Час общения по теме Королевство Дружбы и Царство Доброты

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гаврилова О.Н., заместитель директора, школа № 72, г.Липецка

ЧАС ОБЩЕНИЯ

«КОРОЛЕВСТВО ДРУЖБЫ И ЦАРСТВО ДОБРОТЫ»

Предварительная работа: школьники разбиваются на две группы: «Королевство Дружбы» и «Царство Доброты». Каждая из групп должна придумать своему «государству» герб.

Ход мероприятия

Человек, живя среди людей, особенно человек вашего возраста, постоянно испытывает на себе внимание, заботу, доброту окружающих людей, и как бы находится в долгу перед ними. Каждый, кто осознаёт этот долг, старается и сам отдавать другим свою доброту, внимание, тепло. Он постоянно задаёт себе вопрос: «А что я могу??» - и ищет на него ответ в конкретных делах. Но дело в том, что каждый по-своему, в разной степени это понимает и чувствует, следовательно, и по-разному себя ведёт с окружающими. И в результате мы различно судим о людях, об их доброжелательности, красоте. Целью нашей сегодняшней беседы является выявление вашего представления о том, что такое дружба, доброта, человечность и другие качества, которыми должен обладать в жизни, наверное, любой человек. А поможет нам в этом, конечно же, чудо. На мой взгляд , в жизни обязательно должно быть место для чуда, волшебства и сказки.

Звучит песня на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Некий молодой человек шёл по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монетку. Он нагнулся и подобрал её. Пошёл дальше в поиске других монет. И действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь-это грязная дорога, на которой попадаются иногда золотые монеты». Жизнь - это благо, это дар, который даёт человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо, оно зависит от того,

Какого рода содержимым вы наполняете его.

В жизни много красивых и значимых слов, каждое слово несёт в себе определённый смыслом и , может быть, даже заряд энергии. Но сегодня в гостях у Её Величества Жизни - жители двух великих государств - Королевства Дружбы и Царства Доброты. Её Величество Жизнь рада приветствовать вас, уважаемые гости. Каждое государство имеет свой символ - герб. Как же выглядят ваши государственные символы - герб Королевства Дружбы и Царства Доброты? Почему они выглядят именно таким образом?

Учащиеся показывают рисунки гербов, выполненные заранее, дают им характеристику.

Совсем недавно, в связи с Новогодними праздниками, к Её Величеству Жизни пожаловали с визитом жители различных сказок. Среди них бывшие герои сказок Г.Х. Андерсена. Фея Счастья и Фея Печали, как обычно, философствовали, а речь на этот раз шла о дружбе. Её Величество Жизнь хотела услышать их мнение о такой ситуации: «У человека появился новый друг, умный, интересный собеседник, но у него очень вспыльчивый характер». Анализируя эту ситуацию, Фея Счастья сказала следующее: «Дружба - это прекрасно. Они будут общаться, может быть, у них будут общие увлечения». Фея Печали ей противоречила: «Но тогда ему придётся разделить с ним не только радость дружбы, но и проблемы, которые у него есть. Ко всему, у него вспыльчивый характер. Он может обидеть и оскорбить». А что думаете вы, жители Королевства Дружбы и Царства Доброты? Согласны ли вы на такие условия дружбы? Нужно ли вам такое счастье? Почему? (Мнение учеников.) Можно сказать, что счастье всегда выступает в паре со страданием, и эта ситуация сопровождает человека всю жизнь (радость - грусть, удовлетворение - неприятность и т.д.) Но радость испытывает сильнее тот, кто способен к состраданию, духовному усилию, кто помнит, что ради дружбы можно чем-то и пожертвовать.
Подойди, загляни в глаза Видишь, шторм ледяной утих
И плечо его тихо тронь. От тепла твоих верных рук.
На щеке у него слеза На ладонь положи звезду
И обиды в душе огонь. И звезду эту другу дай.
Его боль раздели на двоих Пусть она его вместе с тобой
Помоги ему, он - твой друг. Поведёт в прекрасную даль.
Каждому человеку кажется, что он судит и о себе, и о других правильно, объективно, что он относится к другим людям так, как они этого заслуживают. Но попробуйте понаблюдать за собой, попробуйте вспомнить, какие отзывы чаще всего даёт о своих товарищах, как их оцениваете. Если почти всегда преобладают отзывы критические, а оценки отрицательные, то не исключено, что вам в глаз попал осколок искажающего зеркала, хозяин которого тоже побывал в гостях у Ее Величества Жизни.
Жил-был Тролль - Но всего страшнее то, что,
Не злой, а злой-презлой! Когда оно разбилось,
Как-то зеркало он смастерил, В сто осколков превратилось.
Всё в нём виделось иным: Попадёт осколок в глаз человеку,
Чистый телом и душой В тот же час
В зеркале был злым и грязным! Видит он совсем иначе ...
Не спасёт его ничто! Знала я таких, не скрою,
Горе с ним его родным, - Приходил тролль и ко мне,
Станет грубым он и злым! Только сказка помогла
А сегодня, как во сне, Отличить добро от зла.
Вы в своей жизни встречали немало людей добрых и злых, отзывчивых и равнодушных, лживых и правдивых. И каждый из вас старается решить для себя сам, кто чего стоит в этой жизни. Умеете ли вы разбираться в людях, характеризовать их? Перед вами фотографии различных людей и очень краткое их описание. Посмотрите внимательно на фотографии и дайте им свою характеристику: внешность, черты характера, ваше впечатление о данном человеке.
Группы получают фотографии и через некоторое время дают собственную характеристику людям, изображённым на них. К одной фотографии подпись: «Государственный преступник", к другой - «Герой России». Учащиеся зачитывают характеристики этих людей, а затем обмениваются фотографиями. На фотографиях запечатлён ... один и тот жe человек.
«Вот человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вот человек, что скажешь ты о нём?»
Спросил я у товарища другого, -
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нём плохого?» Р. Гамзатов
Видите, ребята, мы судим о других людях по-разному. А как вы думаете, с какой меркой следует подходить к людям прежде всего?(доброжелательной.) «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего», - писал М. Горький. Старайтесь справедливо оценить другого, ориентируйтесь больше на хорошее. Договорились? Жизнь часто представляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла ... Шанс - это вероятность осуществления чего-либо. Жизнь представляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор, сомневаемся. Потом жалеем об утраченном шансе. И сейчас Ее Величество Жизнь посылает вам шанс, подумайте и примите вместе решение, использовать ли его.

