• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Концепция воспитательной деятельности Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурно-исторических ценностей музейной педагогики

Концепция воспитательной деятельности Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурно-исторических ценностей музейной педагогики

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Труновского муниципального района











Концепция воспитательной деятельности

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурно-исторических ценностей музейной педагогики

Возраст учащихся: 11-13 лет

Срок реализации: 3 года



Автор: Измайлова Евгения Игоревна,

классный руководитель 6 класса,

кандидат исторических наук,

руководитель школьного музея МКОУ СОШ №3

село Безопасное, 2014-2017 год

Пояснительная записка

Важное место в жизни каждого ребёнка занимает школа, которая отражает жизнь современного общества. Моей задачей, как педагога, является оказание помощи ребёнку в выборе правильного направления в жизни, для того, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшнего мира. Необходимо научить его ориентироваться в культурно-исторической среде.

Воспитание - один из важнейших компонентов образования. Основными задачами его являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Возраст учащихся среднего звена школы является наиболее благодатным для системы духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития собственных и общественных интересов и жизненных идеалов.

Концепция моей воспитательной работы подразумевает создание условий для самореализации и самоутверждения учащихся, а это, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту, гражданской зрелости и духовности, ориентацию на успех.

Нравственные проблемы всегда были актуальными. Выдающиеся реформаторы России, смотря на молодое поколение, понимали, что от воспитания патриотически настроенных, и духовно-нравственных государственных людей зависит будущее страны. Духовно-нравственное воспитание проявляется в любви и преданности к своей Родине, родной земле, своему народу, его культуре и истории. Поэтому, в необходимости работы по патриотическому воспитанию школьников и сейчас никто не сомневается.

Становление гражданина России, как высоконравственной личности, предполагает осознанное восприятие школьниками традиций, ценностей, особых форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни своего народа, которые обеспечивает музейная педагогика.

Целью концепции является обеспечение условий для патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в культурно-исторической среде посредством музейной педагогики.

Для выполнения цели концепции, я поставила следующие задачи:

-способствовать формированию патриотизма, активной гражданской позиции и понимания прав и свобод личности;

-повышать уровень духовной культуры учащихся;

-прививать детям любовь к своей малой родине;

-привлекать учащихся к работе, связанной с сохранением культурного и исторического наследия;

-формировать у детей чувства национальной гордости, национального самосознания и способность понимать людей других культур, языков и религий;

-вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в самореализации на благо Отечества, но это не означает только одну любовь к своей родине. Это гораздо большее. Это - сознание своей необходимости быть вместе с Родиной в ее повседневные и трагические дни.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения является сегодня актуальной задачей государства, общества и образовательных учреждений страны. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности.

Применение музейной педагогики позволяет создать условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея. Она предполагает формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, освоение нового типа учебных занятий, использование системы критериев и оценок образовательного результата музейной педагогики.

Объектом музейной педагогики является культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, которые формируют свободную, творческую, инициативную личность.

Ключевыми понятиями являются: музейный предмет, музейная культура, музейная коммуникация. Музейная педагогика воздействует на систему ценностей учащихся, приобщает к истинной культуре, делает их творцами, а не потребителями.

Технологии музейной педагогики включают игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Историческое осознание помогает учащимся ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном пространстве, осознать преемственность поколений и свою историческую идентичность.

Главную роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников, в рамках моей концепции, отводится непаспортизированному школьному музею «Наследие».

Цель музея - содействие воспитанию познавательных интересов и способностей, расширению кругозора и овладению школьниками практическими навыками поисково-исследовательской деятельности в культурно-исторической среде. Он способствует совершенствованию образовательного и воспитательного процесса.

Направления деятельности, которые я использую в работе музея, являются: поисково - собирательские, экспозиционные, экскурсионные.

Деятельность школьного музея предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Огромную роль в этом играют музейные уроки, которые формируют базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальную солидарность.

Я считаю, что проблема патриотического воспитания приобретает особую значимость, только в том случае, когда речь идёт о социализации учащихся, особенно у обучающихся, которые имеют негативный социальный опыт, низкий потенциал жизненной самореализации и потребительское отношение к жизни. Именно приобщение учащегося к культурным ценностям может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания патриотизма, гражданственности, социальной активности личности, поможет преодолеть ему негативные факторы при выборе жизненного пути.

Сегодня уже очевидна огромная роль музеев и музейных уроков в системе социального воспитания школьников, так как именно музей становится тем местом, где органично соединяется исторический опыт и современная культура, пересекаются культурно-исторические, временные и национальные традиции.

Историко-культурное наследие - это ценность, которую оставили нам наши предки. Она воплощена в материальных объектах, обычаях, в образе жизни и духовно-культурных памятниках. Поэтому, я считаю, особенно важным вовлечение подрастающего поколения в работу по поиску и сохранению культурно-исторического наследия своей малой родины.

В нашем школьном музее предоставляются большие возможности для ознакомления воспитанников с огромным пластом культурно-исторических и духовных ценностей, а моя задача, как педагога и классного руководителя, максимально использовать эти материалы в воспитательной работе.

