Воспитательная модель класса «НАШ КЛАСС-СЕМЬ-Я »

Представлена воспитательная модель класса на первой ступени средней школы(5-6) классы. Цель модели   создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой и окружающими.    Задачи, которые я поставила перед собой:           1.Формирование у школьника бережного и ответственного отношения к своему здоровью;            2.Воспитание духовно- нравственной гармонично развитой л...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ


«НАШ КЛАСС- СЕМЬ-Я »

Мельниковой Натальи Анатольевны




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя школа №81

Пролетарского района

г.Ростова-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1.Нормативно-правовая база………………………………….

2.Теоретико методологические основы воспитательной модели класса..

3.Цели и задачи воспитательной модели класса……………………………

4.Годовой план мероприятий………………………………………………….

5.Самоуправление в 6в классе…………………………………………………


Воспитание - лучший припас к старости.

Аристотель.

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.

Новиков Н.И.

2.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КЛАССА

Что такое воспитание? Каким должен быть воспитанный человек? Как осуществить воспитание в рамках школы и класса? Ответы на эти вопросы ищет каждый классный руководитель.

Обратимся к различным определениям термина «воспитание».

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

"Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной" (Ушинский).

В отношении к человеку воспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его дотой доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле. (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь)

«Воспитание есть процесс, посредством которого общество приспособляет будущие поколения к своим потребностям и условиям» (Луначарский).

Что такое воспитанный человек?

Воспитанный человек - человек, проявляющий воспитанность, человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д.Лихачева, воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек не зациклен на себе, он внимателен, видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.


Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному - от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

В современном обществе перед классным руководителем встает проблема воспитания школьника в условиях личностно-ориентированного подхода. А одной из важнейших задач воспитания является выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его способностями и возможностями.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Сегодня главная цель средней школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.





3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КЛАССА

Я хочу поделиться моим видением воспитательной модели класса. Я являюсь классным руководителем 6в класса МБОУ СОШ №81 г.Ростова-на-Дону.

В классе 25 учащихся: 12 мальчиков и 13 девочек. По итогам 2012-2013 учебного года: отличников-2, хорошистов -11, СОК-53%

В прошлом году мне дали достаточно «сложный» класс, в котором за годы начальной школы сменилось три учителя. Коллектив представлял собой группы детей, враждующих друг с другом. Драки, конфликты и жалобы были ежедневно. Первое же классное мероприятие - День осеннего именинника, образно можно сравнить с «первым блином, который всегда комом».

Передо мной встала проблема создания таких условий в классе, чтобы каждый ребенок почувствовал себя значимым членом коллектива. Надо было научить ребят дружить - воспитать чувство взаимопомощи, толерантного отношения к другим.

В первую очередь, провела совместно с психологом диагностические исследования учащихся, анкетирование и опрос родителей.( Диаграмма УВ.)

Вспоминая свое пионерское прошлое, а именно, звенья, я разделила ребят на четыре группы (случайным образом). До конца года учащиеся должны были зарабатывать баллы, выполняя различные задания, участвуя в мероприятиях. Дважды дети объединялись в более крупные сообщества для участия в конкурсах и общешкольных мероприятиях. По итогам соревнований каждая группа поощрялась призами, грамотами. В конце года - экскурсия за город для всех и награждение каждой группы призами.

Свою модель воспитательной работы я назвала

«НАШ КЛАСС - СЕМЬ-Я ».



Цель модели

создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой и окружающими.

Задачи, которые я поставила перед собой:

1.Формирование у школьника бережного и ответственного отношения к своему здоровью;

2.Воспитание духовно- нравственной гармонично развитой личности;

3.Воспитание патриотизма, гражданственности, духовности и формирование у школьников осознанного отношения к прошлому и будущему своей Родины;

4.Сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

5.Развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской работы;

6.Формирование сплоченного коллектива;

7.Осознание своей роли и значимости в семье.

Формы работы классного руководителя:


индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования и др.).



4.ГОДОВОЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:

СЕКТОР

МЕРОПРИЯТИЯ

ПРИМЕЧАНИЯ

Здоровье

Люблю я пышное природы увяданье.

