - на ты!" предназначена для учащихся начальной школы 2-4-х классов. Курс рассчитан на 2 года по 144 часа в год.  В программе используются методы обучения, повышающие учебно-познавательную активность учащихся (дидактические игры, практикумы, решение проблемных экономических ситуаций, деловые игры и др.), разработаны презентации с заданиями, поурочные задания для воспитанников кружка. С помощью игр, решения простейших задач, разбора социально-экономических си...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная программа дополнительного образования детей


С экономикой - на «ты»!

программа кружка по экономике и бизнесу

для младших школьников



Пояснительная записка

В связи с возникновением в нашей стране особой социально - экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.

Экономическое воспитание младших школьников - это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Создание программы «С экономикой на «ты»! (начальный курс обучения) является конструктивным вариантом программы по социально-экономическому образованию учащихся.

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в начальной школе видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики на первых ступенях образовательной системы. Изучение данного курса актуально еще и тем, что знания простейших явлений и законов экономики необходимы любому человеку, независимо от возраста. Чем раньше ребенок начнет изучать и понимать закономерности экономической жизни, тем более успешно он может построить свое будущее. Изучение экономики в школьном возрасте помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике.

Данная программа является модифицированной, составленной по методическим пособиям и рабочим тетрадям «Начала экономики» авт. И.Ермакова и Т.Протасевич, из-ва «ВИТА пресс» с грифом Минобразования РФ.

Главная цель программы - формирование образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества.

Исходя из этого, программой предусмотрено постепенное решение задач:

  • выявление возможностей, желаний детей, что они хотят знать, уметь, иметь, что для этого нужно сделать;

  • расширение знаний ребенка о Российской Федерации, об отраслях народного хозяйства;

  • усвоение начальных экономических понятий через игру, занимательные задачи, кроссворды;

  • знакомство с историей экономических учений;

  • формирование определенных установок грамотного поведения учащихся в различных рыночных ситуациях;

  • подготовить учеников к возможности осуществления простейшей предпринимательской деятельности.

Основу программы составляет непрерывность постоянного движения от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаний других наук, культурой делового общения и поведения. Программа в значительной степени является интегративной с историей, географией, обществознанием, экологией и другими предметами, охватывая только их экономическую составляющую. Программой предусмотрено разъяснение значений основных экономических понятий и терминов, а также ознакомление с различными экономическими системами и теориями, также особое внимание уделяется часам, посвященным деловой этике, культуре экономического общения. Вместе с тем содержание программы предусматривает создание целостной системы представлений о личной, семейной, государственной экономике, многообразии форм организации труда, ознакомлении основ социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: лекция-беседа, сюжетно-ролевая игра, решение задач, кроссвордов, работа с дидактическим материалом, использование наглядных пособий, игра в настольные экономические игры, выполнение творческих заданий, составление собственных задач, чтение художественной литературы с экономическим содержанием, инсценировка сказок с экономическим содержанием, экскурсии, игры «Поле чудес», «Как стать миллионером», «О, счастливчик!», различные КВН и экономбои.

Учебный процесс рассчитан на 2 года обучения. Начальный, общеразвивающий - 1 год обучения и основной. Курс способствует развитию стойких интересов к участию ребенка в экономике семьи, потребительским знаниям, возможности их применения и расширению знаний о предмете экономика.

Занятия как и первого, так и второго образовательного уровня проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 15 минут.

Содержание начального обучения основам экономики в 2-3 классе предусматривает:

  • ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

  • формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;

  • развитие позитивного отношения к образованию;

  • понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;

  • ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

(первый год обучения)

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

теория

практика

всего

Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп.

2

4

6

1.

Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье.

4

4

8

2.

Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности.

6

6

12

3.

Источники удовлетворения потребностей.

6

6

12

4.

История развития торговли. Что такое товар. Услуги.

6

6

12

5.

Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта.

6

4

10

6.

Наши доходы и расходы.

2

4

6

7.

Что такое банк.

2

2

4

8.

Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики.

