Программа внеаудиторного курса Этикет

Данный курс направлен на повышение духовного и нравственного уровня воспитанности обучающихся путём изучения правил и законов морали, практического применения знаний в типичных ситуациях повседневной жизни и профессиональной сфере. Данный курс разработан в помощь классным руководителям школ и профессиональных учебных заведений для проведения занятий по этикету во внеаудиторное время.
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеаудиторного курса ЭтикетКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»















ПРОГРАММА ВНЕАУДИТОРНОГО КУРСА

«ЭТИКЕТ»

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья









Разработчик:


Ощепкова Ольга Алексеевна

преподаватель профессиональной

подготовки










Краснокамск

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеаудиторного курса «Этикет» представляет собой факультативный курс. Курс может быть использован для изучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и группы «норма» I и II курсов КГАПОУ «Западно-Уральский технологический техникум». Программа позволяет обучающимся познакомиться с правилами поведения, общения с окружающими людьми, развивает умения адекватно оценивать свои поступки. За основу взяты «Золотая книга этикета» автора-составителя В.Ф.Андреева и «Профессиональная этика и этикет» авторов Барышева А.Д., Троянская Н.А., Шредер Н.Г., Матюхина Ю.

Данная программа способствует формированию представления о культуре поведения, умению правильно поступать в соответствии с жизненной ситуацией в обществе и профессиональной сфере.

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общие принципы и нормы морали.

Содержание и методика занятий позволяют на уровне возрастных возможностей обучающихся систематизировать знания, которые уже имеются, и применять их на практике в отношениях с окружающими.

Правила этикета отражают общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся в течение длительного времени и свойственные многим народам. Поэтому они должны соблюдаться представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации. Этикет, направленный на объединение людей, облегчает людям взаимодействие, взаимопонимание.

Различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков - символов общения, традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и морально-нравственным потребностям людей.

По мере развития образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. Нормы этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Реальность подтверждает, что социальная потребность в этикете существует.
Сегодня в современном деловом мире обстоятельства складываются таким образом, что успех профессиональной деятельности человека во многом зависит от того, насколько он уважает достоинство коллег, руководства, подчиненных, клиентов, заказчиков, а также соблюдает основные нормы общественного поведения. Кроме того, межличностные отношения сильно влияют на эмоции, настроение и, наконец, успешность деятельности каждого человека.
Коммуникативная сфера требует от человека воспитанности, сдержанности и такта.
Отсутствие образования в области культуры межчеловеческого взаимодействия приводит к тому, что люди, разговаривая на разных «языках», не могут найти точки соприкосновения, как в общемировом масштабе, так и на уровне отдельно взятой семьи. При нынешнем динамизме жизни следование этикету, бесспорно, поможет заложить фундамент в улучшении взаимопонимания между людьми. Поэтому в современном обществе, где происходит переоценка многих явлений, не последнее место занимает этикет.

Программа курса «Этикет» включает в себя 30 занятий, логически связанных друг с другом общей целью и идеей и предполагает наряду с лекциями, занятия - практикумы по психологии (элементы диагностики: тесты, игры, тренинги.)

Заканчивается программа курса итоговым занятием - зачётом, на котором будут подведены итоги изучения материала данного курса и закреплены полученные знания.

Цель курса:

раскрыть сущность этикета, привить обучающимся потребность соблюдения основных правил этикета в общественных местах, в трудовом коллективе, в различных ситуациях общения.

Задачи куpca:

1. Расширить представления обучающихся о специфике человеческого общения.
2. Научить видеть себя со стороны, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
3. Помочь выработать определённую линию поведения при контактах с окружающими.
4. Научить культуре диалога: умению слушать и вести диалог, культуре речи.