Детям предлагаются ситуации:
1. Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.
2. К вам зашла одноклассница поздравить с днём рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.
Жизнь нас постоянно ставит перед выбором. И порой этот выбор бывает сделать очень трудно. Как поступить? Почему именно так, а не иначе? А если бы я сделал по-другому? Множество вопросов мы задаём себе, спрашиваем совета у друзей, у родителей, принимаем решения сами.
Знай, мой друг,
Вражде и дружбе цену.
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. Р. Гамзатов
Все мы очень разные и внешне, и по характеру, и по способностям. И в различных ситуациях мы ведём себя тоже по-разному. Но сейчас Ее Величество Жизнь предлагает потрудиться всем вместе: и жителям Королевства Дружбы, и жителям Царства Доброты. У каждого в руках список предложений, закончите их:
1. Мне хорошо, когда ...
2. Мне грустно, когда ...
3. Я чувствую себя глупо, когда ...
4. Я чувствую себя неуверенно, когда ...
5. Я боюсь, когда ...
6. Я чувствую себя смело, когда ...
7. Я горжусь собой, когда ...
Несколько минут для того, чтобы закончить его.
Теперь жители двух государств огласят нам тексты, которые они составили. Какие предложения вызвали наибольшее затруднение? Почему?
На протяжении нашего с вами общения вы вспомнили всевозможные человеческие качества, характеризовали внешность и внутреннее состояние людей. Вы будете расти, набираться жизненного опыта, по-иному оценивать поступки людей и свои тоже, нежели это было в детстве. Но всё это впереди, а пока вы - ученики. Я вновь ставлю перед вами задачу, в которой вы, ваши друзья могли или могут оказаться. Высказываться будут жители обоих государств.
1. «Колька - самый задиристый парень во всем дворе. Колька увидел, как попал под машину перебегавший дорогу котёнок. Котёнок погиб, и Колька у всех на глазах разревелся. Спрашивается: будут ли теперь ребята уважать Кольку?
2. Даша и Дима учатся в одном классе. Однажды в классе была контрольная работа по математике, учительница написала на доске задачи и сказала Даше (она была дежурная) никого не впускать в класс на перемене. Но к Даше подошёл Дима и попросил её пустить его в класс. Он хотел заранее посмотреть, какие будут задачи, потому что боялся, что не сможет их решить на уроке и получит оценку «2», а дома его будут сильно ругать и накажут. Даша подумала и сказала ...

Высказывают своё мнение и делают выводы. «Монолог о дружбе» Л. Измайлов..
Людям свойственно мечтать. Каждый из нас мечтает о чём-то своём ... О чём? О хорошем должны мечтать люди. Я уверена, что все ваши мечты полны радости, любви, добра и никто из вас не желает окружающим зла. Может быть, какие-то мечты у вас уже сбылись. А другим суждено сбыться в далёком будущем. И каждый час, каждый день приближает вас к осуществлению вашей мечты. И мечты обязательно сбудутся, как сбылась когда-то мечта юной Ассоль.
Ребятам предлагается посмотреть отрывок из фильма «Алые паруса».
Какой вывод можно сделать из увиденного вами сюжета? Каждого в жизни ждут свои алые паруса, и жизненная задача состоит как раз в том, чтобы дождаться, приближая их силой своего стремления к ожидаемому. Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Решает это каждый сам для себя. В течение всего разговора на столе горела свеча, как символ света, теплоты и жизни. Зажгите и вы у себя свечи, как символы маячков, указывающих путь вашим кораблям жизни.
Учащиеся зажигают свечи, звучит музыка.
Уважаемые жители Королевства Дружбы и Царства Доброты, я предлагаю вам продолжить ваше путешествие по морю жизни. Но чтобы ваше путешествие было интересным и удачным, наполните паруса ваших кораблей добрыми делами и поступками.
Раздаются «корабли», на парусах которых предлагается написать качества характера, которыми должен обладать любой человек. Даётся несколько минут, В это время звучит песня из к/ф «Земля Санникова».
А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к своей пристани добрых дел. (Учащиеся прикрепляют «корабли» к доске.)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки про гулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?»
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну и все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год ...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны. Л. Измайлов

Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны. Л. Измайлов









© 2010-2022