МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО ИрГУПС

медицинский колледж железнодорожного транспорта


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

_____________О.П.Кардашевская

«______»________________2010 г.





Методическая разработка

ТЕМА: «Самостоятельная работа студента»


Специальность «Сестринское дело»






Подготовила:

преподаватель Т.А.Воронцова

Рассмотрен на заседании ЦМК

Протокол № _______________

от «_____»___________ 2010 г.

Председатель ______________








г. Иркутск 2010

Оглавление


Введение

1. Подготовительный этап …………………………………………………

2. План занятия ……………………………………………………………..

3. Методические указания по проведению занятия ……………………..

Заключение …………………………………………………………………

Литература ………………………………………………………………….

Приложение 1 ………………………………………………………………

Приложение 2 ………………………………………………………………

Приложение 3 ………………………………………………………………

Приложение 4 ………………………………………………………………









В методической разработке рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы студентов, ее виды, формы и особенности. Наряду с основными теоретическими положениями даются практические рекомендации по овладению методами и приемами. Предназначены для преподавателей , ведущих дисциплину «Введение в специальность» и классных руководителей.









Оглавление


Введение

1. Подготовительный этап …………………………………………………- 6

2. План занятия ……………………………………………………………..- 7

3. Методические указания по проведению занятия ……………………..- 8

Заключение …………………………………………………………………-12

Литература ………………………………………………………………….-13

Приложение 1 ………………………………………………………………-14

Приложение 2 ………………………………………………………………-19

Приложение 3 ………………………………………………………………-22

Приложение 4 ………………………………………………………………-24










Введение


Самостоятельная работа вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, неумения четко и ясно излагать свои мысли, планировать время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности. Всякая самостоятельная работа студентов должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала. От установки зависит то, какие детали или объекты будут восприниматься более ярко.

Можно выделить два направления проблем при организации самостоятельной работы студентов. Со стороны студентов: низкая осознанность важности самостоятельной работы студентами, неумение самоорганизации и самоуправления при самостоятельном учении, низкий уровень владения приемами и методами самостоятельной работы. Со стороны преподавателей: недостаточное методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и отсутствие систематики в обучении студентов приемам и методам самостоятельной работы.


Организацию самостоятельной работы первокурсника с первых его шагов целесообразно сводить к:

  1. правильному слушанию и записыванию учебного материала, его запоминанию и воспроизведению;

  2. самостоятельной работе на практических и лабораторных занятиях;

  3. совершенствованию навыков работы с книгой;

4) правильному конспектированию литературного материала, и т.п..

В методической разработке предложена структура занятия, направленная на формирование навыков самостоятельной работы студентов. Прописаны цели и задачи занятия. В приложении даны практические задания и тесты, помогающие формировать необходимые общие и профессиональные компетенции будущих специалистов через навыки самостоятельной работы.


1. Подготовительный этап


При подготовке к занятию преподаватель определяет план проведения занятия и цели, комплектует необходимое дидактическое обеспечение работы студентов, разрабатывает рекомендации способствующие работе студентов при подготовке к занятиям.

Для самостоятельной работы в качестве упражнений подобраны тексты с конкретными заданиями. (Приложение 1). Тексты не требуют специальной учебной и психологической подготовки, а могут реализовываться с применением остаточных знаний студентов по дисциплинам. Кроме этого, формируется материал содержащий правильные ответы, необходимый для проверки правильности выполнения заданий по каждому этапу. Для удобства демонстрации и правильности проверки выполнения заданий материал сформирован в виде презентации, выполненной в программе Power Point. Разработаны рекомендации для студентов.

До начала занятий необходимо подготовить аудиторию, рационально организовать пространство для работы студентов, подготовить технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, экран).











ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Медицинский колледж железнодорожного транспорта


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ


Тема: Самостоятельная работа студентов

Цели:

Образовательная - применять навыки самостоятельной работы в процессе обучения

воспитательная - развитие самостоятельности, организованности и собранности;

развивающая - развитие общих компетенций через образовательный компонент - самостоятельную работу .

Вид: занятие-тренинг

Тип: сообщение и усвоение нового материала

Оборудование, ТСО: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, элементы-задания, тесты на развитие памяти и внимания.

Межпредметные связи: Возможность использования на всех изучаемых дисциплинах

Литература:


  1. Галагузова Ю.Н. Азбука студента. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 76 с.

  2. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал -технология образовательной деятельности. - СПб., 1999.

