Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования во внеурочной деятельности

Вперед мы уже шли.

Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла…

Анатолий Рас

Сегодня уже никто не пытается спорить с тем, что новый мир имеет новые условия и требует новых действий. В образовании тоже наконец стало понятно, что вперед мы уже шли, шли долго! Теперь же мы стараемся двигаться в сторону здравого смысла! (по выражению писателя, автора известных афоризмов А.Раса) Именно поэтому не хотелось бы рассуждать о том, что современный образовательный процесс без ИКТ-компетентности, уже не просто ИКТ-грамотности, а именно компетентности - невозможен. Безусловно, работая в экономически благополучном регионе России, на Ямале, где очень многие школы являются экспериментальными апробационными площадками, где действительно действует проект "1 ученик - 1 компьютер", в рамках которого обученные тьюторы организуют семинары, мастер-классы, демонстрационные уроки, мы имеем все возможности для формирования ИКТ-компетентности у себя и своих обучающихся. В нашей школе с 2012 года внедряются ФГОС, тогда мы еще добавляли второго поколения, сегодня ФГОС ООО, и став классным руководителем пятого "пилотного" класса ФГОС с 2012 года мы имеем в своем распоряжении МИКК (мобильный интерактивный компьютерный класс) и АРМУ (автоматизированное рабочее место учителя). Поэтому говорить об эффектах и эффективности применения ИКТ на уроках истории и обществознания могли бы. Во всех наших ноутбуках загружены ЭОР на платформе «1С:Образование 4. Дом» Это очень удобные мультимедийные образовательные комплексы, которые действительно помогают обеспечивать совместную, но главное, асинхронную работу, ориентируясь на скорость каждого ребенка и его уровень. Создается электронная образовательная среда, формируется и постоянно пополняется реестр банка и сам банк электронных дидактических материалов по истории и обществознанию. Безусловно система управления классом Classroom management , установленная в кабинете, позволяет эффективно отслеживать работу каждого ребенка, организовывать работу как совместно, так и индивидуально, а при промежуточном и рубежном контроле задавать как необходимый минимум, так и максимум выполнения. Но как известно ИКТ-компетентность рассматривают сегодня не как цель овладеть, а как способ познания мира и возможность в этом мире ориентироваться.

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Именно поэтому мы стараемся использовать все возможности нашего МИКК во внеурочной деятельности, которая согласно новым ФГОС является приоритетной. С пятого класса мы ввели в практику проектную деятельность, путем организации и публичной презентации Образовательных Событий (ОС). Это технология основанная на технологии нового, недавно появившегося в России, формата НRM-мероприятий, так называемого Корпоративного образовательного события (Corporative Education Event) и успешно эту практику развиваем. Нашей главной задачей было уйти от ориентации образования и воспитания на «процесс» и прийти к ориентации на «результат». И средства ИКТ играют немаловажную роль в подготовке к ОС школы. В нынешнем учебном году на финальном дне инсталляций ОС "Титаны нового времени. Спасибо вам за будущее" были представлены видеоролики снятые, смонтированные руками детей и озвученные ими: "Загадки Гоголя", "Великий Леонардо", "Ермак -покоритель Сибири", "Синематограф братьев Люмьер", "Этапы жизни Михайло Ломоносова", "Лебедь рак и щука в законах И.Ньютона" и многие другие. Причем ребята монтировали свои работы уже не только в простой программе Movie Maker, но и представляли почти профессиональные работы сделанные в программе Adobe Premier Pro у которой очень широкий спектр функциональных возможностей: импорт разноформатных аудио и видео файлов и изображений, отдельные звуковые и аудио дорожки, замедление и ускорение процесса воспроизведения, добавление статичных и бегущих титров, большой набор переходов и эффектов при монтаже и многое другое.

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Кроме этого используя метод проектов мы решаем следующие проблемы: несформированность умений работать с информацией и различного рода источниками; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению проектирования; конечно же это еще и грамотная организация и информатизация досуга средствами ИКТ, чтобы хотя бы частично отвлечь подростков от электронных игрушек и привлечь к созданию собственных интеллектуальных продуктов, овладевая при этом информационной грамотностью. Таким образом можно говорить и о реализации деятельностного подхода.

