Классный час посвященный творчеству Коста Хетагурова

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная «О, наш Коста»

Учебные задачи:

• познакомить с жизнью и творчеством К.Л.Хетагурова;

• ввести в круг чтения детей произведения К.Л.Хетагурова;

• познакомить детей с детскими стихотворениями К.Л. Хетагурова:

• учить понимать содержание стихотворений (чувства и мысли поэта);

• прививать любовь к произведениям К.Л. Хетагурова.

Учебные умения:

• правильно называть произведение и книгу;

• называть имя, отчество и фамилию поэта;

• читать выразительно подготовленные тексты стихов.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, совр. издание книги «Ирон фандыр».

Дети под осетинскую музыку входят в оформленный кдасс (портрет Коста Хетагурова, его картины, выставка детских рисунков, лучшие подделки воспитанников и родителей)

Воспитатель:

Сегодня день торжественный и яркий

Как щедро дарит людям свет

Принарядились рощи, скверы, парки

Ведь в этот день родился наш поэт! (Презентация. Слайд №1)

Воспитатель: У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар, (Презентация. Слайд №2,3,4)

1 ученик: Высокогорное селение Нар расположено на скалистом выступе, и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется, очарованию природы его нет границ.

2 ученик: Здесь сто пятьдесят шесть назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Леванович Хетагуров.

3 ученик: Он родился в семье прапорщика русской армии и уважаемого всеми человека Левана Хетагурова и Марии Губаевой. (Пезентация. Слайд №5)

Воспитатель: Не насладился маленький Коста материнской лаской.

Его мать Мария Гавриловна Губаева подарила жизнь своему сыну, но сама…

4 Ученик: Блажен, кто с младенческих лет
Был солнцем весенним согрет
И ласкою матери милой!. (Презентация. Слайд №6)

Воспитатель: Воспитание маленького Коста поручили дальней родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине доброго нрава и золотого сердца, которая всей душой занималась воспитанием ребенка.

5 ученик: Чужая младенца

В свой дом приняла,

И грудью кормила,

И доброй была.
Дитя баловала
Заботой своей,-
Те ранние годы
Всего мне милей

Воспитатель: Но не долго длилось там его счастливое детство: отец Коста женился во второй раз. Его женой была дочь местного священника Сохиева.

  • 6 ученик: Он снова женился,-
    Пришел я домой,
    Всего натерпелся
    От мачехи злой...
    Подарки - побои,
    И ласки - пинки,
    Изведал я тяжесть Жестокой руки.

    Воспитатель: Отец использовал все свои возможности дать образование сыну. Вскоре Коста определили в церковно-приходскую школу. Затем - во Владикавказскую прогимназию.

(Показ презентации слайд №7 и8)

Воспитатель: Несмотря на трудное детство, он стремился к знаниям, проявлял способности к творчеству. С 11 летнего возраста Хетагуров десять лет учился в Ставропольской губернской гимназии. Тут стал заниматься литературой.

Он писал не только для взрослых, но и для детей. Послушайте стихи Коста, написанные детям.

(Дети рассказывают стихи Коста на осетинском и русском языке)

КÆМÆН ЦЫ... КОМУ ЧТО...

Алы куыстæн - рад. Делу - свой черед

Дзидзидайæн - мад. Детям - мать, уход

Хорз фыййауæн - фос; Стадо - пастухам.

Бирæ фосæн - хос. Пастбище - стадам.

Хоры кæндæн - зад, Ржи - о жницах весть

Хоры хæрдæн - кад. Хлебу с солью - честь

Сонт рæдыдæн - барст; Малый грех - прощай

Хорз зæрдæйæн - уарзт. Сердцу - ласку дай

Рагон мастæн - тад; Время - врач тоски.

Загъдкъахæгæн - над. Буйным - синяки

Магусайæн - цæф; Всем лентяям - кнут

Цырд лæппуйæн - кæф!.. Шустрым - рыба в пуд

УАСÆГ ПЕТУШОК

О, уасæг, уасæг, Петушок, петушок!

Сызгъæрин къоппа! Золотой гребешок

О, уасæг, уасæг, Масляна головушка,

Сырхзæлдаг боцъо! Шелкова бородушка!

Куыд раджы фестыс, Что ты рано встаешь

Куыд хъæрæй зарыс? Что ты громко поешь,

Нæ буц лæппуйы Ване спать не даешь?