Подлинные исторические музейные документы обладают важным образовательно-воспитательным потенциалом. А эффективное их использование имеет огромное значение для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания.


Направления в реализации концепции


  1. Духовно-нравственное воспитание.

Школьный непаспортизированный музей «Наследие» является своеобразной «книгой памяти», где хранится и передается как эстафета потомкам память прошлого, поддерживается и развивается связующая нить времен и поколений, где познаётся история и культура, как Ставропольского края, так и своей малой родины. Скромные коллекции школьного музея оказываются незаменимыми в воспитании. Каждый предмет, каждый музейный экспонат можно потрогать, можно почувствовать через него некую связь с прошлым, попытаться проецировать происходящее на настоящее или будущее. Несмотря на поток информации, которая делает доступным для каждого школьника любое музейное собрание, личный контакт с музейным экспонатом ничто заменить не сможет. В этом и заключается феномен школьного музея. Он может рассматриваться в контексте как музейного, так и единого образовательного пространства, в котором музей и школа выступают в качестве равноправных партнеров.

  1. Историко-краеведческое воспитание.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов. Это «Ставропольская крепость», «История образования в селе Безопасном», «История здравоохранения в селе Безопасном». Особое место в нашем музее занимает материал, который посвящен Великой Отечественной войне. Этому посвящены такие темы, как: «Война пришла на Северный Кавказ», «Село Безопасное в годы Великой Отечественной войны», «След на Земле» - посвящен Герою Советского Союза, нашему земляку В.Ф. Громакову. В фондах музея имеется большая коллекция документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне, что позволяет более полно раскрывать молодому поколению события и факты минувших лет.

Важнейшим средством воспитания гражданственности и патриотизма школьников является краеведческая деятельность. Только зная свои корни, можно создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система работы по историческому краеведению. В нее вошли краеведческий компонент на уроках истории и обществознания, географии и литературы, во внеурочной работе. Экспозиции и материалы музея используются на уроках, на занятиях кружков, при подготовке рефератов, написании научно-исследовательских работ учащихся. Особенно они важны при подготовке к памятным и юбилейным датам. Это способствует лучшему усвоению учениками программного материала по истории страны, обществознанию, мировой художественной культуре, литературе. Формирует и укрепляет патриотический настрой подрастающего поколения.

Таким образом, в работе музейными средствами осуществляется деятельность по воспитанию, обучению, развитию, социализации молодого поколения, решаются задачи воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи, развивается чувство гордости за свою Родину.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданское воспитание, помогает формировать духовную, высоконравственную личность, способную творчески трудиться на общее благо, оказывая помощь престарелым и ветеранам Великой Отечественной войны, вести научный поиск по обозначенной проблеме, гордиться делами старшего поколения, сумевшего победить фашизм. В музее проводятся праздничные дни воинской славы, классные часы, уроки мужества.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия посвященные Дню края, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств я провожу такие мероприятия, как урок «Я - гражданин России», конкурс стихотворений "Моя малая родина", уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ и организую выставки детского творчества.

  1. Интеллектуально-познавательное развитие школьников.

Я считаю, что развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение кругозора, формирование целенаправленного интереса к познанию, посредством рационального мышления и проявления себя в окружающей среде. Участвуя в поисковой работе, в конкурсах, мероприятиях ребята узнают историю страны, родного села, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности.

Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучаемых интеллектуальных приёмов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. Разработка проблемы предполагает не только рассмотрение особенностей интеллектуальной деятельности учащихся, но и формирование интеллекта учащихся.

Интеллектуально-познавательное направление деятельности в моей концепции реализуется путем интеграции урочной и внеурочной деятельности: в урочной работе через получение дополнительных знаний на факультативах и участие в олимпиадах, а во внеурочной деятельности - в ходе интеллектуальных игр и конкурсов, исследовательской деятельности учащихся.

  1. Сотрудничество с семьей.

В семье начинается становление личности ребенка как гражданина и патриота. Я, как классный руководитель, для обеспечения сохранения и развития преемственности, в процессе воспитания ребенка, поддерживаю тесные связи с семьей, стараюсь создать общее школьно - семейное пространство для обучения и воспитания.

Моя концепция подразумевает, что сотрудничество родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

  1. Спортивно-оздоровительная работа.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность в классе нацелена на формирование у учащихся и родителей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек.

Спортивно-оздоровительная работа в классе направлена на пропаганду здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого ученика. Ведется популяризация занятий физической культурой и спортом. В рамках месячника мужества проводятся разные мероприятия: День защитника Отечества, школьный военно-спортивный праздник «Экипаж», победители которого принимают участие в районной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта; военно-спортивная игра в 6-7 классах. Учащиеся ежегодно участвуют в районной военно-спортивной игре «Орленок».

Ожидаемые результаты

  1. Концепция подразумевает создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующая воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.

  2. Укрепляет связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

  3. Создает единое воспитательное пространство в социуме.

  4. Усиливает ориентацию школьников на духовные ценности, воспитывает юного гражданина, патриота своей Родины.

  5. Воспитывает духовную личность, которая стремится к познанию и поиску жизненных ценностей, к милосердию и доброте.

© 2010-2022