- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание Преодоление детских страхов
Родительское собрание Преодоление детских страхов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Русандова Е.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
(родительское собрание. 5 класс)
Цель: обсуждение проблемы детских комплексов и страхов, связанных с семьёй и школой.
Предварительная подготовка к собранию.
Материалы к собранию.
- Анонимное анкетирование учащихся по вопросам:
-
Что тебе нравится в своей семье?
-
Что тебя не устраивает в семье?
-
С радостью ли ты идёшь домой?
-
Имеются ли у тебя условия для выполнения домашнего задания?
-
С каким настроением ты идёшь в школу?
-
Ругают ли тебя дома за плохие оценки?
-
Имеются ли случаи наказания?
-
По каким предметам у тебя возникают проблемы?
- Подготовка видеоматериалов.
План проведения родительского собрания
-
Постановка целей, вступительное слово учителя.
-
Анализ анкет учащихся.
-
Дискуссия по теме собрания.
-
Анкетирование родителей.
-
Просмотр видеоматериалов (репортаж с урока и из школьной столовой).
-
Выступление фельдшера школы.
-
Общие выводы.
Ход собрания
Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить об адаптации наших детей к школе и преодолении детских страхов.
Детские страхи довольно распространены. Постепенно, с возрастом, у некоторых эта боязнь проходит, но у кого-то различные страхи остаются на всю жизнь, трансформируются в различные болезни и создают большие проблемы в жизни.
Детские страхи - боязнь одиночества, животных, насекомых, темноты, незнакомых людей - обычно возникают в 7-8 лет. Им подвержены дети, отличающиеся высоким уровнем тревожности. Обычно, когда такой ребёнок поступает в школу, у него могут развиться так называемые «школьные фобии»: страх перед учителем, перед выходом к доске, перед получением отметки. Иногда они настолько сильны, что ребёнок отказывается посещать школу. Но «школьные фобии» не возникают внезапно, а появляются на готовой почве, как правило, на страхах, присущих ребёнку ещё до поступления в школу.
Остановимся на двух главных причинах возникновения страхов. Первая из них связана с семьёй. Обратимся к записям на доске:
-
Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся (А. Монтерлан).
-
Для одних семья - убежище от житейских неурядиц, для других - театр военных действий (И. Шевелёв).
-
Мелочи жизни в семье, словно мины. Их можно обезвредить лишь уступками
(И. Шевелёв).
Обсуждение высказываний, просмотр видеоматериалов, анализ анонимных анкет детей.
Анкетирование родителей: «Какой Вы воспитатель?».
1. Ребёнок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите?
а) сгоряча накажете ребёнка;
б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;
в) прежде всего, переговорите с классным руководителем.
2. Помогая Вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
а) самое первое - подзатыльник;
б) раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»;
в) успокоите ребёнка - ведь он это сделал неумышленно.
3. Если Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребёнок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы устали:
а) обрываете его: «Дай хоть минуту отдохну от тебя!»;
б) отвечаете, не думая, не серьёзно, лишь бы ответить;
в) объясните, что очень устали и переносите разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как Вы поступите?
а) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;
б) строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться»;
в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. Ребёнок получил в школе плохую отметку. Как Вы поступите?
а) накажете его;
б) пойдёте с жалобой к учителю;
в) попытаетесь разобраться в причине плохого ответа ребёнка.
Если Вы все 6 раз выбрали ответ под буквой в), значит Вы неплохой воспитатель и психолог. Если угадали наполовину, Вам надо в чём-то пересмотреть свои привычки, убеждения, если ещё меньше, придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания.
Психологи считают, что ребёнка необходимо в течение дня не менее четырёх раз погладить или приласкать. Давайте же создавать дома ребёнку такие условия, чтобы он не чувствовал себя одиноким, не боялся Вашего плохого настроения, ждал с удовольствием Вашего возвращения домой, с радостью делился успехами за день, не боялся рассказать о неудачах. Помните, что «семья начинается с детей» (А. И. Герцен).
Мне хочется верить, что во всех семьях с пониманием, заботой и вниманием относятся к детям. Рассмотрим вторую причину детских страхов - школу: неблагополучная адаптация ребёнка в новом коллективе, чрезмерная строгость или требовательность учителя, страх перед оценкой (потому что родители требуют от своего чада только хороших отметок и жёстко наказывают за любую неудачу).
Поэтому необходимо родителям не требовать от ребёнка только хороших отметок и тем более не наказывать его за любую неудачу. Иначе возникнет страх перед школой, перед всем, что с ней связано, а впоследствии - и страх перед родителями, что усугубит ситуацию ещё больше. Нельзя и сильно опекать ребёнка: тепличные условия, созданные дома, помешают ему успешно адаптироваться за пределами семьи.
Какие еще меры можно предпринимать по профилактике детских страхов? Слово предоставляется фельдшеру лицея.
Профилактика детских страхов - это создание условий для общего физического здоровья ребёнка. Гармоничное физическое развитие - хорошая гарантия полноценного психологического тонуса. Общему укреплению организма способствуют: утренняя гимнастика, физкультура в школе, дополнительные спортивные секции. Нельзя освобождать детей от уроков физкультуры по неуважительной причине. Физические упражнения обеспечивают стабильность гормонального баланса в организме, а нарушения такого баланса и являются перепадом настроения и других отклонений в психике.
Итак, для общего поддержания здоровья необходимо следующее:
-
закаливание (ежедневный контрастный душ);
-
полноценное питание, приём витаминов;
-
занятие спортом;
-
создание благоприятного эмоционального климата дома и в школе;
- организация свободного времени ребёнка (нельзя подолгу сидеть возле телевизора, за компьютером, за уроками - необходимо чередовать вид деятельности).
В заключение родительского собрания хочется дать насколько полезных советов, которые помогут детям хорошо учиться:
- Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
-
Отправляя в школу, не наставляйте ребёнка: «смотри не балуйся, веди себя хорошо, чтобы сегодня не было замечаний о твоём поведении» и т. п.; пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, у него сегодня трудный день.
-
Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивай те на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, выслушайте обязательно.
-
Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
-
Не заставляйте делать все задания сразу, они должны занимать не больше 15-20 минут времени.
-
Во время занятия с ребёнком необходимы спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»). Если что-то не очень получается, всё равно похвалите ребёнка.
-
В общении старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то...». Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
-
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.
-
Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Не вспоминайте перед сном о неприятностях.
Общие выводы:
-
Понравилось ли собрание?
-
Нужны ли такие собрания?
-
Какой след оно оставило, что больше всего понравилось?