Моделирование национального образования в полиэтничном регионе

В педагогической науке в последнее время появилось множество категорий (понятий), отражающих специфику работы школы, работы учителя в школе. Особое место среди них занимает понятие «Школа в пространстве культуры и культурное пространство современной школы». Теоретическое обоснование сущности культурного пространства представлено Ю.С. Бродским, Л.А. Пиковой, В.А. Шишкиной, Л.М. Баткиным и др. и это имеет прямой выход на культурное пространство школы, любого образовательного учреждения и в целом к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование национального

образования в полиэтничном регионе

Конькова Н. Л., старший преподаватель

Областного института повышения квалификации ЕАО,

аспирант Приамурского государственного университета

им. Шолом-Алейхема, г.Биробиджан.

[email protected]

Kon'kova NL, Senior Lecturer
Regional Training Institute EAO
Priamursky State University graduate student
im.Sholom Aleichem, Birobidzhan.
[email protected]

В статье рассматривается проблема о необходимости использования в учебно-воспитательном процессе национально-регионального содержания, что существенно обогатит культурное пространство образовательного учреждения и, несомненно, будет способствовать патриотическому, экологическому воспитанию, формированию познавательного интереса.

Ключевые слова: Школа в пространстве культуры, культурное пространство современной школы, поликультурное пространство, геополитическая направленность образования,

The article deals with the problem of the need to use in the educational process of national and regional content, which greatly enrich the cultural space of an educational institution, and will undoubtedly contribute to the patriotic, environmental education, formation of cognitive interest.
Tags: School in the cultural space, cultural space of the modern school, multicultural space, geopolitical orientation of education,

В педагогической науке в последнее время появилось множество категорий (понятий), отражающих специфику работы школы, работы учителя в школе. Особое место среди них занимает понятие «Школа в пространстве культуры и культурное пространство современной школы».

Теоретическое обоснование сущности культурного пространства представлено Ю.С. Бродским, Л.А. Пиковой, В.А. Шишкиной, Л.М. Баткиным и др. и это имеет прямой выход на культурное пространство школы, любого образовательного учреждения и в целом культурного пространства региона. Особой проблемой в образовании является сознание пространства культуры, адекватного полинациональной общности людей, живущих на этой территории.

Понятие «культурное пространство» в современной науке и практике трактуется не однозначно и, в связи с этим, в обыденном и научном понимании с позиций средового подхода рассматривается по-разному. Соответственно, по-разному понимается и механизм моделирования культурно-воспитательного пространства. С позиций обыденного сознания моделирование его воспитательного пространства представляет содержание условий эффективной культуросообразной среды. С позиции научного подхода - это создание взаимоотношений ребенка с личностно значимой средой.

Проведенное Дуничевой О.Н. [4] исследование (под руководством к.п.н. В.К. Григоровой) показало, что детское общественное объединение является продуктивным культурно-воспитательным пространством для освоения детьми культуры мира и обладает действенным потенциалом в силу особых характеристик, таких как: добровольность выбора, отсутствие жесткой оценочной системы, деятельность по интересу и выбору, культура диалога на уровне как межличностного, так и межкультурного общения, наличие возможности индивидуализировать формы работы сообразно психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям.

Педагогическая поддержка взросления ребенка в детском общественном объединении поощряет проявление ребенком творчества, инициативы, собственной позиции в совместных делах, способствует гармонизации личности школьника, его самопознанию, самосовершенствованию и самореализации в миротворческой деятельности.

Организация культурно-воспитательного пространства детского объединения путем ненасильственного насыщения различных видов деятельности миротворческим содержанием содействует выработке ребенком приоритетов культуры мира для построения ценностного основания собственной Я-концепции. Конкретными средствами создания фундамента индивидуальной культуры мира выступали коллективные творческие дела, тренинги общения, взаимодействия, Вышеперечисленное приводит к увеличению динамики качественного изменения ценностного ядра личности школьников, повышает их эмпатические возможности и способствует снижению агрессивности.