Мороз и солнце-день чудесный.

Весенняя рапсодия

Поход выходного дня в парк им. Горького (сентябрь), прогулки в парках Островского и В.Черевичкина(декабрь-январь, апрель-май)

Соревнования, веселые старты, участие в спортивных мероприятиях

В течение года

Классные часы на тему:

О вреде курения, алкоголя и наркотиков.(Просмотр фильмов)

16 мая - Всемирный день борьбы с куреньем»

Беседы с медработниками школы о физических изменениях подростка

Участие в субботниках, Дне Древонасаждений

В течение года



Отдельно с мальчиками и девочками

Нравственность

Походы в театр, кино, музеи города и области

В рамках фестиваля семейного кино (ноябрь-ДК «Ростсельмаш»)

апрель

в течение года

Праздник Вежливости

Классный час: Поговорим об этикете

Тренинги, тесты, тематические беседы

Патриотизм

«Ростов - город, Ростов - Дон»

Выпуск стенгазет

Школьный и районный тур (Поимцев Максим, Арзуманян Тельман, Скрипец карина)

Проект учащихся класса, сбор информации о труженниках тыла и впоследствии рассказ учащимся 6а, 6б, 6г классов.

Участие в краеведческой конференции(проект «Сердце Ростова-на-Дону» к 200 -летию парка Горького.

«Дни и ночи у мартеновских печей»


Встреча с ветераноми войны

Поздравление ветеранов на дому

Интеллектуальность

Участие в олимпиадах

Октябрь (в параллели 6-х классов по математике 1 место-Айвазян Эвелина)


Коллективное составление учебника по математике на тему: «Олимпиада»

март

в течение года



Творческие отчеты учащихся: Мои достижения в области образования»

Проект: Олимпиада 2014 в Сочи



Творческая работа: Если бы я был ученым в области….

Участие в предметных неделях

Творчество

Выпуск стенгазет к праздникам

По группам

Новый год и Масленница

Зимние календарные праздники и обряды

Помощь кл.руководителю в разработке сценариев праздников.

Участие во внешкольных кружках и секциях.

Коллектив

Классные часы на тему:

Какой мы коллектив?»

Познаю себя и других. Общительность

Чувство юмора. Умеем ли мы смеяться над собой?

Создание фильма о прожитом учебном годе

В течение года. В обязательном порядке каждая группа готовит свое сообщение



май

Обсуждение плана, целей каждого похода

Выполнение совместных заданий, помощь отстающим в учебе

Походы, экскурсии


Взаимовыручка и взаимопомощь

Семья

Проведение собраний совместно с родителями.

Классный часы:

Наши семейные традиции.

Мои обязанности и права в семье

Тестирование, беседы работа с родителями.

Праздники ко Дню Именинника, 23 февраля, 8 марта с приглашением родителей.

2 раза в год.


сентябрь

февраль



5.САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ 6В КЛАССА

Ученическое самоуправление - система, при которой в классе активно действует механизм принятия решения самими учениками по важнейшим вопросам организации учебно-воспитательного процесса, контроля над ним и исполнения принятых решений.

Принципы самоуправления:

Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того
или иного решения.

Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для
всех обучающихся.

Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

Целесообразность - деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

Гуманность - действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.

Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Самоуправление в нашем классе представлено старостой, заместителем старосты, советом класса и четырьмя секторами, позволяющими решать вопросы дежурства, генеральных уборок, предметных декад, внеклассных и внешкольных мероприятий и многое другое. В связи с тем, что класс разделен на четыре группы, то в каждой группе по одному участнику из следующих секторов:

Сектор «Редколлегия»

Сектор «Спортивный и информационный»

Сектор «Культурный»

Сектор «Чистота и порядок»

Староста - главная задача - организовывать деятельность всех секторов классного самоуправления.

Сектор «Культурный» - отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, праздников и помогает учителю в выборе экскурсий.

Сектор «Чистота и порядок» - объединяет представителей, отвечающих за порядок, посещаемость учащимися занятий и дежурство.