  3. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? //Народное образование. - 2003. - №2. - С. 137-144.

  4. Гросс Н.В., Фатеев В.П. Этапы познавательной деятельности студентов //Специалист. - 2000. - №10. - С.24-26.

Ерастов Н.П. Культура умственного труда. - М.,


  1. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М., 1996.

  2. Некоторые вопросы формирования у студентов навыков самостоятельной работы с книгой. - М., 1990.

  3. Основы самообразования студентов колледжа Ула-Удэ2005.

Качесова Т. Л.




Ход занятия


  1. Организационный момент - 2 мин.


  1. Мотивация деятельности студентов путем постановки проблемы и определением путей ее решения (с использованием элементов входной диагностики) - 5 мин.


  1. Самостоятельная работа студента

3.1. Самообразование, самовоспитание -5 мин.

3.2. Рациональная организация самостоятельной работы 5 мин.

3.3. Виды самостоятельной работы: 60 мин

- конспектирование: расположение текста, поля, сокращения (упражнение 1)20 мин

- работа с текстом: чтение текста, выделение ключевых слов, составление кластеров, работа с таблицами (упражнения 2, 3, 4) -30 мин.

3.5 Приемы запоминаня информации (упражнение 5).-10 мин.

4. Подведение итогов занятия - 3 мин.














Методические указания по проведению занятия

Целью проведения мероприятия является ознакомление студентов с понятием самостоятельной работы в процессе самообразования и самовоспитания, формирование у них навыков рационального распределения своего времени, расширения спектра методов и приемов, используемых при самостоятельной работе.

Проведение мероприятия осуществляется согласно разработанного плана.

1. Организационный момент

Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние учебного кабинета, отмечает отсутствующих.

2. Мотивация деятельности студентов путем постановки проблемы и определением путей ее решения

Цель: Вызвать у студентов осознание возможности постоянного профессионального и личностного развития через использование компонента самостоятельной работы.

Преподаватель в процессе беседы выясняет, что многие студенты испытывают большие затруднения при выполнении самостоятельной работы. Чаще всего они связаны с отсутствием навыков конспектирования, работы с первоисточниками, неумением четко и ясно излагать свои мысли, планировать время с учетом своих индивидуальных особенностей. Объясняет, что всякая самостоятельная работа студентов должна начинаться с определенной установки, подготавливающей восприятие нужного материала, и предлагает рассмотреть ее как самостоятельную тему.

После положительного настроя студентов на восприятие предлагаемой темы предлагает провести самоанализ готовности к выполнению самостоятельной работы используя прием «Светофор», то есть предлагается оценить свои способности в соответствии со следующей шкалой:

1. Ваша степень готовности к выполнению самостоятельной работы с использованием эффективных приемов и методов:

Красный цвет - ДА

Желтый - БОЛЕЕ ГОТОВ , ЧЕМ НЕ ГОТОВ

Белый - ГОТОВ В МАЛОЙ СТЕПЕНИ

3 . Самостоятельная работа студента

На начальном этапе работы преподавателю предстоит освоить хорошо известные методы и приёмы обучения, применить различные формы и средства обучения. Творчество педагога заключается в рациональном применении этих средств. Разнообразие методов, приёмов и средств обучения формирует у студентов интерес к учебно-познавательной деятельности, повышая мотивацию к учебным занятиям.

3.1. Самообразование, самовоспитание

Цель: Осознать необходимость самообразования и самовоспитания для профессионального и личностного становления человека.

Реализация цели осуществляется с использованием элементов эвристической беседы. Студентам предлагается ответить на вопросы:

-Что такое самообразование?

- Как самостоятельная работа связана с самообразованием?

В процессе обсуждения вопросов аудитория приходит к понятию самообразование.

Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование является одним из средств самовоспитания. Результат УД во многом определяется мотивом учения. Желание учиться - это, прежде всего, осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни, осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков и как следствие - потребность в них.

3.2. Рациональная организация самостоятельной работы

Цель: Рассмотреть со студентами возможности рационального распределения учебного и свободного времени, с выделением продуктивного времени на самостоятельную работу.

Реализация цели осуществляется составлением хронометража полного дня с выделением времени на продуктивную самостоятельную работу ,отдых и мероприятия , направленные на удовлетворение личных увлечений ; формированием навыков по составлению планов на день (неделю, месяц) и самоанализа.