Создание миротворческой культурно-воспитательной среды в детском сообществе способствует принятию, присвоению ребенком ценностей культуры мира, поскольку его саморазвитие будет проходить через привлекательную, активную, ненасильственно насыщенную миротворческими идеалами среду.

Интерактивность детского объединения, комфортность общения и равноправность позволяет ребенку активно взаимодействовать со взрослыми, в том числе и с родителями, опираться на свой собственный внутренний мир во взаимоотношениях с другими, проявлять свою субъектность, что, в целом, повышает веру ребенка в себя и собственные силы и закладывает гармоничную личностную основу для дальнейшего развития индивидуальной культуры мира.

Использование целевой программы повышает возможности детского объединения в воспитании школьников, поскольку придает работе целенаправленный характер и является продуктом творческой инициативы ребенка по планированию такой деятельности детского сообщества, которая удовлетворяет основные потребности в общении, совместном творчестве, самопознании, самореализации, саморазвитии. Особенное влияние в плане воздействия на сознание и эмоциональную сферу личности оказывает использование национально-регионального компонента.

Методы и организационные формы образования приобретут более выраженную региональную направленность, если они будут сопряжены не только с уроками и аудиторными занятиями учащихся и студентов, но и с их активным взаимодействием с дальневосточной природой, источниками народной мудрости и культуры. Организационными структурами, естественно, являются существующие учреждения образования и органы управления ими. Необходима модификация их деятельности, направленная на совершенствование методов и организационных форм образования, усиление краеведческого аспекта содержания.

В любом полиэтничном регионе России национально-культурологическая направленность образовательной (школьной) деятельности предполагает синтез и взаимопроникновение сопредельных культур. Культура ЕАО - своеобразный феномен духовной жизни многих поколений. Она многослойна и несет в себе особенности различных этносов, населявших и населяющих территорию ЕАО. С полным правом мы можем назвать это пространство не просто культурным, но и поликультурным.

Действующая модель национального образования полиэтничного региона включает одновременно функционирование русской национальной школы, еврейской национальной школы, других межнациональных учебных заведений.

Кроме того современное образование на Дальнем Востоке России должно противостоять попыткам под видом «благотворительности» с помощью чуждых российскому менталитету идей и мировоззрений влиять на духовные ценности и сознание дальневосточников. Школа ДВ России должна стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития и опираться как на общепедагогические принципы, так и на систему принципов, специфичной для дальневосточной системы образования:

сопряженность регионального образования с общероссийским;

сопряженность российского образования с образованием в странах АТР;

полинациональный и поликультурный характер дальневосточного образования;

единство культурного территориального пространства и образовательных институтов Дальнего Востока;

опора образования на ценностные ориентиры коренных дальневосточников и потребности населения Дальнего Востока;

геополитическая направленность дальневосточного образования [1].

Реализации целей образования будет способствовать более активное включение в образовательный оборот литературы Дальнего Востока, книг дальневосточных писателей наряду с изучением произведений классиков отечественной и мировой литературы, а также незаслуженно забытых учебников, учебных пособий и научных изданий дореволюционного и советского периодов, работ авторов «русского зарубежья», показывающих как позитивные явления глобального характера с различных точек зрения, так и вскрывающих причины кризиса и разгрома российской культуры и культуры малочисленных народов Северо-Востока, Приамурья и Приморья, зовущих к возражению этих культур и их развитию. Это будет способствовать тому, что учащиеся будут воспринимать родной край во всей противоречивости его исторической судьбы, во всем его многообразии и красоте. Особое значение для становления и развития личностного отношения к Дальнему Востоку как к «малой родине» имеет изучение дальневосточной литературы, произведений писателей и поэтов, живших и творивших, живущих и творящих на этой территории: исследователя Дальнего Востока В.К. Арсеньева, писателей и поэтов В. Ажаева, А. Вахова, Н. Задорнова, В. Иванова, Р. Казаковой, Д. Кимонко, П. Комарова, Б. Копалыгина, С. Кучеренко, А. Кымытваль, Л. Мипанич, Н. Наволочкина, Д. Нагишкина, А. Пассара, П. Проскурина, Ю. Рытхэу, Ю. Салина, С. Смолякова, В. Сысоева, А. Фадеева, П. Халова и др.

