Программа детской организации МКОУ Панинской СОШ Республика Детства

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Панинского Муниципального района Воронежской области

Панинская средняя общеобразовательная школа

Программа

работы школьной детской

организации

«Республика детства»



Возраст детей 8-15 лет

Срок реализации - 4 года

Составитель : педагог - организатор

Белошникова Н.В.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  1. Полное название программы

Программа деятельности школьной детской организации «Республика Детства».

  1. Цель программы


  • Создание условий для формирования гражданско-патриотических качеств, нравственной устойчивости, социальной активности и самостоятельности молодого поколения.

  1. Задачи

Педагогические

  • формирование патриотических качеств и ценностных ориентаций личности, основанных на общечеловеческих и культурных ценностях;

  • разработка конструктивных форм обучения, взаимодействия и сотрудничества;

  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь.

  • развитие потребности вести здоровый образ жизни.

  • воспитывать положительное отношение к труду.

  • создание условий для самореализации, раскрытия и развития творческих способностей и возможностей личности;

Информационные

  • формирование положительного общественного представления о работе районной пионерской организации как самодеятельной детской организации, способствующей формированию социально активной личности и реализации интересов и потребностей детей;

  • создание информационного банка методик и технологий, используемых в работе по программе;

  • обобщение и распространение опыта работы пионерской организации

Коммуникативные

  • содействие развитию общения и обмена опытом между районными, областными и региональными пионерскими коллективами, другими детскими общественными организациями.

  • Кадровые:

  • создание системы обучения пионерского актива и консультирования старших вожатых, педагогов для организации работы по программе;

  • развитие системы взаимодействия социальных институтов для работы по реализации программы.

Научно-методические:

  • разработка методического, психолого-педагогического сопровождения программы;

  • разработка адаптированного детского варианта программы.

Материально-технические:

  • обеспечение финансовых и материально-технических условий для реализации программы посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств



Адресат программы

Классные коллективы, педагог - организатор, педагогические кадры, работающие с детскими общественными организациями.

Направление деятельности, специфика содержания программы

Программа предлагает разработку системы взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на развитие детского движения. Ведущая идея программы - создание комфортной среды педагогического общения, формирование гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей и лидерского потенциала подростков для организации работы в первичных детских объединениях.

Краткое содержание программы

Программа содержит 7 взаимосвязанных подпрограмм: «Мой край», «Моя семья», «Давайте жить дружно», «Мой выбор» «Природа - мой дом » , «Здоров будешь - всё добудешь» , «Моя организация», предусматривает обучение детского актива по выбранным направлениям деятельности, разработку методических пособий и внедрение новых технологий работы с классными коллективами.

7.Ожидаемый результат.

Отработка организационных и содержательных механизмов, способствующих развитию пионерского движения , обучение детского актива. Обобщение, распространение и внедрение в практику работы передового опыта работы в пионерских коллективах, налаживание дружеских связей по обмену опытом. Организация взаимодействия детей и взрослых как основного условия реализации программы.

8.Авторы проекта

Белошникова Наталия Викторовна

9.Адрес организации

Воронежская обл. Панинский р-он, р.п. Панино

10.Телефон, факс,

Тел: 8(473)44-471-42

11.

География участников

Дети школы, старшая вожатая, педагоги

12.

Возраст участников программы

8-14 лет

13. Сроки проведения

Сентябрь 2015-май 2019







Пояснительная записка

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им
стать взрослыми, надо принимать их как
повторение своего детства, чтобы
совершенствоваться самому, надо,
наконец, жить жизнью детей, чтобы
быть гуманным педагогом.
Ш.А. Амонашвили

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Педагог - организатор в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Что же такое воспитание?
Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовер-шенствование.
Воспитание - это чувство, голос души и сердца. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.
Программа составлена на основе идеи «педагогики общей заботы» под девизом «У каждого своё дело, а вместе мы команда

Ведущая идея программы - создание комфортной среды педагогического общения, формирование гражданско-патриотических качеств, развитие творческих способностей и лидерского потенциала подростков для организации работы в первичных детских объединениях.

Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и сотворчества. Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности - путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.

Вариативно-программный подход не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные.