В этом учебном году в рамках факультативного курса "Основы проектно-исследовательской деятельности" действительно серьезным достижением считаем запущенную, уже 7 "пилотным" классом ФГОС, конференцию школьников "Новые стандарты - проектируем сами", где наши дети имеют возможность представлять уже собственные проекты. Мы прошли определенный путь от коллективных и групповых проектов к индивидуальным. В рамках конференции "Новые стандарты - проектируем сами" ребята публично представляли собственные ИКТ-проекты: сайты "Бренды" мировой кухни", "Добро пожаловать в вооруженные силы РФ", сайт кафе "Мираж", правда пока в рамках бесплатного конструктора создания сайтов wix.com, видеоролики "В плену у гаджетов", "Моя "неполная" семья", "Война и мир" Льва Толстого", созданные программах Movie Maker, Sony Vegas , Adobe Premier Pro и множество собственных буклетов, журналов, настольных календарей, статей, собственных портфолио, сделанных в компьютерных программах Microsft Publisher или Microsoft PowerPoint. Очень гордимся нашим коллективным, социально-экологическим, мотивационным проектом видеороликом "СНАЙПЕР", ставшим лауреатом городского и всероссийских конкурсов, выигравшим грант на дальнейшую реализацию. Главное что когда мы вместе придумываем, снимаем, монтируем, озвучиваем наши проекты мы имеем возможность обращаться средствами ИКТ к главным и важным общечеловеческим ценностям - добру, милосердию, любви. Поэтому и проекты у нас в основном социальные, патриотические и экологической направленности. Именно в этом сегодня видим цель формирования ИКТ- грамотности и компетентности. По завершению работы средствами ИКТ нам удается получить значимые практические результаты, а также реализовать и личные цели учащихся. И поскольку работа в рамках конференции персональная (максимум парная), каждый ребенок может увидеть свой собственный результат. Кроме этого главные эффекты, которые мы получили - это желание ребят продолжать эту практику, а такая система внеурочной деятельности способствует социализации, учит продуктивному сотрудничеству, повышает мотивацию и компенсирует пробелы по овладению ИКТ. Не говоря уже об умении ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно отбирать, систематизировать, структурировать, анализировать, преобразовывать, сохранять и транслировать информацию, развивать креативное и творческое мышление, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Действительно достижением считаем разновозрастные занятия по формированию информационной компетентности, на которых подростки становятся тьюторами младших школьников (именно один из таких уроков был представлен на конкурс "Формула будущего -2015"). Это учебное занятие во 2 классе с привлечением учащихся 7 класса в качестве тьюторов обучения умениям работать по инструкции с компьютером (использование элементов технологии разновозрастного обучения): "Введение в проектирование" проектировалось в рамках проекта "1 ученик - 1 компьютер".

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Основной дидактической задачей занятия для младших школьников являлось:

1. Формулирование цели и задач при проектировании

2. Приобретение умений при работе с рисунками (иллюстрациями) в программе MicrosoftPowerPoint (MPP)

Основной дидактической задачей занятия для семиклассников являлось:

1. Разработка инструкции для формирования умений при работе с рисунками (иллюстрациями) в программе MicrosoftPowerPoint (MPP) для второклассников

2. Тьюторское сопровождение учащихся 2 класса при работе с ПК.

Статья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектированияСтатья. Овладение учащимися ИКТ как результат проектирования

Метапредметные знания и умения: работа по заданной инструкции, построение собственного проекта этажа «Пирамиды здоровья» (как «продукта» занятия), работа в паре со старшим учеником для 2 класса и с младшим для 7 класса, осуществление аргументированного выбора, навыки публичного выступления (для 7 класса), попытка формулировки задач (как шагов или этапов) для достижения цели для учащихся 2 класса.

Обучение способу деятельности: умение работать с избыточной информацией и перевод ее в другую знаковую систему.

В занятии использовались на наш взгляд яркие мотивационные вспомогательные приемы (корзины с «бутафорской» едой и цветовой прием распределения продуктов питания, просмотр фрагмента мультфильма). Удачным и действительно эффективным приемом для младших школьников считаем - перевод задач в ступени-шаги для достижения цели, каждая ступенька приближает к конечному результату. Ребенок уже во втором классе понимает, что для достижения далекой цели необходимы определенные действия и учится свои действия формулировать в задачи.

Работа на занятии была организована таким образом, что полученные учащимися метапредметные умения предполагались как побочный, сопутствующий предметным продукт. То есть учащиеся их приобретали несознательно, у них то была определена другая цель, актуальная для них. Это и есть соединение предметных с метапредметными УУД, согласно ФГОС ООО через получение предметных знаний - формируются УУД.

Безусловно эту практику мы будем продолжать и развивать, так как по признанию самих детей они получили позитивный и очень полезный опыт от организации такой работы.

Исходя из вышеизложенного определяются основные смыслы нашей работы:

Первое: мы сами придумываем, как организовать интересную, интеллектуальную школьную жизнь и единое образовательное пространство.

Второе: мы организуем неограниченное поле выбора, позволяющее каждому получить реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории овладения ИКТ.

Третье: мы организуем как совместный, так и индивидуальный досуг, внутренний и внешний PR "продукта" своей деятельности, интенсивную образовательную программу и оценку участников в процессе включенного наблюдения .


© 2010-2022