Классный час на тему Памятные места области. Чудотворная вернулась

История свой малой родины - история всей страны. Данная разработка включает  в себя материалы о истории Казанской иконы, собранные в периодическо печати, опубликованные  на страницах местных изданий. Она позволит учащимся окунуться в историю Жадовского монастыря, понять его притягательность,  пополнить пробелы в историческом прошлом родного края. Каждый из нас должен знать легенды и сказания о родной земле.       " О том, что Чудотворная  уцелела, мне стала известно от прихожан – рассказывает вл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чудотворная вернулась

О том, что Чудотворная уцелела, мне стала известно от прихожан - рассказывает владыка. - Когда человек, хранивший икону, узнал, что предполагается восстановить Жадовскую пустынь, он счел, сто больше не вправе держать ее у себя. Я знаю место, где ныне находится святыня, но пока не вправе открыть его. Передача иконы состоится тогда, когда на территории возрождаемого монастыря будет открыт храм. Несомненно, что это подлинная Чудотворная, а не список с нее. На ней есть следы от пожара и прочие особые приметы, известные еще с древности.

Насколько чтили симбиряне обретенную в 1709 году Жадовскую Чудотворную Казанскую икону Божией Матери, видно из того, как когда-то была украшена святыня. Ее серебряный оклад весил 426 граммов, золотая риза - около 800 граммов. Оклад был усыпан бриллиантами, рудами, яхонтами. Икона (ее размер всего 26,4 на 24,2 сантиметра) хранилась в малом киоте, вместе с которым вкладывалась в доску с изображением явлений и чудес Казанской иконы Богоматери. Ту доску покрывала серебряная риза весом более трех килограммов.

Святыню берегли, как зеницу ока. Она хранилась в покоях настоятеля Жодовского монастыря. Во время крестных походов монахи тоже носили подлинную икону, а не список. Об этом знали немногие. Предосторожность была не лишней - в июне 2926 года монастырь был ограблен. Потом выяснилось ( это подтверждено донесением сотрудников угро, поймавших вора), что украли не саму Чудотворную, о ее копию. В двадцатые годы святыня выглядела уже не так богато, ее драгоценное убранство было изъято большевиками. Последний час монастыря пробил в конце двадцатых. 28 ноября 1926 года совсекрктный циркуляр губотдела ОГПУ предписал «принять меры к окончательной ликвидации». Местные чекисты медлили - видимо, поднять руку на почитаемую их отцами и дедами святыню было непросто. 28 мая 1927 года новая реляция за подписью ГО ОГПУ Шийрона: «Поспешить с исполнением приказа». Нам пока неизвестны архивные документы, свидетельствующие о том, как проходила акция. Но в Жадовке и окрестных селах мы отыскали людей, которые знают об этой трагедии из первых уст. Вот свидетельство Александры Бронской, одной их духовных чад иеромонаха Виссариона - он отсидел 17 лет, но потом вновь вернулся в родные края.

Накануне ареста настоятеля монастыря архимандрита Каллиста предупредил об опасности кто-то из земляков. Игумен собрал братию: «Вы вольны покинуть монастырь и спастись от ареста». Монахи ответили, что понесут свой крест до конца. Тогда Каллист отпустил по домам 8 молодых послушников. Архимандрит сумел в ту ночь подменить икону, затем вынес ее под епитрахилью и передал ее престарелому врачу, что жил при монастыре. Врач спрятал святыню.

По одной из версий, он набил на нее жестяную икону того же размера. Все последующие годы, как эстафету, передавали святыню из одной семьи в другую. Говорят, что ее даже увозили в Ленинград, но потом, пройдя по цепочке людей, она вновь вернулась домой.

Патриарх Алексей 2 уже благословил открытие на месте Жадовской Казанско-Богородицкий мужской пустыни, в областной администрации решается вопрос о возвращении монастырю уцелевших строений. Его первым насельником станет отец Агафангел, крестник последнего иеромонаха старой Жадовской пустыни Виссариона. Так что жать нового явления Чудотворной осталось недолго.

По материалам газеты «Симбирские губернские ведомости» 13 апреля 1996г.


Из истории Ульяновской области.

