Книга для учителя Так много мы должны сказать. .. (классные часы, игровые упражнения, сценарии школьных праздников, 5-9 классы)

Книга для учителя адресована классному руководителю, который работает в 5–9 классах.Книга состоит из четырех разделов, темы которых можно соотнести с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая тема построена по единому принципу: обращение к определению из Толкового словаря – обращение к истории вопроса – обращение к мудрости пословиц и поговорок. Разделы I–III завершают игровые упражнения и интеллектуальная викторина, которые помогут учителю заинтересовать его учеников. Раздел IV – ...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М. Ю. Титкова

Так много мы должны сказать…

Классные часы, игровые упражнения, сценарии школьных праздников

Книга для учителя


Аннотация

Книга для учителя адресована классному руководителю, который работает в 5-9 классах.

Книга состоит из четырех разделов, темы которых можно соотнести с основными направлениями внеурочной деятельности. Каждая тема построена по единому принципу: обращение к определению из Толкового словаря - обращение к истории вопроса - обращение к мудрости пословиц и поговорок. Разделы I-III завершают игровые упражнения и интеллектуальная викторина, которые помогут учителю заинтересовать его учеников. Раздел IV - это сценарии для школьных праздников.

Книга рассчитана на 5-9 классы, то есть на несколько лет работы. Классный руководитель самостоятельно выбирает темы, соответствующие интересам и возрасту его учеников.

Содержание

Предисловие 1

Раздел I. Научно-познавательное направление 1

Тема 1. Для чего нужно образование школьнику? 1

Тема 2. Внешний вид школьника, в том числе форменная одежда 1

Тема 3. Как начиналась русская школа. Основные достижения отечественной педагогики конца X - начала XIX веков 1

Тема 4. День учителя. Константин Дмитриевич Ушинский - «учитель русских учителей» 1

Игровые упражнения по темам 1-4 1

Раздел II. Спортивно-оздоровительное направление 2

Тема 5. Правильное питание - что это такое? 2

Тема 6. Что такое диета? 2

Тема 7. Что такое «фаст-фуд»? 2

Тема 8. Что такое иммунитет? Народные средства поддержания иммунитета 2

Тема 9. Спорт в жизни человека 2

Тема 10. Ох, уж эта любовь… 2

Игровые упражнения по темам 5-10 2

Раздел III. Патриотическое направление 3

Тема 11. Новый год 3

Тема 12. День защитника Отечества 3

Тема 13. Международный женский день 3

Тема 14. День Победы 3

Игровые упражнения по темам 11-14 3

Раздел IV. Художественно-эстетическое направление 4

На КВН предложили вчера 4

День защитника Отечества 4

Международный женский день 4

День Победы 4

Предисловие

Новые школьники… Нам, педагогам, хочется воспитать их хорошими людьми и предостеречь от самых распространенных человеческих ошибок. Поэтому так много мы должны сказать нашим ученикам сейчас - вовремя, постараться объяснить взрослые темы тем языком, который доступен их возрасту…

Учебно-методический комплект (УМК) «Так много мы должны сказать…» автора М. Ю. Титковой состоит из книги для учителя - классного руководителя, который работает в 5-9 классах, и рабочей тетради - конспекта-справочника - для его учеников.

Известно, что грамотно построенный классный час способствует достижению успешных воспитательных результатов (см. табл. 1). Но, как показывает педагогическая практика, у классного руководителя не всегда есть возможность удачно и быстро спланировать классный час, найти необходимый материал, который будет интересен и полезен его ученикам.

Многим педагогам знакомы ситуации, когда школьники путают такие понятия, как «русский» и «советский», «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война», не знают, с какими событиями связаны даты известных праздников… Почему так происходит? Очевидно, какие-то темы требуют дополнительного разъяснения. Для нашего УМК мы выбрали темы, которые способствуют не только расширению кругозора, но и воспитанию милосердия, патриотизма, уважения к истории и культуре нашей страны, а значит, способствуют воспитанию хорошего человека.