Хуыссын нæ уадзыс


ЛÆГАУ БУДЬ МУЖЧИНОЙ

Встань рано, будь мужчиной,

Фест райсомæй, лæгау, Умойся, помолись:

Ныхс сапонæй дæхи «О господи единый,

Æмæ-иу скув: Хуыцау, Защитой мне явись!..»

Фæдзæхсын дыл мæхи! Будь в доме хлеба вволю,

Дзул к'уаид, уæд бæргæ, Ты б свой имел кусок

Дæу дæр дзы хай фæуид! А нет - так будь доволен

Куы нæ уа, уæд хæргæ! Чуреком, мой сынок

Кæрдзынæй стонг æрвит! Скорей беги учиться,

Цæттæ дæ хызын дар, Да сумку не забудь!

Тагъд де скъоламæ уай! Не будешь ты лениться -

Æнæзивæг куы уай, - Найдешь свой верный путь!

Хуыздæр бынат дæ бар! Учись, дружок, с охотой,

Зондамонæгмæ хъус, Чтоб мудрость всю познать

Цы зæгъа, уый-иу кæн, И с радостью работай,

Зæрдæхъæлдзæгæй кус, Чтоб человеком стать!

Æмæ бæззайлæгæн!..

ЛАСТОЧКА ЗÆРВАТЫК

Зæрватыкк - æнæхъыг,

Ты с песней чудесной Æнæмаст цæрæг!

Весной золотой Дæ зарæг - нæ дарæг,

Веселье в ущелье Нæ уалдзæггæнæг!

Приносишь с собой. Хъæлдзæгæй, æвзыгъдæй

Так пой на просторе, Фæхæтай фæрнæй

Над скалами рей, Нæ хæхты, нæ бæсты

Не ведая горя, Æлдар кæмæн нæй!

Нужды и князей.

ФÆЗЗÆГ ОСЕНЬ

Æхсæлы ызгъæлы, Желтеют, темнеют

Лæджирттæг фæбур... Трава и кусты,

Мигъ бады цæгаты, - На скатах щербатых

Нæ йæ тавы хур... Туманы густы.

Æркарстам, æрластам Вот сжали, убрали

Нæ хортæ, нæ хос... Мы хлеб наконец;

Чи кусы йæ мусы, Колотят, молотят...

Чи 'лвыны йæ фос... Стричь будут овец

Хор бирæ, фос бирæ Садами, стадами

Хуыцауы фæрцы... И хлебом полна,

Нæ хохбæсты бæркад О, как ты богата,

Цы диссаг дæ, цы!.. Родная страна!


ÆРРА ФЫЙЙУ БЕЗУМНЫЙ ПАСТУХ Раджы хохы цъуппæй касти Как-то раз с горы глядел он -

Иу æрра фыййау, Тот пастух чудной.

Мигъ æнгом йæ быны бадти, Облако под ним белело

Урс цагъд къуымбилау. Ватой шерстяной.

Бахъазыд дын æм йæ зæрдæ, - И у самого обрыва

Тæккæ былгæрон, На краю он встал.

Дурыл авæрдта йæ къæхтæ: "Эта вата - просто диво,

"Агæпп æм кæнон, - Я б на ней поспал!

Загъта, - фос уал ам мæ сæрмæ И пускай на горном скате

Хизæд уæзæгыл, Скот пасется мой!

Æз фæхуысдзынæн изæрмæ Подремлю на белой вате

"Уыцы бæмбæгыл..." Я часок-другой!

Дардыл йе уæнгтæ фæхаста, - Широко взмахнул руками

Гъопп! - зæгъгæ, йæхи Бедный человек

Пуртийы зыввытт фæласта... И исчез, как легкий камень,

Лæг ныххæррæгъ и! В пропасти навек!

БАЛЦЫ ЗАРÆГ ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ

Цæйут, æфсымæртау, Дети Осетии,

Радтæм нæ къухтæ Братьями станем

Абон кæрæдзимæ, В нашей едином

Иры лæппутæ!.. И дружеской стане.

Скæнæм нæ тырыса С нами высокое

Дзыллæйы номæй. Знамя народа.

Рухсмæ æнæзивæг К свету, с победною

Цомут æнгомæй!.. Песней похода!

