- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования
Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малышева Е.П. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования во внеурочной деятельности
Вперед мы уже шли.
Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла…
Анатолий Рас
Сегодня уже никто не пытается спорить с тем, что новый мир имеет новые условия и требует новых действий. В образовании тоже наконец стало понятно, что вперед мы уже шли, шли долго! Теперь же мы стараемся двигаться в сторону здравого смысла! (по выражению писателя, автора известных афоризмов А.Раса) Именно поэтому не хотелось бы рассуждать о том, что современный образовательный процесс без ИКТ-компетентности, уже не просто ИКТ-грамотности, а именно компетентности - невозможен. Безусловно, работая в экономически благополучном регионе России, на Ямале, где очень многие школы являются экспериментальными апробационными площадками, где действительно действует проект "1 ученик - 1 компьютер", в рамках которого обученные тьюторы организуют семинары, мастер-классы, демонстрационные уроки, мы имеем все возможности для формирования ИКТ-компетентности у себя и своих обучающихся. В нашей школе с 2012 года внедряются ФГОС, тогда мы еще добавляли второго поколения, сегодня ФГОС ООО, и став классным руководителем пятого "пилотного" класса ФГОС с 2012 года мы имеем в своем распоряжении МИКК (мобильный интерактивный компьютерный класс) и АРМУ (автоматизированное рабочее место учителя). Поэтому говорить об эффектах и эффективности применения ИКТ на уроках истории и обществознания могли бы. Во всех наших ноутбуках загружены ЭОР на платформе «1С:Образование 4. Дом» Это очень удобные мультимедийные образовательные комплексы, которые действительно помогают обеспечивать совместную, но главное, асинхронную работу, ориентируясь на скорость каждого ребенка и его уровень. Создается электронная образовательная среда, формируется и постоянно пополняется реестр банка и сам банк электронных дидактических материалов по истории и обществознанию. Безусловно система управления классом Classroom management , установленная в кабинете, позволяет эффективно отслеживать работу каждого ребенка, организовывать работу как совместно, так и индивидуально, а при промежуточном и рубежном контроле задавать как необходимый минимум, так и максимум выполнения. Но как известно ИКТ-компетентность рассматривают сегодня не как цель овладеть, а как способ познания мира и возможность в этом мире ориентироваться.
Именно поэтому мы стараемся использовать все возможности нашего МИКК во внеурочной деятельности, которая согласно новым ФГОС является приоритетной. С пятого класса мы ввели в практику проектную деятельность, путем организации и публичной презентации Образовательных Событий (ОС). Это технология основанная на технологии нового, недавно появившегося в России, формата НRM-мероприятий, так называемого Корпоративного образовательного события (Corporative Education Event) и успешно эту практику развиваем. Нашей главной задачей было уйти от ориентации образования и воспитания на «процесс» и прийти к ориентации на «результат». И средства ИКТ играют немаловажную роль в подготовке к ОС школы. В нынешнем учебном году на финальном дне инсталляций ОС "Титаны нового времени. Спасибо вам за будущее" были представлены видеоролики снятые, смонтированные руками детей и озвученные ими: "Загадки Гоголя", "Великий Леонардо", "Ермак -покоритель Сибири", "Синематограф братьев Люмьер", "Этапы жизни Михайло Ломоносова", "Лебедь рак и щука в законах И.Ньютона" и многие другие. Причем ребята монтировали свои работы уже не только в простой программе Movie Maker, но и представляли почти профессиональные работы сделанные в программе Adobe Premier Pro у которой очень широкий спектр функциональных возможностей: импорт разноформатных аудио и видео файлов и изображений, отдельные звуковые и аудио дорожки, замедление и ускорение процесса воспроизведения, добавление статичных и бегущих титров, большой набор переходов и эффектов при монтаже и многое другое.
Кроме этого используя метод проектов мы решаем следующие проблемы: несформированность умений работать с информацией и различного рода источниками; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению проектирования; конечно же это еще и грамотная организация и информатизация досуга средствами ИКТ, чтобы хотя бы частично отвлечь подростков от электронных игрушек и привлечь к созданию собственных интеллектуальных продуктов, овладевая при этом информационной грамотностью. Таким образом можно говорить и о реализации деятельностного подхода.