Наиболее удобной для использования студентами является система наглядной регистрации своего времени. Для этого все дела необходимо разбить на несколько больших групп:

  1. обязательный учебный труд (прослушивание лекций, участие в семинарах, работа на уроках производственного обучения);

  2. самостоятельный труд (выполнение домашних заданий, подготовка к контрольным и т.д.);

  3. свободный труд (посещение библиотеки, работа по дому, прослушивание лекций по интересам и т.д.);

  4. общественная работа (присутствие на собраниях, выполнение поручений и т.д.);

  5. отдых (еда, сон, хобби, развлечения);

  6. затраты времени на проезд в транспорте, неиспользованные «временные островки».


3.3. Виды самостоятельной работы:

3.3.1. Конспектирование

Цель: Овладеть приемами рационального расположения текста на рабочем поле и техникой сокращения.

Реализация цели осуществляется при выполнении упражнения овладения техникой сокращения :общепринятой абриватурой и индивидуальной. (приложение 1.)


- работа с текстом:

- (визуальное восприятие текста, выделение ключевых слов,

- составление кластеров

- работа с таблицами по тексту)

Цель: Формирование у студентов первичных навыков Работы с текстом

.

Методы работы с текстом.

  • Ключевые понятия

  • Работа по организации текста:

Графическая организация текста (кластер)

Табличная организация текста

Изучение теоретической основы составления кластеров и различного рода таблиц закрепляется выполнением упражнения (приложение3) . Студентам в качестве образца предлагается «пустой» кластер .который можно усовершенствовать .При интеграции материала текста в таблицу ,первая строка заполняется вместе с преподавателем. По окончании работы можно предложить студентам для сравнения или самопроверки эталоны элементов.

В ходе работы студенты учатся овладевать различными способами интегрирования информации ,строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно уверенно и корректно по отношению к окружающим.Одним из приемов графической организации текста является составление кластеров. Кластер (от англ.-гроздь)-это способ сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посерине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис,который является «сердцем» текста.

2.Вокруг «накидать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3.По мере записи ,появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура ,которая графически отображает размышление, определяет информационное поле данного текста.

Мастера по работе с кластерами советуют придерживаться следующим правилам:

  • Не боятся записывать все что придет на ум. Дать волю интуиции и воображению

  • Продолжать работу ,пока не кончится время или не иссякнут идеи.

  • Постараться построить как можно больше связей.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

Виды некоторых упражнений.

Упражнение «Двойной дневник» дает возможность студентам тесно увязать содержание текста со своим личным опытом.

Выписки из текста

Вопросы и комментарии

Еще одним интересным табличным приемом таблица «Знаю, хочу знать, узнал».Эта форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

3.5. Приемы запоминания информации

Цель: Ознакомиться с приемами рационального запоминания информации

Студентам предлагается определить свой тип памяти : зрительная ,моторная или слуховая и выполнить тесты-тренинги ,направленные на развитие памяти и внимания (приложение 4)

4. Подведение итогов занятия - 3 мин.

Подведение итогов занятия происходит путем проверки исходного уровня с использование карточек «Светофор» при ответе на вопросы :

  1. Сможете ли вы организовать самостоятельную работу с учетом рекомендаций , полученных сегодня?

Красный цвет - ДА

Желтый - БОЛЕЕ ГОТОВ , ЧЕМ НЕ ГОТОВ

Белый - ГОТОВ В МАЛОЙ СТЕПЕНИ

  1. Изменилась ли ваша самооценка в сравнении с началом занятия ?


Дорогой студент!

Заканчивая наш разговор о самообразовании, желаю тебе успехов, и хочу предложить тебе подумать над следующими вопросами:

  • Почему то, что есть в человеке, гораздо важнее того, что есть у человека?

  • Почему лучшие достижения человека есть результат неудовлетворенности собой?

  • Почему, если ты не встретил в жизни препятствий, значит, ты не состоялся?

  • Почему об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам?







Заключение.
















Приложение.№1

Сокращение при конспектировании.