4

4

8

9.

Чтение и инсценировка сказок, связанных с экономикой.

6

10

16

10.

Реклама.

4

8

12

11.

Как можно торговать.

2

8

10

12.

Что такое собственность. Виды собственности.

4

4

8

13.

Налоги. Зачем они нам нужны.

4

2

6

14.

Экология. Знакомство с феей Экологией.

4

2

6

15.

Знакомство с отраслями народного хозяйства Украины.

6

2

8

Подведение итогов года.

4

4

Всего часов

68

80

148


Содержание программы первого года обучения:

Вводное занятие. Диагностика родителей. Формирование групп. Анкетирование родителей с целью выявления сознательного отношения к проблеме социально-экономического образования младших школьников.

  1. Знакомство с наукой экономикой. Рассказы детей о своей семье. Экономика - хозяйство. Знакомство с Аристотелем. Экономика бывает личная, семейная, и т.д. … мировая. Главные вопросы экономики. Понятия и категории: экономика, экономия, бережливость, наука, хозяйство. Сюжетно-ролевая игра «Я - глава семьи». Изготовление аппликации «Моя семья».

  2. Экономические интересы и ограниченность. Наши потребности. Чтение сказок (на выбор): «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Катаев «Цветик-семицветик», «Три поросенка». Понятия и категории: потребность, нужда, выбор, физиологические потребности, безопасность, здоровье, образование, знания, общение, уважение, интерес, самовыражение, хобби. Дидактическое задание «ХОЧУ» и «НАДО». Загадки про потребности. Игра-аппликация «Варю борщ». Беседа о стихийных бедствиях и службе спасения. Рассказ о системе образования в России. Стихотворение С.Маршака «Мастер-ломастер». Обыгрывание ситуаций по общению и культуре поведения ребенка. Использование пословиц и поговорок об уважении, дружбе. Зачетная работа по картинкам на тему «Потребности».

  3. Источники удовлетворения потребностей. Понятия и категории: ресурсы, природные ресурсы, материальные ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, профессии. Предложить родителям побеседовать с детьми о рациональном использовании ресурсов. Изготовление поделок из природного материала (природные ресурсы) из бумаги и картона (экономические ресурсы). Решение задач с экономическим содержанием. Сказка «Каша из топора». Игра «Сигнальщики». Сценки - изображение людей различных профессий. Дидактическая игра «Город мастеров».

  4. История развития торговли. Что такое товар. Услуги. Понятия и категории: товар, производство, торговля, бартер, производитель, потребитель, услуги коммунальные, бытовые, транспортные, образовательные, медицинские, связи и т.д.. Рассказ о Кристофоре Колумбе и Афанасии Никитине. Использование глобуса. Игра-лото «Производство и производители». Профессии людей, оказывающие услуги. Экскурсия в Дом Быта. Работа с дидактическим материалом. Игра «Что из чего получают». Игра на внимание «Товар - услуга». Сюжетно-ролевая игра «Круиз».

  5. Происхождение денег. Нужны ли деньги. Валюта. Понятия и категории: деньги, цена, средство обмена, средство накопления, валюта. Рассказ с показом наглядных пособий о происхождении денег. Творческое задание «Закончи рисунок» (о древних деньгах). Беседа о необычных видах денег у разных народов. Решение задач, кроссвордов. Рассказать о функциях денег. Практическая работа - исследование купюр. Иностранные деньги. Экоигра «Покупки гнома Эконома».

  6. Наши доходы и расходы. Понятия и категории: зарплата, пенсия, пособие, доходы от подсобного хозяйства, потребительские расходы. Предложить родителям побеседовать с детьми о доходах и расходах в их семье. Решение задач. Рассказ-сочинение «Если бы я был миллионером».

  7. Что такое банк. Понятия и категории: банк, вкладчик, заем, сейф, банкир. Рассказ о работе банка по книге А.Максимова Л.Усова «Чудеса в кошельке». Беседа об истории появления банков. Сюжетно-ролевая игра «Банк». Экскурсия в банк (отдел, где принимают и выдают деньги).

