- Преподавателю
- Классному руководителю
- Принципы и направления в воспитании по В. В. Зеньковскому
Принципы и направления в воспитании по В. В. Зеньковскому
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скляренко И.Ю. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЗАЯВКА
на участие в педагогических чтениях, посвященных
педагогическому наследию В.В. Зеньковского
23 января 2015г.
Фамилия, имя, отчество Скляренко Ирина Юрьевна
Название ОУ, которое Вы представляете МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»
Должность, учитель русского языка и литературы
Е-mail [email protected] телефон 89501251698
Научное направление конференции Гуманистическая направленность педагогики В.В.Зеньковского
Название доклада (публикации) Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Участие (в качестве слушателя/ выступающего)
Принципы и направления в воспитании
по В.В. Зеньковскому
Зеньковский Василий Васильевич - русский религиозный философ, богослов, педагог - оставил русской педагогике большое наследие. В основе его трудов лежит первостепенная ценность православия для образования, принцип свободы личности и традиции дореволюционной школы, неразрывная связь между православием и русской национальной культурой.
Зеньковский В.В. много размышлял над целью воспитания, утверждая, что без правильной ее постановки невозможно добиться ожидаемого результата. Цель воспитания он видел не в том, чтобы избежать внутренних конфликтов в человеке, и не в том, чтобы дать простор духовному его началу, цель воспитания в «исцелении духовного начала» [3, 2], в «подготовке к жизни в вечности уже здесь, на земле» [3, 2]. Иначе это можно сформулировать как помощь детям в освобождении их от греха, в раскрытии ими образа Божьего.
Особое значение Зеньковский В.В. придавал дисциплине как воспитательной функции. Дисциплина, по его мнению, является своеобразным регулятором между духовным и эмпирическим воспитанием. Смиряя буйство влечений, она развивает самообладание и дает возможность воплотить в жизнь лучшее из задуманного.
В своей работе «Педагогика и психология» Зеньковский В.В. говорит о принципе иерархичного строения человека. Силы и свойства человека должны располагаться в нем в строгой иерархии. Созданная Богом иерархия была разрушена грехопадением Адама и Евы, и теперь человек, стремясь к совершенному соотношению своих сил и свойств, развивается. Важно показать ребенку этот путь, направить его на работу над собой, на овладение даром свободы.
Идея внутренней иерархичности человека не противоречит принципу «всецелой личности» [2, 241], согласно которому физическая, психическая и социальная жизни в человеке неразрывно связаны между собой. Более того, эти стороны являются инструментарием для развития основного начала в личности - его духовной жизни.
Каждое направление Зеньковский В.В. рассматривает, опираясь на принципы православной педагогики.
Физическое направление в воспитании педагог считает не только оправданным, но и необходимым, так как это основа устроения человеческого тела. Здесь главное - правильно установить формы и границы спорта и других форм физического воспитания.
Что касается психического направления, то здесь имеется в виду, прежде всего, воспитание дара свободы от тяжелых внешних и внутренних конфликтов современного человека. Особое значение приобретает авторитет, послушание которому при правильном его истолковании приводит к духовному здоровью, а при неправильном к еще более трагической раздвоенности в человеке.
Социальное направление в воспитании тесно связано у Зеньковского В.В. с национальным. Церковь рассматривается в рамках идеи «благодатной соборности» [2, 243]. Ни исторические, ни современные конфликты межнациональных отношений не могут зачеркнуть «сверхнационального единства перед Богом» [2, 243]. Помимо терпимости к другим национальностям воспитывается любовь и уважение к родному народу, его традициям.
Моральное воспитание рассматривается в рамках христианства. На пути к «исцелению болезней духа» [2, 244] недостаточно соблюдать законы и правила, установленные обществом. Только раскаяние через таинство покаяния, только истинное служение добру с преданностью Богу есть проводники морального воспитания.
Эстетическому воспитанию Зеньковский В.В. отводит значительную роль, выделяя две функции этого направления: низшую и высшую. Низшая функция эстетики служит развлечениям и играм, высшая питает душу через приобщение ее к красоте. Обе эти функции связаны друг с другом, нуждаются одна в другой. Выполняя только низшую функцию, эстетическое воспитание может привести к бесплодному созерцанию, не приводящему к эстетическому вдохновению, выполняя только высшую функцию, оно может привести к отрыву от живой реальности.
Важность интеллектуального воспитания неоспорима. Оно развивает инициативу ума, интуицию, творческие силы, расширяет кругозор, углубляет мировоззрение.
Религиозное воспитание происходит в поисках истины, правды, при участии в жизни церкви. Особое место здесь отводится развитию религиозного вдохновения, погруженности души в церковную жизнь.
Зеньковский В.В. говорит о принципах воспитания в свете христианской антропологии. Все эти принципы имеют место в современной школе, возможно, не совсем в понимании профессора, но ни одному из них нельзя отказать в важности и значимости, ведь «в воспитании мы ведем дитя, помогаем ему» [1, 15]. Аксиомой для современного учителя служит то, что задача педагога «зажечь детскую душу любовью к добру и правде» [3, 245].
Наследие Василия Васильевича Зеньковского, пронизанное гуманизмом и христианским миропониманием, и сегодня сохраняет свою актуальность, а принципы и направления в воспитании могут быть примером педагогического подвижничества. «Связать проблему воспитания с темой спасения значит уяснить себе смысл воспитания» [3, 245].
Список использованной литературы:
-
Зеньковский В.В. Педагогика и психология / Русская школа за рубежом. Прага, 1925.
-
Зеньковский В.В. Принципы православной педагогики / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
-
Зеньковский В.В. Что и как воспитывать / Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.