Книга для учителя состоит из четырех разделов, темы которых можно соотнести с основными направлениями внеурочной деятельности (см. табл. 1). Каждая тема построена по единому принципу: обращение к определению из Толкового словаря - обращение к истории вопроса - обращение к мудрости пословиц и поговорок. Разделы I-III завершают игровые упражнения и интеллектуальная викторина, которые помогут учителю заинтересовать его учеников. Раздел IV - это сценарии для школьных праздников.

Но не секрет, что «сказанное слово - было да нет, а написанное живет век» [источник не указан]. Как сделать так, чтобы «сказанное слово» учителя не забылось? Мы предлагаем рабочую тетрадь для учеников - конспект-справочник. Рабочая тетрадь, которая содержит вопросы и задания по теме, справочный материал, необходимые иллюстрации, поможет школьнику не только подготовиться к интеллектуальной викторине, но и создать собственный проект. Вопрос для проектной деятельности и возможные источники для поиска информации есть в каждой теме рабочей тетради. Таким образом, деятельность учителя и ученика станет совместной (см. схему 1).

Схема 1

Совместная деятельность учителя и ученика


В УМК представлено 14 тем для классных часов и 14 тем для проектной деятельности, игровые упражнения и 4 сценария для школьных праздников. Это не значит, что все темы должны быть рассмотрены в течение одного учебного года. Неслучайно, УМК рассчитан на 5-9 классы, то есть на несколько лет работы, и предлагаемое планирование (см. табл. 1) не является обязательным. Планирование корректируется классным руководителем, который самостоятельно выбирает темы классных часов и проектов, соответствующие интересам и возрасту его учеников. То же самое можно сказать об игровых упражнениях и сценариях.

Желаем успехов!

Таблица 1

Планирование внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности

Характеристика

деятельности учителя и учеников

Уровни воспитательных результатов

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

Приобретение новых социальных знаний

Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям

Накопление опыта самостоятельного социального действия

Научно-познавательное направление

1

1

Познавательная, проблемно-ценностное общение

дискуссия,

конспект-справочник

Для чего нужно образование человеку?




2

2

Познавательная, проблемно-ценностное общение

дискуссия,

конспект-справочник

Внешний вид школьника, в том числе форменная одежда




3

3

Познавательная, проблемно-ценностное общение

лекция,

конспект-справочник

Как начиналась русская школа? Основные достижения отечественной педагогики конца X - начала XIX веков




4

4

Познавательная, проблемно-ценностное общение

лекция,

конспект-справочник

День учителя. Константин Дмитриевич Ушинский - «учитель русских учителей»




5

Игровая

кроссворды, пословицы и поговорки, интеллектуальная викторина

Игровые упражнения по темам 1-4




Спортивно-оздоровительное направление

5

6

Познавательная

дискуссия,

конспект-справочник

Правильное питание - что это такое?




6

7

Познавательная

дискуссия,

конспект-справочник

Что такое диета?




7

8

Познавательная

дискуссия,

конспект-справочник

Что такое «фаст-фуд»?