  8. Знакомство с современными профессиями в мире бизнеса и экономики. Понятия и категории: бизнес, экономист, менеджер, банкир, бухгалтер. Короткий рассказ о каждой из перечисленных профессий. Работа с обучающими карточками для детей «Город мастеров». Игра «Угадай профессию». Работа с дидактическим материалом «У кого какие потребности». Экоигра «Менеджер»

  9. Чтение и инсценировка сказок, связанных с экономикой. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т.Попова и И.Меньшикова, «Миша - бизнесмен» О.Меньшикова. Рисование царицы Экономики, злодейки Инфляции, бизнесмена Миши. Инсценировка (по желанию).

  10. Реклама. Понятия и категории: что рекламируют, кому адресуется реклама, с какой целью производится, где должна размещаться. Создание реклам на отдельные виды товаров в стихах. Конкурс на лучшее рекламное агентство. Рисование рекламных плакатов с использованием заготовок. Веселая звуковая реклама (переделывание известных песен). Игра-задание «Придумай, что может рекламировать этот сказочный герой»

  11. Как можно торговать. Понятия и категории: ярмарка, аукцион, распродажа, супермаркет. Экскурсия в супермаркет. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Сюжетно-ролевая игра «Аукцион». Работа с обучающими карточками для детей «Сделай покупку». Творческое задание «Магазин».

  12. Что такое собственность. Виды собственности. Понятия и категории: собственность, личная собственность, семейная собственность, собственность трудового коллектива, государственная собственность. Дидактическая игра с мячом «Назови правильно» (на закрепление понятий).

  13. Налоги. Зачем они нам нужны. Понятия и категории: налог, подоходный налог, акциз. Рассказ о налогах по книге А.Максимова и Л.Усова «Чудеса в кошельке». Для чего нужны налоги. Решение кроссвордов. Беседа о курьезных случаях налогах в разных странах. Работа с дидактическим материалам по налогам. Экскурсия в налоговую инспекцию.

  14. Экология. Знакомство с феей Экологией. Понятия и категории: экология, безотходное производство. Игровой момент: к детям приходит фея Экология и рассказывает о себе. Беседа о влиянии загрязнения окружающей среды на экономику. Взаимосвязь экономики и экологии. Необходимость решения экологических проблем. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок природы».

  15. Знакомство с отраслями народного хозяйства Украины. Понятия и категории: промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение, образование, транспорт, связь, строительство, культура. Изготовление плаката-дерева с веточками - отраслями. Использование на занятии карты Украины. Игра «Какая это отрасль». Решение кроссвордов по теме. Творческое задание - загрузка вагонов товарами разных отраслей народного хозяйства (вагоны уже нарисованы).

Подведение итогов года. Игры по экономике «Поле чудес», «Зигзаг удачи».

По окончанию 1-го года обучения учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школь­ное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовле­творении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.

Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необхо­димости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного уча­стия в ведении домашнего хозяйства.

Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, го­сударственной собственности (из предложенного перечня); лич­ного и школьного имущества.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:

  • решать простейшие экономические задачи;

  • делиться своими идеями и мнениями;

  • задавать вопросы по существу дела и просить объяснять ответы;

  • контролировать выполнение коллективного задания и направлять работу в нужное русло;

  • подбадривать своих товарищей и вовлекать в общую работу;

  • обращаться за помощью и разъяснением к товарищам или взрослым;

  • выражать свое мнение о ходе совместной работы;

  • экономного и бережного отношения к школьному иму­ществу.

По окончании первого года обучения ребенок (это уже 3-4 класс начальной школы) продолжает занятия в кружке второго образовательного уровня. Знания, полученные им в школе, позволяют в большем объеме читать, ознакамливаться с научно-популярной, справочной литературой, считать, используя таблицу умножения, выполнять упражнения на зависимость между такими экономическими величинами, как цена, количество, стоимость, что обеспечивает преемственную связь с курсом математики в 5-м классе. Исходя из учебного материала по окружающему миру кружковцы усваивают важнейшие задачи рыночной экономики: охрана природы, разумное её использование во благо человека, взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью людей.

