ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на родительском собрании.


ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ.

1. Актуальность направления работы.

Одной из задач школьного учреждения на текущий учебный год является активизация работы по охране и укреплению психофизического здоровья детей. Моя методическая тема также перекликается с данной задачей: «Профилактика агрессивного поведения детей.

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио - и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последние годы во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности. Воспитатели и учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели и учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Они не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «дрянь», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующее:

- демонстрация насилия по телевидению;

- экономическое неблагополучие семьи;

- социальная нестабильность в обществе;

- недостатки воспитания;

- неблагополучная семейная обстановка;

- низкий уровень эмоционально волевой сферы;

- негативное отношение педагога к ребенку;

- несформированность механизмов саморегуляции поведения и др.

Наблюдая за агрессивными детьми, я пришла к выводу, что ими движет чувство гнева, отверженности, обиды, тревоги, незащищенности…У детей часто отмечается низкая самооценка. Они не способны, или не хотят, или боятся выразить то, что они чувствуют, иным способом, потому что, если они это сделают, то могут утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Они чувствуют, что это единственный путь, способствующий выживанию. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

2. Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.

Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики (цветовой тест Люшера), рисуночные тесты («рисунок несуществующего животного», «Кактус»), анкеты и наблюдения (карта наблюдений Д. Стотта).

Благодаря этим методикам можно увидеть состояние эмоциональной сферы, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т. п.

Безусловно, при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим враждебное отношение к взрослым и детям, а также недостаток социальной нормативности.

Кроме того, надо отметить, что для создания более полной картины исследуемой проблематики необходимо рассматривать психодиагностические данные в контексте социальной ситуации развития ребенка. Эта информация позволяет более эффективно построить диагностическую гипотезу и особенности построения коррекционной программы.

3. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

Основные направления коррекционной работы.

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, было выделено 6 ключевых блоков - 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу. Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность:

1. Снижение уровня личностной тревожности (релаксационные техники; работа со страхами; ролевые игры).

2. Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей; развитие эмпатии (работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния; рисование, лепка эмоций; пластическое изображение эмоций; разыгрывание сценок, отражающих различные эмоциональные состояния).

3. Развитие позитивной самооценки (разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи: «альбом успехов», медали, аплодисменты; включение ребенка в работу различных секций, студий, кружков).

4. Обучение ребенка отреагированию своего гнева приемлемым способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом (выражение гнева безопасным способом во внешнем плане; пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движения; многократное повторение деструктивного действия безопасным для себя и других способом; рисование гнева; «галерея негативных портретов»; использование приемов арт-терапии).

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом (релаксационные техники; перевод деструктивных действий в вербальный план: «остановись и подумай, что ты хочешь сделать»; ввод правила: «посчитай до 10, прежде чем перейдешь к действию»; осознание своего гнева через сенсорные каналы: «на что похож твой гнев? какой он на цвет, на слух, на ощупь?»; сочинение рассказа от имени своего гнева с последующим отражением этого чувства в движениях).

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации; снятие деструктивных элементов в поведении (работа с картинками; разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации; использование игр, включающих в себя элементы соперничества; использование игр, направленных на сотрудничество; включение ребенка в спортивные командные игры; введение на занятиях определенных правил поведения с использованием системы поощрений в случае их соблюдения (награды, призы, медали).

Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей:

· информирование педагогов и родителей об индивидуально - психологических особенностях агрессивного ребенка;

· обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия;

· обучение воспитателей и родителей навыкам «ненасильственного» общения - «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывание «Я-сообщений» вместо «Ты-сообщений», исключение угроз и приказов, работа с интонацией;

· отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

· помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания;

· отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения;

· включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.

Последовательность блоков, отражающих основные направления работы с агрессивными детьми, взята произвольно и не задает именно такую логику и последовательность коррекционной работы. Важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе и, скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.

Хочется еще раз отметить, что работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек.

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1 - 2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста - не более 40 минут.

Принципы коррекционной работы

В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:

· контакт с ребенком;

· уважительное отношение к личности ребенка;

· положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

· безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

· сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.


© 2010-2022