О взаимодействиях учителя и ученика

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О взаимоотношениях учителя и ученика…

Мне кажется, что с того самого дня, когда я впервые переступила порог школы в качестве учителя, моя жизнь сильно изменилась. Вместо балованной школьницы и весёлой студентки появилась строгая, но справедливая учительница. Всё, что когда-то жило во мне в школе, потом привело в педагогическое училище и в педагогический институт, превратило меня в человека, который не имеет право на подлость, чёрствость и равнодушие. Раньше я только стремилась к этому, а теперь просто не могу иначе.

Считаю, что взаимоотношения учителя и ученика во многом зависят от личности учителя. Есть просто учителя, а есть педагоги. Просто учитель может дать своим слушателям известное количество сведений, из чего не следует, что он способен воспитывать их. Из одних знаний человека не слепишь. Педагоги - прежде всего воспитатели, морально, нравственно, этически и эстетически влияющие на детей. Значит, педагог обязан быть личностью нравственной, человеком честным, поступать так, как говорит. Получился идеальный портрет. А легко ли постоянно владеть собой, когда перед тобой два десятка беспокойных непосед? Дома родители от одного единственного устают, зачастую не могут справиться. Но эти мамы и папы не пошли в учителя, а я выбрала эту профессию, значит, надо уметь владеть собой. Учитель обязан быть терпеливым и сдержанным, уметь перевоплощаться, как актёр. И как машинист, вести поезд, какое бы у него ни было настроение.

Да, труд учителя неимоверно труден. Но, мне кажется, если у человека есть призвание, оно не меркнет с годами, потому что не может исчезнуть любовь к детям. Известный русский невропатолог Бехтерев говорил: « Если больному после развода с врачом не становится легче, то это не врач». Я, перефразировав эти слова, скажу так: « Если после разговора с учителем ребёнок не почувствует себя обогащённым, если его напряжённость не снимается, если плохое настроение не проходит, то это не учитель».

На одном из классных часов предложила своим учащимся поразмышлять, как далеки друг от друга учитель и ученик. Вот выдержки из ответов. « Они очень близки, они рядом. Человека творят мама, папа и учитель». «Учитель и ученик иногда меняются местами. Хороший учитель говорит, что он больше ученик, чем учитель». «Учитель и ученик всегда в одной лодке». «Учитель для меня - путеводная звезда, ведь детям в жизни всегда нужен компас». «Учитель и ученик должны быть ближе друг к другу, ведь они идут по одному пути». Действительно, расстояние между учителем и учеником не сможет измерить ни одна даже самая тонкая линейка. Это не разница возраста или характера, не количество двоек, не дружба или вражда. По - моему, учитель - ученик - это единственный организм, который дышит одним воздухом, живёт одним сердцем. Сразу вспоминается маленький принц и его слова: « Самого главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце».

Так при каких же условиях возможна психологическая совместимость учителя с учениками? Уверена, основное условие - педагогический такт. Как никто другой, учитель должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей. А ещё соблюдать такие этические принципы: пресекать попытки унижения человеческого достоинства ученика; учить детей чувствовать чужое горе; доверять мнению коллектива учащихся; не превращать оценку в средство запугивания; не вынуждать ученика извиниться перед старшим тогда, когда причиной возникновения конфликта был не он.

У Шота Руставели есть строки: « Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал - то твоё». Я стараюсь отдать всё, что могу: знания, любовь, заботу, но я намного больше получаю от своих учеников: они дают мне огромный жизненный заряд.

Тупицина Н.Н. учитель технологии

МКОУ Перелешинская СОШ

Панинского муниципального района


© 2010-2022