Днем рождения Ульяновской области (не губернии, конечно же) считается 19 января 1943года. Она сложилась из 24 районов Куйбышевской области и двух - Пензенской. Забегая вперед, скажем сейчас у нас двадцать один сельский район. Бывший Астрадамовский вошел в Сурский, Малокандалинский - в Старомайнский, Николочеремшанский - в Мелекесский, Тагайский - в Майнский, Барановский - в Николаевский. Областной центр тогда, как и нынче, делился на четыре района: Володарский (теперешний Заволжский), Железнодорожный, Ленинский, Сталинский (Засвияжский).

Рождение области произошло с целью наиболее полного использования местных возможностей. Главнейшей задачей нового регионального образования оставалась максимальная поддержка флота.

Наша местность была буквально забита эвакуированными предприятиями, военными училищами, учебными заведениями. В Ульяновске и рядом с ним работали союзный наркомат внешторга, республиканский наркомат речного флота, Управление шоссейных дорог НКВД, размещались тыловые службы Военно-Морского флота, штаба Волжской военной флотилии, частично Приволжский военный округ, пять военных училищ, эвакогоспитали, институты. В областную «столицу» были эвакуированы заводы и фабрики из Москвы, Киева, Харькова и других городов. В Гурьевке обосновались две швейные фабрики - «Коминтерн» из Витебска, в Измайлове - эвакогоспиталь. В Барыше, Акшуате, других местах собирали силы стрелковые дивизии и более мелкие войсковые части.

Трудности в первые годы были колоссальные: ограниченное снабжение населения продуктами питания, нехватка людей на заводах и фабриках, старики, женщины да подростки в колхозах и совхозах, массовая септическая ангина в сельской местности. Всё это надо было преодолеть. Выстояли несмотря ни на что.

Сейчас некоторые политики, общественные движения, в частности, либерально - демократическая партия с её алогичным В. В. Жириновским, опять увлеклись реформой государственно-территориального устройства. Кое - кто предлагает вместо 89 оставить 28 субъектов Федерации. Ни тебе республик, ни краевых областей - одни губернии. Иные СМИ вовсю озвучивают эту идею. Нашу область уже успели «породнить» с Татарстаном, с центром, естественно в Казани. И название новому региону придумали - Волго-Камская губерния. Что тут сказать? Подобную гигантоманию страна уже проходила при разных режимах. Только жизнь простого люда при этом не улучшалась. Но это уже чисто субъективное мнение.



Из истории иконы.


Далёким от веры людям трудно представить, что столь маленький, размером чуть больше школьной тетради, образок с едва различимыми от времени ликами Богородицы и младенца Иисуса ценился нашими предками куда больше, чем все прочие сокровища Жадовской пустыни.

По приданию, образ был обретён в 1709 году. В тринадцати верстах от села Жадовка Карсунского уезда, на ключе где явилась икона, по началу срубили часовенку, потом началось строитель-

ство деревянной церкви. А в 1714 году на святом месте была основана Жадовская пустынь. Постепенно монастырь рос, возводились новые храмы, уже каменные. Чтобы приложиться к Чудотворной иконе, сюда стекались со всей Руси. В 1847 году епархия обратилась в Святейший Синод с просьбой разрешить крестной ход с Жадовской иконой Казанской Божией Матери по Сибирской губернии. Ходатайство было удовлетворено, и с тех пор ежедневно 15 мая или в ближайшее за этой датой воскресенье святыня на месяц покидала храм. Вместе с ней в путь отправлялось до десяти тысяч паломников. Чудотворную приветствовал весь Симбирск, архиереи выходили встречать её за семь вёрст от города…

История последнего крестного хода с Жадовской Чудотворной иконой Казанской Богоматери, совершённого летом 1927 года, драматична. В прежде секретном деле о её приносе, хранящемся в областном госархиве, как в капле воды, отразилось двуличное отношение тогдашних властей к религии. Ещё зимой архиепископ Иоанн отправил прошение в губернский административный отдел разрешить крестный ход. В своём письме владыко скрупулёзно перечислил все пункты, через которые будет следовать икона из Жадовки: Павловка, Юрловка, Нечаевка, Базарный Сызган, Красная Сосна, Архангельское, Куроедово, Мордовский Белый Ключ, Мордовская Кандарать, Вешкайма, Вырыпаевка, Таволжанка, Карсун, Большой Урень, Языково, Прислониха, Подлесное, Тагай, Копышевка, Козловка, Юшанск, Тетюшск, Баратаевка..Архиепископ с точностью до получаса указал время и порядок молебнов в ульяновских пригородных церквях, в которые будет по очереди переноситься святыня - их в списке 28.Обратный маршрут тоже был выверен точно: Белый ключ, Большие Ключищи, Елшанка, Карамзинка, Крюковка, Воецкое, Старое Матюнино, Сухаревка, Игнатовка, Поповка, Скорлядка, Беклемишево, Бутырки, Дурасовка, Ляховка, Беликово, Поповские Выселки, Попова Мельница, Новая Зиновьевка и Жадовка. Не удивляйтесь, если некоторые из перечисленных сёл не найдёте на карте, иные переименованы, иные списаны к "неперспективные".