8

9

Познавательная

дискуссия,

конспект-справочник

Что такое иммунитет? Народные средства поддержания иммунитета




9

10

Познавательная

беседа,

конспект-справочник

Спорт в жизни человека




10

11

Проблемно-ценностное общение

этическая беседа, конспект-справочник

Ох, уж эта любовь…




12

Игровая

кроссворды, пословицы и поговорки, интеллектуальная викторина

Игровые упражнения к темам 5-10




Патриотическое направление

11

15

Познавательная, проблемно-ценностное общение

краткая история праздника, конспект-справочник

Новый год




12

16

Познавательная, проблемно-ценностное общение

краткая история праздника, конспект-справочник

День защитника Отечества




13

17

Познавательная, проблемно-ценностное общение

краткая история праздника, конспект-справочник

Международный женский день




14

18

Познавательная, проблемно-ценностное общение

краткая история праздника, конспект-справочник

День Победы




19

Игровая

кроссворды, пословицы и поговорки, интеллектуальная викторина

Игровые упражнения к темам 11-14




Художественно-эстетическое направление

15

21

Досугово-развлекательная

школьный КВН

Нам КВН предложили вчера…




16

22

Художественное творчество

школьный праздник

День защитника Отечества




17

23

Художественное творчество

школьный праздник

Международный женский день




18

24

Художественное творчество

школьный праздник

День Победы




Общественно-полезная и проектная деятельность

1

1

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Древнегреческая система воспитания и образования




2

2

Познавательная

поиск соответствующих изображений,

презентация

Как менялась школьная форма в XX веке в России?




3

3

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Иван Федоров - первый русский и украинский книгопечатник. Так ли это?




4

4

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Русские педагоги




5

5

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение, схема

Источники витамина С




6

6

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение, схема

Пирамида питания




7

7

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Русский пекарь и купец Иван Максимович Филиппов




8

8

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение, схема

Источники витамина А




9

9

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Олимпийские игры в Древней Греции




10

10

Познавательная

поиск дополнительной информации и соответствующих изображений, презентация

Жены декабристов (Екатерина Ивановна Трубецкая или Мария Николаевна Волконская)




11

11

Познавательная

поиск необходимой информации, таблица

Славянские названия месяцев




12

12

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Русские победы и герои




13

13

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Женщины - деятели науки и искусства




14

14

Познавательная

поиск необходимой информации, сообщение

Герои Советского Союза в период Великой Отечественной войны




Раздел I

Научно-познавательное направление


Тема 1

Для чего нужно образование человеку?

Цель: объяснить детям, что такое образование, и постараться вызвать у них интерес к учебе.

Ход классного часа

- Здравствуйте! Сегодня первое сентября - День знаний, как принято считать с 1984 года. Поэтому тема сегодняшнего классного часа будет соответствовать этому празднику. Мы попробуем разобраться, для чего нужно образование человеку. Начнем по порядку - с определения.

- Что такое образование?

Заглянем в Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова и прочитаем, что образование - это «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение» [2]. Другими словами, образование - это запас знаний, накопленных за какой-то период времени по определенной учебной программе. В свою очередь, знания - это, по словарю Ожегова, «результаты познания» [2] - то есть результаты обучения (см. схему 1.1).

Схема 1.1

Из чего складывается образование


В школе обучение начинается с первого класса. Первоклассники мало чем отличаются от дошколят - такие же неугомонные и шумные. Кто-то из них привыкает к школе быстрее, кто-то медленнее. У каждого свои способности и характер. Сначала все «первоклашки» хотят быть отличниками, но к 5-му классу бывает по-всякому. Почему? В сборнике Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» есть такие пословицы: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Идти в науку - терпеть муку», «Без муки нет и науки» [3]… Другими словами, знания - это труд, а трудиться ради знаний согласны немногие. Проще играть в игрушки. Возможно, кто-то не очень хорошо понимает, зачем нужны знания человеку… Кто-то думает, что всякие знания появятся с возрастом - сами по себе… А кто-то надеется, что его беззаботное детство будет долгим-долгим… Но в любом случае, если человек ходил в школу и несерьезно относился к учебе, можно считать, что он напрасно потратил время, потому что многое прослушал - то есть недоучился. «Наверстать» можно только отдельные темы, непонятые учеником по уважительным причинам, но не все школьные годы…

Трудно себе представить, но уже в 4 тысячелетии до нашей эры, то есть шесть тысяч лет назад, в государстве Шумер (территория современных государств - Ирака, Турции и Сирии) существовали школы, которые назывались эдубба (e dubba). Конечно, древняя школа очень отличалась от современной. И старшие, и младшие дети учились вместе. Учеба продолжалась целый день. Бумаги еще не было (ее придумают только во II веке до нашей эры в Китае), поэтому ученики лепили из глины дощечки и с помощью заостренной палочки писали то, что им задавал учитель (клинопись). После этого глина высыхала - выполненное задание оставалось надолго. Кстати, название школы - эдубба (e dubba) - по-шумерски означало «дом табличек». Успешные ученики становились писцами (теми, кто умеет писать), а так как грамотных людей было немного, то такая «профессия» была престижной [4; 5-8], [5; 14-24].

