- Преподавателю
- Классному руководителю
- Колпакова Т. А. классный час
Колпакова Т. А. классный час
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колпакова Т.А. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час.
Тема: Я и мои права.
Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;
воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.
Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); «Конституция РФ»; конверты с заданиями; «правовое» дерево; «правовые яблоки; мультимедийное оборудование.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,
- кто родился зимой, летом, весной, осенью,
-кто пришел с хорошим настроением.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом -
Станет радостно кругом!
2. Вступление.
- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.
Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.
Вы уже знаете, что жизнь - это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём классный час «Я и мои права».
(Слайд 1)
3. Актуализация знаний учащихся.
-
А кем является каждый из нас? (ответы детей)
- Каждый из нас - гражданин России.
-
Кто такой «Гражданин»? (ответы детей)
- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:
(Слайд 2)
Гражданин -
-
лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
-
взрослый человек, а также форма обращения к нему.
Пояснение понятия 1:
- Каким словом можно заменить слово «лицо», чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)
- Что значит «постоянное население»? (люди, которые живут здесь всегда).
- Что значит «наделённое правами и обязанностями»? (иметь права и обязанности).
Пояснение понятия 2:
- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
3. Игра «Дополни». (Слайд 3)
- А сейчас мы с вами немного поиграем. Перед вами на доске схема, справа слова. Ваша задача: на предложенную схему прикрепить подходящие слова из столбика.
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
4. Беседа.
- Скажите, гражданами какой страны мы являемся? (ответы детей)
- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
(Слайд 4)
- Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)
- У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них.
(Слайд 5)
-
Каждый человек имеет право на жизнь.
-
Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
-
Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
-
Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
-
Гражданин России имеет право на отдых.
- А теперь, зная эти права, мы поиграем.
5. Игра «Путешествие в сказку».
- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время - 1 минута.
(Слайд 6)
1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)
(Слайд 7)
2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)
(Слайд 8)
3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)
6. Беседа.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.
- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)
- Как они называются? Таких документов иного, но мы рассмотрим только эти.
- Декларация - документ, который защищает наши права. (Рис.1)
(Слайд 9)
- Конвенция (договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор. (Рис. 2)
(Слайд 10)
Устав школы - документ, в котором прописаны права и обязанности школьников. (Рис. 3)
(Слайд 11)
7. Игра «Разрешается - запрещается» .
(Слайд 12)
8. Тренинг.
- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право - это …»
(Слайд 13)
- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы.)
(Слайд 14)
В уставе нашей школы сказано:
обучающиеся Школы обязаны:
-
соблюдать Устав Школы;
-
добросовестно учиться;
-
бережно относится к имуществу Школы;
-
соблюдать Правила поведения учащихся.
Сценка.
- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена - разные. Одну звали Права, а другую - Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:
(Слайд 15)
Права (разворачивает свиток и читает):
Жизнь, образование, труд, отдых.
Обязанности (разворачивает свиток и читает):
Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.
Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.
С тех пор эта страна стала называться Правовой.
- Что можно сказать о правах и обязанностях?
Девочки говорят:
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
8. Рефлексия.
- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
- Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях.
(Слайд 16)