Такой подход позволяет вести работу по программе в соответствии с целями и задачами конкретного коллектива, способствует росту самостоятельности и творческой активности детей. В центре внимания

оказываются ребята, обладающие выраженными лидерскими способностями, увлеченные своим делом. Они составляют актив детской организации, через который строится вся работа по программе.

Программа является актуальной, т.к. ориентирована на решение наиболее значимых для подростков и современного общества проблем, способствует формированию осознанного проявления личной инициативы детей; интегрированной, т.к. так как перекликается с программой работы с младшими школьниками «Мой выбор», общешкольной воспитательной работой на основе единства задач воспитания, обучения и развития, предусматривает совместную работу младших школьников, подростков, старшеклассников, родителей и педагогов по ее реализации.
По уровню освоения программа является эмпирической, ориентирована на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, удовлетворение познавательного интереса, формирование социального опыта.

Новизна программы заключается в разнообразии предполагаемых видов поддержки и обновлении содержания обучения детского актива, разноуровневом подходе к организации обучения, в личностно ориентированной направленности обучения, комплексном и интегрированном характере программы, учитывающем местные и районные особенности работы.
По направленности - программа является социально-педагогической

Принципы деятельности по реализации программы.

Принципы реализации программы

Исходя из изменений социально-политической и экономической ситуации в стране, опираясь на личностно- деятельный подход к организации жизни детей и подростков, учитывая возрастную психологическую открытость детей, придавая смысл ранней и опережающей в современных условиях социализации молодежи, предусматривая ускоренную включенность в различные формы демократизации общественной жизни, программа опирается на определенные научные принципы:

Принцип демократизации:

  • признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;

  • создание предпосылок для активности детей и взрослых, участие детей в решении всех вопросов жизнедеятельности объединения;

  • упрочение норм уважительного отношения к другим людям, их социальному и профессиональному выбору, труду и его результатам;

  • добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

  • обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения,

  • участие в других общественных и политических организациях и движениях

Принцип самореализации:

  • осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;

  • учет осознанности каждым ребенком своего я;

  • последовательность, поэтапность решаемых задач;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют обеспечению успешной самореализации ребенка.

Принцип деятельностного подхода:

  • обучение и развитие личности ребенка происходит в разнообразной творческой деятельности;

Принцип развития:

  • каждый этап развития по программе должен иметь конкретное логическое завершение;

  • последовательный переход от этапа к этапу;

  • реализация через деятельность каждого ребенка - участника программы

  • творчество

Принцип непрерывности, комплексности и последовательности:

  • развитие деятельности по программе от простого к сложному;

  • отказ от разовых невзаимосвязанных мероприятий; взаимосвязь со всеми субъектами воспитательного пространства


Принцип вариативности:

  • заключается в возможности моделировать содержание программы, ее направления и временные рамки в соответствии с местными условиями работы.

Принцип гуманных и толерантных взаимоотношений:

  • при построении системы взаимодействия всех участников программы;

Принцип опоры на общественно-значимые и культурные ценности:


  • при выстраивании образовательной и воспитательной деятельности;

Принцип специфичности пионерства:

  • учет в конкретной ежедневной деятельности по программе основных идей, ценностей, традиций организации, отраженных в Детской Декларации, общепионерских программах, программах областной детской организации «Содружество».

Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:


коллективная организация деятельности;
коллективное творчество;

коллективное целеполагание;
ситуации - образцы;
эмоциональное насыщение жизни коллектива;
общественная направленность деятельности коллектива.


Суть каждой из этих идей заключается в следующем:

  • коллективная организация деятельности предусматривает участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

  • коллективное творчество- проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

  • коллективное целеполагание - совместную выработку и осмысление взрослыми и детьми целей и идеалов своей коллективной жизни, а также выбор на основе этих целей предстоящих общих дел;

  • ситуации - образцы - своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

  • общественная направленность деятельности предусматривает деятельность на пользу и радость людям.

Участники программы:

Дети в возрасте 8-5 лет, старшеклассники - инструкторы, родители,
педагогические работники. А также: воспитательные центры школы
(библиотека, школьный лагерь, факультативы, кружки и секции) и
социальные институты воспитательного пространства учреждения дополнительного образования, межпоселенческий дом культуры.