‒ А теперь поговорим о современном образовании. Образование бывает средним, средним профессиональным и высшим. После 9 класса, вы получите аттестат (документ) о неполном среднем образовании. Этот аттестат позволит вам продолжить ваше обучение в колледже и получить среднее профессиональное образование. С дипломом (документом) о среднем профессиональном образовании вы сможете поступать в институт или университет, если захотите получить высшее образование. Те ребята, которые останутся в школе, после 11 класса получат аттестат о полном среднем образовании и смогут поступать в институт или университет сразу. А каким будет ваш аттестат - зависит от вас.

Не секрет, что у каждого человека природой заложены свои способности. Школа дает не только знания, но и помогает выявить эти способности. Некоторые не понимают: зачем в школе так много предметов? Да, действительно, кажется, что предметов очень много, но каждый предмет, который проходят в школе, - это только начало какой-то науки. В школе ребенок имеет возможность познакомиться с несколькими предметами и сравнить, что ему интереснее, для того чтобы потом выбрать себе профессию.

Правильный выбор профессии - это очень важный вопрос. Одно дело, когда вы занимаетесь любимой работой и кроме материальной заинтересованности (зарплаты) можете получать еще и удовольствие от работы, а другое дело, когда вы выполняете какую-то скучную, неинтересную вам работу, только потому, что нужны деньги. Следовательно, от правильного выбора профессии зависит ваше дальнейшее настроение: кого-то все вокруг раздражает, а кто-то старается находить в жизни какие-то положительные моменты, которые можно назвать счастьем.

Все спланировать в жизни невозможно, но очень многое в судьбе человека зависит от самого человека. Вы должны понять, что уже сейчас, в школе, начинается ваша будущая карьера.

‒ Кто знает, что такое интеллект?

По определению Толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, интеллект - это «мыслительная способность человека» [2]. А значит, много интеллекта не бывает, и даже если вы не выбираете для своей будущей профессии физику или математику, вы все равно будете иметь представление о том, что это такое. А иметь представление - это и есть интеллект. Интеллект нужен не только работникам умственного труда, но и людям рабочих специальностей, так как любой человек не должен быть неграмотным. Поэтому те, кто несерьезно относился к учебе, - задумайтесь над этими словами.

Важна каждая профессия, которая приносит людям пользу. Хорошо, если выбранная профессия соответствует призванию.

‒ Кто знает, что такое призвание?

В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «призвание» объясняется как «склонность к тому или иному делу, профессии» [2]. Иногда, в силу каких-то обстоятельств, у человека нет возможности работать по призванию, и он вынужден заниматься другим делом. Но в любом случае необходимо, чтобы он разбирался в своей работе и выполнял ее добросовестно - то есть честно. К сожалению, недобросовестные люди встречаются в любой профессии. Такие люди называются «случайными». Плохо, когда человек не приносит пользу обществу, но еще хуже, когда он может причинить вред по причине своего незнания и небрежности. Бойтесь стать «случайным» человеком - приучайтесь к труду уже в школе.

Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» обращается к молодому поколению с таким советом: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» [6]. Сейчас, в детстве, ваша работа - это ваша учеба. Остальные вопросы за вас решают взрослые: родители, государство, учителя... А когда у человека есть все необходимые для учебы условия, то не учиться стыдно - стыдно перед родителями, государством, учителями… Нужно стараться жить и работать так, чтобы хорошие люди вас уважали.