Задание:

Запишите слова в сокращенном виде:

Гармонические колебания-

Внутренняя энергия

Самостоятельный

Так как

Так же

То есть

Химический анализ

Производство

Предприятие

Здравоохранение

Сестринский процесс

Физические свойства

Элементарная функция

Самостоятельная работа

Медицинские инструменты

Лекарственные препараты

Механическое движение

Спортивные упражнения

Познавательная деятельность





Приложение 2

Задание:

Разделите текст на отдельные логически завершенные части и выделите в каждой части ключевые слова или выражения; соедините их между собой так ,чтобы получился краткий конспект

Как говорил французский философ Рене Декарт, для познания мира нужен правильный метод. В естествознании методы часто определяют различные стадии исследования. Например, эксперимент , обработка эмпирических (приобретенных в ходе практических исследований) данных , построение научных теорий и их проверка, изложение научных результатов. Содержание научного метода образуют и научные теории и , проверенные практикой. Они могут выступать в качестве метода в последующих исследованиях. В выборе методов исследования важную роль играют мировоззрение, философские взгляды исследователя. Пусть приведенные в этой главе понятия вам пока покажутся сложными, наш курс поможет вам разобраться в них, а главное-осознать и научится применять некоторые исследовательские методы естественных наук как в обучении ,так и в практике вашей жизни.








Приложение 3

Задание:

оформите текстовую информацию в виде кластера и таблицы

ВСЕЛЕННАЯ.

Вселенная - это огромный мир ,в котором мы живем. Основные структурные образования Вселенной - галактики. Это массивные звездные системы , состоящие из сотен миллиардов звезд и газопылевых туманностей. По внешнему виду галактики разделили на несколько типов ,основные из которых спиральные (их примерно 50% из миллиардов наблюдаемых в космосе) , элептические ( их около 25% наблюдаемых),линзовые (20%) и неправильные (5%).Самые известные спиральные галактики :наша Галактика- Млечный Путь, одна из ближайших к нам - Туманность Андромеды (расстояние до нее примерно 2,3 млрд световых лет),Сомбреро в созвездии Девы. Самые близкие к нашей Галактике неправильные

галактики - Большое и Малое Магеллановы облака.

В структуру нашей Галактики входят : ядро, в составе которого по современным представлениям имеются черные дыры.; диск , где находятся в основном молодые массивные яркие звезды; газопылевые комплексы, где происходит звездообразование, а также гало и корона. В гало наблюдаются старые шаровые скопления и отдельные звезды. Корона - довольно массивное образование ,однако ее состав пока неясен.

В нашей Галактике примерно двести миллиардов звезд. Солнце находится в плоскости диска Галактики и образует Солнечную систему. Солнечная система-это система небесных тел, объединенных силами тяготения. Масса Солнца примерно в 750 раз больше всех остальных тел Солнечной системы и составляет 2*1030 кг. В состав Солнечной системы входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля ,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ,Плутон; их спутники ,а так же малые тела Солнечной системы :астероиды, кометы, метеориты :солнечный ветер -потоки элементарных частиц, а также поля -гравитационное и электромагнитное.




Приложение 4.

Задание 1

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

В повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различных сведений, между которыми нет непосредственной логической связи, например термины, те или иные поручения и инструкции, особенности предметов домашнего обихода, разнообразные события и т. д. Задача теста 1 состоит в проверке вашей способности запоминать именно такую бессвязную информацию.

Запомните приведенные 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова "украинец" без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ.

На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить.

  1. Украинец
    2. Экономика
    3. Каша
    4. Татуировка
    5. Нейрон
    6. Любовь
    7. Ножницы
    8. Совесть
    9. Глина
    10. Словарь
    11. Масло
    12. Бумага
    13. Пирожное
    14. Логика
    15. Социализм
    16. Глагол
    17. Прорыв
    18. Дезертир
    19. Свеча
    20. Вишня


Теперь вычислите продуктивность запоминания. Для этого подставьте число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ... %

Например, если вы правильно воспроизвели 10 слов, то продуктивность запоминания составит (10 : 20) х 100 = 50%

Задание 2

Тест 2: запоминание чисел

Запомните приведенные ниже 20 чисел вместе с их порядковыми номерами. На запоминание дается 40 секунд. После этого запишите те числа, которые вы запомнили.

1. 43
2. 57
3. 12
4. 33
5. 81
6. 72
7. 15
8. 44
9. 96
10. 7
11. 37
12. 18
13. 86
14. 56
15. 47
16. 6
17. 78
18. 61
19. 83
20. 73


Рассчитайте продуктивность запоминания по формуле

(количество правильно воспроизведенных чисел : 20) х 100 = ...%

Задание 3

Тест 3: запоминание лиц с именами и фамилиями

Запомните изображенные ниже 10 лиц с их именами и фамилиями. В вашем распоряжении 30 секунд.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Николай Михайлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Наталья Виноградова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Лора Кузнецова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Ольга Юдина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Константин Павлов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Юрий Кореляков