Тема занятий

Количество часов


теория


практика


всего


Формирование групп. Вводное занятие.


6

6

1.

Что такое экономика. Ограниченность и экономические интересы.

4

2

6

2.

Натуральное и товарное хозяйство. Различные экономические системы. Свободный рынок.

4

2

6

3.

Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция.

4

2

6

4.

Реклама.

4

4

8

5.

Маркетинг.

2

2

4

6.

Теневая экономика. Налоги.

4

2

6

7.

Торговля. Розничная и оптовая торговля.

4

4

4

8.

Современные методы вычислений.


2

2

9.

Деньги. Инфляция. Эмиссия денег.

6

4

10

10.

Товарооборот. Товарные скидки.

2

2


11.

Собственность. Капитал. Кругооборот капитала.

4

2

6

12.

Себестоимость. Прибыль.

4

4

8

13.

Безработица. Фонды общественного потребления.

3

1

4

14.

Банки и кредиты. Экскурсия в банк.

4

2

6

15.

Мелкие собственники. Коммерческая тайна. Риск.

2

2

4

16.

Акция. Акционер. Акционерная компания.

2

2

4

17.

Экономические концепции утопического социализма. НЭП. Экономические учения.

8


8

18.

Труд. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум.

2

4

6

19.

Профсоюзы. Благотворительные общества.

2

2

4

20.

Национальное богатство.

2


2

21.

Страхование. Экскурсия в страховую компанию.

2

2

4

22.

Военно-промышленный комплекс. Конверсия.

2


2

23.

Экология. Безотходные технологии.

2

2

4

24.

Бюджет. Государственный бюджет.

2

2

4

25.

Международная торговля. Лицензии. Пошлина.

3

1

4

26.

Игровые занятия по экономике.


8

8

Итоговое занятие.


2

2


ВСЕГО ЧАСОВ

78

68

146УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


(второй год обучения)

Содержание программы второго года обучения


Формирование групп. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения на кружке. Тесты «Коммуникабелен ли ты?», «Что ты знаешь об экономике», «Хороший ли ты друг».

  1. Что такое экономика. Ограниченность и экономические интересы. Экономика - все, что нас окружает. Основные потребности человека. Безграничность потребностей. Почему нельзя удовлетворить все свои потребности? Ограниченность экономических ресурсов. Неизбежность выбора. Как рационально использовать экономические ресурсы. Тесты на определение потребностей. Игра-аукцион «Кто больше знает природных ресурсов?»

  2. Натуральное и товарное хозяйство. Различные экономические системы. Свободный рынок. Деловая игра «На необитаемом острове». Что такое натуральное хозяйство. Что такое товар. Экономическая система с государственным регулированием экономики. Единый план. Рассказ о пятилетках. Хорошо это или плохо? Перепроизводство. Когда появился рынок. А.Смит - «отец» рыночной экономики.

  3. Рыночное равновесие. Дефицит. Конкуренция. Какие механизмы управляют рынком? Какие функции выполняет рынок. Спрос и предложение. Может ли цена товара расти бесконечно? Деловая игра «Рынок». Что такое дефицит. Искусственный дефицит. Как бороться с дефицитом? Полезна ли конкуренция для общества. Конкуренция между частными производителями и большими фирмами. Монополия. Деловая игра «Мясорубки и кухонные комбайны» (по Ричарду Хьюзу). «Плюсы» и «минусы» рыночной экономики. Основные вопросы экономики.

  4. Реклама. Формы и виды рекламы. Различные стратегии рекламной политики (эффект стадности, лозунги, слоганы, призывы к благоразумию и другие). Конкурс рекламодателей. Конкурс рекламодателей. Конкурс пародий на телевизионные рекламы.