В этом учебном году в рамках факультативного курса "Основы проектно-исследовательской деятельности" действительно серьезным достижением считаем запущенную, уже 7 "пилотным" классом ФГОС, конференцию школьников "Новые стандарты - проектируем сами", где наши дети имеют возможность представлять уже собственные проекты. Мы прошли определенный путь от коллективных и групповых проектов к индивидуальным. В рамках конференции "Новые стандарты - проектируем сами" ребята публично представляли собственные ИКТ-проекты: сайты "Бренды" мировой кухни", "Добро пожаловать в вооруженные силы РФ", сайт кафе "Мираж", правда пока в рамках бесплатного конструктора создания сайтов wix.com, видеоролики "В плену у гаджетов", "Моя "неполная" семья", "Война и мир" Льва Толстого", созданные программах Movie Maker, Sony Vegas , Adobe Premier Pro и множество собственных буклетов, журналов, настольных календарей, статей, собственных портфолио, сделанных в компьютерных программах Microsft Publisher или Microsoft PowerPoint. Очень гордимся нашим коллективным, социально-экологическим, мотивационным проектом видеороликом "СНАЙПЕР", ставшим лауреатом городского и всероссийских конкурсов, выигравшим грант на дальнейшую реализацию. Главное что когда мы вместе придумываем, снимаем, монтируем, озвучиваем наши проекты мы имеем возможность обращаться средствами ИКТ к главным и важным общечеловеческим ценностям - добру, милосердию, любви. Поэтому и проекты у нас в основном социальные, патриотические и экологической направленности. Именно в этом сегодня видим цель формирования ИКТ- грамотности и компетентности. По завершению работы средствами ИКТ нам удается получить значимые практические результаты, а также реализовать и личные цели учащихся. И поскольку работа в рамках конференции персональная (максимум парная), каждый ребенок может увидеть свой собственный результат. Кроме этого главные эффекты, которые мы получили - это желание ребят продолжать эту практику, а такая система внеурочной деятельности способствует социализации, учит продуктивному сотрудничеству, повышает мотивацию и компенсирует пробелы по овладению ИКТ. Не говоря уже об умении ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно отбирать, систематизировать, структурировать, анализировать, преобразовывать, сохранять и транслировать информацию, развивать креативное и творческое мышление, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Действительно достижением считаем разновозрастные занятия по формированию информационной компетентности, на которых подростки становятся тьюторами младших школьников (именно один из таких уроков был представлен на конкурс "Формула будущего -2015"). Это учебное занятие во 2 классе с привлечением учащихся 7 класса в качестве тьюторов обучения умениям работать по инструкции с компьютером (использование элементов технологии разновозрастного обучения): "Введение в проектирование" проектировалось в рамках проекта "1 ученик - 1 компьютер".
Основной дидактической задачей занятия для младших школьников являлось:
1. Формулирование цели и задач при проектировании
2. Приобретение умений при работе с рисунками (иллюстрациями) в программе MicrosoftPowerPoint (MPP)
Основной дидактической задачей занятия для семиклассников являлось:
1. Разработка инструкции для формирования умений при работе с рисунками (иллюстрациями) в программе MicrosoftPowerPoint (MPP) для второклассников
2. Тьюторское сопровождение учащихся 2 класса при работе с ПК.
Метапредметные знания и умения: работа по заданной инструкции, построение собственного проекта этажа «Пирамиды здоровья» (как «продукта» занятия), работа в паре со старшим учеником для 2 класса и с младшим для 7 класса, осуществление аргументированного выбора, навыки публичного выступления (для 7 класса), попытка формулировки задач (как шагов или этапов) для достижения цели для учащихся 2 класса.
Обучение способу деятельности: умение работать с избыточной информацией и перевод ее в другую знаковую систему.
В занятии использовались на наш взгляд яркие мотивационные вспомогательные приемы (корзины с «бутафорской» едой и цветовой прием распределения продуктов питания, просмотр фрагмента мультфильма). Удачным и действительно эффективным приемом для младших школьников считаем - перевод задач в ступени-шаги для достижения цели, каждая ступенька приближает к конечному результату. Ребенок уже во втором классе понимает, что для достижения далекой цели необходимы определенные действия и учится свои действия формулировать в задачи.
Работа на занятии была организована таким образом, что полученные учащимися метапредметные умения предполагались как побочный, сопутствующий предметным продукт. То есть учащиеся их приобретали несознательно, у них то была определена другая цель, актуальная для них. Это и есть соединение предметных с метапредметными УУД, согласно ФГОС ООО через получение предметных знаний - формируются УУД.
Безусловно эту практику мы будем продолжать и развивать, так как по признанию самих детей они получили позитивный и очень полезный опыт от организации такой работы.
Исходя из вышеизложенного определяются основные смыслы нашей работы:
Первое: мы сами придумываем, как организовать интересную, интеллектуальную школьную жизнь и единое образовательное пространство.
Второе: мы организуем неограниченное поле выбора, позволяющее каждому получить реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории овладения ИКТ.
Третье: мы организуем как совместный, так и индивидуальный досуг, внутренний и внешний PR "продукта" своей деятельности, интенсивную образовательную программу и оценку участников в процессе включенного наблюдения .