Сектор «Спортивный и информационный-, планирует и организует спортивные мероприятия, а также информирует учащихся о всевозможных изменениях в работе класса и школы.

Сектор «Редколлегия»

занимается выпуском газет, помогает при оформлении мероприятий в классе.

Члены каждого сектора проводят «производственные совещания» примерно раз в две недели или по мере необходимости. Мероприятия распланированы таким образом, что каждый учащийся почувствует себя значимым, а, следовательно, -успешным. А развитие успешной личности одна из ключевых ролей классного руководителя в рамках внедрения ФГОС.



6.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальная работа с учащимися.

Работа с одаренными детьми:

собеседование с учителями, работающими в классе, организация участия детей в школьных олимпиадах

Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:

организация индивидуальной творческой деятельности, включение в общешкольное воспитательное пространство.

Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

собеседование с родителями, собеседование с психологом; наблюдение, особое внимание, коррекция.

выявление интересов ребенка и вовлечение в классную, а затем в общешкольную деятельность

Работа с детьми с девиантным поведением:

cобеседование с родителями, cобеседование с психологом; в случае необходимости рекомендация прохождения ПМПК;

контроль и оказание помощи в подготовке домашнего задания, вовлечение в классные и внеклассные мероприятия, поощрение.

Работа с родителями

Анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для родителей, посещение семей;

Проведение родительских собраний, работа с родительским комитетом.

Ознакомление родителей с психологическими особенностями подростков; особенностями адаптации к средней школе при переходе из начальной.

Привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок;

Индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе.

Подведение итогов работы за год, награждение родителей благодарственными письмами.

Тематические родительские собрания (5-6 классы)

1.Проблемы адаптации младшего школьника при переходе в 5 класс.(Первый раз в пятый класс. Как помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников).

2.Семейные ценности. Семейные традиции. Место ребенка в семье.

3. Поощрения и наказания. Тест для родителей. Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

4. Подросток в мире вредных привычек.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест для родителей.

  1. Есть ли у вашего ребенка детская комната? Да-5 нет-1

  2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Да-5 нет-1

  3. Терпите ли вы, когда он капризничает? Всегда-5 иногда-3 нет-1

  4. Умеете ли вы прощать своему ребенку? Да-5 иногда- 3 никогда-1

  5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? Часто-1 иногда-3 нет-5

  6. Хотели бы вы чтобы ребенок с вами всем делился? Да-1 иногда-3 нет -5

  7. Ваш ребенок послушен? Всегда-5 иногда-3 нет-1

  8. Если запрещаете, объясняете причину? Да-5 иногда-3 нет-1

  9. Требуете ли вы исполнения всех его обязанностей? Всегда-5 иногда-3 нет -1

  10. Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да-5 иногда-3 нет-1

Ответы:

10-23 балла. Боимся что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время не измените методы воспитания вполне возможно, что ваш ребенок будет постоянно вас огорчать или замкнется.

24-37 баллов. Ваши взгляды в основном правильны. Тем не менее, вам необходимо проявить большую заботу о ребенке. В противном случае, у вас в конце концов возникнут проблемы в отношениях.

38-50 баллов. Вы заслуживаете большой благодарности как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства, любви к ребенку. А это важно.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!


Диаграмма уровня воспитанности класса за 2012-2013 и 2013-2014 уч.годы по методике М.И.Шиловой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя воспитательную работу в своем классе, а также исходя из результативности воспитательной работы в 5 классе, хочу отметить, что в воспитательной деятельности классного руководителя и классного коллектива присутствуют все компоненты воспитательной системы. Самым главным своим успехом считаю повышение активности учащихся, живой отклик учащихся на новые идеи, повышение сплоченности классного коллектива. Конечно, не все получалось сразу, приходилось вносить коррективы и в работу с классом, и в работу с родителями, но в целом убеждена, что моя воспитательная модель помогает каждому ученику нашего класса чувствовать себя успешной личностью.

Претендент_______________/Н.А.Мельникова/

Подлинность данных, изложенных в воспитательной модели, удостоверяю

Директор_______________/Т.А.Корнилова/

13


© 2010-2022