  5. Маркетинг. Маркетинг - деятельность, помогающая встретится покупателям и продавцам. Исследование рыночных возможностей. Деловая игра «Я решил открыть …»

  6. Теневая экономика. Налоги. Нарушение закона при организации деятельности. Уклонение от уплаты налогов государству. Спекуляция и коммерция. Товары фальсификаторы. Зачем государство собирает налоги? Налоги, которые платит твоя семья. Налоговая полиция. Налоговая декларация. Беседа о самых курьезных налогах. Решение кроссвордов о налогах.

  7. Торговля. Розничная и оптовая торговля. С чего все начиналось. Рассказ об Афанасии Никитине. Бартер. Опт и розница. Какие бывают магазины. Экскурсия в продуктовый магазин с заданием купить продукты для семейного ужина. Виды торговли (ярмарка, аукцион, торговля по каталогам, торговые автоматы, супермаркеты, специализированные магазины). Деловая игра «Аукцион услуг».

  8. Современные методы вычислений. Работа с калькуляторами. Заполнение таблицы вычислений.

  9. Деньги. Инфляция. Эмиссия денег. История возникновения денег. Сценки-инсценировки по древнему обмену товарами. Почему золото удобно в качестве денег? Бумажные деньги. Монетный двор. Банкноты. Роль денег в экономике. Покупательная способность денег. Кто такие фальшивомонетчики? Защита денег от подделки. Валюта. Практическое занятие «Настоящие ли это деньги?» Что такое инфляция. Представление об эмиссии денег.

  10. Товарооборот. Товарные скидки. Круговорот товаров и денег в экономике. Принципы работы товарных бирж. Сюжетно-ролевая игра «Биржа». Когда выгодно делать скидки.

  11. Собственность. Капитал. Кругооборот капитала. Личная собственность. Частная собственность. В виде чего можно получить доход? Живые и мертвые деньги. Что такое капитал? Чем деньги отличаются от капитала? Ответы на тесты по изученному ранее материалу. Кроссворд на тему «Собственность».

  12. Себестоимость. Прибыль. Чтение сказки о двух сыновьях и наследстве. Можно ли продавать товар по цене ниже себестоимости? Решение задач на вычисление себестоимости, прибыли и расчет продажной цены товара. Деловая игра - организация производства какого-либо товара.

  13. Безработица. Фонды общественного потребления. Трудовые ресурсы. Что такое благосостояние общества. Банкротство предприятий. Безработные. Трудовое соглашение (контракт). Коллективный договор. Как образуются фонды общественного потребления? Деловая игра «Контракт».

  14. Банки и кредиты. Экскурсия в банк. История возникновения банков. Как банки «зарабатывают» деньги? Что такое коммерческий банк, сберегательный банк? Банковский кредит и банковский процент. Расчетный счет. Наличные и безналичные деньги. Какие банки есть в нашем городе.

  15. Мелкие собственники. Коммерческая тайна. Риск. Может ли государство гарантировать успех каждому предпринимателю? Промышленный шпионаж. Залог.

  16. Акция. Акционер. Акционерная компания. Можно ли назвать акции товаром? Может ли меняться стоимость акции? От чего зависят дивиденды? Что такое акционерная компания. Деловая игра - создание акционерной компании.

  17. Экономические концепции утопического социализма. НЭП. Экономические учения. Рассказы об Аристотеле, Томмазо Кампанелла, Томасе Море, социалистах -утопистах. Можно рассказать о военном коммунизме и далее НЭПе. Откуда появилась командно- административная система? «Капитал» Карла Маркса. Физиократы.

  18. Труд. Зарплата. Тариф. Прожиточный минимум. Труд и трудовая деятельность. Виды трудовой деятельности. Профессии и специальности. Современные профессии. Труд подростков. Белые и синие воротнички. Рынок труда в нашем городе. Зарплата. Может ли зарплата повышаться бесконечно? Повременная и сдельная оплата труда. Решение и составление задач на оплату труда. Тарифы. Прожиточный минимум на Украине - из чего он состоит.

  19. Профсоюзы. Благотворительные общества. Причины возникновения профессиональных союзов. Пенсии. Пособия. Благотворительные общества - на какие деньги они создаются. Встреча с председателем профсоюзного комитета школы.