- А плохие?

- Плохие люди не ценят ничто и никого, кроме себя.

А у вас уже есть какие-то мечты о будущей профессии?

Раздел II

Спортивно-оздоровительное направление



Тема 10

Ох, уж эта любовь…

Цель: объяснить детям, что такое любовь и как к ней надо относиться.

Ход классного часа

‒ Что такое любовь?

По определению Толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, любовь - это «глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство» [2].

Наверное, для каждого человека любовь является естественным чувством, которое может появиться в любом возрасте. Помните, как сказано у Александра Сергеевича Пушкина: «Любви все возрасты покорны…»? Но не надо забывать, что любовь должна соответствовать возрасту и, для вас, школьников, любовь не должна быть в ущерб учебе. Если у вас нет профессии, которая сможет обеспечить ваше существование, и даже аттестата, не надо спешить становиться взрослыми раньше времени. Неразумные поступки не сделают вас взрослее, а наоборот - создадут ненужные проблемы. Можно дружить, можно влюбляться и не переступать определенных границ в отношениях. Мы уже не раз говорили, что в XXI веке очень стыдно быть неграмотным или малограмотным человеком. Если у вас есть возможность учиться, то вы должны использовать эту возможность «по полной программе». Вы же хотите нравиться тому человеку, который нравится вам? Значит, следите не только за вашим внешним видом, но и за вашими манерами и вашим интеллектом, потому что для некоторых подростков отсутствие элементарного воспитания и минимального интеллекта, который дает общеобразовательная школа, не является проблемой - это норма их жизни.

‒ Чаще всего первая любовь проходит и потом даже кажется слишком наивной - или смешной, или горькой. Почему? Потому что первая любовь - это первый эксперимент в отношениях людей. У молодых людей нет достаточного жизненного опыта, они не знают друг друга. Пока люди взрослеют, у них меняется характер, меняется внешность, и со временем многие начинают понимать, что они не особенно интересны друг другу. Поэтому, если сейчас вы отложите все свои важные дела ради так называемой любви, это будет вашей большой ошибкой.

Любовь должна быть только ответной. Если вы понимаете, что вам не отвечают взаимностью, то нельзя на этого человека обижаться, бегать за ним и навязывать ему себя, ревновать.

‒ Кто знает, что такое ревность?

В Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «ревность» объясняется как «мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, любви» [2]. Не надо ревновать человека, который вам ничего не обещал, и делать ему какие-то «пакости». Если вам человек не отвечает взаимностью, значит, это не ваш человек. Будет другой, возможно, лучше - у вас вся жизнь впереди… А если вы будете навязываться ему, то вызовите у него не любовь к вам, а раздражение. Кстати, а что говорил народ по этому поводу? В сборнике Владимира Ивановича Даля «Пословицы русского народа» есть такие поговорки: «Насильно люб не будешь», «Насильно мил не будешь» [3]. Примите их за совет.

‒ Некоторым влюбленным парам нравится выставлять свою любовь напоказ, то есть обниматься и целоваться, не обращая внимания на окружающих людей. Они хотят похвалиться своими чувствами, хотят, чтобы им кто-то завидовал, демонстрируют: «Вот, смотрите, как меня любят!» На самом деле, завидовать здесь нечему. Если у двух людей нет элементарного воспитания, то такую пару нельзя назвать красивой влюбленной парой. Снова вспомним народные поговорки: «Хорошо то, что другие хвалят» [3], «Скромность украшает человека» [источник не указан]. Поэтому, когда человек много хвалится - неважно чем или кем, - он не вызывает симпатии окружающих. Настоящие любовные отношения - это личная жизнь человека, которая должна быть закрыта для посторонних.

