Круглый стол по теме: «История развития религии и межконфессиональных отношений в Казахстане». «Прочность мира – в свободе души»

Форма проведения мероприятия - круглый стол. Цель: Способствовать распространению межрелигиозной терпимости среди молодежи и ее динамичного восприятия общечеловеческих ценностей. Задачи: 1.      Познакомить учащихся с информацией о съездах лидеров мировых и традиционных религий. 2.Развивать навыки ораторского мастерства, познавательные способности, самостоятельность и инициативу. 3.       Помочь молодым людям уважать и воспринимать религиозные и культурные различия без враждебности.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

Круглый стол по теме:

«История развития религии и межконфессиональных отношений в Казахстане».

«Прочность мира - в свободе души».


Цель: Способствовать распространению межрелигиозной терпимости среди молодежи и ее динамичного восприятия общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с информацией о съездах лидеров мировых и традиционных религий.

  2. Развивать навыки ораторского мастерства, познавательные способности, самостоятельность и инициативу.

  3. Помочь молодым людям уважать и воспринимать религиозные и культурные различия без враждебности.

Форма проведения: Круглый стол.

Оформление: Высказывания Президента РК Н.А. Назарбаева, видных государственных и религиозных деятелей.

Предварительная подготовка:

  1. Распределение по группам.

  2. Выбрать спикера от каждой команды для выступления по теме: История возникновения религий.

  3. Выбрать по одному человеку от каждой команды, для работы в пресс-центре для освещения хода круглого стола.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся осознают необходимость мирного сосуществования всех религий в нашем государстве.

  2. Учащиеся поймут важность информирования молодежи о проблемах, связанных с религиозными убеждениями, международным терроризмом.

  3. Учащиеся научатся выражать и защищать свою точку зрения.

Ход мероприятия.

Слово ведущего:

Неизлечимая болезнь - куда страшнее, чем болезнь смертельная. И на пороге нашего жилья, у небоскреба, юрты, хижины, вигвама и бунгало, давно маячит «самая последняя» война, где действует особенный закон: «Сначала помолись, потом раздай патроны».

Мы слишком долго жили в обезбоженной стране. Чтобы вовремя на собственно подворье почувствовать дыхание «войны религиозной». И потому не сразу поняли, как ловко может быть завернут социальный, политический, гражданский и экономический конфликт в страницы Вечных книг, как может прикрываться тот конфликт тотемом родовым, национальною одеждою.

Вероучительные расхождения, даже самые серьезные, обычно не бывают причинами войн и конфликтов. Но есть попытки вовлечь религиозный фактор в этнические и гражданские конфликты. Посему важно, чтобы верующие различных конфессий сообща противостояли силам вражды и разделения, помогали смягчить любую напряженность, заботясь о том, чтобы именно те народы, к которым они сами принадлежат, не становились причиной розни и несправедливости.

Прошел уже не один съезд лидеров мировых и традиционных религий. Ощутимо окреп диалог, зародившийся на земле, чей коренной народ не единожды становился объектом обиды, несправедливости, но субъектом насилия не был ни разу.

Диалог предлагался форумом как центральная альтернатива насилию в нашем быстром «прекрасном и яростном мире». В таком диалоге заложен единый посыл: донести свои мысли и чувства, свои убеждения можно только тогда, когда чтишь, понимаешь и знаешь не только родную культуру, но также - культуру своих собеседников.

«Нельзя создавать одно религиозное пространство, но можно создать территорию мира» - говорит Президент суверенной Республики Казахстан. Нурсултан Назарбаев считает религию фактором консолидации, а не вражды. Он твердо убежден: нет конца у всемирной истории, ибо нет и не будет единой модели всей жизни на этой земле.

Ученик:

Мы отреклись от Бога и властей,

Червь недоверья изнутри нас гложет.

Под гнетом необузданных страстей

Мы на людей - то вовсе непохожи.

Коварством змей и хищностью гиен

Мы превзошли все твари и созданья,

Как будто души обрекли на тлен

Еще от сотворения мирозданья.

Привыкли мы на силу уповать,

А жить мгновеньем и слепой удачей,

Стыдясь свое бессилье показать,

По доблести утраченной не плачем.

Глядим на мир сквозь черную вуаль

Сквозь призму обустроенности быта.

Нам доброты утраченной не жаль,

И милосердье в душах позабыто.

Опомниться нет времени у нас,

Идем с всеобщей ненавистью в ногу.

Когда пробьет суда страшного час,

Нам будет поздно возвратиться к Богу.

Мозговая атака.


  1. Что вы знаете о мировых религиях?

  2. В чем уникальность религиозной ситуации в нашей стране?

  3. Какую роль в межконфессиональном согласии играют общественные институты?

  4. Представители скольких конфессий проживают в Казахстане?

  5. Назовите крупные центры развития религий в нашей стране.