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Елена Рябенко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Семен Пушенко

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Михаил Клюев

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов
Соня Бушинская

Затем обратитесь к концу страницы, на которой изображены те же лица, но в другой последовательности, причем их имена и фамилии не указаны. Подсчитайте, для скольких лиц вы сможете назвать имя и фамилию. Ответ считается правильным только в том случае, если безошибочно названы как имя, так и фамилия. Подсчитайте продуктивность запоминания по формуле

(число правильных ответов : 10) х 100 = ...%

Задание 5

Напишите по пять имен композиторов , писательниц , киноактеров, певиц , спортсменок , которые вам всегда приходят в голову. В течении одной минуты вам надо найти по возможности по пять примеров для каждой группы.


Задание 6

Рассмотрите внимательно следующую последовательность цифр и постарайтесь каждую в отдельности запечатлеть в памяти.

Номер телефона 089-525648

Дата рождения 19.05.1938

Жилая площадь (кв.м.) 64,5

Вес тела (кг) 72

Затем закройте эти числа листом бумаги и постарайтесь найти их снова по памяти в различных комбинациях чисел:

80,2 069-521122 91 20.081942

95,5 040-525648 72 19.05.1938

64,5 089-525648 65 12.12.1964





Заключение


Проведение занятия в форме деловой игры позволяет приблизить процесс обучения к реальной действительности управления организацией. Игра - это хороший способ активизации студентов. Она наилучшим образом осуществляет междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, помогает актуализировать знания студентов. В процессе игры проявляется и развивается творчество. Игра - это возможность попробовать свои силы в модели жизненной ситуации. Проведение занятий в форме деловой игры позволяет реализовать не только познавательные, но и воспитательные, развивающие цели.

Данная деловая игра помогает студентам научиться работать в команде, расширить профессиональные знания и умения, оценить практическую значимость полученных теоретических знаний, скорректировать самооценку и научиться высказывать свое мнение при общественной оценке.

Деловая игра дает возможность преподавателям проявить творчество в учебном процессе











Приложение 4.

Задание 1

Тест 1: запоминание логически не связанного материала

В повседневной жизни нам часто приходится запоминать много различных сведений, между которыми нет непосредственной логической связи, например термины, те или иные поручения и инструкции, особенности предметов домашнего обихода, разнообразные события и т. д. Задача теста 1 состоит в проверке вашей способности запоминать именно такую бессвязную информацию.

Запомните приведенные 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке.

Ответ можно считать правильным только при условии, что слово воспроизводится вместе с его порядковым номером. Например, воспроизведение слова "украинец" без указания номера "1" рассматривается как ошибочный ответ.

На запоминание 20 слов дается 40 секунд. По истечении этого времени запишите все слова (вместе с их номерами), которые сможете вспомнить


Теперь вычислите продуктивность запоминания. Для этого подставьте число правильно воспроизведенных слов в следующую формулу:

(число правильно воспроизведенных слов : 20) х 100 = ... %

Например, если вы правильно воспроизвели 10 слов, то продуктивность запоминания составит (10 : 20) х 100 = 50

Задание 2

Напишите по пять имен композиторов , писательниц , киноактеров, певиц , спортсменок , которые вам всегда приходят в голову. В течении одной минуты вам надо найти по возможности по пять примеров для каждой группы.






Задание 6

Рассмотрите внимательно следующую последовательность цифр и постарайтесь каждую в отдельности запечатлеть в памяти.

Номер телефона 089-525648

Дата рождения 19.05.1938

Жилая площадь (кв.м.) 64,5

Вес тела (кг) 72

Затем закройте эти числа листом бумаги и постарайтесь найти их снова по памяти в различных комбинациях чисел:

80,2 069-521122 91 20.081942

95,5 040-525648 72 19.05.1938

64,5 089-525648 65 12.12.1964














Приложение.№1

Сокращение при конспектировании.