‒ Но настоящая любовь - явление редкое. «Много хороших, да милого (милой) нет», «Нельзя не любить, да нельзя и не тужить» [3], - так говорит и народная мудрость. Другими словами, каждый раз, когда люди влюбляются, они надеются, что в этот раз их любовь настоящая, и не хотят верить в то, что может быть иначе. Очень часто они придумывают своему избраннику какие-то хорошие качества, которых на самом деле нет, то есть рисуют себе его, выдают желаемое за действительное, а потом со временем понимают, что желаемое не соответствует действительному. Поэтому относитесь к своей влюбленности как к поиску того человека, который вам нужен, и если человек оказался не тем принцем (или не той принцессой), каким (какой) вы его (ее) себе представляли, то не надо делать из этого трагедию. Значит, как мы уже говорили, это не ваш человек. Но этот «поиск» может продолжаться только до тех пор, пока нет семьи, нет детей. А когда есть семья, есть дети, надо учиться сдерживать свои эмоции, потому что предательство разрушает семью…

Но если у вас удачный случай, когда любовь взаимная, то не забывайте и про взаимную ответственность, то есть нельзя быть эгоистом, надо уважать интересы другого человека. Можно придумать очень много вариантов совместного времяпровождения: кино, каток, танцы, компьютерные игры и другое, кроме запретных для вашего возраста экспериментов. Преждевременная интимная близость часто становится ошибкой, о которой потом люди жалеют. Если существует такое понятие как совершеннолетие, то, наверное, это неслучайно. Научитесь сначала думать, что вам уже «можно», а что еще «нельзя», прежде чем совершать какие-то действия. А когда станете совершеннолетними, почитайте соответствующую литературу на тему, как сделать свою интимную жизнь безопасной и как планировать детей. Это важно потому, что дети - не игрушка, и они должны появляться, когда у родителей есть желание и возможность их содержать и воспитывать. Если дети появляются на свет по глупости своих родителей и становятся никому не нужными, значит, их родители - преступники.

В будущем, когда вы решите, что пришло время создать семью, не забывайте, что влюбленность - страсть - явление временное, оно проходит, потому что человек ко всему привыкает. Надо стараться не потерять уважение друг к другу. Если в семье будут взаимные уважение и ответственность, общие интересы, такая семья будет благополучной. Вот что пишет об этом Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном»: «Забота объединяет людей. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого» [6]. Эти слова подтверждают и пословицы «Любовь - кольцо, а у кольца начала нет и нет конца», «Где любовь, там и совет», «Равные обычаи - крепкая любовь» [3]. Получается, что настоящая любовь - это не какой-то временный праздник, а постоянная верность друг другу в самых разных жизненных ситуациях.











Раздел III

Патриотическое направление

Тема 11

Новый год

Цель: познакомить детей с историей новогоднего праздника.

Ход классного часа

Новый год - праздник, который отмечают многие народы. Этот обычай существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры, то есть пять тысяч лет назад. Кстати, древнее государство Шумер (территория современных государств - Ирака, Турции и Сирии), о котором мы узнали, когда говорили о древних школах (см. тему 1), являлось частью Месопотамии.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Месяц январь получил свое название в честь римского бога Януса - бога всех начал. Названия месяцев в Древнем Риме по разным причинам менялись. Например, седьмой и восьмой месяцы получили новые названия - июль и август - в честь римских правителей - Юлия Цезаря и Октавиана Августа. Названия других месяцев тоже имеют свою историю. Эти названия попали в греческий язык, а из него - перешли в русский язык и даже приобрели в русском языке свои пословицы и поговорки (см. табл. 11.1).

Таблица 11.1

Латинские названия месяцев

Месяц

История названия [7]

Пословицы [3]

Январь

в честь римского бога всех начал Януса

Году начало, зиме середка.

Февраль

в честь римского бога подземного царства Фебрууса

Вьюги, метели под февраль полетели.

Март

в честь римского бога войны и охраны Марса

Март сухой да мокрый май: будет каша и каравай.

Апрель

в честь римской богини любви Венеры (Афродиты - Aphros)

В апреле земля преет (то есть сильно потеет).