  6. Почему религиозная деятельность обрела новый размах?

Выступление спикеров команд.

Спикер команды №1. Возрождение христианства.

Христианство в мире появилось в 1 веке нашей эры. Иисус был иудеем, проповедовавшим покаяние, отказ от греховного, уход от мирской суеты, любовь к ближнему, а также неизбежность Судного дня, когда грешники будут осуждены на вечные муки. Римляне арестовали и распяли Христа как нарушителя общественного спокойствия. Последователи считали его долгожданным мессией, а позже утверждали, что видели его во плоти после смерти и наблюдали, как он вознесся на небеса.

Современные исследователи определяют дату рождения Христа 6 год до н.э., а его распятие - где-то между 29 и 33 гг до н.э., что соответствует годам правления прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Это было тяжелое время, когда противостояние бедных и богатых, фанатичных зелотов, боровшихся с римлянами, и тех, кто с ними сотрудничал, достигло предела. Внутри самого иудаизма также не было единства, а атмосфера в обществе была полна напряженного ожидания. Но только после того, как апостол Павел объявил Иисуса не мессией, а Сыном Божьим, посланным в этот мир, дабы, приняв мученическую смерть, спасти человечество, христианство выделилось в отдельную религию.

Христианство обладало рядом важных преимуществ. Хотя оно предполагало единственного бога и надежду на бессмертие также, как и другие «религии таинства», оно обладало притягательной силой для всех, а не только для посвященных. Христианское понимание общности было очень сильным, потому что основывалось на полном духовном равенстве между богатым и бедным, хозяином и рабом.

Среди сторонников новой религии шла непрерывная борьба различных направлений. Вопросы, по которым существовали самые серьезные различия, включали образ Христа, сущность Царства Божия и спасения, отношение к богатству и окружающему миру.

Спикер команды №2. Возрождение ислама.

В ѴІІ веке до н.э. большая часть Аравии представляла собой пустыню, населенную племенами кочевников - бедуинов. Однако на плодородных землях по берегам Красного моря и Индийского океана были разбросаны постоянные поселения, откуда брали начало караванные пути через пески и города Сирии и Месопотамии. На караванной торговле процветали редкие оазисы вдоль торговых путей, в том числе небольшие городки Мекка и Медина, которым в истории ислама было суждено сыграть ключевую роль.

Пророк Мухаммед родился в Мекке, в семье погонщика верблюдов. Потеряв родителей в раннем возрасте, он занимался караванной торговлей на службе у богатой вдовы Хадиджи. Спустя некоторое время его привычка бродить по окрестным горам принесла плоды. Ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом Джабраилом. Его заповеди он записал стихами, вошедшими в древнейшую часть священной книги ислама Коран. В окончательной форме Коран состоит из 114 откровений, ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал проповедовать утверждение, что есть один лишь всемогущий и всевидящий бог. Аллах, или «покровитель», - по-арабски «ислам» - стало названием новой веры, а ее последователей стали называть мусульманами, или «покорными».

В Мекке Мухаммед собрал небольшую группу приверженцев, куда вошли ближайшие родственники, но его учение не получило поддержки в родной Мекке. В 622 г. Мухаммед со своими последователями покинул Мекку. Традиционная дата его бегства, известная как Хиджра, позднее стала считаться первым днем первого года нового исламского календаря.

Мухаммед нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет как посредник в спорах и начал привлекать все новых адептов. В конечном счете, жители Медины признали его «Божьим пророком» и совершили под его началом несколько военных походов на Мекку. После падения Мекки в 630 году Мухаммед вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 идолов в Каабе и посвятил храм Аллаху.

Спикер команды №3. Возрождение буддизма.

Буддизм - одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Буддизм возник в Древней Индии в 6-5 веках до н.э., и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем буддизма считается Сидхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного, просветленного.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов - в Раджагрихе (около 477 года до н.э.), в Вайшали (около 367 года до н.э.), в Паталирутре (3 век до н.э.) и в Кашмире (92 век до н.э.). Важнейшим событием в истории буддизма было образование в период деятельности 2-го собора секты маханасагвиков (сторонников «большой общины»), знаменовавшее начало раскола буддизма, которое привело в начале н.э. к разделению его на две крупные ветви: хинаяну («малая колесница», или «Узкий путь») и махаяну «Большая колесница», или «Великий путь»). В течение 1-5 веков окончательно сформировались главные религиозные философские школы буддизма: в хинаяне - вайбхашики и саутрантики, в махаяне - йогачары, или виджняновадины, и мадхьямики.

Буддийское представление о бытие как страдании усугубляется тем, что буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям.

Дополнительная информация.