Задание:

Запишите слова в сокращенном виде:

Гармонические колебания-

Внутренняя энергия

Самостоятельный

Так как

Так же

То есть

Химический анализ

Производство

Предприятие

Здравоохранение

Сестринский процесс

Физические свойства

Элементарная функция

Самостоятельная работа

Медицинские инструменты

Лекарственные препараты

Механическое движение

Спортивные упражнения

Познавательная деятельность





Приложение 2

Задание:

Разделите текст на отдельные логически завершенные части и выделите в каждой части ключевые слова или выражения; соедините их между собой так ,чтобы получился краткий конспект

Как говорил французский философ Рене Декарт, для познания мира нужен правильный метод. В естествознании методы часто определяют различные стадии исследования. Например, эксперимент , обработка эмпирических (приобретенных в ходе практических исследований) данных , построение научных теорий и их проверка, изложение научных результатов. Содержание научного метода образуют и научные теории и , проверенные практикой. Они могут выступать в качестве метода в последующих исследованиях. В выборе методов исследования важную роль играют мировоззрение, философские взгляды исследователя. Пусть приведенные в этой главе понятия вам пока покажутся сложными, наш курс поможет вам разобраться в них, а главное-осознать и научится применять некоторые исследовательские методы естественных наук как в обучении ,так и в практике вашей жизни.








Приложение 3

Задание:

оформите текстовую информацию в виде кластера и таблицы

ВСЕЛЕННАЯ.

Вселенная - это огромный мир ,в котором мы живем. Основные структурные образования Вселенной - галактики. Это массивные звездные системы , состоящие из сотен миллиардов звезд и газопылевых туманностей. По внешнему виду галактики разделили на несколько типов ,основные из которых спиральные (их примерно 50% из миллиардов наблюдаемых в космосе) , элептические ( их около 25% наблюдаемых),линзовые (20%) и неправильные (5%).Самые известные спиральные галактики :наша Галактика- Млечный Путь, одна из ближайших к нам - Туманность Андромеды (расстояние до нее примерно 2,3 млрд световых лет),Сомбреро в созвездии Девы. Самые близкие к нашей Галактике неправильные

галактики - Большое и Малое Магеллановы облака.

В структуру нашей Галактики входят : ядро, в составе которого по современным представлениям имеются черные дыры.; диск , где находятся в основном молодые массивные яркие звезды; газопылевые комплексы, где происходит звездообразование, а также гало и корона. В гало наблюдаются старые шаровые скопления и отдельные звезды. Корона - довольно массивное образование ,однако ее состав пока неясен.

В нашей Галактике примерно двести миллиардов звезд. Солнце находится в плоскости диска Галактики и образует Солнечную систему. Солнечная система-это система небесных тел, объединенных силами тяготения. Масса Солнца примерно в 750 раз больше всех остальных тел Солнечной системы и составляет 2*1030 кг. В состав Солнечной системы входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля ,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ,Плутон; их спутники ,а так же малые тела Солнечной системы :астероиды, кометы, метеориты :солнечный ветер -потоки элементарных частиц, а также поля -гравитационное и электромагнитное.







ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

Медицинский колледж железнодорожного транспорта


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ


Тема: Самостоятельная работа студентов

Цели:

Образовательная - применять навыки самостоятельной работы в процессе обучения

воспитательная - развитие самостоятельности, организованности и собранности;

развивающая - развитие общих компетенций через образовательный компонент - самостоятельную работу .

Вид: занятие-тренинг

Тип: сообщение и усвоение нового материала

Оборудование, ТСО: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, элементы-задания, тесты на развитие памяти и внимания.

Межпредметные связи: Возможность использования на всех изучаемых дисциплинах

Литература:


  1. Галагузова Ю.Н. Азбука студента. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 76 с.

  2. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал -технология образовательной деятельности. - СПб., 1999.

  3. Гликман И. Как стимулировать желание учиться? //Народное образование. - 2003. - №2. - С. 137-144.

  4. Гросс Н.В., Фатеев В.П. Этапы познавательной деятельности студентов //Специалист. - 2000. - №10. - С.24-26.

Ерастов Н.П. Культура умственного труда. - М.,


  1. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М., 1996.

  2. Некоторые вопросы формирования у студентов навыков самостоятельной работы с книгой. - М., 1990.

  3. Качесова Т. Л .Основы самообразования студентов колледжа -Улан-Удэ ,2005.



Ход занятия


  1. Организационный момент - 2 мин.


  1. Мотивация деятельности студентов путем постановки проблемы и определением путей ее решения (с использованием элементов входной диагностики) - 5 мин.


  1. Самостоятельная работа студента

3.1. Самообразование, самовоспитание -5 мин.

3.2. Рациональная организация самостоятельной работы 5 мин.

3.3. Виды самостоятельной работы: 60 мин

- конспектирование: расположение текста, поля, сокращения (упражнение 1)20 мин

- работа с текстом: чтение текста, выделение ключевых слов, составление кластеров, работа с таблицами (упражнения 2, 3, 4) -30 мин.