Март

в честь римской богини плодородия Майесты (Майи)

Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден!

Июнь

в честь римской богинибрака и рождения Юноны (Геры), супруги бога неба Юпитера (Зевса)

Конец пролетья, начало лета.

Июль

в честь римского правителя Юлия Цезаря, который родился в этот месяц

В июле на дворе пусто, да в поле густо.

Август

в честь римского императора Октавиана Августа как месяц, особенно счастливый в его жизни

Август - собериха или припасиха.

Сентябрь

от латинского слова septem - «семь», был седьмым месяцем римского календаря, который до Юлия Цезаря начинался с марта

Холоден сентябрь, да сыт.

Октябрь

от латинского слова octo - «восемь», был восьмым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.

Ноябрь

от латинского слова novem - «девять», был девятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Ноябрьские ночи, до снегу, темны.

Декабрь

от латинского слова decem - «десять», был десятым месяцем римского календаря (до Юлия Цезаря)

Год кончается, а зима начинается.

- А на Руси до конца XV века Новый год начинался в день весеннего равноденствия 20 или 21 марта (в зависимости от года) (как в Древнем Риме до Юлия Цезаря).

‒ Кто скажет, что такое равноденствие?

Равноденствие - это «время в году, когда продолжительность дня и ночи одинаковы» [2].

С 1492 года Новый год стали встречать 1 сентября (как когда-то было принято в Византии).

Учитель может разъяснить школьникам, что Византия - это государство, которое появилось в 395 году в результате разделения Римской империи на западную и восточную части. Восточная часть стала называться Византией. В 1492 году Византия уже не существовала (в 1453 году она была захвачена турецкими войсками), но наша страна считала необходимым продолжать ее традиции.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют 1 января (как в то время праздновали уже во многих странах Европы).

В следующей таблице представлена дополнительная информация о том, когда начинался Новый год на Руси и почему (см. табл. 11.2).

Таблица 11.2

Когда начинался Новый год на Руси и почему

Дата

Имя правителя

Когда начинался

Новый год

Почему

до XV века

20 или 21 марта

день весеннего равноденствия,

ожидание нового урожая

c 1492 (до1698)

Иван III

1 сентября

Семенов день, приближение осени

1700

Петр I

1 января

Россия начинала устанавливать связи с Европой, и расхождение в календарях было неудобно

Учитель может не затрагивать историю календаря, так как это тема - достаточно сложная для классного часа.

Интересно, что сам день - 1 января - не всегда был выходным. Так до 1897 года, а также в период с 1930 по 1947 годы этот день был обычным рабочим днем.

‒ А что еще мы знаем про Новый год?

По традиции в Новый год устанавливается Новогодняя елка. Эта традиция возникла в V веке в Германии, но только с XIX века стала популярной в России и многих других странах. Раньше, то есть до XIX века, у восточных славян (а потом - у русских) особо почитаемым деревом была береза, так как береза, которая распускается весной раньше других деревьев, воспринималась как олицетворение жизненной силы.

- А что еще?

В Новый год приходит Дед Мороз и дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Дед Мороз часто изображается в красной шубе расшитой узорами, в шапке, в валенках, с длинной белой бородой и посохом в руке. Он ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

‒ Кто такой Дед Мороз?

Мороз как природная сила издавна представлялся восточными славянами (а потом - русскими) в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза можно встретить в русских сказках (например, «Морозко»), пословицах и поговорках (например, «Мороз невелик, да стоять не велит», «Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым берегам, по веретейкам (возвышенная, сухая гряда, среди болот или близ берега, образующая в разлив остров)» [3]). Правда, созданный народом образ не похож на знакомого новогоднего персонажа. Например, в известной сказке не Морозко приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, но может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу (сказка «Морозко»).