Сегодня в мире существует семь основных религий: буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, конфуцианство, синтоизм, христианство. Многие из них разделены на группы, называемые сектами. В одних религиях всего по несколько сект, в других, особенно в христианстве, намного больше. Кроме того, существуют тысячи второстепенных религий, с меньшим количеством приверженцев. Последователи иудаизма, христианства, ислама верят в одного бога и поэтому называются монотеистами. Последователи других религий поклоняются многим богам. Поэтому называются политеистами. Наиболее ранняя среди политеистических религий - индуизм. Он возник 3 тысячи лет тому назад в Индии. Индуизм не имеет единого основателя. Верховные боги - создатели вселенной Брахма, ее хранители Вишну и Шива, которые периодически ее разрушают. Традиционная религия Японии - синтоизм. В его основе лежит культ предков, божеств природы и кодекс правил поведения. Конфуцианство - традиционная религия Китая, но в нет богов. В ее основе лежит учение философа Кун - Цзы (Конфуция). Похожая религия, даосизм, основана на учении другого китайского философа - Лао - Цзы. Оба жили в 6-5 веках до н.э.

Сообщение ученика об истории развития религий и межконфессиональных отношений в Казахстане.

Исторически сложилось так, что Казахстан стал местом пересечения границ различных религий. После разрушения языческого мира и возникновения современных мировых и национальных религий начался процесс одного из самых значительных завоеваний в истории человеческой культуры - завоевание мира религиями. Казахстан же исторически относился к тому пространству, которое оказалось в ареале наиболее активного распространения новых, монотеистических религий. Ислам, буддизм, христианство, зороастроизм, иудаизм - все эти религии, ставшие подлинными столпами величия человечества, проходили по нашей территории, становясь частью истории и культуры Евразийского континента. Все это варилось в котле истории. И сегодня, когда мы говорим, что в Казахстане межконфессиональный мир, не надо забывать: он возник не в одночасье. Потребовалось время и немало усилий общества для создания благожелательного, терпимого отношения к религиозным конфессиям. И, конечно, политическая стабильность и экономическое благополучие страны.

Знакомство с социологическими исследованиями.

Если обратиться к цифрам социологического исследования, то 11,9 % населения Казахстана считают себя верующими, а 41,4 % идентифицируют себя как верующих, но в религиозной жизни не участвуют. Уважают религиозные чувства других, но при этом не являются верующими и не участвуют 13,3 % населения республики. Признают себя неверующими 7,6% жителей страны. Приверженцами ислама из числа верующих и придерживающихся религиозных традиций являются 53,9 % опрошенных, православия - 12,3%, протестантизма - 1,65%, католицизма - 1,2 %, нетрадиционных религиозных верований - 1,7 %.

Эти данные свидетельствуют о том, что большинство жителей страны в религиозном плане умеренно активны. При этом отношении между различными религиозными верованиями носят терпимый, толерантный характер. Отсутствуют какие-либо столкновения на религиозной почве. Это с одной стороны, а с другой - Казахстан, как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам.

Знакомство с Декларациями съездов лидеров мировых и традиционных религий.

Заключительное слово учителя.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с самого начала обретения республикой независимости проводил политику мира и согласия. Конкретные действия, которыми эта политика выражается, очевидны всем. Это в первую очередь интеграция, создание структур безопасности как в религиозном, так и в континентальном масштабе. Это внедрение в политический оборот инновационных идей, призванных сплотить страны и общества. И самая яркая и плодотворная идея, инициатором которой выступил Президент Казахстана, - съезд лидеров мировых и традиционных религий. Он стал беспрецедентным событием, направленным на осуществление межконфессионального диалога в глобальных рамках. Диалог между религиями позволяют создать предпосылки для появления единой силы, выступающей за перемены к лучшему во всем мире, которая объединяет религиозные конфессии.

По праздничным и знаменательным дням любого государства во многом можно судить о его характере и приоритетах. В нашей стране среди знаменательных дней появился еще один - важный. Необходимый - День духовного согласия. Это тот не частый случай, когда с инициативой выступили не представители власти, а сами граждане Республики Казахстан. В Астане состоялась конференция «Через толерантность - к духовному согласию». Ее участники обратились к главе государства с предложением закрепить сложившуюся практику и объявить 18 октября общенациональным праздником - Днем духовного согласия. Президент одобрил эту идею, и теперь 18 октября входит в наш календарь, как один из главных праздников страны.

Ученик.

Всю жизнь лететь на зов добра,

Нести в глазах лишь озарение.

Когда придет на то пора,

Покинуть мир без сожаления.

Чтоб каждый день и каждый час

Звенел натянутой струною,

И чтоб не угнетало нас

Скорбящей совестью больною.

Чтобы душа могла взлететь,

А плоть покоем наслаждаться.
Жить для того, чтобы сгореть,

Но в памяти людской остаться.

А если в прошлое смотреть,

Чтоб было в жизни что итожить.

Совсем не страшно умереть,

Страшнее жизнь впустую прожить.



© 2010-2022