На территории области с успехом для дела регионального литературного образования возможно использование публикаций о природе, строительстве и людях ЕАО, стихи, рассказы о региональных писателях и поэтах Х. Бейдере, Д. Бергельсоне, И. Бронфмане, Л. Вассермане, А. Вергелесе, С. Галкине, Т. Гене, С. Гординере, М. Гольдштейне, С. Гордоне, С. Грузберге, Г. Добине, Э. Казакевиче, Л. Квитко, А. Кушнирове, А. Лизене, П. Маркише, Б. Миллере, Д. Нистере, Б. Олевском, И. Рабине, Г. Рабинкове, И. Серебряном, Б. Слуцком, Р. Шойхете и их произведениях. Естественно, что многие из названных имен писателей и их произведения должны войти в литературное образование на территории области [2,3,5].

Историческое образование дальневосточников не может быть полноценным, если в его контекст не включена история родного края.

Особенное влияние в плане воздействия на сознание и эмоциональную сферу личности имеют исторические произведения местных авторов, в которых история сел и территорий представлена в судьбах людей. Книги об истории и судьбах людей - жителей ЕАО 30-х - 50-х годов Д.И. Вайсермана, региональные учебные пособия по краеведению, которые предназначены для комплексной ориентации учащихся в особенностях природы, природных богатств, рельефа, климата, промышленности и сельского хозяйства, культуры, науки и образования, истории этих территорий.

Методы и организационные формы образования приобретут более выраженную региональную направленность, если они будут сопряжены не только со школьными занятиями учащихся, но и с их активным взаимодействием с дальневосточной природой, источниками народной мудрости и культуры. Турпоходы и учебные экскурсии, экспедиции, участие в научных изысканиях совместно с учеными в дендрариях, заповедниках и заказниках, участие в проектной деятельности «Экологические проблемы региона», «Охрана редких и исчезающих видов растений и животных» и др., опыте рационального природопользования и др. - все это не может не способствовать развитию пристрастного отношения к своей «малой родине».

Организационными структурами, естественно, являются существующие учреждения образования и органы управления ими. Необходима модификация их деятельности, направленная на усиление краеведческого аспекта содержания, методов и организационных форм образования.

Образование, школа и культура - понятия неразделимые. В единстве их - путь развития личности в бесконечно расширяющемся и изменяющемся культурном пространстве и в пространстве культуры. Во временном измерении путь этот бесконечен. Общественный человек - это включенный в культуру человек, свободно ориентирующийся в ее контексте; овладевший высокими идеями, ценностями, исторически выработанными человечеством.

Литература:

1. Коцепция: «Российское образование на Дальнем Востоке» / Сост. Б.П. Андриевский, А.А. Врублевский, Е.Г. Миков, В.Г. Невструева, В.Н. Никитенко, Л.Г. Решке, Ю.С. Салин. Под общ. Ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: БГПИ; ИКАРП ДВО РАН, 1999. - 22 с.

2. Голубь, Б.М. Начало развития национального образования в ЕАО: региональные проблемы/Б.Н. Голубь - Биробиджан, 2001 - №5.

3. Голубь Б.М. К вопросу об этапах в региональном развитии. Тезисы. Ч. 2 / Отв. Ред. Ф.Н. Рянский. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1993. - с. 27.

4. Дуничева О.Н. Воспитание подростков в детском общественном обединении на принципах культуры мира. Дис. … канд. пед. наук, Биробиджан, 2005.

5. Кудиш Е.И. Литературное наследие Еврейской автономной области. - Биробиджан, 1995.



© 2010-2022