Тот образ Деда Мороза, к которому мы привыкли, складывается к началу ХХ века. После революции 1917 года Новый год как праздник еще не запрещается. Это произойдет позже - в канун 1929 года, когда Новый год посчитают праздником для богатых людей. Тогда 1 января объявят обыкновенным рабочим днем, а Дед Мороз и другие новогодние традиции будут забыты, но, к счастью, ненадолго. В январе 1937 года, то есть через 8 лет после запрета, Дед Мороз со Снегурочкой будут приветствовать гостей на празднике в московском Доме Союзов.


Раздел IV

Художественно-эстетическое направление


Нам КВН предложили вчера…

(сценарий для школьного КВНа)*

Конкурс «Домашнее задание»

Сценка «Елка в начальной школе или Современный Дед Мороз»

На сцене стоят дети в новогодних масках и ждут появления Деда Мороза. Дальше на сцену выходит человек (ученик), одетый в костюм Деда Мороза, но при этом в джинсах и с наушниками для плеера. В руках у него вместо знакомого мешка с подарками какие-то крупные цветные пакеты из супермаркета. Такой Дед Мороз выходит, прикрыв глаза и пританцовывая под ту музыку, которую он слушает, и не замечает детей вокруг. Затем он останавливается, ставит пакеты на сцену, чтобы переключить плеер, и опять продолжает активно и смешно пританцовывать, получая удовольствие от любимой музыки. Дети сначала смотрят на современного Деда Мороза, не удивляясь ничему, а потом начинают его обсуждать.

1-й ребенок: Добрый Дедушка Мороз

Тоже в джинсы нарядился…

2-й ребенок: Ну и ладно! Он всерьез,

В принципе, не изменился…

3-й ребенок (очень начитанный мальчик):

Для него важней всегда -

В стиле сказочных традиций -

Шуба, шапка, борода,

Валенки и рукавицы.

2-й ребенок: Это, кстати, он учел -

Неслучайно мы сказали:

Вместе: «Вот и Дед Мороз пришел!»

2-й ребенок: Значит - мы его узнали…

1-й ребенок: Если нравится ему

Очень джинсовая мода,

То понятно, почему -

И вопроса нет такого…

2-й ребенок подходит к Деду Морозу, одергивает его за костюм, чтобы он обратил внимание на детей. Дед Мороз открывает глаза, перестает танцевать и убирает наушники - то есть понимает, что он уже пришел и зачем... Ребенок говорит.

2-й ребенок: Если Дедушка Мороз

Приготовил всем подарки,

Значит - есть другой вопрос:

«Что же там - в пакетах ярких?..»

Дед Мороз раздает всем подарки, и танцевать начинают уже все.

Примечание. Автор стихотворений - М. Ю. Титкова.


Литература

1. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2013.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь (любое издание).

3. Даль В. И. Пословицы русского народа (любое издание).

4. Крутецкая В. А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. С. 5-8.

5. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [З. И. Васильева, Н. В. Седова, Т. С. Буторина и др.]; под ред. З. И. Васильевой. - 6-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 14-24; 69, 73, 75-77, 185, 187, 190-195, 251-252, 257; 192-195, 294-295.

6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. Письмо второе. Молодость - вся жизнь! Письмо восемнадцатое. О воспитанности. Письмо двадцать шестое. Учитесь учиться. Письмо седьмое. Что объединяет людей (любое издание).

7. Википедия - свободная энциклопедия // ru.wikipedia.org

8. Сайкова Н. Школьная форма: за и против / Справочник классного руководителя, № 9, 2008. С. 8-9.

9. Энциклопедия здоровья на уроках русского языка. 5-7 классы: занимательные и дидактические материалы / авт.-сост. С. А. Брагина. - Волгоград: Учитель, 2009. С. 112-115.

10. Памятка для родителей. Правила питания школьников / Официальный сайт законодательной думы Томской области // duma.tomsk.ru/page/15747/

11. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. - М.: Дрофа, 2009. С. 150, 155.


© 2010-2022