Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок «Этикет»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край

Муниципальное образование Тбилисский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №

от 29 августа 2014 года

председатель педсовета

_________ Ильченко Т.А.

директор МБОУ «СОШ №3» Ф.И.О.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

Кружок «Этикет»







Сроки реализации: 1 года

Возраст обучающихся: 8 -9лет

Составитель: Кузнецова Л.В.

1.Пояснительная записка

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно - правовой и документальной основой Программы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина общего образования.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

По словам академика Д.С. Лихачева, «мы не выживаем физически, если погибнем духовно». Процессы нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего, потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой, личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознанию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.

Курс «Этикет» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • предоставить возможности ребенку проявить себя и свое отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • прививать детям стремление к постоянному познанию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 2 класса познакомиться с основными знаниями в области этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

  1. Этика общения.

  2. Этикет.

  3. Этические нормы отношений с окружающими.

  4. Этика отношений в коллективе.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами- плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно- ролевых игр по заданиям игровых карточек

Формы и виды деятельности:

  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно- ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

2.Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов- учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым отношениям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1.Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2.Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов- получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и проступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос.

  2. Наблюдение.

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей.

Данная образовательная программа была составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса «СОШ №3» и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Программа адресована учащимся 3-х классов и рассчитана на 34 часа. Периодичность занятий- 1 час в неделю. Программа реализуется учителем начальных классов.



3.Тематическое планирование

Раздел программы

занятия



Тема занятия



Кол-во часов



Дата проведения

Учимся дружить

1

Вводная беседа.

«Мы - третьеклассники».

Диагностика.

1

03.09

2

«Ты и твои друзья»

1

10.09

3

«Ищу друга»

1

17.09

4

«Мы - третьеклассники». О дружбе.

1

24.09

Я- владелец своих эмоций

5

«Я и мое настроение»

1

01.10

6

«Я могу управлять своим настроением»

1

08.10

7

«Как выразить свои эмоции»

1

15.10

8

«Эмоции. Общение. Поведение»

1

22.10

Встречи с самим собой

9

«Что я знаю о себе?»

1

29.10

10

«Что знают обо мне окружающие?»

1

12.11

11

«Мой портрет в лучах солнца»

1

19.11

12-13

«Мои друзья»

2

26.11

03.12

14-15

«Наш класс»

2

10.12

17.12

Я среди других людей

16

«Наши права и обязанности»

1

24.12

17

«Застенчивость и неуверенность в себе»

1

14.01

18

«О чем говорят наши жесты»

1

21.01

19

«Доверие в общении»

1

28.01

20

«Умею ли я слушать?»

1

04.02

21

«Чем уверенность отличается от самоуверенности»

1

11.02

Вежливая речь

22

«Правила хорошего тона»

1

18.02

23

«Употребление вежливых слов в общении»

1

25.02

24

«Этикетные диалоги, речевые привычки»

1

04.03

25

«Искусство делать комплименты»

1

11.03

26

«Вежливый отказ»

1

18.03

27

«Портрет культурного человека»

1

01.04

Правила и законы общения

28-29

«Стили общения»

2

08.04

15.04

30

«Что такое конфликт?»

1

22.04


31

«Конфликтные эмоции»

1

29.04


32

«Стили поведения в конфликте»

1

06.05


33

«Звездная карта жизни»

1

13.05


34

Диагностика

1

20.05

ИТОГО: 34 часа.










СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных

классов « СОШ №3»

от 15 мая 2014 года № 6

___________ М.В. Ющенко

подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР ____ А.А. Пономарева

подпись Ф.И.О.

29 августа 2014 года






© 2010-2022