- Преподавателю
- Классному руководителю
- Игра «Поле чудес» по теме «Нам от болезней всех полезней»
Игра «Поле чудес» по теме «Нам от болезней всех полезней»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Родионова В.В. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игра «Поле чудес» по теме «Нам от болезней всех полезней»
Цель: формирование представлений о разнообразии и значении лекарственных растений.
Обучающие задачи:
-
пополнить знания детей о лекарственных растениях;
-
развивать познавательную активность.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать бережное отношение к растениям,
-
способствовать сплочению детского коллектива посредством совместной творческой деятельности.
Коррекционно-развивающий задачи:
-
развивать память, мышление, наблюдательность; обогащать словарный запас детей, их кругозор;
-
формировать навыки пространственной ориентировки;
-
способствовать раскрытию актёрских способностей.
Ход мероприятия.
-
Организационный момент. Целеполагание.
Ведущий. Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Ее леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необозримых просторах, точно золотые россыпи, разбросаны дикорастущие растения. А знаете ли вы, что среди всех этих деревьев, кустарников, трав у вас есть друзья, обладающие лечебными свойствами? Благодаря широкому распространению, доступности и ценным свойствам, лекарственные растения используются с древних времен. Опыт их применения накапливался веками и привел к созданию народной медицины. Появились знахари - «знающие люди», которые со временем становились обладателями тайн траволечения. Посвящая в эти тайны своих детей, знахари передавали накопленный опыт следующим поколениям.
Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (Ответы детей)
Тема нашего занятия «Нам от болезней всех полезней» это могут быть и цветы, и деревья, и травы, и овощи, и злаковые культуры.
Кто может назвать злаковые культуры? (Ответы детей)
Занятие будет проходить в виде игры «Поле чудес».
-
Игра «Поле чудес»
Первый тур
Вопросы первого отборочного тура:
-
Растение, которым сводят бородавки. (Чистотел.)
-
Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)
-
Лиственное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. (Береза.)
Задание. Острые шипы - характерная особенность этого кустарника. В Южном Казахстане это растение образует в горной местности непроходимые заросли. По народным поверьям, эти колючие кустарники не подпускают к себе посторонних, а потому способны защитить человека от злых духов, насылающих болезни. Древние тюрки, размахивая над колыбелью заболевших детей колючими ветками, пытались таким образом выгнать из жилища злых духов и вместе с ними болезни. Особенно ценным оказалось это растение в годы Великой Отечественной войны: оно помогло многим раненым воинам. Плоды его употреблялись в свежем вида, а из сухих мололи муку. Из такой муки в госпиталях выпекали хлеб. Назовите это растение. (Боярышник.)
Театральный экспромт «Трава здоровья».
Шла девочка Маша по лесной тропинке. Шла, напевала песенку, и не замечала, что топчет она совсем неприглядную глазу траву. Но вдруг она споткнулась о булыжник и разбила коленку. Ушибла так сильно, что появилась кровь.
«Что же делать? Ни воды, ни зелёнки, ни бинта, - подумала Маша. - Как быть? Как обработать мне ранку?» И вдруг услышала.
- Помочь тебе могу я.
А Маша гневно:
- Кто ты такой? Как ты мне можешь помочь?
- А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне всё-равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь, чтобы вырасти, мне нужно много времени. Моё маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелёк. Пройдёт время, корешок потолстеет, стебель нальётся силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.
- Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь, - отвечает Маша, - Как тебя зовут?
- Подорожник.
- Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. (Взялись за руки, кружатся) Дружить и помогать друг другу.
Второй тур
Вопросы второго отборочного тура:
-
Как называется растительный мир? (Флора.)
-
Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа.)
-
Из этого витаминного растения варят зеленые щи. (Щавель.)
Задание. Как и картофель, это растение в Европу привезли испанские моряки из эскадры Христофора Колумба. Для американских индейцев оно было главной пищей. Семена растения варили и жарили, из них же готовили напитки, а отваром из листьев лечили больных. Стебли служили дровами, из них также сооружали хижины-вигвамы. Для индейцев не было более полезного растения, чем это! О нем слагали легенды и песни. Многие племена почитали бога Тлалока и богиню Синтеотль, которые будто бы создали это растение и научили людей выращивать его. Этим богам приносили в жертву хлеб, выпеченный из семян этого растения. Что же это за растение? (Кукуруза.)
Игра «Посадка картошки»
Создаются две команды. Первый игрок держит в руках мешочек с пятью картофелинами. На расстоянии двадцати шагов от каждой команды начерчены 5 кружков. По сигналу первые игроки от каждой команды бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит сажать картошку.
Третий тур
Вопросы третьего отборочного тура.
-
У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как оно называется по-научному? (Алоэ.)
-
Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань.)
-
Целебный цветок - предок всех роз. (Шиповник.)
Задание. С уважением и благодарностью вспоминаем мы Древнюю Грецию. Там более двух с половиной тысяч лет назад были проведены первые Олимпийские игры - праздник мира, мужества и красоты. Одной из наград победителям был венок из растения, у которого ценны и корешки, и вершки, и семена. Этот пряный овощ имеет «каменное» имя, так как в переводе с греческого означает «камень». Этим именем называли мальчиков в надежде, что они будут стойкими к невзгодам, крепкими, как камень. (Петрушка.)
Финал
Задание. Русское название этого кустарника происходит от тюркского слова, обозначающего цвет его плодов. Казахи называют плоды этого дерева «шайтановой ягодой». Это связано с забавной легендой. Когда Аллах одарил людей растениями, то черт выпросил себе именно это, думая, что если оно рано цветет, то и плоды даст раньше всех. Но черт просчитался: созрели яблоки, груши, сливы, а плоды этого дерева остались зелеными, кислыми, терпкими. Отказался тогда черт от подарка, а осенью люди набрали полные корзины вкусных ягод и посмеялись над чертом. Высушенная мякоть плодов этого кустарника повышает иммунитет, а из древесины делают музыкальные инструменты. Что это за растение? (Кизил.)
Суперигра
Задание. Об этом растении мы вспоминаем обычно тогда, когда у нас болит горло: покупаем в аптеке настойку для полоскания. Лекарство готовят из листьев, которые обладают целебными свойствами. Родина этих деревьев - Австралия. Растут они очень быстро и нередко достигают стометровой высоты. Эти деревья помогают людям осушать болота, так как их корни действуют как насосы. Побережье Черного моря в Грузии в прошлом пользовалось дурной славой из-за комаров - разносчиков малярии. Запах листьев этих деревьев, высаженных там во второй половине XIX века, напрочь отпугнул малярийных комаров. Листва у этого дерева не опадает ежегодно, но зато кора вздувается пузырями, свертывается и падает на землю, и тогда стволы делаются голыми и гладкими. Поэтому в народе это дерево называют «бесстыдницей». О каком дереве идет речь? (Эвкалипт.)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Поднять жетон определённого цвета.
- Кто доволен своей работой - зелёный.
- Кто не очень - жёлтый.
- Кому не понравилось на занятии - красный.
- С поставленной задачей справились или нет?
-
Награждение победителей.
-
Творческое задание.
Давайте, ребята, нарисуем знакомое вам лекарственное растение, которое когда-то вам помогло. (Травы, деревья, цветы, ягоды)
5