- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Влияние семьи на развитие личности ребенка
Статья Влияние семьи на развитие личности ребенка
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карнаухова Н.Ю. |
Дата | 17.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Карнаухова Наталья Юрьевна
Учитель математики МБОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа»
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ.
Известно, что "проблемные", "трудные", "непослушные", "всевозможные" дети, так же как дети с "комплексами", "забитые", "несчастные"- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности-дисгармонии личности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи.
Иногда семья - благополучная, бес проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?
"Внутренний мир ребенка",- пишет Т.А. Флоренская (Ι)-это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья. И как отмечает священник Валентин Марков, "…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья-это целостный организм. И проблема молодого росточка - это, в первую очередь, проблема почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! "
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.
В атмосфере любви и близости общение ребенка с родителями становится эмоционально насыщенным, удовлетворяются его потребности в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. У ребенка развиваются природные способности, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие, которое стимулирует стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству, он высоко активен, имеет взаимодополняющие образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения своей семье.
Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мать. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения и отвержения, придавая эмоциональную окраску всем окружающим ребенка вещам. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью - ведь известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.
Однако для нормального воспитания, а значит, и развития личности ребенка в семье, необходимо наличие обоих родителей. Мать и отец существенно дополняют друг друга при воспитании детей. С возрастом детей увеличивается степень влияния на них отцовского воспитания. Его социальный статус очень важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт общения с обоими родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведения, исключение из воспитательной ситуации мужчины ограничивает раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, снижает адаптационные способности, ведет к нарушению гармонической структуры личности. Из- за дефицита мужского авторитета образ мужчины формируется обедненным и неадекватным, что приводит впоследствии к упрощенности в межличностных отношениях.
В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивно межличностное взаимодействие. Опросив старшеклассников своей школы из полных и неполных семей , я выяснила, что дети из неполных семей чаще пользуются советами своих друзей и подруг, 30% детей из неполных семей отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. У детей из неполных семей наблюдается высокий уровень тревожности. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной- 39%, в полной- 22% ), беспокойство за здоровье родных ( 46% и 35% )сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на учебу в СУЗах ( в неполной-32%, полной-30% ), чем на поступление в ВУЗ ( в неполной-0%, полной-38% )
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация не полной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как показали результаты исследования , у 11 % детей нашей школы из неполных семей чаще возникают нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера. В то же время холодная, конфликтная атмосфера полной семьи не может быть признана, благоприятной для развития ребенка - слишком важна для него эмоциональная связь с родителями.
Такие семьи относятся к числу неблагополучных. В ходе (методика Р. Жиля.5) исследования в нашей школе выявлено 7 семей группы риска. Полученные результаты показывают наличие определенных проблем: у детей занижена социальная адекватность поведения, в ряде случаев дети демонстрируют повышенный уровень агрессии, любознательность напротив на недостаточном уровне. Иногда можно наблюдать стремление к уединению. В качестве возможных причин, повлекшим за собой возрастание этих черт является то, что:
-ребенок не чувствует себя в семье;
-дети растут в условиях нехватки ласки; боятся наказания;
-в семье - неблагоприятная обстановка;
-установлена закономерность: дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются, плохо подготовлены к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значительно чаще, чем браки заключенные выходцами из гармоничных семей.
Таким образом, все эти моменты формируют духовно-душевно телесную гармонию( или дисгармонию ) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой вырастают практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:
-отношения к себе;
-стиль отношения с другими людьми;
-представление о себе как о мужчине или о женщине;
-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;
-жизненный смысл;
-стремления, идеалы;
-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: " Мать, праведная - ограда каменная"; " Отец сына не на худо учит" и т.д.
Таким образом, семья - основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное "Я". Безусловная любовь к ребенку - та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Таким образом, семья - это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Список используемой литературы:
-
Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.
-
Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново 2005 г
-
Калабухина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы. Семья в России. Москва 1995. 1-2. с. 166-175.
-
Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.
-
Каменева Т.А., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как обьект социальной помощи. Курск 2001.
-
Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.