Тематический план


Название темы

Количество часов

Лекции

Практическое занятие

1

История мирового этикета

1

1

-

2

Этикет дома и в гостях

6

2

4

3

Приёмы

3

1

2

4

Виды домашних приёмов

3

1

2

5

Этикет домашних приёмов

2

1

1

6

Разговор за столом

2

1

1

7

Этикет общения

2

1

1

8

Подарки. Золотые правила преподношения подарка

2

1

1

9

Визиты

2

1

1

10

Этикет поведения в общественных местах

2

1

1

11

Особенности профессиональной этики

4

2

2

12

Итоговое занятие

1

1

-

Итого

30

14

16








СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАММЫ

ВНЕАУДИТОРНОГО КУРСА «ЭТИКЕТ»


Наименование тем курса

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Способы текущего и промежуточного контроля


1 курс


История мирового этикета

Становление этикета. Современный европейский этикет. Виды этикета. Принципы этикета.

Конспект.

Этикет дома и в гостях

Жилище. Обстановка и убранство комнат. Чистота и порядок в доме. Семья - это … . Общение с родными. Домашний этикет. Правила поведения в семье. Хороший тон в отношениях между супругами. Дети.

Конспект.

Решение практических задач.

Тренинг: "Мой дом - моя крепость".

Составление семейного свода правил.

Тест: "Какая у вас семья"

Составление«Правил поведения за столом», ролевые игры.

Приёмы

Виды приёмов: официальные и неофициальные приемы; дневные и вечерние приемы.

Приём гостей - искусство.

Конспект.

Виды домашних приёмов

Виды домашних приёмов: детский праздник, «вечеринка», молодёжная

вечеринка.

Составление сценария мероприятия, праздника.

Музыкальное оформление,

развлечения.

Этикет домашних приёмов

Правила поведения гостей за столом. Неожиданный гость. Незваный гость. Завершение приема гостей. Прощание.

Конспект

Разговор за столом

Искусство застольной беседы. Правила ведения разговора за столом. Правила провозглашения тоста.

Конспект.

Решение речевых ситуаций.

2 курс

Этикет общения

Порядок представлений и знакомств. Приветствие, обращения. Беседа, разговор. Правила разговора. Культура речи: правила для говорящего, слушающего.

Ролевая игра.

Решение речевых ситуаций.

Составление свода правил:

- правила для говорящего.

- правила для слушающего.

-правила для разговора.

Подарки. Золотые правила преподношения подарка

Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.).

Правила преподношения подарка и приема подарков у разных народов.

Цветы как подарок.

Решение проблемной ситуации «Выбор подарка».

Визиты

Какие бывают визиты. Особенности визитов и приглашений. Приём визитов.

Конспект.

Тренинг общения.

Этикет поведения в общественных местах

В транспорте: дорожный этикет. Правила поведения на улице. В магазине. На выставке, в музее, в библиотеке. Театр, концерт, кино.

Создание и решение проблемных ситуаций. Экскурсия.

Особенности профессиональной этики

Сущность профессиональной этики.

Происхождение профессиональной этики. Виды профессиональной этики. Принципы и нормы профессиональной этики. Классификация этических кодексов. Культура одежды делового человека.

Создание и решение проблемных ситуаций. Конспект.

Тренинг общения.


условия реализации адаптированной образовательной прогнраммы


Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы внеаудиторного курса «Этикет» предполагает наличие учебного кабинета: «Профессиональная подготовка поваров».

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинета:

  • комплект конспектов;

  • комплект учебно - методической документации;

  • наглядные пособия (карточки, презентации)

Технические средства обучения кабинета:

  • ПК;

  • Интерактивная доска.

Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 1996.

  2. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета Издательство: Вече Год: 2004 Страниц: 400

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - Минск, 2000.

5. Голубин И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М., 1998.

7. Максимовский М.В. Этикет делового человека. - М., 1994.

8. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

9. Правила этикета: краткий справочник. - М., 1992.

10. Профессиональная этика и этикет. Наталья Геннадьевна Шредер, Н. А Троянская, Анна Дмитриевна Барышева, Юлия Алексеевна Матюхина -М: 2009.

Дополнительная литература

1. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. - М.: Олма-Пресс, 2000.

2. Плотников А.В. Деловая переписка. - Киев, 1992.

3. Саббат Э.М. Бизнес-этикет. - М., 1999.


© 2010-2022