Выступление Школа и семья как партнёры в воспитании детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на заседании ЛМО.

Тухватуллина Н. М.,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №8».

Школа и семья как партнёры в воспитании детей.

Проблема взаимодействия семьи является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое - моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома. Ведь самый главный пример для любого ребёнка его родитель - самый лучший, самый важный; тот, который на его взгляд, всегда поступает правильно. И родители не должны забывать об этом: следить за каждым сказанным словом, за каждым действием.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.

Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;

• создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;

• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи, полноценное внутрисемейное общение, совместное проведение досуга, самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка, а также общечеловеческих ценностей, в числе которых - здоровье; активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Задачи:

• обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;

• влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;

• формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;

• предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;

• координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.

Этого можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Эффективность взаимодействия обеспечивается также опорой на психолого-педагогические принципы: научность, единство действий, связь с жизнью, диагностика, использование идей и средств народной педагогики как основы домашнего воспитания, выбор оптимальных форм, средств и методов взаимодействия и др.

Направления:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

• включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

• правовое просвещение родителей;

• оказание помощи родителям в семейном воспитании;

• оказание родителями материально- финансовой помощи школе;

• совместная со школой организация социальной защиты детей;

• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Четыре направления взаимодействия школы и семьи.

Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используя его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. «Университет педагогических знаний» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Занятия организуются по возрастным параллелям.

3) Взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

- знакомство с бытовыми условиями учащихся;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

- составление программ совместных действий;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов их, всемерную помощь во взаимодействии со спонсорами.

И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Основными условиями её реализации могут быть:

• родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

• переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

• осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

• систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

• установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

• обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.

Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Пока ребенок живет в семье, нам кажется, что только мы семья, влияем на него. Но вот он поступает в общественные институты, детский сад, школа, вуз и мы видим, что он потихоньку отдаляется от нас, и не только мы, но и общество подключается к процессу воспитания. Часто бывает так, что интересы общества и интересы семьи расходятся и мы начинаем тревожиться по поводу того, что нашего ребенка воспитывают не так как нам бы хотелось. В этой ситуации и возникает чаще всего поиск виноватого. Родители говорят, что школа не правильно учит. Школа говорит, что родители неправильно воспитывают. Собрались, обменялись неприятными эмоциями, а проблема не решилась. Что делать неизвестно?

Вот об этом мне и хотелось сегодня вместе с вами поразмышлять.
Давайте подумаем, какова главная цель воспитания? Сформировать зрелого гармоничного человека. Что это такое? Это значит, что нам нужно, чтобы наш ребенок став взрослым мог: приспосабливаться к окружающим людям (быть гибким), был зрелым (адекватно оценивал жизненную ситуацию), мыслил здраво, был самостоятельным, ответственным, уважительным к себе и другим, в меру альтруистичным и в меру эгоистичным.

Цель: мотивировать родителей на взаимодействие со школой.

Существует три типа воспитания. Воспитание для себя, воспитание для общества, воспитание для ребенка. Первый тип имеет место тогда, когда основной задачей родителей становится желание сделать существование ребенка рядом с собой максимально удобным для себя. Второй тип ориентирован на создание удобного человека для общества. Гармоничным считается третий тип воспитания, основной задачей которого, является формирование личности обладающей характеристиками, озвученными выше. И здесь важно помнить, что любое наше воспитательное действие влечет к тем или иным последствиям.

• Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

• Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

• Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.

• Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

• Когда к детям относятся терпимо и справедливо, они учатся быть терпимыми и справедливыми с другими.

• Когда детям внушают уверенность в себе, они учатся быть спокойными и уверенными.

• Когда к детям относятся с восхищением и похвалой, они учатся доброй оценке.

• Когда дети живут в обстановке правдивости, они узнают, что такое справедливость.

• Когда дети живут в безопасности, они учатся вере.

• Когда поступки детей одобряют, они учатся ценить себя.

• Когда дети чувствуют безоговорочное принятие себя, они учатся искать любовь в Боге и мире.

Я не верю, что осуществить это можно только в семье. Постольку поскольку наш ребенок подвергается не только нашим воздействиям, но и воздействиям социума, ломать копья и искать крайнего бесполезно. Необходимо объединяться для того, чтобы сделать существование наших детей максимально комфортным. Осталось определить только формы такого объединения. Некоторые из них существуют, некоторые являются новыми.

  1. Родительские активы.

  2. Попечительский совет.

  3. Общественный благотворительный фонд развития школы.

И в заключение хочется сказать о том, многие взрослые проблемы уходят корнями в детство. Мы чувствуем себя несчастными оттого, что нас, когда-то недолюбили, недохвалили, недопоняли, недоценили. Будет ли разумным повторять ошибки, последствия, которых мы прочувствовали на себе и знаем как это больно. Дети не виноваты, что наше общество больно. Они не просили нас рожать их. Это был наш собственный выбор. В нашей ситуации они стали заложниками и если мы с вами взрослые не сумеем договориться, то имеем ли мы право требовать чего-то от детей. Они в большей степени воспитываются на нашем примере, а не на том , что мы декларируем.

Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.

Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущего поколения!

Для успешного взаимодействия семьи и школы

нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите!

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Учите!

Доверяйте!

Спрашивайте!

Благодарите!

Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В связи с введением стандартов «второго поколения» его значимость только усиливается. Из своего опыта работы как классного руководителя, могу сказать, что всегда стремлюсь к сотрудничеству с родителями не только на уровне класса, но и одного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Исходя из практики, могу сказать, что родители учащихся всегда помогают мне не только в организации экскурсий, проведении мероприятий, но и в проведении родительских собраний.

Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.







Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект, 2001.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.

  3. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997

  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.

  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.

  7. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М.: Просвещение, 1990.

  8. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5,2002.

  9. Немов Р.С. Психология. Центр ВЛАДОС, 2000.

  10. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - Москва, 1999.

  11. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.


© 2010-2022