Схема Взаимодействия различных ведомств, структур и организаций в рамках реализации программы .

Программа детской организации МКОУ Панинской СОШ Республика Детства









Периоды освоения программы:

I ступень.

Дети 8-10 лет.

На первой ступени ведется работа с детьми начальной школы, организуются классные группы при школьных отрядах.

II ступень.

Дети 11-14 лет.

На второй ступени ведется работа с детьми, только вступившими в детскую организацию, работа направлена на обучение детей необходимым знаниям, умениям и навыкам, ведение работы осуществляется по системе КТД, с активистами овладевшими знаниями, умениями и навыками в работе детской организации способными стать для педагога - организатора опорой при проведении работы с участниками I ступени.

В работе по программе учащиеся 9-10 классов выполняют роль старших инструкторов.

Выполнение программы рассчитано на 4 года.

Это обусловлено возрастным диапазоном детей - участников программы, целесообразно с точки зрения освоения двух ступеней программы.

Условия реализации.

Проблемы воспитания подрастающего поколения возможно решать только в комплексе при условии реального межведомственного взаимодействия в интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества.

Педагогические условия реализации программы:

Срок реализации программы 4 года. В течение каждого этапа реализации программы идет работа по блокам по предварительно составленному плану, включающему учебу актива, очные и заочные конкурсы, акции, фестивали, праздники, позволяющие привлечь к проведению большое количество детей и взрослых.

По истечению каждого года реализации программы проходит подведение промежуточных итогов по всем блокам.

Организаторы программы:

МКОУ Панинская средняя общеобразовательная школа»

Участники программы - дети и подростки в возрасте 10-15лет, педагог - организатор, педагогические работники.

Ресурсное обеспечение программы:

Кадровое:

Программа реализуется коллективом специалистов:

  1. Руководитель программы - руководитель детской организации, педагог - организатор Белошникова Н.В.

  2. ПО « Республика Детства», классные руководители.

3.Иные заинтересованные в реализации программы организации, общественность, родители.

4. Дети-инструкторы;

Психолого-педагогическое:

  • Отслеживание результативности программы с применением специальных технологий и привлечением педагога-психолога;

  • Разработка пакета социально-педагогической диагностики;

Научно-методическое:

  • Программы ОДО « Содружество»;

  • Периодическая печать

  • Учебные и методические пособия по социальной педагогике, психологии, работе с детскими общественными организациями;

  • Интернет- ресурсы - СПО-СДО, Международная федерация детских организаций, Банк педагогической информации, ВДЦ «Орленок», официальные сайты детских общественных организаций России;

Информационное:

  • Документы, регламентирующие деятельность детских общественных организаций и объединений;

  • Районные и областные СМИ;

  • Периодическая печать;

  • Школьная печать;

Материально-техническое:

  • Создание системы стимулирования деятельности по программе;

  • Пионерские комнаты и помещения для проведения обучающих занятий, общих сборов, КТД;

  • Оргтехника и расходные материалы, транспортные расходы, бюджетные и внебюджетные средства, привлекаемые для реализации программы;

    1. Пути реализации программы



  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ АКТИВОМ.

  • деятельность районной Школы Актива;

  • обучение школьного актива на местах;

  • консультирование детского актива;

  • организация работы детского актива по самообразованию;

  • участие в районных и областных конкурсах, акция и фестивалях, проводимых ОДО «Содружество»


  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ.

  • оказание помощи школьным активистам в адаптации программы;

  • выпуск методических рекомендаций, методических разработок, методических пособий для школьного детского актива актива.

  • создание положений по проведению районных мероприятий, акций, конкурсов;

  • разработка и внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы с классными коллективами.

  • обеспечение детского актива методическими пособиями в электронном виде на CD-дисках и кассетах.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



  • информирование детских организаций района о деятельности школьной организации «Республика Детства», других детских организаций района и области;

  • информирование педагогических кадров, работающих с детскими организациями об издающихся методических материалах в периодической печати;

  • организация встреч вожатых с целью обмена опытом работы;

  • регулярное освещение деятельности школьной детской организации « Республика Детства» в периодической печати.

