Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №15 города Ейска

Классный руководитель 7 А класса

Гежа В.С.


Воспитание и социализация личности учащихся через реализацию программы развития классного коллектива в школе


В связи с внедрением ФГОС изменены цели образования и воспитания учащихся. Их результатом сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а универсальные учебные действия, овладев которыми, учащиеся успешно пройдут социализацию и самореализацию, важно и то, что они содержат и воспитательные ориентиры. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Вопрос содержания воспитания был актуален всегда. Что мы понимаем под процессом воспитания? Привитие ребенку, определенного набора знаний. Каких конкретно? Все зависит от общества, от культурных особенностей и обычаев народа, страны и того места, где ты родился и живёшь. Ключевая роль в ФГОС отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Процесс воспитания и развития направлен на формирование жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к исследовательской, творческой деятельности и нравственному поведению.

Проблему воспитания и социализации учащихся можно решать в школе через вне-учебную деятельность. Это может сделать каждый классный руководитель, составив программу развития классного коллектива с учётом требований ФГОС и интересов учеников и их родителей.

Я классный руководитель 7 класса. При составлении программы развития классного коллектива я учитывала:

  • преемственность линии воспитательной работы, которую вела учитель в начальной школе;

  • мнение учащихся и их родителей.

  • специфику класса (5 чел. окончили начальную школу на «5», 8 человек на «4» и на «3» 12 учащихся)

  • актуальность целей и задач, поставленных перед классным коллективом.

В программе развития отражены основные направления и задачи развития классного коллектива, указаны виды мероприятий по выполнению поставленных задач.

Цель: Помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

  • формирование здорового образа жизни.

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

  • защита прав и интересов обучающихся.

  • организация системной работы с обучающимися в классе.

  • гуманизация отношения между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

  • организация социально значимой и творческой деятельности.

Цель деятельности классного руководителя:

  • создание условий для саморазвития и самореализации личности, обучающегося его успешной социализации в обществе.

Основные направления воспитательной работы:

  1. Интеллект

  2. Семья

  3. Общение

  4. Здоровье

  5. Досуг

Направление «Интеллект» способствует оказанию помощи ученикам проявлять свои интеллектуальные умения. Определяет круг реальных учебных возможностей ученика, создает условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. В ходе работы в этом направлении формируются мета-предметные УУД.

Виды мероприятий:

-конкурсы и олимпиады (международные, всероссийские, краевые, муниципальные)

-классные часы

-беседы

- интеллектуальные игры

- тренинги

- конференция «Хочу всё знать»

Направление «Общение» нацелено на передачу учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Способствует формированию у учащихся культуры общения, знакомит учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. В ходе работы в этом направлении формируются коммуникативные УУД.

Виды мероприятий:

-классные часы

-беседы

-диспуты

Направление «Досуг» способствует созданию условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, развитие интереса к внеклассной деятельности. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и регулятивные УУД.

Виды мероприятий:

-школьные праздники

-конкурсы

-экскурсии

-день рождения класса

Направление «Семья» посвящено организации и совместному проведение досуга детей и родителей, организации психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и коммуникативные УУД.

Виды мероприятий:

-родительские собрания

- совместные творческие дела и праздники;

-беседы

-консультации

-посещение семей

Направление «Здоровье» знакомит учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья способствует формированию у учащихся культуры здорового образа жизни. В ходе работы в этом направлении формируются личностные и метапредметные УУД.

Виды мероприятий:

-спортивные соревнования

-турслёт

- посещение катка, плавательного бассейна

- беседы о ЗОЖ

Спустя полгода реализации программы можно говорить о её промежуточных результатах:

  1. Сплочённый классный коллектив.

  2. Качество обучения в классе составило 80% ( 4 отличника учёбы)

  3. Приняли участие в международных, всероссийских, краевых конкурсах- 69% учащихся класса (6 из 20 имеют дипломы победителей)

  4. Активность учащихся в общешкольных мероприятиях( преобладают призовые места).

  5. Призовые места в спортивных мероприятиях (Турслёт, Неделя ФИС)

  6. Активное участие родителей в делах школы и класса. Родители- участники цикла конкурсов «Семейного клуба» (Осенняя ярмарка, Папа, мама, я - спортивная семья).

  7. На научную конференцию для учащихся 5 классов подготовлено 20 докладов по истории, русскому языку и литературе, английскому языку, биологии, математике.

При удачной организации деятельности удастся увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрыть их лучшие стороны, научить находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного, способствовать формированию сотрудничества. Дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, что поможет успешно социализироваться в обществе.

© 2010-2022