Растдзинад уарзынæй К правде сверкающей

Скæнæм нæ фæндаг... Смело шагайте!

Гъе, мардзæ, магуса! Трусы, бездельники,

Фесæф, нæуæндаг!.. Прочь! Не мешайте!

Воспитатель:

Когда Коста был маленьким, он очень любил играть в осетинские игры. Давайте, ребята, поиграем в игру «Чепена».

Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:

- Левой ногой, чепена,

Подпрыгивает на левой ноге влево.

- Гой, гой, чепена.

Отзываются дети и повторяют движения водящего.

- Правой ногой, чепена.

Подпрыгивает вправо на правой ноге.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Пойдем вперед, чепена.

Идет вперед, подняв вверх руки.

- Гой, гой, чепена,

Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

- Пойдем назад, чепена.

Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.

- Гой, гой, чепена.

Дети повторяют то же.

- Все мы спляшем, чепена.

Начинается танец.

- Кругом, кругом, чепена!

Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку

Воспитатель:

В детстве Коста был очень внимательным и наблюдательным. Именно любовь к природе помогали ему писать много стихов и картин. Казалось он понимал язык животных и птиц. Вот одно из таких стихотворений мы сейчас

Сценка «Пойманная птица»

(Дети стоят в кругу один ребенок одетый в костюм птички поет за нее в середине круга)

Дети:

А, попалась птичка стой!

Не уйдешь из сети,

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Птичка:

Ах, зачем, зачем, я вам!

Маленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Дети:

Нет, не пустим, птичка нет!

Оставайся с нами.

Мы дадим тебе конфет

Чаю с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю

Зернышки собираю.

Дети:

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили бы грустить,

Все бы тебя ласкали

Птичка:

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки,

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Дети:

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой - лети

И живи на воле!

(расцепляют круг, ребенок- птичка вылетает)

Воспитатель:

А сейча мы споем песню «Любимый Коста» (муз. Б. Газданова. сл. Т. Кокаева. Перевела с осетинского на русский язык - Сотиева Е. Х.)

1-

Нам светит как солнце лучами,

Твой образ на веки живой

Всегда и по всюду ты с нами, /

Ты с нами, Коста, дорогой! / 2 раза

2-

И где бы любой из нас не был

В любимом счастливом краю

Коста, твое светлое имя, /

Как песню несем мы в строю. / 2 раза

Воспитатель:

Послушайте, пожалуйста стихотворения осетинских поэтов о Коста

7 ученик:

«Коста» (сл. Г. Чеджемова)

Смотрю я на эти родные места

Тебя бы здесь встретить, любимый коста,

Тебя бы увидеть вот здесь у костра,

Твой голос услышать, любимый Коста!

8 ученик:

«Коста» (сл. С. Кадзаева)

Моросит иль дует ветер резкий,

Зной иль стужа, все ты здесь, Коста!

В черной бурке, в серенькой черкеске

Ты не сходишь с вечного поста!

9 ученик:

«Коста» (сл. А Басиева)

Ты юн, Коста, ты наш ровесник,

Хоть и не счесть твоих седин.

Ты правдой, болью был и песней

И мудрым словом- осетин.

Воспитатель:

А теперь мы должны отгадать, из каких произведений к нам пришли эти герои (дети отгадывают загадки) .(слайд 8)

Ответы детей:

Кошка - из произведения «Киска»

Петух - «Петушок»

Мать - «Мать сирот»

Птица - «Дети и птичка»

10 ученик:

Великий сын Кавказского народа!

Уж минуло тебе не мало лет

Но образ твой не стерли дни и годы

В Осетии все помнят твой завет.

11 ученик:

Алания!

Чудесный край Отчизны!

Где Терек наш, сбегая шумно с гор,

Поет нам песнь о новой, светлой жизни,

Ведет о Нартах мудрых разговор.

12 ученик:

В горах сверкают зори золотые,

Над ними мрак развеян на всегда.

В кавказском небе всей России

Горит Осетии счастливая звезда.

Воспитатель:

Рефлексия

Вопрос к детям:

1 Чей портрет вы видите?

2. Кто такой Коста Леванович Хетагуров?

4 Где родился Коста?

Воспитатель: Закрываем литературную гостиную словами Вассо Абаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста. Махæн та ис Къоста».



© 2010-2022