Родительское собрание Преодоление детских страхов

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ


(родительское собрание. 5 класс)


Цель: обсуждение проблемы детских комплексов и страхов, связанных с семьёй и школой.

Предварительная подготовка к собранию.

Материалы к собранию.

- Анонимное анкетирование учащихся по вопросам:

  • Что тебе нравится в своей семье?

  • Что тебя не устраивает в семье?

  • С радостью ли ты идёшь домой?

  • Имеются ли у тебя условия для выполнения домашнего за­дания?

  • С каким настроением ты идёшь в школу?

  • Ругают ли тебя дома за плохие оценки?

  • Имеются ли случаи наказания?

  • По каким предметам у тебя возникают проблемы?

- Подготовка видеоматериалов.

План проведения родительского собрания


  1. Постановка целей, вступительное слово учителя.

  2. Анализ анкет учащихся.

  3. Дискуссия по теме собрания.

  4. Анкетирование родителей.

  5. Просмотр видеоматериалов (репортаж с урока и из школьной столовой).

  1. Выступление фельдшера школы.

  2. Общие выводы.


Ход собрания


Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить об адаптации наших детей к школе и преодолении детских страхов.

Детские страхи довольно распространены. Постепенно, с возрастом, у некоторых эта боязнь проходит, но у кого-то различ­ные страхи остаются на всю жизнь, трансформируются в различ­ные болезни и создают большие проблемы в жизни.

Детские страхи - боязнь одиночества, животных, насекомых, темноты, незнакомых людей - обычно возникают в 7-8 лет. Им подвержены дети, отличающиеся высоким уровнем тревожности. Обычно, когда такой ребёнок поступает в школу, у него могут раз­виться так называемые «школьные фобии»: страх перед учителем, перед выходом к доске, перед получением отметки. Иногда они настолько сильны, что ребёнок отказывается посещать школу. Но «школьные фобии» не возникают внезапно, а появляются на гото­вой почве, как правило, на страхах, присущих ребёнку ещё до по­ступления в школу.

Остановимся на двух главных причинах возникновения страхов. Первая из них связана с семьёй. Обратимся к записям на доске:

  • Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а ме­стом, куда мы всегда возвращаемся (А. Монтерлан).

  • Для одних семья - убежище от житейских неурядиц, для других - театр военных действий (И. Шевелёв).

  • Мелочи жизни в семье, словно мины. Их можно обезвредить лишь уступками

(И. Шевелёв).

Обсуждение высказываний, просмотр видеоматериалов, анализ анонимных анкет детей.


Анкетирование родителей: «Какой Вы воспитатель?».

1. Ребёнок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите?

а) сгоряча накажете ребёнка;

б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;

в) прежде всего, переговорите с классным руководителем.

2. Помогая Вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

а) самое первое - подзатыльник;

б) раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»;

в) успокоите ребёнка - ведь он это сделал неумышленно.

3. Если Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;

б) извинитесь;

в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

4. Ребёнок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы устали:

а) обрываете его: «Дай хоть минуту отдохну от тебя!»;

б) отвечаете, не думая, не серьёзно, лишь бы ответить;

в) объясните, что очень устали и переносите разговор на дру­гое время, тут же назначив час.

5. Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как Вы поступите?

а) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочи­нение;

б) строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться»;

в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

6. Ребёнок получил в школе плохую отметку. Как Вы посту­пите?

а) накажете его;

б) пойдёте с жалобой к учителю;

в) попытаетесь разобраться в причине плохого ответа ребёнка.

Если Вы все 6 раз выбрали ответ под буквой в), значит Вы неплохой воспитатель и психолог. Если угадали наполовину, Вам надо в чём-то пересмотреть свои привычки, убеждения, если ещё меньше, придётся серьёзно задуматься над своими методами вос­питания.

Психологи считают, что ребёнка необходимо в течение дня не менее четырёх раз погладить или приласкать. Давайте же созда­вать дома ребёнку такие условия, чтобы он не чувствовал себя одиноким, не боялся Вашего плохого настроения, ждал с удоволь­ствием Вашего возвращения домой, с радостью делился успехами за день, не боялся рассказать о неудачах. Помните, что «семья на­чинается с детей» (А. И. Герцен).

Мне хочется верить, что во всех семьях с пониманием, забо­той и вниманием относятся к детям. Рассмотрим вторую причину детских страхов - школу: неблагополучная адаптация ребёнка в новом коллективе, чрезмерная строгость или требовательность учителя, страх перед оценкой (потому что родители требуют от своего чада только хороших отметок и жёстко наказывают за лю­бую неудачу).

Поэтому необходимо родителям не требовать от ребёнка только хороших отметок и тем более не наказывать его за любую неудачу. Иначе возникнет страх перед школой, перед всем, что с ней связано, а впоследствии - и страх перед родителями, что усу­губит ситуацию ещё больше. Нельзя и сильно опекать ребёнка: те­пличные условия, созданные дома, помешают ему успешно адап­тироваться за пределами семьи.

Какие еще меры можно предпринимать по про­филактике детских страхов? Слово предоставляется фельдшеру лицея.

Профилактика детских страхов - это создание условий для общего физического здоровья ребёнка. Гармоничное физическое развитие - хорошая гарантия полноценного психологического то­нуса. Общему укреплению организма способствуют: утренняя гим­настика, физкультура в школе, дополнительные спортивные сек­ции. Нельзя освобождать детей от уроков физкультуры по неува­жительной причине. Физические упражнения обеспечивают ста­бильность гормонального баланса в организме, а нарушения такого баланса и являются перепадом настроения и других отклонений в психике.

Итак, для общего поддержания здоровья необходимо сле­дующее:

  • закаливание (ежедневный контрастный душ);

  • полноценное питание, приём витаминов;

  • занятие спортом;

  • создание благоприятного эмоционального климата дома и в школе;

- организация свободного времени ребёнка (нельзя подолгу сидеть возле телевизора, за компьютером, за уроками - необходимо чередовать вид деятельности).

В заключение родительского собрания хочется дать насколь­ко полезных советов, которые помогут детям хорошо учиться:

- Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оп­лошности.

  • Отправляя в школу, не наставляйте ребёнка: «смотри не балуйся, веди себя хорошо, чтобы сегодня не было замечаний о твоём поведении» и т. п.; пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите не­сколько ласковых слов, у него сегодня трудный день.

  • Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивай­ те на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, выслушайте обязательно.

  • Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

  • Не заставляйте делать все задания сразу, они должны занимать не больше 15-20 минут времени.

  • Во время занятия с ребёнком необходимы спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вме­сте», «я тебе помогу»). Если что-то не очень получается, всё равно похвалите ребёнка.

  • В общении старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то...». Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.

  • Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, лас­ковые слова. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Не вспоминайте перед сном о неприятностях.

Общие выводы:

  1. Понравилось ли собрание?

  2. Нужны ли такие собрания?

  3. Какой след оно оставило, что больше всего понравилось?




© 2010-2022