- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Принципы построения дидактической игры
Статья Принципы построения дидактической игры
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ибраимова М.Р. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Принципы построения дидактической игры
Сначала неизбежно идут:
мысль, фантазия, сказки.
За ними шествуют научный расчет.
И уже в конце концов исполнение
Венчает мысль.
К. э. Циолковский
Работу мысли нельзя заменить работой памяти. Игра пробуждает мысль и фантазии, развивает интеллектуальную смелость предположить невероятное, стремление узнать новое, развивает творческое мышление. Создание и режиссура дидактической игры непростое и интересное занятие. Дидактические игры очень хорошо уживаются за «серьезным учением», включение их в урок делает обучение интересным и занимательным, создает бодрое и рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении нового материала, помогает устранять пробелы в знаниях учеников в благоприятной эмоциональной атмосфере, является могущественным рычагом умственного развития ребенка.
К созданию дидактических игр необходимо относиться серьезно и всегда четко определять:
-
место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке;
-
целесообразность использования на разных этапах обучения;
-
учет цели урока и уровня подготовленности обучающихся;
-
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.
При этом учитель должен стремиться к реализации следующих принципов: активной, самостоятельной деятельности, учета индивидуальных и возрастных особенностей учеников, постоянного внимания к скорости, прочности, глубине усвоения учениками математических понятий и рассуждений, ведущих к решению задачи, соревнования, профессионализма, яркости и полной нагрузки. Так мною были разработаны и проведены дидактические игры к урокам по темам: «Умножение и деление натуральных чисел» (5 класс), «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» (7 класс), «Правильная пирамида, ее свойства, площади и объем» (11 класс), «Самый умный» по темам «Основы теории вероятностей. Площадь круга. Длина окружности» (6 класс), турнир эрудитов «В краю железной логики» (8 класс), интеллектуальный марафон «Красота мира в математике» (11 класс).
Активизируют участников игры такие вопросы как: «Кто решит быстрее?»; «У кого решение самое рациональное?»; «самое простое?»; «самое неожиданное?»; «самое красивое?».
Познать окружающий мир и самого себя подвигает только мотивированное учение. Искусство обучения и в умении увлекать, будить воображение. Известно, что ситуация успеха, созданная учителем для ученика пробуждает в нем живительное чувство приобретенной силы. Играя, ребенок приобретает огромный опыт творческой активности, высокой работоспособности, умения работать на эмоциональном подъеме, а знания усваивает прочно, быстро и легко. Такой ученик любит школу, учителя, предмет и получает импульс для дальнейшего жизненного развития. Истинно только то знание, которое приходит с опытом, а игра дает ученику неоценимый опыт взаимодействия с миром, опыт переживания неудач и побед, совершения ошибок, возможности изучить свои эмоции, опыт радости открытия. Игра является мощным инструментом для реализации личности.
Список использованной литературы
1.Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5 - 6 кл. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 208с. - (Портфель учителя).