  20. Национальное богатство. Из чего складывается богатство страны? Уровень благосостояния общества. Может ли страна стать процветающей, если не имеет полезных ископаемых? Национальное богатство Украины и Крыма.

  21. Страхование. Экскурсия в страховую компанию. Виды страхования. Социальное страхование. От чего зависит сумма взноса при страховании. Страховой полис.

  22. Военно-промышленный комплекс. Конверсия. Экономические предпосылки и последствия возникновения войн. Необходимость существования военно-промышленного комплекса в государстве. Источники финансирования военно-промышленного комплекса. Проблемы, возникающие при проведении конверсии.

  23. Экология. Безотходные технологии. Загрязнение окружающей среды и ее влияние на экономику. Производство и экология. Как государство контролирует производителя? Парниковый эффект и его последствия. Разрушение озонового слоя вокруг Земли. Экология и мы. Проблемы экологии нашего города и Крыма. Экскурсия на природу.

  24. Бюджет. Государственный бюджет. Бюджет Доходы государственного бюджета. Расходы бюджета. Причины возникновения бюджетного дефицита. Облигации государственного займа. Внутреннее и внешнее финансирование.

  25. Международная торговля. Лицензии. Пошлины. Понятия импорт и экспорт товаров. Международное разделение труда. Могут ли быть товаром изобретения? Торговые войны. От чего зависит размер пошлины в разных странах?.

  26. Игровые занятия по экономике. Итоговое занятие.


Требования к знаниям, умениям, навыкам

Учащиеся должны знать:

  • содержание основных экономических понятий;

  • основные характеристики рыночной экономики, понимать её «плюсы и минусы»;

  • источники формирования доходов потребителя и основы распределения доходов (на примере личности, семьи, школы и т.д.);

  • основы трудовой деятельности человека, включая трудовую деятельность подростка, предпринимателя и др., различные профессии;

  • самые важные социально-экономические проблемы России и Крыма;

  • основы Российского законодательства, регулирующие права потребителя в экономике.


Учащиеся должны уметь:

  • находить и анализировать информацию, обеспечивающую рациональное поведение потребителя в экономике;

  • анализировать и оценивать деятельность основных экономических субъектов: личности, семьи, школы и других в разных жизненных ситуациях;

  • определять, чем взгляды товарищей отличаются от их собственных;

  • интегрировать различные взгляды и добиваться согласия при решении спорных вопросов;

  • осуществлять анализ простых жизненных ситуаций и по возможности самостоятельно решать экономические проблемы повседневной жизни.






Литература


  1. Детский экономический словарь. Просвещение. 2003.

  2. Кларина Л.М. Экономика и экология в начальной школе. Вита-Пресс, 1997.

  3. Меньшикова О.И. Как Миша стал бизнесменом. Вита-Пресс, 1996.

  4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. Вита-Пресс, 2000.

  5. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебно-методическое пособие для преподавателя. М. : Вита-Пресс, 2003.

  6. Протасевич Т. А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов. М. : Вита-Пресс, 2002.

  7. Протасевич Т. А. Начала экономики. Учебное пособие для школьников. М. : Вита-Пресс, 2001.

  8. Меньшикова О.И. Экономика детям. Большим и маленьким. Вып.1-4. Просвещение, 1996.

  9. Попова Т.А., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях. Просвещение, 1998.

  10. Романова Н.И. Экономическая игротека. Финансы и статистика, 1996.

  11. А.Максимов, Л.Усова Чудеса в кошельке, 1997.

  12. Энциклопедия «Я познаю мир». Экономика .АСТ, 2001

  13. Экономика для младших школьников. Вита-Пресс, 2002.

  14. И.В. Ермакова, Т.А.Протасевич Начала экономики. Рабочая тетрадь. Вита-Пресс, 2001.

  15. Б.А.Райзберг. Занимательная экономика для младших школьников.

  16. Задачи с экономическим содержанием для начальной школы.


11

© 2010-2022