Ожидаемый результат


Дети должны уметь: принимать решения в ситуациях морального выбора и уметь нести ответственность за выбранные решения, прежде всего перед собой; уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения); ценить Человека, семью, Отечество, труд, знания, мир, землю.







Положение о действии программы « Республика Детства»

Органы управления

1.Высшим органом управления детским коллективом является президент детской организации. На совете министров утверждается план работы, решение о названии организации, девиза, основных правил жизнедеятельности коллектива. Решение президента - закон для всего коллектива.
2.Главным законодательным и исполнительным органом является Совет Министров, в состав которого входят учащиеся 5-9 классов.
3. Совет министров издает и протоколирует законы организации, следит за исполнением старых, существующих в уставе и в традициях школы.
4. Совет министров собирается не реже одного раза в месяц по мере необходимости.
5. Совет министров руководит и координирует работу штабов классных организаций.

• Детская организация действует на основе Устава.
• Базой создания и деятельности является школа.
• Основным содержанием деятельности детской организации является КТД (коллективно творческое дело).

Девиз: «У каждого своё дело, а вместе мы команда


Права и обязанности членов организации

Каждый член организации имеет право:
1. избирать актив;
2. обсуждать на собраниях все вопросы работы детской организации
3. лично участвовать в собраниях и всех делах организации.
Каждый член организации обязан:
1. активно участвовать в жизни детской организации
2. показывать пример младшим в учении и труде
3. выполнять законы организации
4. доводить до конца каждое начатое дело.
Членство в организации
• Вступать в организацию могут дети 4-8лассов.
• Решение о приеме в организацию принимается на общем собрании.
Организационное строение
Основой организации является отряд из числа детей класса. Отряд определяет свою деятельность, структуру и выборные органы. Далее отряды объединяются в детскую организацию.


Задачи членов детской организации:

  1. Оформлять школу и классные комнаты в духе традиций и достижений Панинской средней школы.

  2. Научиться относиться к школе, как к своему дому. Работать на пришкольном участке. Поддерживать чистоту и порядок вокруг школы.

  3. Помогать людям .

  4. Оказывать шефскую помощь к младшим школьникам. (Помогать организовывать праздники в дошкольной группе и в начальных классах).

  5. Проводить внутри школьную спортивно - массовую работу.

  6. Организовать работу школьного патруля.

  7. Обеспечить эстетику проводимых мероприятий, высокий уровень исполнения в художественной и актерской деятельности.

  8. Вести историко-краеведческую работу по изучению, возрождению и сохранению традиций школы, села, района, области, страны.

9. Выполнять заповеди членов детской организации школы:

1). Делай добро!
2). Бойся обидеть человека!
3).Люби и прощай людей!
4).Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе!
5).Береги честь смолоду!
6). Познай себя и мир!
7). Найди свою цель в жизни!
8). Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
9). Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!
10). В отчаянную годину не теряй веры в себя, сумей сказать:
«Да здравствуй, жизнь!».

Модель психолого-педагогического статуса члена детской организации школы.

Деятельностно - коммуникативная составляющая.
1.Особенности мотивационно - личностной сферы:
- интерес к познавательной деятельности;
- потребность в саморазвитии;
- понимание противоречий между требованиями и возможностями.
2. Особенности поведения и общения:
- взаимодействие с педагогами (отношения с педагогами на уроках и вне, уважение к педагогу);
- взаимодействие со сверстниками (готовность к коллективным формам деятельности, умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем);
- способность к ответственному поведению.
Ценностно-ориентационная составляющая.
1. Особенности системы отношения пионера к миру:
- готовность к социально - ответственному поведению;
- сохранение индивидуальности, обогащение личности смыслом познавательного и социального мотивов деятельности.
2. Отношение к себе:
- устойчивая адекватная самооценка.
3. Отношение к труду:
- эмоционально - положительное восприятие к трудовой деятельности.
4. Отношение к здоровью:
- осознание персональной ответственности за свое здоровье;
- установка на здоровый образ жизни.

ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Члены организации, отряды, отличившиеся в «ходе путешествия», награждаются Почётными грамотами, переходящими дипломами, памятными призами.
Члены организации, нарушившие Законы детской организации, отвечают за нарушения на классном сборе, Совете Министров.



© 2010-2022