3.5 Приемы запоминаня информации (упражнение 5).-10 мин.

4. Подведение итогов занятия - 3 мин.


















Памятка для студентов:


Американский педагог Филипп С. Шлехти в своей книге "Школа для XXI века» пишет, что на вопрос, адресованный бизнесменам, о том, какого человека должна готовить школа, получил ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно".

С.Л. Рубинштейн писал, что «… человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМудрость, сформулированная древним китайским философом, гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму». В этом состоит важнейшее правило эффективного обучения - твоя собственная активность, дорогой студент

Другой восточный мудрец сказал: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Это значит, что если преподаватели создадут все необходимые условия и предпосылки для учения, но сам студент не захочет познавать, то познание невозможно.

Самообразование - сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование.

Самообразование - приобретение системы знаний самостоятельно.

Многие люди склонны откладывать дела, особенно не любимые. В психологии известен следующий путь преодоления вредной привычки:

а) принять твердое решение изменить привычку (очень важно сделать это шаг незамедлительно);

б) не стараться сделать сразу очень много и очень быстро, надо заставить себя, не сходя с места, сделать то, что уже давно намечено;

в) начать следующий день с самого неприятного дела и исполнить его до всех остальных.

Это простая операция зарядит хорошим настроением на целый день: прошло лишь 15 мин., а ты уже успел закончить самое трудное дело, которое давно камнем лежало у тебя на душе!


Как правильно читать:

  1. Необходимо знать составные части (структуру) книги: оглавление, сноски, цитаты, библиография, приложения, справки, словарь, аннотация.

  2. Существуют способы чтения книги:

  • ознакомительное;

  • поверхностное;

  • глубокое чтение с конспектированием (прочитать основные пункты, уловить заголовки, рассмотреть рисунки и схемы, прочитать первый и последний параграфы, оценить прочитанное, попробовать ответить на вопросы по главе, можешь ли использовать эту информацию в дискуссии; выписать, что было непонятно; не оставлять пробелов; проговорить вслух прочитанное; выучить и пересказать прочитанное).

Чтение - это работа, поэтому:

  • читая надо допытываться до сути;

  • иметь общую картину, а не фрагментарные представления;

  • прочитанное надо постоянно дополнять, расширять, обновлять;

  • осмысливать прочитанное;

  • стараться самостоятельно разобраться с незнакомой информацией;

  • использовать воображение, рисунки, схемы;

  • прочитанное воспринимать критически.

Организация изучаемого текста:

1.Табличный прием.

Знаю

Хочу знать

Узнал


или

Выписки из текста

Вопросы и коментарии


Или

Вопрос

Ответ



2.Кластер- способ графической организации материала.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

Развитие памяти.

Для развития памяти необходимо регулярно заниматься целенаправленным заучиванием, повторением. Заблуждаются те, кто считает, что, если материал прочитан и понят, то он и усвоен. Для усвоения надо подробно пересказать прочитанное. Полезно по памяти составить план пересказа, затем сверить его с текстом. Очень помогают запоминанию записи, так как они активизируют моторный компонент памяти.

Как улучшать свою память?

  • сконцентрироваться на том, что хочешье запомнить;

  • полезно читать вслух то, что надо запомнить (отрываясь от текста);

  • следует повторять прочитанный текст в разных ситуациях (в транспорте, на отдыхе, на улице);

  • не отвлекаться, не рассеивать внимание;

Выполнять различные упражнения и тесты .направленные на развитие памяти постоянно.

  • определи, как тебе легче запоминать информацию, если ты ее видишь, слышишь или записываешь?

  • Постарайся с 1-го курса развивать профессиональную память на все, что касается твоей будущей профессии: основной круг идей данной отрасли знания, методы работы и наиболее интересные факты, фамилии ведущих специалистов в этой области и т. д. Причем лучше не ждать, что запомнится само, а специально стараться запомнить нужное.

  • К. Маркс постоянно тренировал свою память - заучивал стихи и прозу на незнакомых ему иностранных языках. Этот метод можно использовать и так: заучивать ежедневно по несколько строчек прозаического, стихотворного или иностранного текста (в зависимости от цели развития памяти


  • Время на уроке можно изощренно «убить», а можно максимально продуктивно использовать. Подумайте, от каждого ли занятия ты берешь максимум того, что оно может дать?


Заканчивая наш сегодняшний разговор о самообразовании, желаю тебе успехов, и хочу предложить подумать над следующими вопросами:

  • Почему то, что есть в человеке, гораздо важнее того, что есть у человека?