Однако 30 апреля последовал отказ - власти запретили принос иконы в Симбирск "ввиду" того, что в епархии нет согласия между верующими синодального и староцерковного направления". Конфликт был надуманным, сторонников "обновленцев" в епархии была мизерная часть, это и их глава благочинный Ремизов. Почти месяц верующие добивались отмены запрета и, наконец, 24 мая ход разрешили… с 22 мая! Прихожанам Богородице - Казанской церкви в окрестностях Жадовки пришлось на своём собрании спешно менять маршрут следования иконы - на лошадях отправлять её на ближайшую станцию и оттуда - поездом в Ульяновск. Видимо, опасаясь за сохранность святыни, верующие избрали уполномоченных, которым категорически запретили передавать её в чужие руки. Они доставили икону в Ульяновск 29 мая, а через два дня ход был вновь запрещён. Основанием послужила жалоба одного из сопровождающих икону мирян, крестьянина деревни Новой Иванушкина: тот писал в губадмотдел, что якобы епархия нарушает договор о "дележе доходов от эксплуатации иконы". Решение было молниеносным - власти, "чтобы предотвратить

возможные эксцессы",

потребовали в течение 24 часов отправить икону на место её постоянного местонахождения. Видимо, взрыв возмущения верующих, узнавших о том, что святыню велено отправить обратно, был столь велик, что власти вновь пошли на попятную. Её нахождение в Ульяновске продлили до седьмого июля. Но обратно в Жадовку святыню решили отправить поездом, без крестного хода…

Последний настоятель уже не раз ограбленного большевиками монастыря архимандрит Каллист, пытаясь спасти святыню, пожертвовал всем. В списке предназначенных к изъятию ценностей, который его заставили подписать, там, где значилась "Обретенная Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская" святой отец начертал текст, который, быть может, стоил ему жизни. "Как материал - дерево и краски от древности ничего не стоит, а для верующих православных христиан как чудотворная и благоговейная чтимая святыня неоценима…" Наверное, священнослужитель надеялся, что люди, получившие приказ ликвидировать обитель, не посмеют поднять руку на святыню, которой их отцы и прадеды поклонялись два века. Наивным Каллиста не назовёшь - его трудами и волей Господа ликвидированный ещё в 1919 году монастырь существовал аж до 1926 года! Монахи не прятались по погребам и подвалам, в храмах обители шли службы. Питались они не подаянием - крестьяне отвели монастырю надел под пашню и огороды. Для жителей Жадовки и деревни Новой 26 монахов и послушниками не были "чуждыми элементами". Все клирики, как и сам настоятель - его мирское имя было Константин Егорович Павлов - крестьянского происхождения.

Каллист не мог не понимать, что обитель обречена, что ему лучше скрыться, ведь в гражданскую войну он был осуждён гобсудом за "участие в контрреволюционной деятельности". Однако архимандрит всё "преступление", которого заключалось в том, что он и в закрытом властями монастыре продолжал служить Господу, не оставил свою паству. Вряд ли Каллист знал, что его участь и судьба монастыря была решена: с 1926 года по линии угро и ОГПУ за Жадовской обителью

велось секретное наблюдение. Спустя год непокорный архимандрит был арестован. Икона же исчезла.

Версия, что архимандрит Каллист или кто-то из братии спасли Чудотворный образ от поругания, не так уж фантастична. В её пользу говорит то, что следы иконы не удалось отыскать в архивах. Для монахов же эта святыня была самой дорогой, самой чтимой - ведь с Чудотворной Жадовской иконы Казанской Божией Матери когда-то и началась их обитель.


© 2010-2022