  • Почему лучшие достижения человека есть результат неудовлетворенности собой?

  • Почему, если ты не встретил в жизни препятствий, значит, ты не состоялся?

  • Почему об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам?











Правильные ответы:

Приложение 1

Задание:

Запишите слова в сокращенном виде:

Гармонические колебания - гарм. кол-я

Внутренняя энергия -вн.эн-я

Самостоятельный -сам-й

Так как -т.к.

Так же -т.ж

То есть - т.е.

Химический анализе. -хим.ан.

Производство - пр-во

Предприятие -пред.

Здравоохранение здрв. (здрв-е)

Сестринский процесс -СП

Физические свойства -физ.св-ва

Элементарная функция -Эл. Ф-я

Самостоятельная работа -сам.р.

Медицинские инструменты -мед. инстр.

Лекарственные препараты -лек.пр-ты

Механическое движение -мех.дв-е

Спортивные упражнения -спрт. упр.

Познавательная деятельность -позн-я деят.





Приложение 2.

Задание:

Разделите текст на отдельные логически завершенные части и выделите в каждой части ключевые слова или выражения; соедините их между собой так чтобы получился краткий конспект

Как говорил французский философ Рене Декарт, для познания мира нужен правильный метод.

В естествознании методы часто определяют различные стадии исследования. Например, эксперимент , обработка эмпирических (приобретенных в ходе практических исследований) данных , построение научных теорий и их проверка, изложение научных результатов. Содержание научного метода образуют и научные теории и , проверенные практикой. Они могут выступать в качестве метода в последующих исследованиях.

В выборе методов исследования важную роль играют мировоззрение, философские взгляды исследователя. Пусть приведенные в этой главе понятия вам пока покажутся сложными, наш курс поможет вам разобраться в них, а главное-осознать и научится применять некоторые исследовательские методы естественных наук как в обучении ,так и в практике вашей жизни.

Для познания мира нужен правильный метод. Методы- это, эксперимент , обработка эмпирических (приобретенных в ходе практических исследований) данных , построение научных теорий и их проверка, изложение научных результат В выборе методов исследования важную роль играют мировоззрении и философские взгляды исследователя

Приложение 3

Задание: оформите текстовую информацию в виде кластера или таблицы

1.Табличный прием.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Вселенная

Более подробно о нашей галактике

Структуру галактики.

Некоторые названия галактик.

Галактика

О черных дырах галактики

Структуру нашей галактики

Солнце

Возраст Солнца

Находится в диске галактики

Солнечная система

О спутниках планет

Название планет и их расположение в порядке от Солнца

ВСЕЛЕННАЯ.

Вселенная - это огромный мир ,в котором мы живем. Основные структурные образования Вселенной - галактики. Это массивные звездные системы , состоящие из сотен миллиардов звезд и газопылевых туманностей. По внешнему виду галактики разделили на несколько типов ,основные из которых спиральные (их примерно 50% из миллиардов наблюдаемых в космосе) , элептические ( их около 25% наблюдаемых),линзовые (20%) и неправильные (5%).Самые известные спиральные галактики :наша Галактика- Млечный Путь, одна из ближайших к нам - Туманность Андромеды (расстояние до нее примерно 2,3 млрд световых лет),Сомбреро в созвездии Девы. Самые близкие к нашей Галактике неправильные

галактики - Большое и Малое Магеллановы облака.

В структуру нашей Галактики входят : ядро, в составе которого по современным представлениям имеются черные дыры.; диск , где находятся в основном молодые массивные яркие звезды; газопылевые комплексы, где происходит звездообразование, а также гало и корона. В гало наблюдаются старые шаровые скопления и отдельные звезды. Корона - довольно массивное образование ,однако ее состав пока неясен.

В нашей Галактике примерно двести миллиардов звезд. Солнце находится в плоскости диска Галактики и образует Солнечную систему. Солнечная система-это система небесных тел, объединенных силами тяготения. Масса Солнца примерно в 750 раз больше всех остальных тел Солнечной системы и составляет 2*1030 кг. В состав Солнечной системы входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля ,Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ,Плутон; их спутники ,а так же малые тела Солнечной системы :астероиды, кометы, метеориты :солнечный ветер -потоки элементарных частиц, а также поля -гравитационное и электромагнитное.













Кластер.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

ВМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовселенная

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентовМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по теме Самостоятельная работа студентов


39

© 2010-2022